№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Повторение. Звуки и буквы. Текст-16 часов | |||||
1 | Повторение. Звуки и буквы. Текст | 1 | Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв. Выполнение упражнений, отрабатывающих данные правила | Различают и соотносят звук и букву. Рассматривают рисунок в учебнике и следят за чтением диалога. Присоединяются к обсуждению диалога с одноклассниками. Выполняют письменные упражнения | Различают и соотносят звук и букву. Выбирают себе напарника. Читают диалог о звуках и буквах в учебнике по ролям. Обсуждают с одноклассниками содержание диалога. Выполняют письменные упражнения |
2 | Гласные и согласные. Алфавит | 1 | Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв, гласных и согласных звуков по их существенным признакам. Проведение звукового анализа слова, схематичного обозначения звуков. Заучивание правильное произношение букв в алфавите. Написание алфавита в тетради строчными буквами | Различают на слух гласные и согласные звуки с опорой на схемы звукового анализа слова. Называют буквы алфавита с опорой на зрительный материал. Переписывают из упражнения алфавит строчными буквами | Различают на слух гласные и согласные звуки. Проводят звуковой анализ слов, выделяют в словах упражнения учебника первые буквы: гласные отмечают красным кружком, согласные подчеркивают. Называют буквы алфавита по памяти. Записывают в тетрадь слова загадок по алфавиту. Пишут в скобках отгадки. Подчеркивают слова, в которых букв больше, чем звуков |
3 | Несовпадение звука и буквы в слове | 1 | Определение соотнесения звука и буквы под ударением и несоответствия в безударном положении. Вывод о необходимости проверки безударного гласного в слове. Использование способа проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения (я сомневаюсь, поэтому проверяю определенным способом). Ознакомление со словарным словом: пассажир, обозначение ударения, указание количества слогов, указание в слове места, где звуки и буквы не совпадают. Определение таких букв (орфограммы). Составление предложения с данным словом | Указывают на соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствие в безударном положении. Используют способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения (я сомневаюсь, поэтому проверяю определенным способом) с опорой на орфографический словарь. Подчеркивают орфограммы в словах из словаря | Указывают на соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствие в безударном положении. Делают вывод о необходимости проверки безударного гласного в слове. Используют способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения (я сомневаюсь, поэтому проверяю определенным способом). Проверяют по словарю правильность записанных слов. Приводят примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Подчеркивают орфограммы в словах из словаря |
4 | Твердые и мягкие согласные перед буквами: и, е, ё, ю, я | 1 | Различение на слух и четкое произнесение твердых и мягких согласных. Различение на письме: — какие гласные пишутся после твердых согласных ?; -какие гласные пишутся после мягких согласных ? | Определяют на слух и четко произносят твердые и мягкие согласные. Закрепляют правило правописания твердых и мягких согласных с использованием памятки. Списывают упражнение. Выбирают нужные гласные для твердых и мягких согласных с помощью учителя | Определяют на слух и четко произносят твердые и мягкие согласные. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Упражняются в написании твердых и мягких согласных в заданиях учебника |
5 | Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | 1 | Активизирование знаний в области обозначения мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я по их существенным признакам. Формирование правильного написания мягкого знака (ь) на конце и в середине слова. Доказательство правильной постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Ознакомление со словарным словом: область, обозначение ударения, выделение орфограммы, составление и запись предложения с данным словом | Списывают сказку из упражнения учебника, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают в словах мягкие согласные двумя чертами | Списывают сказку из упражнения учебника, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают в словах мягкие согласные двумя чертами. Доказывают правильность постановки мягкого знака (ь) в слове по данному образцу рассуждения |
6 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) | 1 | Выделение на письме разделительного мягкого знака (ь) в словах. Упражнение в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком (ь). Доказательство правильности написания данных слов. Повторение правила переноса слов с разделительным мягким знаком (ь) | Упражняются слышать и записывать слова с разделительным мягким знаком (ь). Повторяют правила переноса слов с разделительным мягким знаком (ь) с использованием таблицы. Выполняют упражнения с помощью учителя | Объясняют написание разделительного мягкого знака (ь) в словах. Упражняются в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком (ь). Доказывают правильность написания данных слов. Повторяют правила переноса слов с разделительным мягким знаком (ь). Выполняют упражнения, отрабатывающие данные правила |
7 | Текст. Различение текста и не текста | 1 | Установление связи предложений по смыслу. Различение текста и нескольких отдельных предложений. Объяснение различий текста и отдельных предложений. Оглавление и списывание текста | Связывают предложения по смыслу. Различают небольшой текст и несколько отдельных предложений. Списывают текст и озаглавливают с помощью учителя | Связывают предложения по смыслу. Объясняют различия текста и нескольких отдельных предложений. Объясняют эти различия. Озаглавливают и списывают текст самостоятельно |
8 | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова | 1 | Различение звонких и глухих согласных на слух. Сравнение, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказательство правильности написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Изменение слова для проверки сомнительного согласного | Определяют звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Изменяют слово для проверки сомнительного согласного по образцу учебника | Определяют звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывают правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Изменяют слова для проверки сомнительного согласного |
9 | Ударные и безударные гласные в слове | 1 | Сравнение, как произносятся гласные под ударением, без ударения. Определение ударных и безударных гласных в слове. Объяснение правописания безударных гласных в словах | Различают, как произносятся гласные под ударением, без ударения. Выделяют ударные и безударные гласные в словах. Ставят знак ударения и подчёркивают безударные гласные в словах упражнения учебника | Различают, как произносятся гласные под ударением, без ударения. Выделяют ударные и безударные гласные в словах. Объясняют правописание безударных гласных. Ставят знак ударения и подчёркивают безударные гласные в словах упражнения учебника |
10 | Проверка безударных гласных в слове | 1 | Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв, гласных ударных и безударных звуков по их существенным признакам. Умение определять ударные и безударные гласные в словах. Объяснение правописания безударных гласных. Подбор проверочных слов по образцу | Изменяют слово для проверки безударной гласной с помощью учителя. Подбирают проверочные слова по образцу учебника. Объясняют правописание безударных гласных в словах. Для этого используют слова в рамке учебника | Изменяют слово для проверки безударной гласной. Объясняют правописание безударных гласных в словах. Подбирают проверочные слова по образцу учебника. Делают вывод о том, как надо писать безударные гласные |
11 | Текст. Определение темы текста. Заголовок | 1 | Определение темы текста. Упражнение в отражении темы текста в заголовке. Рассуждение о необходимости заголовка в тексте рассказа, стихотворения, сказки | Отвечают, о чем рассказывается в тексте с опорой на сюжетные картинки. Выбирают один заголовок текста из трех предложенных вариантов в упражнении учебника | Отвечают, о чем рассказывается в тексте и отражают тему в заголовке. Объясняют свой выбор. Записывают текст с заголовком из упражнения учебника. Вставляют пропущенные орфограммы в текст упражнения учебника и объясняют их правописание |
12 | Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | Минутка чистописания. Объяснение правописания безударных гласных, сомнительных согласных. Подбор проверочных слов по образцу учебника | Списывают текст упражнения учебника. Комментируют по очереди с одноклассниками орфограммы в каждом предложении текста упражнения | Списывают текст упражнения учебника. Комментируют по очереди с одноклассниками орфограммы в каждом предложении текста упражнения. Объясняют правописание выделенных слов упражнения, называют орфограммы, подчёркивают в словах названные орфограммы |
