№ | Тема предмета | Количество часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Речевое общение. Речь и речевая деятельность – 8 часов | ||||||
1. | Значение речи в жизни человека.
Краткая и развернутая речь |
1 | Вступительная беседа. Значение речи в жизни людей, изучение ее основной функции – общения.
Наблюдение за тесной связью понятий “язык”, “речь”, “человек”. Работа с текстом. Чтение и анализ текстов. Анализ диалогов и монологов. Определение стилей текстов. Составление плана текста. Редактирование текста. Написание мини-сочинения «Значение речи в жизни человека» (кратко и развёрнуто) |
Слушают и участвуют в беседе.
Вместе см учителем проводят орфоэпическую разминку. Работают с текстом под контролем и с помощью учителя. Читают и анализируют готовые тексты, используют помощь педагога. Определяют стиль текстов (с помощью учителя). Под контролем педагога составляют план текста. Редактируют текст с помощью педагога. Пишут мини-сочинение «Значение речи в жизни человека» (кратко) |
Участвуют в беседе с педагогом. Отвечают на вопросы по теме.
Проводят орфоэпическую разминку. С незначительной помощью педагога работают с текстом. Читают и анализируют тексты. Производят анализ диалогов и монологов с направляющей помощью педагога. Определяют стиль текстов. Составляют план текста, используют помощь взрослого. Пишут мини-сочинение «Значение речи в жизни человека» (развёрнуто) |
|
2. | Практические упражнения подготовки развернутой речи | 1 | Беседа, ответы на вопросы.
Составление обучающимися связных развернутых текстов устной и письменной речи. Формирование навыков структурирования информации в соответствии с задачами коммуникации. Развитие умения использовать выразительные средства языка в развернутой речи. Развитие логики, последовательности и убедительности изложения мыслей |
Принимают участие в беседе с педагогом и отвечают на вопросы:
Что такое развернутая речь? Каковы ее особенности? Какие типы речи (повествование, описание, рассуждение) можно использовать в развернутом тексте? Повторяют структуру связного текста (введение, основная часть, заключение). Знакомятся с презентацией теоретического материала. С помощью учителя повторяют этапы подготовки развернутой речи. Определяют цели высказывания вместе с педагогом. Подбирают ключевые идеи и аргументы с помощью учителя. Структурируют текст (введение, основная часть, вывод), используют помощь взрослого. Используют языковые средства для логической связи между частями с помощью учителя. Знакомятся с видами развернутой речи, с лексико-грамматическими средствами развернутой речи. Используют сложные предложения. С помощью учителя готовят небольшое повествование с элементами описания (на 8–10 предложений) на тему: «Мое лучшее воспоминание о школе» |
Принимают участие в беседе и отвечают на вопросы учителя:
Что такое развернутая речь? Каковы ее особенности? Какие типы речи (повествование, описание, рассуждение) можно использовать в развернутом тексте? Повторяют структуру связного текста (введение, основная часть, заключение). Знакомятся с презентацией теоретического материала. Повторяют этапы подготовки развернутой речи. С помощью учителя определяют цели высказывания. Подбирают ключевые идеи и аргументы вместе с педагогом. Структурируют текст (введение, основная часть, вывод), используют помощь учителя. Используют языковые средства для логической связи между частями. Знакомятся с видами развернутой речи, с лексико-грамматическими средствами развернутой речи. Используют сложные предложения, вводные слова, антонимы, синонимы, эпитеты. С направляющей помощью учителя готовят устное описание на тему: «Описание любимого места отдыха» или «Портрет человека, которым я восхищаюсь.» Пишут текст-рассуждение на тему: «Какие качества помогают человеку достигать успеха?» Выстраивают структуру текста: тезисы, 2–3 аргумента, вывод |
|
3. | Партнеры по общению: «один — много», «знакомые -незнакомые», «сверстники – взрослые» | 1 | Знакомство обучающихся с особенностями развернутой речи в зависимости от типа собеседников и коммуникативной ситуации.
