№ | Тема предмета | Количество часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Речевое общение. Речь и речевая деятельность – 8 часов | |||||
1 | Углубление и расширение знаний о значении речи в жизни человека.
Значение речи в жизни людей. Речь как средство общения |
1 | Вступительная беседа.
Речь и ее значение в жизни людей. Работа с текстом: — чтение и анализ текстов; — анализ диалогов/монологов. Определение стилей текстов. Составление плана текста. Редактирование текста. Написание мини-сочинения «Как речь помогает нам в жизни» |
Слушают и участвуют в беседе с педагогом.
Работают с текстом: — читают и разбирают готовые тексты; — определяют стиль текстов (с помощью учителя); — составляют план текста; — редактируют текст |
Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы по теме.
Работают с текстом: — читают и разбирают тексты; — анализируют диалоги/монологи. Определяют стиль текстов. Составляют план текста. Пишут мини-сочинение «Как речь помогает нам в жизни» |
2 | Функции речи (передача информации, обмен мыслями и чувствами, планирование деятельности, влияние на поступки и чувства людей) | 1 | Объяснение учителя (презентация). Анализ готовых текстов. Выделение фрагментов, реализующих определенную функцию. Работа с ситуациями (моделирование речевых ситуаций). Анализ ситуаций общения |
Слушают сообщение, отвечают на вопросы педагога. Читают и анализируют тексты (с помощью учителя). Находят конкретные слова, предложения, фразы в тексте, которые выполняют заданную функцию. Составляют просьбу, извинение, сообщение о погоде, используют помощь учителя. Записывают тексты по образцу. |
Слушают сообщение, отвечают на вопросы учителя. Читают и анализируют тексты с помощью учителя. Под контролем и с помощью учителя составляют тексты, объявления, письма, рекламы с акцентом на определенную функцию. Разыгрывают диалоги, в которых реализуются различные функции речи (просьба, извинение, сообщение о погоде). С помощью учителя определяют (анализируют), какие функции речи могут быть задействованы в речевых ситуациях |
3 | Закрепление и обобщение знаний об основных компонентах речевой ситуации | 1 | Входная контрольная работа | Пишут контрольную работу, списывая текст с образца. Выполняют грамматические задания с помощью учителя | Пишут контрольную работу. Выполняют грамматические задания, используют помощь учителя. |
4 | Формы речи (внешняя и внутренняя речь). Внешняя форма речи (устная и письменная речь, их сравнение) |
1 | Беседа (презентация). Работа с определениями. Составление схем/таблиц (речь: внешняя/внутренняя, устная/письменная). Описание картинки (про себя, вслух, письменно). Сравнение текстов |
Слушают учителя. Читают определения. Описывают картинку сначала про себя, затем вслух, далее записывают в тетрадях свои мысли. Сравнивают устные и письменные сообщения (с помощью учителя) |
Слушают учителя. Читают определения. Составляют схемы/таблицы. Описывают картинку сначала про себя, затем вслух, потом оформляют письменно. Сравнивают устные и письменные сообщения, используют помощь взрослого |
5 | Виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слушание) | 1 | Сообщение учителя (презентация). Слушание с установкой (заданием). Говорение (монологическая речь/диалогическая речь). Чтение (ознакомительное, поисковое, изучающее, выразительное, анализ прочитанного, работа с разными видами текстов). Письмо (диктанты, изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы, деловые бумаги, творческие работы) |
Слушают сообщение учителя. Выполняют практические задания: читают тексты, определяют их особенности (с помощью учителя). Списывают один из текстов с образца |
Слушают сообщение учителя. Выполняют практические задания: Слушают тексты разных стилей, определяют их особенности. Пересказывают их. Записывают один из текстов по памяти, используют помощь учителя |
6 | Подготовленная и спонтанная речь (практические упражнения) | 1 | Беседа (сообщение учителя).
Выполнение практических упражнений (подготовленная речь): составление плана, написание текста, выступление. Выполнение практических упражнений (спонтанная речь): описание предмета |
Слушают сообщение учителя.