13 | Закрепление знаний. Упражнения на правописание безударных гласных в словах | 1 | Выделение в словах орфограммы. Объяснение правописания безударных гласных в словах, подбор проверочных слов | Определяют орфограммы в словах с опорой на наглядный материал. Объясняют правописание безударных гласных в словах, подбирают проверочные слова по образцу учебника | Определяют орфограммы в словах. Объясняют правописание безударных гласных в словах, подбирают проверочные слова |
14 | Контрольный диктант (входной) по теме «Звуки и буквы. Текст» | 1 | Проверка знаний обучающихся. Применение на практике полученных знаний. Выделение в словах орфограммы | Списывают текст диктанта. Выполняют задание контрольной работы, пользуясь алгоритмами изученных правил | Пишут текст под диктовку. Выполняют задания контрольной работы. Применяют изученные правила самостоятельно |
15 | Работа над ошибками диктанта. Деловое письмо. Адрес | 1 | Выделение и проверка допущенных ошибок. Формирование понятия «адрес». Пополнение тематического словаря. Тренировочные упражнения в записи адресов. Перечисление всех адресных данных, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях | Объясняют допущенные ошибки диктанта с опорой на образец. Упражняются в списывании адресов по образцу в рабочей тетради | Объясняют допущенные ошибки диктанта. Упражняются в записи адресов. Перечисляют все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях |
16 | Коллективное составление рассказа по серии картинок | 1 | Определение темы текста. Коллективный подбор заголовка к тексту. Отражение темы текста в заголовке | Подбирают тему текста с опорой на сюжетные картинки. Записывают подходящий заголовок к тесту, выбранный одноклассниками. Списывают текст с карточки. Читают списанный текст учителю | Подбирают тему текста и отражают ее в заголовке. Выбирают заголовок к тексту. Записывают текст по серии картинок. Соотносят основную мысль текста и заголовок. Читают получившийся заголовок и текст одноклассникам |
Предложение. Текст – 17 часов | |||||
17 | Выражение в предложении законченной мысли | 1 | Выражение мысли посредством предложения. Умение выделять предложение из текста. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Окончание мысли в предложении по-разному с помощью рисунков | Доносят свою мысль посредством предложения с помощью уточнений учителя. Оканчивают мысль в простом предложении по-разному с помощью рисунков и уточнений учителя. Списывают предложение с печатного текста | Высказывают мысль посредством предложения и определяют предложение в тексте. Выделяют предложение из текста. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Завершают мысль в предложении по-разному с помощью рисунков. Оформляют на письме получившееся предложение |
18 | Распространение предложений | 1 | Минутка чистописания. Умение аргументированно выражать мысль в предложении. Распространение предложений в тексте упражнения учебника | Добавляют уточняющие слова в предложения в тексте упражнения с помощью вопросов учителя. Рассматривают рисунок сказки в учебнике и читают кратко записанную сказку | Выражают мысль в предложении и распространяют предложения в тексте упражнения учебника. Записывают получившийся текст |
19 | Порядок слов в предложении | 1 | Минутка чистописания. Закрепление умения выделять предложения из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении | Выделяют предложения из текста, делят текст на предложения. Записывают получившийся текст. Продолжают текст с помощью уточняющих вопросов учителя | Выделяют предложения из текста, делят текст на предложения. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Продолжают текст, составляя из данных слов предложения |
20 | Связь слов в предложении | 1 | Грамматическая разминка. Объединение слов по смыслу с помощью вопросов «Где? Куда? Откуда?» Расположение слов в предложении в определённом порядке | Связывают слова по смыслу с помощью вопросов. Упражняются в распределении набора слов в определенном порядке. Слушают составленные предложения одноклассников | Связывают слова по смыслу с помощью вопросов, изменяя форму слов. Употребляют слова в предложении в определенном порядке. Записывают получившиеся предложения и читают их одноклассникам |
21 | Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое | 1 | Минутка чистописания. Определение сказуемого в предложении по вопросам «Что делает? Что делал? Что сделает?» Выделение названий действий в каждом предложении. Различие сказуемого по значению и вопросам | Ставят вопросы к выделенным учителем словам в предложении печатного текста по вопросам «Что делает? Что делал? Что сделает?» Подчеркивают двумя чертами названия действий в каждом предложении упражнения учебника с опорой на представленный образец | Находят сказуемое в предложении по вопросам «Что делает? Что делал? Что сделает?» Различают сказуемое по значению. Подчеркивают двумя чертами названия действий в каждом предложении упражнения учебника. Подбирают вместо вопросов по смыслу пропущенные сказуемые в упражнении учебника |
22 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Определение подлежащего в предложении по вопросам к тому, кто совершает действие – «Кто? Что?» Различие подлежащего по значению и вопросам | Выделяют подлежащее в предложении вопросам к тому, кто совершает действие – «Кто? Что?» Подчеркивают подлежащие одной чертой в предложениях из упражнения учебника с опорой на представленный образец | Выделяют подлежащее в предложении по вопросам к тому, кто совершает действие. Различают подлежащее по значению. Подчеркивают подлежащие одной чертой в предложениях из упражнения учебника |
23 | Второстепенные члены предложения | 1 | Знакомство с главными и второстепенными членами предложения. Выделяют второстепенные члены предложения, задавая вопросы от подлежащего и сказуемого | Упражняются различать главные и второстепенными члены предложения с опорой на схему учебника. Выделяют второстепенные члены предложения по вопросам с помощью учителя | Различают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют второстепенные члены предложения, задавая вопросы от подлежащего и сказуемого. Подчёркивают в предложениях подлежащее, сказуемое и второстепенные члены |
24 | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 1 | Отличие предложение от текста. Деление текста на предложения. Определение границ предложений. Правильное обозначение на письме начала и конца предложения | Упражняются выделять предложение в тексте. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения с помощью учителя | Выделяют предложение в тексте. Отличают предложение от текста. Делят текст на предложения. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения |
25 | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 1 | Различение предложения и текста. Продолжение мысли в предложении. Деление текста на предложения. Определение границ предложений. Правильное обозначение на письме начала и конца предложения | Сравнивают предложение и текст в учебнике. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения. Составляют предложения к рисунку учебника | Сравнивают предложение и текст в учебнике. Отличают предложение от текста. Делят текст на предложения. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения. Составляют предложения к рисунку учебника |
26 | Разные по интонации предложения. Активизация внимания на знаках препинания в конце предложений | 1 | Минутка чистописания. Выделение разных по интонации предложений. Упражнения в выразительном чтении предложений. Постановка знаков препинания в предложении в зависимости от интонационной окраски | Определяют разные по интонации предложения, с опорой на интонацию учителя. Упражняются в выразительном чтении предложений. Упражняются в постановке знаков препинания в конце предложения в зависимости от интонационной окраски | Определяют разные по интонации предложения. Упражняются в выразительном чтении предложений. Ставят знаки препинания в конце предложений в зависимости от интонационной окраски |
27 | Вопросительные предложения | 1 | Формирование умения соблюдать вопросительную интонацию. Знание вопросительных слов. Ознакомление со словарными словами: здравствуй, до свидания, благодарю, правильная постановка ударений, запоминание орфограмм. Составление и запись предложений с данными словами | Используют вопросительные слова с опорой на памятку. Записывают вопросительные предложения, подчеркивая вопросительные слова и вопросительные знаки. Проговаривают и записывают «вежливые» слова из упражнения в учебнике | Используют вопросительные слова и произносят предложения с соответствующей интонацией. Записывают вопросительные предложения, подчеркивая вопросительные слова и вопросительные знаки. Записывают «вежливые» слова из упражнения в учебнике |
28 | Восклицательные предложения | 1 | Формирование умения соблюдать восклицательную интонацию. Знание восклицательных слов. Различение на слух восклицательной и вопросительной интонации | Упражняются произносить предложения с восклицательной интонацией с опорой на знаки препинания. Списывают восклицательные предложения, подчеркивая восклицательные слова и восклицательные знаки. В случае затруднения обращаются за помощью учителя | Произносят предложения с восклицательной интонацией. Записывают восклицательные предложения, подчеркивая восклицательные слова и восклицательные знаки. Различают на слух восклицательную и вопросительную интонации |