Умение адаптировать свою речь в соответствии с аудиторией (один — много, знакомые — незнакомые, сверстники — взрослые). Развитие навыков построения связного высказывания с учетом норм этики и культуры общения. Формирование коммуникативной компетенции, развитие навыка эмпатии и умение учитывать особенности собеседников. Развитие умения выражать свои мысли логично, последовательно и убедительно. Воспитание культуры общения и уважительного отношения к разным типам партнеров по общению. Формирование толерантности и социальной ответственности в процессе взаимодействия с людьми |
Беседуют с учителем, отвечая на вопросы:
Как изменяется стиль речи в зависимости от собеседников? Почему важно учитывать, кому адресовано высказывание? Приводят примеры с помощью взрослого. Учитывают разницу в общении с другом и учителем. Выделяют различия в разговоре с одним человеком и перед аудиторией. Знакомятся с презентацией теоретического материала. Под контролем и с помощью учителя разыгрывают речевые ситуации (общение ‘один — много’, общение ‘знакомые — незнакомые’, общение ‘сверстники — взрослые’.) Участвуют в составлении развёрнутой речи на предложенную тему (6-8 предложений), используют помощь взрослого. Обучающиеся зачитывают свои высказывания |
Беседуют с учителем, отвечая на вопросы:
Как изменяется стиль речи в зависимости от собеседников? Почему важно учитывать, кому адресовано высказывание? Приводят примеры с незначительной помощью учителя. Учитывают разницу в общении с другом и учителем. Выделяют различия в разговоре с одним человеком и перед аудиторией. Знакомятся с презентацией теоретического материала. Разыгрывают речевые ситуации (общение ‘один — много’, общение ‘знакомые — незнакомые’, общение ‘сверстники — взрослые’.), используют помощь педагога. Используют лексико-грамматические средства: обращения, вводные слова, конструкций для выражения уважения. По показу взрослого подстраивают интонацию и стиль под ситуацию. Составляют развернутую речь на одну из тем (8–10 предложений), учитывая адресата: «Почему важно сохранять традиции?» (обращение к сверстникам и взрослым). «Что я считаю самым важным для человека?» (обращение к другу и незнакомым людям). Обсуждают с учителем ключевые особенности речи в зависимости от адресата. Обучающиеся зачитывают свои высказывания. Учитель вместе с классом разбирает, насколько грамотно учтены особенности общения с разными типами партнеров. Обсуждают с педагогом ошибки (в тоне, стиле, лексике) и пути их устранения |
|
4. | Диагностическая контрольная работа по теме «Речевое общение» | 1 | Закрепление и обобщение знаний об основных компонентах речевой ситуации | Пишут контрольную работу, списывая текст. Выполняют грамматические задания | Пишут контрольную работу.
Выполняют грамматические задания |
|
5. | Понятие об общительном и необщительном человеке, контактность как свойство личности.
Работа над ошибками диагностической контрольной работы |
1 | Знакомство обучающихся с понятиями «общительный человек», «необщительный человек», «контактность». Наблюдение за языковыми средствами, используемыми для описания свойств личности в речи.
Развитие умения анализировать текст и составлять описания, характеризующие личность. Развитие навыков анализа и обобщения, работы с понятиями, выделения ключевых характеристик. Развитие связной речи обучающихся через составление текстов-описаний. Воспитание уважения к различным типам личности и осознание значимости личных качеств в общении. Формирование толерантности и умения понимать других людей |
Беседуют по вопросам учителя.
Анализируют ситуации с помощью педагога. Знакомятся с понятиями об общительности и контактности, с языковыми средствами описания свойств личности. Различают особенности речевого поведения разных типов личности с направляющей помощью учителя. Составляют устное описание общительного и необщительного человека (по 4-5 предложений), используя ключевые слова и помощь учителя. Участвуют в мини-дискуссии. Выполняют работу над ошибками контрольной в тетради (используют памятку) |
Беседуют по вопросам педагога:
Что, по вашему мнению, означает быть общительным человеком? Какие качества способствуют установлению контактов между людьми? Разбирают с учителем ситуации: почему важно быть контактным человеком в современном обществе? Знакомятся с понятиями об общительности и контактности, с языковыми средствами описания свойств личности. Используют прилагательные: общительный, открытый, дружелюбный, замкнутый, скромный. Используют сложные предложения для раскрытия качеств: «Он кажется замкнутым, потому что редко вступает в разговор, но это объясняется его природной скромностью.» Различают особенности речевого поведения разных типов личности с направляющей помощью учителя. С помощью учителя составляют устное описание общительного и необщительного человека (по 5–6 предложений), используя ключевые слова: общительный: активный, дружелюбный, инициативный, разговорчивый. Необщительный: замкнутый, молчаливый, сдержанный, скрытный. Со значительной помощью учителя проводят мини-дискуссию: обучающиеся делятся на две группы и обсуждают, какой тип личности более предпочтителен в современном обществе. Обсуждают с педагогом выполненные работы: На сколько точны описания? Какие языковые средства использованы для передачи характеристик? С помощью учителя анализируют роль контактности в повседневной жизни обучающихся. С направляющей помощью учителя приводят пример ситуации, где общительность помогла человеку добиться успеха или разрешить конфликт. Выполняют работу над ошибками контрольной в тетради, используют помощь учителя |
|
6. | Задачи общения (спросить, попросить, отказаться, узнать) | 1 | Обсуждение основных задач общения: запрос информации, просьба, отказ, получение сведений.