С незначительной помощью учителя выполняют практические задания: по заданной теме составляют план, пишут текст, зачитывают свои записанные тексты (пример подготовленной речи) |
Слушают сообщение учителя.
Описывают предмет, который видят перед собой, с помощью педагога тренируют навыки спонтанного говорения. Зачитывают свои записи. Разбирают прочитанное, используют помощь взрослого
|
7 | Приемы подготовки речи (практические упражнения) | 1 | Выполнение практических заданий.
Составление плана собственного выступления (простой, тезисный, вопросный). Составление выступления. Запись выступления |
С помощью учителя по готовому плану составляют свои выступления. Записывают их.
Зачитывают свои тексты. Оценивают работы друг друга (с помощью учителя) |
Составляют план выступления. Составляют несколько вариантов структуры своих выступлений на одну тему, используют помощь педагога.
Записывают и далее зачитывают свои выступления. Дают оценку прослушанным текстам |
8 | Контрольная работа по теме «Речевое общение» | 1 | Выполнение контрольной работы c грамматическими заданиями | Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями, используют помощь учителя | Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями, используют помощь взрослого |
Высказывание. Текст – 14 часов | |||||
9 | Диалог и монолог — основные формы речевых высказываний | 1 | Беседа, сообщение учителя.
Составление сравнительной таблицы (диалог/монолог). Выполнение диалогических упражнений (составление диалогов, анализ). Составление монологов на заданную тему (описание, повествование, рассуждение). Пересказ текста в виде монолога |
Слушают сообщение учителя.
Принимают участие в составлении сравнительной таблицы вместе с учителем. Выполняют практические задания. С помощью педагога пересказывают текст в форме монолога (излагают прочитанный текст своими словами). Записывают свой пересказ, используют помощь учителя |
Слушают сообщение учителя.
Участвуют в беседе с педагогом. Составляют диалоги на бытовые, учебные темы, по ролям. Составляют и записывают монологи-описания, рассуждения на заданные темы. Зачитывают свои записи. С помощью учителя проводят разбор текстов |
10 | Тексткактематическоеисмысловоеединство.
Диалог и монолог |
1 | Определение понятия текста.
Работа со словарем (уточнение лексического значения терминов (текст, диалог, монолог). Работа с таблицами (сравнение признаков текста и набора предложений). Работа с готовыми текстами. Подбор заголовков. Составление плана. Анализ диалогов и монологов |
Работают с определениями. Уточняют по словарю лексическое значение терминов (текст, диалог, монолог), используют помощь взрослого.
С помощью учителя работают с готовыми текстами. Подбирают заголовки к текстам. С помощью педагога составляют план к тексту. Вместе с учителем записывают и разбирают диалоги |
Работают с таблицами (сравнение признаков текста и набора предложений) с помощью педагога.
Работают с готовыми текстами. Подбирают заголовки к текстам. Составляют план вместе с учителем. Записывают и анализируют диалоги и монологи, объясняя их различие, используют помощь взрослого |
11 | Диалог. Составление диалогов в различных ситуациях общения, их анализ | 1 | Определение понятия текста.
Работа со словарем (уточнение лексического значения терминов (текст, диалог). Составление текстов на заданную тему. Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности, редактирование текста |
Работают со словарем (уточняют лексическое значение терминов (текст, диалог).
Списывают тексты разных стилей и жанров, следят за их тематическим и смысловым единством. С помощью учителя находят и исправляют ошибки в тексте (нарушение смысловой связи, неоправданное повторение) |
Работают со словарем (с помощью учителя уточняют лексическое значение терминов (текст, диалог).
Составляют тексты разных стилей и жанров, следят за их тематическим и смысловым единством, используют помощь взрослого. С помощью педагога восстанавливают правильную последовательность предложений/абзацев в тексте |
12 | Сравнение диалогов, используемых в художественных произведениях, в повседневной жизни. Письменное оформление диалога | 1 | Работа с таблицей (характеристика и сравнение).