29 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | Умение соблюдать повествовательную интонацию. Выделение предложений по интонации. Сравнение их, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений). Ознакомление со словарным словом: облако, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом | Различают предложения по интонации с опорой на знаки препинания. Упражняются в соблюдении повествовательной интонации по подражанию интонации учителя | Различают предложения по интонации. Ставят знаки препинания. Сравнивают предложения, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений) |
30 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | Умение соблюдать повествовательную интонацию. Выделение предложений интонационно. Сравнение их, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений). | Различают предложения по интонации с опорой на знаки препинания. Упражняются выделять восклицательные или вопросительные слова в начале предложения упражнения учебника | Различают предложения по интонации. Знают знаки препинания. Сравнивают предложения, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений) в упражнении учебника |
31 | Деловое письмо. Поздравление | 1 | Минутка чистописания. Изучение общепринятого плана поздравления. Перечисление всех частей поздравлений, которые необходимо указывать при написании поздравлений. Расположение обращения, поздравления, пожелания, подписи в нужной последовательности | Читают план поздравления. Записывают по плану текст из упражнения «Рабочей тетради» с соблюдением расположения частей текста. Знакомятся со схемами предложения-поздравления и предложения – пожелания в «Рабочей тетради» | Читают план поздравления. Записывают по плану текст из упражнения «Рабочей тетради» с соблюдением расположения частей текста. Знакомятся со схемами предложения-поздравления и предложения – пожелания в «Рабочей тетради». Подписывают поздравления от имени героев сказок |
32 | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. | 1 | Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдение правильной расстановки знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Ознакомление со словарным словом: каникулы, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом | Записывают диалоги с дополнением ответа на вопрос собеседника по схеме. Упражняются в точности интонирования реплик диалога при его чтении с опорой на интонацию учителя | Записывают диалоги с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдают правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении |
33 | Предложение. Закрепление знаний. Тест | 1 | Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Следование правильной расстановке знаков препинания и точности интонирования реплик диалога при его чтении | Записывают диалоги с дополнением ответа на вопрос собеседника по схеме. Подчеркивают знаки препинания в конце предложений упражнения учебника | Соблюдают правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Подчёркивают главные и второстепенные члены предложения в упражнении учебника |
Состав слова. Текст – 33 часа | |||||
34 | Корень и однокоренные слова | 1 | Активизирование знаний в области уточнения представления о корне слова как о главной части основы слова, в области определения общей части слова – корня в словах. Нахождение однокоренных родственных слов, определение корня в родственных словах. Выделение устное и графическое на письме части слова — корень. Выполнение упражнений, закрепляющих данное правило | Упражняются в подборе однокоренных родственных слов. Определяют в них корень с опорой на образец учебника. Выделяют графически на письме корень в однокоренных словах по инструкции учителя | Подбирают однокоренные родственные слова. Определяют в них корень. Выделяют устно и графически на письме корень в однокоренных словах |
35 | Общее и различия в значении однокоренных слов | 1 | Выделение общего корня в группе однокоренных слов. Сравнение значения данных слов. Ознакомление со словарными словами: граница, охрана, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом | Читают слова в рамке учебника. Записывают однокоренные слова. Сравнивают значение данных слов с помощью учителя | Доказывают принадлежность слов к одному корню. Соединяют слова с их значением. Записывают однокоренные слова, объясняют их значение |
36 | Включение однокоренных слов в предложения | 1 | Минутка чистописания. Подбор по смыслу однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения | Выделяют корень в однокоренных словах учебника с опорой на схему. Подчеркивают однокоренные слова. Списывают предложения с однокоренными словами с печатного текста | Выделяют корень в однокоренных словах учебника. Подчеркивают однокоренные слова. Вставляют пропущенные однокоренные слова в упражнение учебника Выбирают заголовок к тексту учебника. Озаглавливают текст и записывают его. |
37 | Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. | 1 | Орфографическая минутка. Знакомство с изменяемой частью слова – окончанием. Выделяют окончания в словах, различая его по функции | Списывают слово в разных формах с печатного текста. Подчеркивают часть слова, которая менялась. Упражняются в выделение окончания на письме | Выписывают слово из упражнения учебника в разных формах. Подчеркивают часть слова, которая изменялась. Упражняются в выделение окончания на письме. Определяют, как изменяются слова в словосочетаниях |
38 | Установление связи между словами с помощью окончания | 1 | Минутка чистописания. Установление связи между словами с помощью окончания. Объединение слов по смыслу | Выделяют окончания с опорой на образец. Составляют предложения к рисунку учебника, используя полученные словосочетания. | Выделяют окончания, которые помогли связать слова по смыслу. Составляют предложения к рисунку учебника, используя полученные словосочетания. Упражняются в устной постановке вопросов к словам в словосочетаниях |
39 | Приставка. Приставка как часть слова | 1 | Минутка чистописания. Знакомство с приставкой. Выделение части слова, стоящей перед корнем | Составляют небольшой рассказ к картинкам учебника, используя слова под рисунками, записывают с опорой на них. Списывают однокоренные слова. Подчеркивают выделенные учителем части слов, которые стоят перед корнем | Составляют небольшой рассказ к картинкам учебника, используя слова под рисунками, записывают его. Подчеркивают части слов, которые стоят перед корнем. Называют два однокоренных слова с разными приставками |
40 | Тест по теме «Корень и однокоренные слова» | 1 | Выполнение заданий теста. Применение на практике полученных знаний | Переписывают текст. Обозначают разные части слова, используя таблицу и правила учебника | Выделяют и записывают предложения из теста, обозначают изученные части слова |
41 | Работа над ошибками теста. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Исправление ошибок, допущенных в тесте. Подготовка к словарному диктанту | Выполняют работу над ошибками, используя наглядную и словесную инструкцию учителя. Вставляют пропущенные буквы в словарные слова на карточке | Выполняют работу над ошибками. Пишут словарный диктант, подчеркивая непроверяемые безударные гласные в словах |
42 | Изменение значения слова в зависимости от приставки | 1 | Образование слов при помощи приставок: в-, вы-, пере-, за-, от-. Образование слов при помощи приставок с новым значением. Выделение в словах разных приставок | Создают новые слова при помощи приставок: в-, вы-, пере-, за-, от-, объясняя их значение с помощью учителя. Списывают пословицы с приставками из упражнения учебника. Выделяют в них приставки | Создают новые слова при помощи приставок: в-, вы-, пере-, за-, от-. Объясняют их значение. Изменяют слова с помощью приставки, записывают их, выделяя разные приставки |
43 | Приставка и предлог | 1 | Нахождение различия между приставками и предлогами. Подбор вспомогательного слова между предлогом и словом | Списывают текст предложения в учебнике. Выделяют в словах приставки, подчеркивают предлоги. Выписывают слова с приставками и предлоги со словами. Обозначают приставки и подчеркивают предлоги | Списывают текст предложения в учебнике. Выделяют в словах приставки, подчеркивают предлоги. Выписывают слова с приставками и предлоги со словами. Обозначают приставки и подчеркивают предлоги. Устно вставляют другие слова между предлогом и словом. Объясняют отличие предлога от приставки. Доказывают, что предлоги с другими словами пишутся отдельно |
44 | Суффикс. Суффикс как часть слова | 1 | Знакомство с новой частью слова – суффикс. Выделение суффиксов: –ик-, -ниц-, -к-, -ак- в словах. Образование новых слов при помощи суффиксов | Объясняют, какое место в словах занимает новая часть слова – суффикс Выделяют в словах суффиксы: ик-, -ниц-, -к-, -ак- с помощью правила учебника. Подбирают однокоренные слова и записывают их по образцу учебника. | Объясняют, какое место в словах занимает новая часть слова – суффикс. Выделяют в словах суффиксы: – ик-, -ниц-, -к-, -ак-. Образуют новые слова при помощи суффиксов. Находят в тексте упражнения однокоренные слова. Выделяют в них корень и суффикс |