Умение применять языковые средства для выражения этих задач в различных коммуникативных ситуациях. Формирование навыков построения фраз и текстов в зависимости от цели общения. Развитие коммуникативных умений: задавать вопросы, вежливо отказывать, формулировать просьбы. Формирование умения выбирать адекватные речевые средства в зависимости от ситуации общения и собеседника. Воспитание уважения к собеседнику, культуры речи и общения. Формирование толерантности и умения находить компромиссы в общении |
Обсуждают с педагогом основные задачи общения.
Обращают внимание на значимость правильного выражения задач общения в различных ситуациях. С помощью учителя выделяют основные задачи общения: спросить (при помощи прямых и косвенных вопросов), попросить, отказаться, узнать (задать уточняющие и наводящие вопросы). Формулируют просьбы в вежливой форме (например, «Будьте добры», «Не могли бы вы помочь?»). Учитывают степень официальности. По показу педагога учатся вежливому отказу при помощи фраз «К сожалению», «Мне очень жаль, но я не могу». С помощью взрослого формулируют отказ с объяснением причин. Задают уточняющие и наводящие вопросы по показу учителя. Составляют диалоги для различных ситуаций. Разрабатывают пример письменного обращения (например, письмо-обращение к администрации школы с просьбой) (с помощью учителя) |
Обсуждают с педагогом основные задачи общения:
Что, по вашему мнению, включает в себя общение? Как мы формулируем свои просьбы, вопросы или отказы в повседневной жизни? По просьбе педагога обращают внимание на значимость правильного выражения задач общения в различных ситуациях. С помощью учителя выделяют основные задачи общения: спросить (при помощи прямых и косвенных вопросов), попросить, отказаться, узнать (задать уточняющие и наводящие вопросы). Вместе с учителем формулируют просьбы в вежливой форме (например, «Будьте добры», «Не могли бы вы помочь?»). Учитывают степень официальности: просьба другу и просьба учителю. Учатся вежливому отказу при помощи фраз «К сожалению», «Мне очень жаль, но я не могу», используют помощь учителя. По показу педагога отказывают с объяснением причин. Задают уточняющие и наводящие вопросы. Используют вводные конструкций: «Мне интересно», «Хотелось бы уточнить». С помощью учителя употребляют различные типы предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных. Составляют диалоги для следующих ситуаций: узнать у одноклассника, какое задание нужно сделать на завтра; попросить друга о помощи с решением задачи; отказаться от участия в мероприятии, предложенном учителем, в вежливой форме; спросить преподавателя о возможности пересдать работу, используют помощь взрослого. Вместе с педагогом разрабатывают пример письменного обращения (например, письмо-обращение к администрации школы с просьбой). Зачитывают свои диалоги или письменные работы. Коллективно их обсуждают: Насколько правильно сформулированы просьбы, вопросы или отказы? Какие языковые средства можно улучшить? |
|
7. | Модель речевой коммуникации: «адресант — адресат — сообщение» | 1 | Ознакомление обучающихся с основными элементами речевой коммуникации: «адресант -адресат – сообщение».