Анализ готовых текстов. Творческая работа по написанию двух коротких диалогов на одну тему (художественный стиль и повседневное общение) |
Работают с таблицей (характеристика и сравнение).
Разбирают готовые тексты (с помощью учителя). Выполняют творческую работу: пишут один короткий диалог на одну тему по выбору (художественный стиль или повседневное общение) |
Работают с таблицей (характеристика и сравнение).
Разбирают готовые тексты. Выполняют творческую работу по написанию двух коротких диалогов на одну тему (художественный стиль и повседневное общение), используют помощь взрослого |
13 | Составление и запись диалогов с использованием разных предложений по цели высказывания | 1 | Работа с таблицей (виды предложений по цели высказывания).
Анализ готовых диалогов. Составление диалогов по образцу (работа в парах/группах) и на заданную тему |
Каждая группа составляет диалог на заданную тему, используя разные виды предложений.
С помощью учителя составляют диалог на заданную тему «Покупка книги в магазине», используя помощь учителя |
Каждая группа составляет диалог на заданную тему, используя разные виды предложений.
Самостоятельно составляют диалог на заданную тему «Покупка книги в магазине» |
14 | Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы, постановка и запись вопросов в соответствии с данными ответами, постановка и запись нескольких ответов на один вопрос.
Тест |
1 | Участие в игре «Вопрос-ответ».
Составление вопросов к предложенным ответам. Анализ готовых ответов (тексты с разными вариантами ответов- полными и неполными). Работа в парах/группах (составление вопросов к тексту друг для друга). Написание ответов на вопросы к собственной жизни («Кем я хочу стать?»). Написание теста |
Участвуют в игре «Вопрос-ответ».
Отвечают на вопросы учителя. Определяют по тексту полноту ответов. Записывают наиболее полные ответы по образцу. Пишут тест, используют помощь взрослого |
Принимают участие в игре «Вопрос-ответ».
Составляют вопросы по готовым ответам. Работают в парах/группах (составляют вопросы к тексту друг для друга). Пишут ответы на вопросы к собственной жизни («Кем я хочу стать?»), используют помощь учителя. Пишут тест по образцу |
15 | Составление и запись диалогов с учетом речевых ситуаций и задач общения | 1 | Отработка орфографии и пунктуации при оформлении диалога.
Написание диалогов – на выбор (по заданному началу, по ключевым словам, по картинке/видео отрывка, по ролям). Зачитывание диалогов после написания |
С помощью учителя по набору ключевых слов или фраз пишут продолжение диалога.
Описывают ситуацию, изображенную на картинке или видео, составляют диалог между персонажами, используют помощь взрослого. Распределяются по ролям под контролем и с помощью учителя ведут диалог в соответствии с предложенной ситуацией |
По заданному началу пишут продолжение диалога.
С помощью учителя описывают ситуацию, изображенную на картинке или видео, составляют диалог между персонажами. С помощью педагога распределяются по ролям и ведут диалог в соответствии с предложенной ситуацией |
16 | Составление и запись различных по содержанию диалогов в рамках одной речевой ситуации в зависимости от задач общения | 1 | Отработка орфографии и пунктуации при оформлении диалога.
Написание диалогов – по своему выбору (по заданному началу, по ключевым словам, по картинке/видео отрывка, по ролям). Зачитывание диалогов после написания |
По заданному началу пишут продолжение диалога.
С помощью учителя описывают ситуацию, изображенную на картинке или видео, составляют диалог между персонажами. Распределяются по ролям и ведут диалог в соответствии с предложенной ситуацией, используют помощь педагога |
По заданному началу пишут продолжение диалога, используют помощь взрослого
По набору ключевых слов или фраз. С помощью учителя описывают ситуацию, изображенную на картинке или видео, составляют диалог между персонажами. Распределяются по ролям и ведут диалог в соответствии с предложенной ситуацией, используют помощь взрослого |
17 | Диалог-дискуссия (обсуждение) на темы поведения людей, их поступков | 1 | Определение понятия «диалог».