45 | Изменение значения слова в зависимости от суффикса | 1 | Минутка чистописания. Образование слов с новым значением при помощи суффиксов. Накопление словаря однокоренными словами с разными суффиксами. Включение их в предложения | Списывают слова с карточки. Выделяют суффиксы в слове. Запоминают однокоренные слова с разными суффиксами | Создают слова с новым значением при помощи суффиксов. Пополняют свой словарный запас однокоренными словами с разными суффиксами. Включают эти слова в предложения |
46 | Правописание безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне слова | 1 | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне слова, применяя правило учебника | Вставляют безударную гласную в корне слова. Применяют правило правописания безударных гласных в корне слова с опорой на правило учебника | Вставляют безударную гласную в корне слова. Изменяют форму слова для проверки безударной гласной, применяя правило учебника |
47 | Правописание безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне слова | 1 | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне, применяя правило учебника | Вставляют безударную гласную в корне слова. Применяют правило правописания безударных гласных в корне слова с опорой на правило учебника | Вставляют безударную гласную в корне слова. Изменяют форму слова для проверки безударной гласной, применяя правило учебника |
48 | Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов | 1 | Минутка чистописания. Активизация внимания на единообразном написании гласных в корне однокоренных слов | Прочитывают ряды однокоренных слов, называют корень в упражнение учебника. Выбирают и записывают две группы однокоренных слов. Выделяют корень с опорой на образец. | Прочитывают ряды однокоренных слов, называют корень в упражнение учебника. Выбирают и записывают любые пять групп однокоренных слов. Выделяют корень. Подчеркивают в нем конечную согласную. Сравнивают произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов: как они произносятся и как пишутся |
49 | Слово-корень с ударной гласной | 1 | Минутка чистописания. Чтение рядов однокоренных слов. Подбор проверочного слова-корня к ряду однокоренных слов | Читают ряды однокоренных слов. Называют ударную гласную в корне. Списывают с печатного текста однокоренные слова и вставляют безударную гласную в корне слова с опорой на образец | Находят в тексте учебника слово-корень. Называют ударную гласную в корне. Записывают однокоренные слова и вставляют безударную гласную в корне слова Подбирают проверочное слово-корень |
50 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | Упражнения по подбору проверочных и проверяемых слов в группе однокоренных слов. Ознакомление со словарным словом: север, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом | Списывают ряды однокоренных слов из упражнения в учебнике. Выделяют в словах корень. Ставят ударение. Подчеркивают в каждом предложении два однокоренных слова, выделяют общий корень. Выбирают проверяемое слово и проверочное с опорой на алгоритм в учебнике | Выполняют упражнение в учебнике. Выделяют в словах корень. Ставят ударение. Подчеркивают в каждом предложении однокоренные слова, выделяют общий корень. Выбирают проверяемое слово и проверочное. Объясняют свой выбор |
51 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | Упражнения по подбору проверочных и проверяемых слов в группе однокоренных слов | Находят проверяемое слово и проверочное с опорой на алгоритм в учебнике. Записывают в тетради проверяемое и проверочное слово | Находят проверяемое слово и проверочное. Объясняют свой выбор. Записывают в тетради проверяемое и проверочное слово |
52 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне» | 1 | Проверка знаний обучающихся. Применение на практике полученных знаний | Списывают текст по предложениям. Сверяют запись в тетради с текстом в учебнике. Выполняют грамматическое задание: выделяют безударные гласные в корне слова | Выполняют упражнения по вариантам. Проверяют запись с опорой на памятку. Выполняют грамматические задания |
53 | Работа над ошибками. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Выполнение работы над ошибками диктанта. Повторение правописания словарных слов | Делают работу над ошибками, используя наглядную и словесную инструкцию учителя. Вставляют пропущенные буквы в словарные слова на карточке | Делают работу над ошибками. Записывают словарные слова под диктовку учителя с выделением изученных орфограмм |
54 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверка сомнительной согласной в корне слова при помощи гласной с добавлением окончания | Подчеркивают сомнительные гласные в упражнение учебника. Проверяют сомнительную согласную в корне с помощью гласной с опорой на алгоритм в учебнике (сомневаюсь-проверяю-пишу) Упражняются к корню слова добавлять окончание | Подчеркивают сомнительные гласные в упражнение учебника. Проверяют сомнительную согласную в корне с помощью гласной. Добавляют к корню слова окончание. Вставляют сомнительные согласные в корне |
55 | Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | 1 | Упражнения в единообразном написании парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Применение правила написания парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | Сравнивают произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов: как они произносятся и как пишутся. Подбирают однокоренные слова по образцу. Записывают «сомнительную» согласную в корне так же, как перед гласной с опорой на правило и образец в учебнике | Сравнивают произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов: как они произносятся и как пишутся. Подбирают однокоренные слова. Записывают «сомнительную» согласную в корне так же, как перед гласной. Находят проверочные слова в тексте учебника |
56 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | Минутка чистописания. Знакомство со способами проверки звонких и глухих согласных в корне слова | Называют изображенные предметы на рисунке в учебнике. Используют слова-корни. Вписывают корни в столбики однокоренных слов | Называют изображенные предметы на рисунке в учебнике. Используют слова-корни. Вписывают корни в столбики однокоренных слов. Выбирают из скобок упражнения в учебнике проверочное слово и вставляют «сомнительную» согласную в корне слова |
57 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | Минутка чистописания. Упражнение в способах проверки звонких и глухих согласных в корне слова | Используют слова-корни. Вписывают корни в столбики однокоренных слов. Упражняются в подборе проверочных слов с помощью учителя | Используют слова-корни. Вписывают корни в столбики однокоренных слов. Выбирают из скобок упражнения в учебнике проверочное слово и вставляют сомнительную согласную в корне слова. Объясняют правописание вставленных слов |
58 | Проверяемые гласные и согласные в корне слова | 1 | Минутка чистописания. Овладение способами проверки безударных гласных и сомнительных согласных в корне однокоренных слов | Проверяют безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова. Подбирают проверочные однокоренные слова по образцу учебника | Проверяют безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова. Объясняют правописание слов с пропущенной орфограммой в корне слова. Находят в предложениях проверочное слово и подчеркивают его |
59 | Непроверяемые написания в корне | 1 | Активизация своего словарного запаса однокоренными словами. Умение находить слова в орфографическом словаре и проверять правильность их написания | Находят и списывают слова с непроверяемыми написаниями в корне слова в орфографическом словаре, объясняют орфограммы по словесной инструкции учителя | Пополняют свой словарный запас однокоренными словами. Находят слова с непроверяемыми написаниями в корне слова в орфографическом словаре. Объясняют изученные орфограммы |
60 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 1 | Минутка чистописания. Применение правила единообразного написания корня в группе однокоренных слов | Читают ряды однокоренных слов в учебнике. Называют корень слова. Выбирают и записывают пять групп однокоренных слов. Выделяют корень. Подчеркивают в нем конечную согласную | Читают ряды однокоренных слов в учебнике. Называют корень слова. Выбирают и записывают пять групп однокоренных слов. Выделяют корень. Подчеркивают в нем конечную согласную. Сравнивают произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов: как они произносятся и как пишутся |
61 | Состав слова. Закрепление знаний | 1 | Закрепление полученных знаний. Повторение изученных правил. Ознакомление со словарным словом: библиотека, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Называют пропущенные орфограммы в тексте учебника. Объясняют их написание. Связывают по смыслу слова в каждой строчке. С помощью учителя определяют тему словосочетаний. Записывают предложения, составленные одноклассниками | Называют пропущенные орфограммы в тексте учебника. Объясняют их написание. Связывают по смыслу слова в каждой строчке. Определяют тему получившихся словосочетаний. Записывают тему и словосочетания к ней. Составляют и записывают наиболее интересные предложения |