Объяснение роли каждого элемента в процессе общения. Умение анализировать речевую ситуацию с учетом модели «адресант – адресат – сообщение». Развитие умения учитывать адресата при создании устного и письменного высказывания. Формирование навыков построения связного текста с учетом цели и средств коммуникации. Воспитание культуры речи, уважения к собеседнику. Формирование осознания значимости точности и этичности в речевом взаимодействии |
Коллективно рассуждают по вопросам:
Как вы понимаете понятия «говорящий» и «слушающий» в коммуникации? Почему важно учитывать собеседника при создании сообщения? Разбирают с учителем примеры ошибок, которые возникают из-за игнорирования роли адресата (например, слишком сложная речь для младших школьников). Изучают основные элементы модели коммуникации: адресант-адресат -сообщение. Разбирают с педагогом коммуникативные барьеры: неверный подбор слов, неясные формулировки, игнорирование контекста. Разбирают одну ситуацию и с помощью учителя определяют в ней адресанта, адресата и сообщение. Пишут текст (8–10 предложений) на одну из тем: «Обращение к другу с предложением провести совместный вечер». «Обращение к учителю с просьбой о консультации» (с помощью учителя). Определяют в своем тексте элементы модели «адресант – адресат – сообщение», используют помощь взрослого |
Коллективно рассуждают, отвечая на вопросы педагога:
Как вы понимаете понятия «говорящий» и «слушающий» в коммуникации? Почему важно учитывать собеседника при создании сообщения? Разбирают примеры ошибок, которые возникают из-за игнорирования роли адресата (например, слишком сложная речь для младших школьников). Изучают основные элементы модели коммуникации: адресант-адресат -сообщение. Вместе с учителем разбирают коммуникативные барьеры: неверный подбор слов, неясные формулировки, игнорирование контекста. Используют языковые средства: формы обращения, глаголы, вводные слова, сложноподчиненные предложения для уточнения информации. Разбирают с учителем несколько ситуаций и определяют в них адресанта, адресата и сообщение. Ситуации: учитель объясняет новую тему ученикам. Студент пишет письмо в университет. Друзья обсуждают совместный поход. Составляют с учителем и записывают 2 текста (по 5–6 предложений): один адресован другу, другой учителю, на тему «Прошу разъяснить задание». С помощью педагога проводят ролевую игру: Ситуация 1: студент выступает с проектом перед аудиторией. Ситуация 2: продавец объясняет покупателю, как пользоваться товаром. Вместе с учителем обучающиеся обсуждают: как изменяется сообщение в зависимости от адресата? Обучающиеся зачитывают свои работы или проигрывают ролевые ситуации. С помощью педагога обсуждаются сильные и слабые стороны: -соответствие сообщения адресату; -логичность и четкость высказываний. С направляющей помощью педагога выявляют коммуникативные барьеры, анализируют способы их устранения. Пишут текст (8–10 предложений) на одну из тем: «Обращение к другу с предложением провести совместный вечер». «Обращение к учителю с просьбой о консультации». С помощью учителя определяют в своем тексте элементы модели «адресант – адресат – сообщение» |
|
8. | Речевая ситуация.
Основные компоненты речевой ситуации |
1 | Знакомство обучающихся с понятием «речевая ситуация».
Изучение основных компонентов речевой ситуации: адресант, адресат, цель, содержание, условия, средства коммуникации. Умение анализировать речевую ситуацию и подбирать соответствующие языковые средства. Развитие умения учитывать условия общения при построении речевого высказывания. Формирование умений и навыков для описания и анализа различных речевых ситуаций. Воспитание уважения к собеседнику и культуры речевого общения. Развитие этичного поведения в различных речевых ситуациях |
Участвуют в дискуссии с педагогом.