Выборочное чтение диалогов из всего текста. Обсуждение впечатления от диалога. Развитие навыков дискуссионной речи. Работа в группах. Организация дискуссии по проблемным вопросам. Письменное оформление диалога (составление тезисов и конспектов). Оценивание выступлений одноклассников |
Делятся на группы. Вместе с педагогом обсуждают заданную учителем проблему, формулируют свои позиции, выбирают наиболее убедительные аргументы, представляют свою точку зрения.
Составляют тезисы и конспекты своих выступлений с помощью учителя |
Делятся на группы. Обсуждают заданную учителем проблему, формулируют свои позиции, выбирают наиболее убедительные аргументы, представляют свою точку зрения, используют помощь взрослого.
Составляют тезисы и конспекты своих выступлений с помощью педагога. Оценивают свои выступления и выступления одноклассников |
18 | Изложение по теме «Диалог» | 1 | Написание изложения с использованием диалогической речи | Пишут изложение по готовому плану, предложенного учителем | Пишут изложение, с помощью учителя составляя подробный план |
19 | Формирование умения выражать собственное мнение и воспринимать противоположную точку зрения | 1 | Сообщение учителя (презентация).
Свободная дискуссия (обсуждение литературных произведений, фильмов, новостей с возможностью высказывания своего мнения). Выполнение задания «Найди плюсы» (нахождение положительных моментов в чужой точке зрения, даже если она противоположна собственной). Анализ разных точек зрения (изучение текстов, представляющих различные мнения по одной и той же проблеме) |
Слушают сообщение учителя (презентация). Участвуют в свободной дискуссии (обсуждают литературные произведения, фильмы, новости, высказывая свое мнение).
С помощью учителя выполняют задание «Найди плюсы» (находят положительные моменты в чужой точке зрения, даже если она противоположна собственной (с помощью учителя). Вместе с педагогом разбирают разные точки зрения (изучают тексты, представляющие различные мнения по одной и той же проблеме) с помощью учителя |
Слушают сообщение учителя (презентация). Принимают участие в свободной дискуссии (вместе с педагогом обсуждают литературные произведения, фильмы, новости, высказывая свое мнение).
Выполняют задания «Найди плюсы» (находят положительные моменты в чужой точке зрения, даже если она противоположна собственной), используют помощь педагога. С помощью взрослого разбирают разные точки зрения (изучают тексты, представляющие различные мнения по одной и той же проблеме) |
20 | Монолог.
Практические упражнения в составлении монологов |
1 | Сообщение учителя. Понятие монолога:
его структура, функции. Анализ структуры монолога. Работа в парах/группах. Выполнение практических заданий: составление монолога-описания (предмета, человека, картины). Составление монолога-повествования (рассказ о каком-то событии из своей жизни, пересказ текста, рассказ на заданную тему). Составление монолога-рассуждения (выражение своего мнения) |
Слушают сообщение учителя.
С помощью учителя выполняют практические задания (на выбор). В парах пишут монологи (описания, повествования, рассуждения). В парах/группах обсуждают и редактируют монологи друг друга, используют помощь педагога. Записывают монологи. Разбирают записи с помощью учителя |
Слушают сообщение учителя.
Выполняют практические задания (на выбор). В парах пишут монологи (описания, повествования, рассуждения), используют помощь учителя. Под контролем и с помощью педагога составляют монолог от имени героя произведения, или интересном событии из жизни. С помощью учителя в парах/группах обсуждают и редактируют монологи друг друга. Записывают монологи в тетрадь. Зачитывают и разбирают их, используют помощь взрослого |
21 | Определение темы и основной мысли в монологических и диалогических высказываниях на основе анализа их содержания, по заголовку, опорным словам | 1 | Сообщение учителя (понятие темы, основной мысли, заголовка, опорных слов).