62 | Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | Минутка чистописания. Закрепление полученных знаний. Применение полученных правил | Списывают текст по предложениям. Комментируют по очереди с одноклассниками орфограммы в каждом предложении. Сверяют запись в тетради с текстом в учебнике. Оценивают свою работу | Списывают текст по предложениям. Комментируют по очереди с одноклассниками орфограммы в каждом предложении. Сверяют запись в тетради с текстом в учебнике. Оценивают свою работу. Читают текст упражнения и объясняют, какое правило записи текста нарушено. Делят текст на предложения. Объясняют правописание слов с выделенными орфограммами в корне |
63 | Деловое письмо. Записка | 1 | Минутка чистописания. Написание записки по общепринятому плану. Соблюдение правильного расположения частей текста записки | Записывают текст записки с опорой на образец «Рабочей тетради». Обращают внимание на правильное расположение частей текста записки | Составляют и записывают текст записки по общепринятому плану. Правильно располагают части записки в «Рабочей тетради» |
64 | Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану | 1 | Грамматическая разминка. Составление плана рассказа по сюжетной картинке. Запись рассказа с соблюдением понятия «красная строка» | Переписывают план рассказа, составленный совместно с учителем. Сверяют с печатным текстом соблюдение «красной строки» при списывании | Записывают составленные предложения и связывают их по смыслу с опорой на составленный план. Проверяют соблюдение на письме «красной строки». Читают одноклассникам получившийся рассказ в тетради |
65 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Состав слова». Использование графического образа изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами | Переписывают текст диктанта, разбирают простые слова по составу в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом | Записывают текст диктанта под диктовку учителя. Выполняют грамматические задания контрольного диктанта самостоятельно |
66 | Работа над ошибками диктанта. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Упражнения на часто встречающиеся ошибки в диктанте. Повторение написания словарных слов | Выполняют работу над ошибками, используя наглядную и словесную инструкцию учителя | Выполняют работу над ошибками самоятоятельно. Повторяют словарные слова по словарю учебника |
Части речи. Текст – 56 часов | |||||
67 | Название предметов, действий и признаков | 1 | Чёткое различие названия предметов, действий, признаков. Умение находить в предложении названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к названиям предметов, действий и признаков | Упражняются в отличии названия предметов, действий, признаков. Находят в предложении части речи и ставят к ним вопросы с опорой на правило учебника | Уточняют названия предметов, действий, признаков. Находят в предложении части речи и ставят к ним вопросы |
68 | Понятие о частях речи. Существительное | 1 | Минутка чистописания. Выделение в предложении имени существительного по вопросам «Кто? Что?» Доказательство своего выбора | Определяют имя существительное по вопросам «Кто? Что?» Выписывают выделенные слова из упражнения учебника, изменив их по образцу | Определяют имя существительное по вопросам «Кто? Что?» Доказывают свой выбор по образцу рассуждения учебника |
69 | Глагол | 1 | Узнавание названий действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Доказательство своего выбора | Определяют названия действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Подбирают по смыслу пропущенные глаголы в упражнение учебника с помощью учителя | Определяют названия действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Доказывают свой выбор, используя образец рассуждения учебника |
70 | Прилагательное | 1 | Узнавание имен прилагательных по вопросам «Какой? Какая? Какое?» Доказательство своего выбора | Определяют имена прилагательные по вопросам «Какой? Какая? Какое?» используя образец учебника. Выполняют упражнения из учебника с помощью учителя | Определяют имена прилагательные по вопросам «Какой? Какая? Какое?» Доказывают свой выбор. Выписывают из упражнения учебника прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится |
71 | Различение частей речи по вопросу и значению. | 1 | Нахождение в тексте частей речи по вопросу и значению. Подбор вопросов к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт. Выделение частей речи в предложении, правильное подчёркивание. Ознакомление со словарным словом: забота, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Различают части речи по вопросу и значению. Выделяют части речи в предложении, правильно их подчёркивают, используя схему | Различают части речи по вопросу и значению. Ставят вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт. Выделяют части речи в предложении, правильно их подчёркивают |
72 | Различение частей речи по вопросу и значению | 1 | Уточнение частей речи по вопросу и значению. Подбор вопросов к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт. Выделение частей речи в предложении, правильное подчёркивание | Различают части речи по вопросу и значению. Выделяют части речи в предложении, правильно их подчёркивают, используя образец учебника | Различают части речи по вопросу и значению. Ставят вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт. Выделяют части речи в предложении, правильно их подчёркивают |
73 | Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания. Тестпо теме «Части речи» | 1 | Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Добавление разных частей речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом (именем существительным, глаголом или именем прилагательным). Выполнение тестовых заданий по теме «Части речи» | Применяют разные части речи в предложении и тексте. Выполнение простых тестовых заданий по теме «Части речи» | Применяют разные части речи в предложении и тексте. Используют разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом (именем существительным, глаголом или именем прилагательным). Выполнение тестовых заданий по теме «Части речи» |
74 | Работа над ошибками теста. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Минутка чистописания. Упражнения на часто встречающиеся ошибки, допущенные обучающимися. Выполнение работы над ошибками теста. Написание словарных слов | Делают работу над ошибками теста, используя наглядную и словесную инструкцию учителя. Вставляют пропущенные буквы в словарные слова | Делают работу над ошибками теста. Пишут словарный диктант |
75 | Имя существительное. Значение имен существительных в речи | 1 | Понимание значения имен существительных в речи. Подбор к обобщающим названиям названия конкретных предметов, применяя образец учебника | Повторяют определение имени существительного с помощью правила учебника. Подбирают к обобщающим названиям названия конкретных предметов | Объясняют значение существительных в речи. Подбирают к обобщающим названиям названия конкретных предметов. Дописывают существительные с обобщающим названием в упражнение учебника |
76 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Знакомство с понятиями «одушевлённые и неодушевленные имена существительные». Постановка вопросов и определение одушевленных и неодушевленных имен существительных | Знакомятся с понятиями «одушевлённые и неодушевленные существительные». Задают вопросы к именам существительным «Кто?» или «Что?» | Знакомятся с понятиями «одушевлённые и неодушевленные существительные». Задают вопросы к именам существительным «Кто?» или «Что?» Определяют имена существительные одушевлённые и неодушевленные |
77 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Минутка чистописания. Знакомство с понятиями «собственные и Нарицательные имена существительные». Отличие собственных имен существительных от нарицательных | Знакомятся с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные». Тренируются отличать собственные имена существительные от нарицательных | Знакомятся с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные». Умеют объяснить, чем они различаются, для чего даётся собственное имя предмету |
78 | Правописание имен собственных | 1 | Правильная запись имен собственных. Вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Ознакомление со словарным словом «космос», правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Пишут имена собственные с заглавной буквы. Списывают упражнение из учебника, выбирая пропущенную букву из скобок. | Пишут имена собственные с заглавной буквы. Делают вывод о правилах правописания имен собственных, используя свой прошлый опыт. Составляют предложения с именами собственными и записывают его |
79 | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | 1 | Проверка знаний обучающихся. Применение знаний на практике | Списывают текст упражнения. Выполняют простые задания с использованием карточки | Выполняют тестовые упражнения по вариантам. Находят в тексте и выделяют изученные орфограммы |
80 | Работа над ошибками. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Минутка чистописания. Упражнения на часто встречающиеся ошибки обучающихся. Повторение словарных слов | Выполняют работу над ошибками, используя словесную инструкцию учителя. Списывают словарные слова с карточки | Выполняют работу над ошибками. Пишут словарный диктант с взаимопроверкой |