С помощью педагога приводят примеры: беседа с другом, обсуждение с учителем, разговор с незнакомым человеком. Изучают понятие «речевая ситуация». Знакомятся с основными компонентами речевой ситуации: адресант (говорящий), адресат (слушающий). Разбирают ключевые моменты урока: цель общения (что адресант хочет достичь); -содержание; -условия. Разбирают средства коммуникации. Анализируют заданные речевые ситуации. Пишут анализ речевой ситуации (4–6 предложений) на одну из тем: Телефонный разговор с оператором службы поддержки. Обращение к учителю с вопросом о домашнем задании |
Дискуссируют с учителем по вопросам:
Как вы понимаете понятие «речь» и «ситуация»? Какие факторы могут влиять на то, как мы общаемся? С помощью педагога приводят примеры: беседа с другом, обсуждение с учителем, разговор с незнакомым человеком. Изучают понятие «речевая ситуация». Знакомятся с основными компонентами речевой ситуации: адресант (говорящий), адресат (слушающий). Разбирают ключевые моменты урока: цель общения (что адресант хочет достичь); -содержание; -условия. Разбирают средства коммуникации: языковые (лексика, грамматика, стилистика) и неязыковые (жесты, мимика) средства; факторы, влияющие на речевую ситуацию. Обращают внимание на технические средства коммуникации (устное или письменное общение). Анализируют следующие речевые ситуации, с помощью учителя определяют их компоненты: Ученик объясняет другу правила игры. Учитель рассказывает ученикам новую тему на уроке. Врач дает пациенту рекомендации по лечению. Составляют короткие тексты для заданных ситуаций: Разговор с продавцом в магазине. Обращение к начальнику с просьбой о переносе отпуска. Проводят ролевую игру: С помощью учителя обучающиеся разыгрывают заданные речевые ситуации в парах, стараясь учитывать компоненты речевой ситуации. Обсуждают с педагогом составленные тексты и проведенные ролевые игры. С помощью взрослого проводят разбор: Насколько удачно учтены условия и адресат? Какие ошибки или недочеты можно исправить? Пишут разбор речевой ситуации (5–8 предложений) на одну из тем: Телефонный разговор с оператором службы поддержки. Обращение к учителю с вопросом о домашнем задании. Используют помощь взрослого |
|
9. | Речевой этикет.
Изложение |
1 | Знакомство обучающихся с основными понятиями речевого этикета и его культурно-языковыми особенностями.
Изучение речевых формул этикета в различных ситуациях общения. Развитие навыков составления связного текста, соблюдая нормы речевого этикета. Формирование умения разбирать речевые ситуации и выбирать соответствующие этикетные формулы. Развитие письменных умений и навыков при подготовке связного текста (изложения) |
Отвечают на вопросы учителя:
Что такое речевой этикет? Почему он важен в общении? Какие речевые формулы используются в вашей жизни? (например, приветствия, прощания, просьбы). Вместе с учителем разбирают примеры культурных различий в речевом этикете (например, в русском языке принято говорить «здравствуйте», а в английском чаще «hello»). Смотрят презентацию «Речевой этикет». Записывают основные формулы речевого этикета. С помощью педагога приводят различные речевые ситуации (например, встреча с другом, беседа с учителем, письменное обращение к руководителю). Пишут в тетради изложение текста (объем 60–80 слов) с учетом норм речевого этикета с помощью учителя |
Отвечают на вопросы учителя:
Что такое речевой этикет? Почему он важен в общении? Какие речевые формулы используются в вашей жизни? (например, приветствия, прощания, просьбы). Разбирают примеры культурных различий в речевом этикете (например, в русском языке принято говорить «здравствуйте», а в английском чаще «hello»). Смотрят презентацию «Речевой этикет». Записывают основные формулы речевого этикета: -приветствие (здравствуйте, доброе утро, привет). Прощание (до свидания, всего доброго, пока). Благодарность (спасибо, благодарю, очень признателен). Извинение (извините, простите, прошу прощения). Просьба (пожалуйста, не могли бы вы…, разрешите). Поздравление и обращение с пожеланиями. С направляющей помощью учителя приводят различные речевые ситуации (например, встреча с другом, беседа с учителем, письменное обращение к руководителю). С помощью педагога обучающиеся подбирают подходящие речевые формулы для каждой ситуации. Пишут в тетради изложение текста (объем 100–120 слов) с учетом норм речевого этикета, используют помощь взрослого. Читают несколько примеров изложений |
|
10. | Тест по разделу «Речевое общение. Речь и речевая деятельность» | 1 | Проверка усвоения обучающимися теоретических знаний и практических навыков по разделу «Речевое общение. Речь и речевая деятельность».
Оценка умения анализировать речевые ситуации, выбор адекватных языковых средств и создание связных текстов |
Знакомятся с целью урока: контроль и оценка знаний по теме.