Выполнение работы по готовым текстам: Определение темы по заголовку. Выделение опорных слов. Анализ заголовка и его связь с содержанием текста |
Слушают сообщение учителя.
Вместе с учителем участвуют в обсуждении. Выполняют работу по готовым текстам: читают заголовок и определяют, о чем текст, используют помощь взрослого. Читают и записывают текст. С помощью учителя находят и подчеркивают опорные слова
|
Слушают информацию учителя.
Участвуют в обсуждении темы урока. Работают с текстом. Читают заголовок и определяют, о чем будет текст. С помощью учителя обсуждают различные интерпретации заголовка. Выделяют опорные слова, обсуждают, как они помогают понять основную мысль. Читают и записывают текст. С помощью учителя разбирают заголовок и объясняют его связь с содержанием текста |
22 | Контрольная работа по теме «Высказывание. Текст» | 1 | Выполнение контрольной работы | Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями | Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями |
Стили речи. Разговорный стиль речи – 12 часов | |||||
23 | Анализ текстов различных стилей речи (представление о стилях речи) | 1 | Беседа с элементами дискуссии (объяснение понятий «стиль речи», «Сфера употребления»). Работа по составлению таблицы/схемы. Выполнение практических заданий:
— работа по определению стиля каждого предложенного текста; — анализ текстов по заданным критериям; — сравнение текстов разных стилей |
Принимают участие в беседе с элементами дискуссии (с помощью учителя пытаются объяснить понятия «стиль речи», «Сфера употребления»).
Участвуют в работе по составлению таблицы/схемы. Выполняют практические задания под контролем и с помощью учителя. Записывают тексты, сравнивают описание явления в научном стиле и в художественном (с помощью наводящих вопросов педагога) |
Участвуют в беседе с элементами дискуссии (объяснение понятий «стиль речи», «Сфера употребления»).
С помощью учителя работают по составлению таблицы/схемы. Выполняют практические задания: С направляющей помощью учителя записывают тексты, сравнивают и называют, в чем сходство и различие текстов, называют, как стиль влияет на подачу информации |
24 | Основные признаки текстов разговорного стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения) | 1 | Знакомство с особенностями разговорного стиля. Беседа-актуализация.
Работа с текстами (аудио и печатными). Участие в игре «Угадай стиль». Выполнение задания «Сочини диалог» (между двумя людьми, разговор в очереди, встреча с другом после долгой разлуки) |
Прослушивают аудиозаписи разговоров в разных ситуациях (разговор друзей, телефонный звонок, реплики в магазине). С помощью учителя определяют и называют признаки разговорного стиля в этих диалогах.
Пишут небольшие диалоги на данную тему (по выбору), используют помощь педагога |
Прослушивают аудиозаписи разговоров в разных ситуациях (разговор друзей, телефонный звонок, реплики в магазине). Определяют и называют признаки разговорного стиля в этих диалогах.
Пишут небольшие диалоги на данную тему (по выбору), используют помощь взрослого |
25 | Составление текстов в разговорном стиле.
Сочинение (в форме диалога) |
1 | Сообщение учителя (основные признаки разговорного стиля).
Создание «Банка идей» (разговор с другом о важном событии, ссора с братом/сестрой, обсуждение к/фильма в чате, заказ еды по телефону). Практическое составление текстов |
Слушают сообщение учителя (основные признаки разговорного стиля).
Участвуют в создании «Банка идей». С помощью учителя пишут небольшие сочинения в форме диалога на заданную тему (по выбору), меняются с соседом по парте и разбирают тексты друг друга |
Слушают сообщение учителя (основные признаки разговорного стиля).
Создают «Банк идей». С помощью учителя пишут сочинение (создают диалог) на заданную тему (по выбору), используя особенности разговорного стиля. Оценивают свои тексты и тексты других обучающихся. Выборочно зачитывают наиболее удачные примеры текстов |
26 | Слова-приветствия и прощания | 1 | Знакомство с разнообразными формами приветствия и прощания. Беседа-актуализация. «Мозговой штурм» (придумывание как можно больше вариантов приветствий и прощаний). Практическое применение знаний: составление диалогов с использованием разных форм приветствия и прощания, диалог с учителем, диалог с друзьями, диалог в магазине.