81 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | Минутка чистописания. Определение основной мысли текста, выбор заголовка. Выделение предложения, выражающего основную мысль текста | Определяют основную мысль текста. Выбирают заголовок из трех предложенных вариантов. Списывают текст с заголовком | Определяют основную мысль текста. Подбирают заголовок к тексту, объясняя свой выбор |
82 | Понятие о единственном и множественном числе имён существительных | 1 | Минутка чистописания Распознавание числа имен существительных. Изменение числа существительных (единственное на множественное, и наоборот) | Определяют число имени существительного, используя правило учебника | Определяют число имени существительного при словоизменении. Изменяют, где надо, число имени существительного |
83 | Изменение имен существительных по числам | 1 | Применение в устной и письменной речи существительных в единственном и множественном числе. Упражнения в изменении существительных по числам. | Изменяют имена существительные по числам, используя правило учебника. Записывают имена существительные, которые обозначают один предмет и несколько одинаковых предметов | Употребляют существительные в единственном и множественном числе. Изменяют существительные по числам, выделяют окончания имен существительных |
84 | Употребление имён существительных в единственном и множественном числе | 1 | Умение выделять в тексте имена существительные, которые стоят в единственном и во множественном числе. Умение определить число имен существительных. Ознакомление со словарным словом «ботинки», правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Находят в тексте имена существительные в единственном и множественном числе. Подбирают и записывают имена существительные к разным темам. Сравнивают их с именами существительными одноклассников | Находят в тексте имена существительные в единственном и множественном числе. Указывают число имен существительных. Подбирают и записывают имена существительные к разным темам. Сравнивают их с именами существительными одноклассников. Оценивают свою работу |
85 | Изменение имён существительных по числам | 1 | Минутка чистописания. Изменение имен существительных по числам. Объяснение различия единственного и множественного числа имени существительного | Изменяют имена существительные по числам с опорой на образец учебника. Записывают имена существительные, которые обозначают один предмет и несколько одинаковых предметов | Изменяют имена существительные по числам. Выделяют знакомые орфограммы в словах. Записывают имена существительные, которые обозначают один предмет и несколько одинаковых предметов. Указывают число каждого существительного |
86 | Род имён существительных Знакомство с понятием рода | 1 | Минутка чистописания. Формирование понятия рода. Указание рода имен существительных | Упражняются в определении рода имен существительных. Упражняются в добавление слов мой, моя, мое и заменяют имена существительные словами: он, она, оно | Определяют род имен существительных. Объясняют, как определить род имени существительного, следуя выделенному правилу в учебнике |
87 | Имена существительные мужского рода | 1 | Определение мужского рода имени существительного по личному местоимению «мой» | Указывают мужской род имен существительных, подставляя слово «мой» | Указывают мужской род имен существительных, подставляя слово «мой» |
88 | Имена существительные женского рода | 1 | Определение женского рода имен существительных по личному местоимению «моя» | Указывают женский род имен существительных по вспомогательному слову «моя» | Указывают женский род имен существительных по вспомогательному слову «моя» |
89 | Имена существительные среднего рода | 1 | Определение среднего рода имен существительных по личному местоимению «мое» | Указывают средний род имен существительных по слову «мое» | Указывают средний род имен существительных по слову «мое» |
90 | Различение имен существительных по родам | 1 | Минутка чистописания. Различие имен существительных по родам, с помощью личных местоимений | Определяют существительные по родам, используя памятку | Определяют существительные по родам (используя слова мой, моя, мое) |
91 | Проверочная работа по теме «Род имен существитель-ных» | 1 | Минутка чистописания. Проверка знаний обучающихся | Списывают текст упражнения. Выполняют простые задания на различение рода имен существительных. Различают имена существительные по родам, используя правило учебника | Выполняют тестовое упражнение по вариантам. Различают имена существительные по родам (используя личные местоимения мой, моя, мое) |
92 | Работа над ошибками. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Выполнение работы над ошибками. Упражнения в написании словарных слов | Выполняют работу над ошибками по словесной инструкции учителя. Повторяют словарные слова, используя орфографический словарь | Выполняют работу над ошибками самостоятельно. Повторяют словарные слова, используя орфографический словарь |
93 | Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | Закрепление знаний об имени существительном. Обобщение полученных знаний об имени существительном, приведение примеров для характеристики изученных грамматических признаков имени существительного Ознакомление со словарными словами: адресат, конверт, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Повторяют изученный материал по теме «Имя существительное» с опорой на наглядный материал и уточняющие вопросы учителя. Выполняют тестовые задания. | Совершенствуют знания об имени существительном. Прорабатывают контрольные вопросы учебника. Делятся на группы с одноклассниками и задают вопросы для проверки друг другу. Выполняют тестовые задания самостоятельно |
94 | Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | Закрепление знаний об имени существительном. Обобщение полученных знаний об имени существительном Приведение примеров для характеристики изученных грамматических признаков имени существительного. | Повторяют изученный материал по теме «Имя существительное» с опорой на наглядный и практический материал | Пополняют знания об имени существительном. Прорабатывают контрольные задания учебника |
95 | Деловое письмо. Письмо | 1 | Минутка чистописания. Упражнение в написании писем. Составление плана написания письма с опорой на образец в рабочей тетради | Упражняются в написании писем. Выделяют части письма в рабочей тетради | Упражняются в написании писем. Составляют письма и записывают их. Опираются на схемы частей различных писем в рабочей тетради | ||
96 | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух | 1 | Письменный пересказ услышанного текста. Выделение основной мысли текста. Понимание смысла текста | Слушают простой текст. Определяют основную мысль с опорой на сюжетные картинки и уточняющие вопросы учителя. Пересказывают текст по опорному плану. Списывают план и основную мысль текста | Слушают текст. Выделяют основную мысль текста и пересказывают его письменно в тетради. Читают одноклассникам получившийся текст. Обсуждают написанное | ||
97 | Имя прилагательное. Значение имен прилагательных в речи | 1 | Понимание значения имен прилагательных в речи | Определяют имя прилагательное по образцу учебника. Упражняются в употреблении имени прилагательного в речи. Списывают предложения с печатного текста в тетрадь | Определяют имя прилагательное. Рассказывают о значение имени прилагательного в речи. Обсуждают тему урока с одноклассниками. Приводят примеры из жизни. Записывают названия предметов и их признаков в тетради | ||
98 | Различение признаков, обозначаемых именами прилагательными | 1 | Различие признаков, обозначаемых именами прилагательными. Приведение своих примеров разных признаков. Ознакомление со словарным словом: огромный, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Определяют признаки, обозначаемые именами прилагательными с опорой на образец рассуждения учебника. Составляют и записывают словосочетания и предложения с помощью учителя | Определяют признаки, обозначаемые именами прилагательными. Приводят свои примеры разных признаков предмета. Составляют и записывают словосочетания и предложения самостоятельно | ||
99 | Изменение имен прилагательных по родам. Зависимость рода имен прилагательных от рода существительных | 1 | Определение зависимости рода имен прилагательных от рода имен существительных. Доказательство этой зависимости на конкретных примерах | Изменяют имена прилагательные по родам с помощью опорных слов. Используют правило учебника. Записывают новые слова в тетрадь | Изменяют имена прилагательные по родам с помощью опорных слов. Доказывают свой выбор примерами. Записывают примеры в тетрадь | ||
100 | Окончания имен прилагательных мужского рода | 1 | Минутка чистописания. Знакомство с окончаниями имен прилагательных мужского рода. Ознакомление со словарными словами: телефон, телевизор, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Определяют окончания имен прилагательных мужского рода по вопросам из учебника. Списывают новые словарные слова. Упражняются в правильной постановке ударения | Определяют окончания имен прилагательных мужского рода по вопросам и окончаниям. Записывают новые словарные слова. Придумывают с ними словосочетания и предложения. Наиболее интересные предложения записывают в тетрадь | ||