Слушают инструкцию учителя по выполнению теста (время выполнения, правила работы). Пишут тест (35 минут) под контролем и с помощью педагога: Придерживаясь структуры теста: Часть 1. Теоретическая (2 задания): 1.Дать определение понятий: «речевое общение», «речевая деятельность». 2.Назвать и охарактеризовать виды речевой деятельности. Часть 2. Аналитическая (2 задания): 1.Проанализировать предложенную речевую ситуацию, выделить ее компоненты (адресант, адресат, цель, сообщение, контекст). 2.Найти ошибки в приведенных высказываниях (например, неуместный стиль, нарушение логики) и предложить исправления. (с помощью учителя). Обучающиеся сдают тесты. Подводят итоги (5 минут): С помощью учителя высказывают краткую самооценку: что удалось, какие моменты оказались сложными. Учитель подводит итоги, объясняет, какие знания и умения необходимо доработать |
Знакомятся с целью урока: контроль и оценка знаний по теме.
Слушают инструкцию учителя по выполнению теста (время выполнения, правила работы). Пишут тест (35 минут): Структура теста под контролем и с помощью педагога: Придерживаясь структуры теста:
Часть 1. Теоретическая (5 заданий): 1.Дать определение понятий: «речевое общение», «речевая деятельность». 2.Назвать и охарактеризовать виды речевой деятельности. 3.Определить основные компоненты речевой ситуации. 4.Указать виды общения (устное, письменное; монологическое, диалогическое) и их особенности. 5.Привести примеры функций речи: коммуникативной, эмоционально-экспрессивной, познавательной. Часть 2. Аналитическая (2 задания): 1.Проанализировать предложенную речевую ситуацию, выделить ее компоненты (адресант, адресат, цель, сообщение, контекст). 2.Найти ошибки в приведенных высказываниях (например, неуместный стиль, нарушение логики) и предложить исправления. Часть 3. Практическая (1 задание): Написать текст на заданную тему, учитывая речевую ситуацию: Например, «Обращение к одноклассникам с просьбой помочь в подготовке школьного мероприятия». Обучающиеся сдают тесты. Подводят итоги (5 минут): С помощью учителя высказывают краткую самооценку: что удалось, какие моменты оказались сложными. Учитель подводит итоги, объясняет, какие знания и умения необходимо доработать |
|
Высказывание. Текст — 14 часов | ||||||
11. | Основные типы высказываний (повествование, рассуждение, описание) | 1 | Отработка и осознание понятий «тип речи», «описание», «повествование», «рассуждение».
Алгоритм определения типологической отнесенности текста. Осознание взаимосвязи основных единиц языка. Закрепление и расширение теоретических знаний обучающихся по обозначенной теме, развитие понимания определяющих, характерных черт каждого типа речи. Развитие умений и навыков работы по определению типа речи предложенного текста; по написанию текстов разных типов и их практическому применению |
Разбирают с педагогом готовое устное высказывание на лингвистическую тему.
Знакомятся с опорными схемами для определения типов текстов. С направляющей помощью учителя работают с текстами разных типов речи, составленными по различным словосочетаниям. Конструируют тексты (обучающимся предлагается текст, в котором пропущены предложения и слова, используют помощь педагога. С помощью учителя восстанавливают текст, использовав верный вариант ответа
|
С помощью учителя составляют устное высказывание на лингвистическую тему.
Составляют опорные схемы для определения типов текстов. Составляют тексты разных типов речи по предложенным словосочетаниям. При направляющей помощи педагога высказывают свою точку зрения, опираясь на опорную таблицу. С помощью педагога конструируют тексты (обучающимся предлагается текст, в котором пропущены предложения и слова. Необходимо восстановить его, использовав верный вариант ответа) |
|
12. | Смысловые связи между частями текста.
Языковые средства связи частей текста |
1 | Повторение понятия «текст».
Умение определять признаки текста. Углубление знаний обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении. Ознакомление со способами связи предложений в тексте |
С помощью педагога работают с материалом для наблюдения (с текстом).
Повторяют такие понятия, как «текст», «тема», «основная мысль», «стиль» и «тип текста» (по конспекту). Наблюдают за видом связи между частями данного текста. Составляют схемы текстов в тетради с помощью учителя
|
Работают с материалом для наблюдения (с текстом).