Анализ готовых диалогов. Участие в игре: «Угадай приветствие», «Закончи предложение» |
С помощью учителя знакомятся (вспоминают) с разнообразными формами приветствия и прощания.
Принимают участи в беседе-актуализации «Мозговой штурм» (называют как можно больше вариантов приветствий и прощаний). Составляют и записывают диалоги (тема по своему выбору)
|
С помощью педагога называют разнообразные формы приветствия и прощания.
Участвуют в беседе-актуализации «Мозговой штурм» (придумывают как можно больше вариантов приветствий и прощаний). Составляют и записывают диалоги (тема по своему выбору), используют помощь взрослого. Зачитывают свои диалоги. Вместе с учителем разбирают прослушанные диалоги |
27 | Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
Эмоционально-экспрессивные слова |
1 | Выполнение практического задания:
— образование слов; — работа с деформированным текстом; — составление диалогов/монологов; — редактирование текста; — поиск эмоционально окрашенных слов |
С направляющей помощью учителя выполняют практические задания:
— образовывают слова; — работают с деформированным текстом; — составляют диалоги/монологи; — редактируют текст; — находят эмоционально окрашенные слова |
С помощью педагога выполняют практические задания:
— образовывают слова; — работают с деформированным текстом; — составляют диалоги/монологи; — редактируют текст; — находят эмоционально окрашенные слова |
28 | Выбор и составление предложений разных по цели высказывания, используемых в непринужденных разговорах, беседах.
Составление предложений с обращениями |
1 | Беседа об использовании речи в разных ситуациях. Создание опорной схемы/таблицы.
Анализ предложений. Работа с деформированным текстом (нахождение предложений с обращениями) |
Слушают сообщение учителя.
С помощью учителя участвуют в создании таблицы/схемы (виды предложений) под руководством учителя. Записывают текст, восстанавливая порядок предложений, распределяют их по цели высказывания, используют помощь взрослого. Находят в тексте предложения с обращениями |
Слушают сообщение учителя.
С направляющей помощью взрослого создают таблицу/схему (виды предложений). Записывают текст, восстанавливая порядок предложений, распределяют их по цели высказывания, используют помощь педагога. Составляют предложения с обращениями
|
29 | Практические упражнения в составлении различных видов записок в разговорном стиле (записки-приглашения, записки-напоминания, записки-просьбы, записки- сообщения, записки-приглашения) | 1 | Сообщение учителя (цель написания записок).
Составление схемы/таблицы (виды записок). Практические задания: — анализ образцов, — редактирование записок, — составление записок по образцу Творческие задания: составить записку-рецепт или «записку из будущего» самому себе |
Слушают информацию учителя.
С помощью учителя участвуют в составлении схемы/таблицы. Вместе с учителем разбирают образцы записок. Составляют и записывают записки по готовому образцу (записка-просьба, записка-благодарность). Зачитывают и оценивают составленные тексты |
Слушают информацию учителя.
С помощью учителя составляют схему/таблицу. Разбирают образцы записок вместе с педагогом. С помощью учителя редактируют записки: в предложенных текстах исправляют ошибки (грамматические, орфографические, стилистические). Составляют записки по образцу (записка-просьба, записка-благодарность). Зачитывают составленные записки. Оценивают работы свои и одноклассников |
30 | Составление и запись небольших рассказов (сочинений) разговорного стиля на основе личных впечатлений: о просмотренном кинофильме, видеоклипе, прочитанной книге (по предложенному или коллективно составленному плану)
|
1 | Беседа-рассуждение (о фильме, книге).