101 | Окончания имен прилагательных женского рода | 1 | Минутка чистописания. Определение окончаний имен прилагательным женского рода | Выделяют окончания имен прилагательных женского рода по вопросам из учебника | Выделяют с окончаниями имен прилагательных женского рода по вопросам и окончаниям | ||
102 | Окончания имен прилагательных среднего рода | 1 | Минутка чистописания. Знакомство с окончаниями имен прилагательных среднего рода | Определяют окончания имен прилагательных среднего рода по вопросам, выделяют их при выполнении упражнений с опорой на учебник | Определяют самостоятельно при выполнении упражнений окончания имен прилагательных среднего рода по вопросам и окончаниям. | ||
103 | Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов | 1 | Нахождение окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Определение рода имен прилагательных | Указывают выделенные учителем окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Определяют род прилагательных с опорой на правило учебника. | Указывают окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Определяют род имён прилагательных. Выделяют окончания имен прилагательных | ||
104 | Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов | 1 | Минутка чистописания. Выделение окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода. Уточнение рода имен прилагательных | Различают окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода. Определяют род имён прилагательных по образцу учебника | Различают окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода. Определяют род имён прилагательных самостоятельно | ||
105 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | Овладение умением изменять имена прилагательные по родам. Упражнения в изменении имен прилагательных по родам | Упражняются определять род имен прилагательных по образцу учебника. Списывают измененные прилагательные по родам с помощью словесной инструкции учителя | Называют признаки, от которых зависит род имен прилагательных. Выполняют упражнения по изменению имен прилагательных по родам самостоятельно | ||
106 | Имя прилагательное. Закрепление знаний | 1 | Зрительный диктант. Закрепление знаний по теме. Нахождение имен прилагательных в тексте и имен существительных, к которым они относятся | Списывают предложения печатного текста. Узнают имена прилагательные в тексте с помощью уточняющих вопросов | Узнают имена прилагательные в тексте и имена существительные, к которым они относятся. Записывают словосочетания в тетрадь | ||
107 | Имя прилагательное. Закрепление знаний | 1 | Совершенствование знаний по теме. Нахождение имен прилагательных в тексте и существительных, к которым они относятся | Выделяют имена прилагательные в тексте с помощью уточняющих вопросов. Находят имена прилагательные в тесте и подчеркивают их волнистой линией | Выделяют имена прилагательные в тексте и имена существительные, к которым они относятся. Находят имена прилагательные в тесте и подчеркивают их волнистой линией. Указывают на грамматические признаки каждого прилагательного | ||
108 | Проверочная работа по теме «Изменение имен прилагательных по родам» | 1 | Проверка знаний обучающихся. Выполнение грамматического задания | Списывают текст упражнения. Выполняют простые грамматические задания по инструкции учителя. | Выполняют тестовые упражнения по вариантам. Выполняют грамматические задания самостоятельно. Находят имена прилагательные в тексте | ||
109 | Работа над ошибками. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Упражнения на часто встречающиеся ошибки в диктанте. Повторение словарных слов | Выполняют работу над ошибками, используя памятку. Списывают словарные слова с карточки | Выполняют работу над ошибками самостоятельно. Пишут словарный диктант | ||
110 | Деловое письмо. Записка. | 1 | Называние и выделение в записке трех частей. Умение составить текст записки. Оформление записки на письме в рабочей тетради. | Выделяют в записке три части с помощью инструкции учителя. Переписывают текст записки в рабочей тетради по предложенному образцу. | Составляют текст записки, оформляют его на письме. Записывают текст записки в рабочей тетради самостоятельно. | ||
111 | Глагол. Значение глаголов в речи | 1 | Минутка чистописания. Формирование понятия о значении глагола в речи | Слушают рассказ учителя о значении глагола в речи. Рассматривают сюжетные картинки со словами – действиями. Списывают предложения с печатного текста. Находят глаголы в упражнении и подчеркивают их двумя чертами | Рассказывают о значении глагола в речи. Обсуждают тему урока с одноклассниками. Приводят примеры из жизни. Составляют предложения. Наиболее интересные из них записывают в тетрадь. Находят глаголы в предложениях. Подчеркивают глаголы двумя чертами самостоятельно | ||
112 | Различение действий, обозначаемых глаголами | 1 | Минутка чистописания. Формирование понятий о действиях, обозначаемых глаголами | Называют действия глаголов с опорой на образец учебника. Записывают словосочетания с глаголами, составленными одноклассниками | Называют действия глаголов. Составляют с одноклассниками по одному словосочетанию со всеми глаголами упражнения в учебнике. Записывают составленные словосочетания | ||
113 | Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов | 1 | Умение ставить вопросы к глаголам настоящего времени. Составлять предложения с глаголами настоящего времени. | Упражняются ставить вопросы к глаголам настоящего времени. Списывают глаголы и ставят вопросы к ним. С помощью учителя составляют предложения с глаголами настоящего времени. | Ставят вопросы к глаголам настоящего времени. Составляют предложения с глаголами настоящего времени самостоятельно, записывают их. | ||
114 | Прошедшее время глаголов | 1 | Грамматическая разминка. Умение ставить вопросы к глаголам прошедшего времени Составлять предложения с глаголами прошедшего времени | Упражняются ставить вопросы к глаголам прошедшего времени. Списывают глаголы и ставят вопросы к ним. С помощью учителя составляют предложения с глаголами прошедшего времени | Ставят вопросы к глаголам прошедшего времени. Составляют предложения с глаголами прошедшего времени самостоятельно, записывают их. | ||
115 | Будущее время глаголов | 1 | Грамматическая разминка. Умение ставить вопросы к глаголам будущего времени Составлять предложения с глаголами будущего времени | Упражняются ставить вопросы к глаголам будущего времени. Списывают глаголы и ставят вопросы к ним с помощью учителя составляют предложения с глаголами будущего времени | Ставят вопросы к глаголам будущего времени. Составляют предложения с глаголами настоящего времени самостоятельно, записывают их. | ||
116 | Различение глаголов по временам | 1 | Грамматическая разминка. Различие глаголов по временам, постановка к ним вопросов. Составление предложений с глаголами разного времени. Тренировка в определении времени глагола | Различают глаголы по временам с опорой на вопросы в памятке. Списывают предложения с различными по времени глаголами из текста, определяют времена глаголов с помощью учителя | Различают глаголы по временам, задавая к ним вопросы. Доказывают правильность своего выбора. Составляют предложения с глаголами разного времени. Определяют их времена самостоятельно | ||
117 | Проверочная работапо теме «Глагол» | 1 | Проверка знаний обучающихся. Умение ставить вопросы к глаголам, определять их времена. | Переписывают текст, ставят вопросы к глаголам с опорой на словесную инструкцию учителя. Определяют времена глаголов с опорой на правила. | Находят в тексте глаголы, правильно ставят к ним вопросы, записывают их и определяют времена глаголов самостоятельно. | ||
118 | Работа над ошибками. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Зрительный диктант. Упражнения на часто встречающиеся ошибки в диктанте. Упражнения в написании словарных слов | Выполняют работу над ошибками проверочной работы, используя словесную инструкцию учителя. Списывают словарные слова. | Самостоятельно выполняют работу над ошибками проверочной работы. Записывают словарные слова под диктовку | ||
119 | Текст. Отбор примеров для подтверждения основной мысли | 1 | Орфографическая минутка. Определение основной мысли в тексте. Умение подтвердить основную мысль предложениями | Слушают простой текст. Соотносят услышанное с серией сюжетных картинок. Выделяют основную мысль текста по серии сюжетных картинок с помощью учителя | Выделяют основную мысль текста и подтверждают ее примерами, находят в тексте ответы на вопросы. Обсуждают выбранные примеры с одноклассниками. Записывают текст самостоятельно | ||
120 | Текст. Подбор фактов для подтверждения основной мысли | 1 | Нахождение предложения, отражающего основную мысль в тексте. Аргументирование основной мысли тремя примерами (фактами) | Читают простой текст. Соотносят предложения и сюжетные картинки. Указывают на предложение, отражающее основную мысль текста по серии сюжетных картинок. Списывают предложение из текста, выражающее основную мысль с помощью учителя | Указывают на предложение, отражающее основную мысль текста. Выбирают три факта из учебного материала. Записывают в тетради предложение, выражающее основную мысль самостоятельно | ||