Просмотр и анализ видеофрагмента, чтение отрывка из книги. «Мозговой штурм» (запись ключевых слов, мыслей). Составление плана рассказа. Написание и оформление работы. Оценивание своих работ |
С помощью учителя разбирают текст или отрывок. Обсуждают с педагогом увиденное/услышанное.
Записывают ключевые слова, фразы, впечатления. Составляют список персонажей, событий, деталей с направляющей помощью педагога. Составляют план (примерную структуру). Пишут небольшой рассказ (сочинение), придерживаясь плана, используя разговорный стиль. Читают написанные рассказы вслух. Оценивают работы друг друга |
Работают в парах/группах: обсуждают свои идеи, обмениваются мыслями, дают друг другу советы и рекомендации с направляющей помощью педагога. Составляют список персонажей, событий, деталей. С помощью взрослого составляют план (примерную структуру).
Пишут небольшой рассказ (сочинение), придерживаясь плана, используя разговорный стиль. Читают написанные рассказы. Вместе с педагогом разбирают и обсуждают работы. Оценивают работы друг друга |
31 | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах разговорного стиля | 1 | Беседа о частях речи (делятся на самостоятельные и служебные).
Работа с текстом: первичное чтение, анализ текста, определение стиля, поиск частей речи, классификация, анализ функций) |
Приводят примеры (называют части речи).
Вслух читают небольшой текст (отрывок). Определяют стиль (с помощью учителя). Объясняют, почему текст относится к разговорному стилю. Находят и выделяют в тексте части речи (самостоятельные и служебные), используют помощь учителя |
Приводят примеры (называют части речи).
Вслух читают небольшой текст (отрывок). Определяют стиль. Объясняют, почему текст относится к разговорному стилю. Находят и выделяют в тексте части речи (самостоятельные и служебные). С помощью учителя объясняют роль служебных частей речи |
32 | Контрольная работа по теме «Разговорный стиль речи» | 1 | Выполнение контрольной работ | Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями | Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями |
33 | Использование вопросительных частиц (неужели, разве, ли и восклицательных частиц (что за, как) в предложениях, различных по интонации | 1 | Беседа (напоминание о вопросительных и восклицательных частицах, их назначении – для усиления выразительности). Составление схемы/таблицы (отображение частиц, их значения, примеры).
Выполнение практической работы: — определение типа предложения с различными частицами, — трансформация предложений, — вставка пропущенных частиц |
Участвуют в беседе с учителем. Читают предложения. С направляющей помощью учителя определяют типы предложений (вопросительное, восклицательное, повествовательное), указывают частицы, объясняют их роль.
Работают с текстом: находят в тексте предложения с изучаемыми частицами. Анализируют их интонацию и значение, используют помощь учителя |
Участвуют в беседе с педагогом. С направляющей помощью педагога преобразовывают повествовательные предложения в вопросительные, в восклицательные, используя частицы. Вставляют в предложения пропущенные частицы, подходящие по смыслу с помощью учителя. Читают их, соблюдая интонацию |
34 | Личныеписьма.
Составление писем личного характера на различные темы. Личный дневник. Практические упражнения в оформлении дневниковой записи (об одном дне) |
1 | Беседа (отличие личного письма от делового).
Анализ готовых образцов. Работа с ключевыми словами. Участие в игре «Продолжи фразу». Выполнение практических упражнений: — составление писем по заданному сюжету, — использование различных типов речи, — оформление дневниковой записи |
Читают и с помощью учителя анализируют готовые образцы писем.
Работают с ключевыми словами. Принимают участие в игре «Продолжи фразу» с направляющей помощью педагога. Выполняют практические упражнения с помощью педагога: — составляют письмо по заданному сюжету. — составляют дневниковую запись (по образцу) |
Читают и с помощью учителя анализируют готовые образцы писем. Записывают ключевые слова.
Участвуют в игре «Продолжи фразу» с направляющей помощью педагога. Выполняют практические упражнения: — используют различные типы речи при составлении письма; — оформляют дневниковую запись, используют помощь взрослого |