121 | Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | Зрительный диктант. Умение устно поставить вопросы к глаголам и определить время глагола | Упражняются ставить вопросы с помощью учителя. Определяют время глагола с опорой на образец учебника. | Ставят вопросы и определяют время глагола. Доказывают правильность определения времени глаголов. Записывают предложения с вопросами к глаголу в тетрадь. | ||
122 | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам | 1 | Выборочный слуховой диктант. Умение пересказать услышанный текст по данному началу и опорным словам и записать его. | Слушают небольшой текст. Сверяют его с серией сюжетных картинок. Переписывают план в тетрадь. Пересказывают небольшой текст с использованием плана и серии сюжетных картинок и записываю его с помощью учителя | Пересказывают текст по данному началу и опорным словам. Записывают текст изложения в тетрадь самостоятельно Осуществляют взаимопроверку, оценивают изложение одноклассника и делятся суждениями | ||
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения – 11 часов | |||||||
123 | Главные члены предложения | 1 | Выделение в предложении главных членов и подчеркивание их. Умение ставить вопросы к главным членам предложения | Списывают предложения с печатного текста. Подчеркивают выделенные учителем главные члены предложения. Упражняются выделять главные члены предложения и ставят вопросы с опорой на словесную инструкцию учителя | Записывают упражнение из учебника. Выделяют главные члены предложения и ставят вопросы к ним. Обсуждают с одноклассниками правильность постановки вопросов. Записывают в тетрадь предложения с вопросами | ||
124 | Второстепенные члены предложения | 1 | Выделение в предложении второстепенных членов предложения и подчеркивание их | Списывают предложения с печатного текста. Подчеркивают выделенные учителем второстепенные члены предложения. Упражняются ставить к ним вопросы | Записывают упражнение из учебника. Выделяют второстепенные члены с помощью вопросов. Подчеркивают второстепенные члены предложения | ||
125 | Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам предложения | 1 | Умение ставить вопросы от главных членов к второстепенным членам предложения | Списывают предложение с печатного текста. Упражняются ставить вопросы от главных членов к второстепенным членам с опорой на образец учебника. Записывают и определяют главные и второстепенные члены предложения по поставленным вопросам с помощью учителя | Ставят вопросы от главных членов к второстепенным членам предложения. Обсуждают коллективно правильность постановки вопросов. Записывают и определяют предложения с главными и второстепенными членами предложения по поставленным вопросам самостоятельно | ||
126 | Нераспространенные и распространенные предложения.Различение нераспространенных и распространенных предложений | 1 | Различение нераспространенных и распространенных предложений на практике | Упражняются различать распространенные и нераспространенные предложения с опорой на образец учебника. Строят схему предложения с помощью учителя. Сравнивают две схемы предложений (нераспространенное и распространенное). Списывают предложения с печатного текста | Определяют предложения по схемам (нераспространенные и распространенные). Выбирают предложения к схемам учебника и записывают их рядом. Объясняют отличие нераспространенного и распространенного предложений | ||
127 | Распространение предложений | 1 | Распространение предложения с помощью вопросов. Ознакомление со словарным словом «победа», правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Рассматривают рисунки в учебнике и отвечают на вопросы коротко (нераспространенным предложением). Списывают с печатного текста распространенные предложения. Упражняются в правильной постановке ударения в новом словарном слове. Списывают с печатного текста словосочетания с новым словарным словом | Добавляют уточняющие слова к предложению с помощью вопросов. Записывают получившиеся предложения без вопросов. Рассматривают рисунки в учебнике и отвечают на вопросы по-разному: коротко (нераспространенным предложением) и развернуто (распространенным предложением). Записывают ответы распространенными и нераспространенными предложениями. Составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом. Записывают наиболее интересные предложения | ||
128 | Однородные члены предложения Знакомство с однородными членами предложения | 1 | Выделение в тексте одинаковых членов предложения. Чтение предложений с однородными членами с интонацией перечисления | Читают близкие по смыслу предложения, указанные учителем. Определяют однородные члены предложения в тексте, опираясь на схему. Упражняются в чтении данных предложений с интонацией перечисления. Списывают предложения с однородными членами. Отмечают цветной ручкой однородные члены предложения, ориентируясь на зрительную опору | Читают близкие по смыслу предложения. Определяют однородные члены предложения в тексте. Упражняются в чтении данных предложений с интонацией перечисления. Отмечают цветной ручкой однородные члены предложения | ||
129 | Дополнение предложения однородными членами | 1 | Выделение в предложении однородных членов. Ознакомление со словарным словом «однажды», правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом | Списывают с текста в учебнике предложение с однородными членами. Записывают предложения с однородными членами, придуманные одноклассниками. Отмечают цветной ручкой однородные члены предложения, ориентируясь на зрительную опору. Списывают с печатного текста словосочетания с новым словарным словом | Отмечают в предложении однородные члены. Придумывают и записывают предложения с однородными членами. Выбирают самые интересные предложения. Составляют и записывают словосочетания и предложения с новым словарным словом. Оценивают свою работу | ||
130 | Итоговая контрольная работа (диктант) | 1 | Написание итогового контрольного диктанта с грамматическими заданиями: разбор слов по составу, выделение орфограмм, определение главных и второстепенных членов предложения, указание частей речи в предложении, правильное написание словарных слов | Переписывают текст. Находят главные члены предложения, используя схемы. Разбирают слово по составу, используя схемы и представленный образец | Записывают текст на слух. Находят части речи в предложении. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Выделяют в предложении однородные члены предложения. Подчеркивают орфограммы. Разбирают слова по составу | ||
131 | Работа над ошибками диктанта. Подготовка к словарному диктанту | 1 | Выделение часто встречающихся ошибок в диктанте. Упражнения в написании словарных слов | Выполняют работу над ошибками, используя словесную инструкцию учителя и запись на доске. Списывают словарные слова с карточки | Выполняют работу над ошибками самостоятельно. Проговаривают вслух изученные словарные слова. Пишут словарные слова под диктовку | ||
132 | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | Умение составлять предложения по схемам. Нахождение отличий предложений | Списывают предложения из учебника. С помощью учителя выбирают подходящую схему к каждому предложению. Сравнивают два предложения по схемам | Списывают предложения из учебника, составляют схемы предложений. Различают предложения по составленным схемам. Доказывают отличия. Составляют предложения по предъявленным схемам | ||
133 | Деловое письмо. Письмо | 1 | Составление текста письма и правильное оформление его в рабочей тетради | Составляют текст письма, оформляют его с опорой на образец в рабочей тетради. Записывают деловое письмо | Составляют текст письма с обращением к разным лицам и оформляют его правильно на письме в рабочей тетради |
Повторение – 3 часа | ||||||
134 | Состав слова | 1 | Разбор слов по составу. Выделение в слове всех его частей | Разбирают слова по составу с помощью словесной инструкции учителя. Называют каждую часть в составе слов с опорой на представленный образец. Списывают с доски слова с выделенными частями, комментируют свои действия | Разбирают слова по составу. Выполняют упражнения из учебника. Вставляют пропущенные орфограммы в корне. Называют каждую часть в составе слов. Выделяют все части в составе слов. Объясняют правописание орфограмм. Выбирают проверочные слова | |
135 | Части речи | 1 | Определение частей речи, постановка вопросов к словам | Повторяют определение частей речи с опорой на представленный образец. Ставят вопросы к словам для определения частей речи с наглядной опорой из учебника. Списывают предложения с печатного текста | Повторяют определение частей речи. Выполняют упражнения из учебника. Различают части речи в предложении, ставя вопросы к словам. Записывают в тетради слова и вопросы к ним | |
136 | Тест по теме «Предложение» | 1 | Применение на практике полученных знаний | Переписывают текст из учебника. Находят и выделяют в тексте с помощью вопросов учителя имя существительное, имя прилагательное, глагол. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении с опорой на схему. Отмечают в предложении однородные члены с опорой на схему | Записывают текст из учебника. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Выделяют в нем изученные орфограммы и обозначают части речи. Обсуждают варианты выполнения предложенного задания |