Повторяют такие понятия, как «текст», «тема», «основная мысль», «стиль» и «тип текста». Под контролем и с помощью учителя работают в группах: 1 группа -определяет к какому типу речи относится данный текст. 2 группа- стиль текста. 3 группа – определяет тему и основную мысль текста. Наблюдают за видом связи между частями текста. Составляют схемы текстов в тетради, используют помощь педагога. Выполняют творческую работу: составляют текст со смысловыми и языковыми средствами связи |
|
13. | Практические упражнения в ознакомлении со структурой повествовательного текста. Сочинение — описание (с элементами повествования) Храма Василия Блаженного | 1 | Ознакомление обучающихся со строением текста типа повествования. Формирование умения создавать собственные тексты подобного типа. Редактирование текста-повествования.
Выявление композиционных частей рассказа. Обучение лингвистическому и содержательному анализу текста: — соотношение выбора языковых средств, использованных в тексте; — определение системы языковых средств, использованных в тексте; — понимание его идеи, композиции, характера персонажей, деталей. Проверка умения обучающихся письменно пересказывать текст-описание (с элементами повествования) в соответствии с планом. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости |
С помощью учителя повторяют понятие «повествование» по плану:
1. Что такое повествование? 2. Основное свойство повествования. 3.Ведущая часть речи при повествовании. 4. Какие слова используются, чтобы подчеркнуть последовательность действия? Доказывают данные утверждения на примерах текста (с помощью учителя). Под контролем учителя работают в парах. Каждой паре выдается текст, обучающиеся находят все признаки повествования. Осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль с направляющей помощью педагога. Пары обучающихся выступают со своими ответами, дополняя друг друга. Письменно пересказывают текст-описание (с элементами повествования) по плану, используют помощь учителя |
Повторяют понятие «повествование» по плану:
1. Что такое повествование? 2. Основное свойство повествования. 3. Ведущая часть речи при повествовании. 4. Какие слова используются, чтобы подчеркнуть последовательность действия? С помощью учителя доказывают данные утверждения на примерах текста. Работают в парах. Каждой паре выдается текст, обучающиеся находят все признаки повествования. Осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль с помощью педагога. Пары обучающихся выступают со своими ответами, дополняя друг друга. Пишут сочинения-описания (с элементами повествования) по плану (используют презентацию, фотографии, исторический материал), используют помощь взрослого
|
|
14. | Использование глаголов, передающих последовательность совершаемых в текстах-
повествованиях. Редактирование предложений с неверной временной соотнесенностью глаголов в текстах повествовательного типа |
1 | Ознакомление обучающихся с особенностями использования глаголов, передающих последовательность совершаемых в текстах-
повествованиях. Развитие навыка анализа и интерпретации текстов с акцентом на глагольные формы текстов -повествованиях. Формирование умений использовать разнообразные глаголы для создания выразительных и динамичных повествований. Редактирование предложений с неверной временной соотнесенностью глаголов в текстах повествовательного типа |
Участвуют в обсуждении с учителем, что такое повествование и какую роль играют глаголы, передаваемые последовательность совершаемых в текстах-повествованиях в создании динамики текста.
Знакомятся с примерами предложений с разными глаголами. Наблюдают, как глаголы влияют на восприятие текста (с помощью учителя). С направляющей помощью учителя выполняют творческое задание: переписывают текст, в котором глаголы заменены на существительные или прилагательные, восстановив глагольную структуру. С помощью педагога редактируют предложения с неверной временной соотнесенностью глаголов в текстах повествовательного типа («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина – глаголы в разных временных формах) |
Обсуждают с учителем, что такое повествование и какую роль играют глаголы, передаваемые последовательность совершаемых в текстах-повествованиях в создании динамики текста.
Знакомятся с примерами предложений с разными глаголами. Наблюдают, как глаголы влияют на восприятие текста с помощью учителя. Выполняют творческое задание: переписывают текст, в котором глаголы заменены на существительные или прилагательные, восстановив глагольную структуру, используют помощь педагога. С помощью учителя редактируют предложения с неверной временной соотнесенностью глаголов в текстах повествовательного типа (примеры текстов: «Муму» И.С. Тургенев -глаголы передают эмоции и действия главного героя; «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина – глаголы в разных временных формах; Лев Лосев «Блокадная книга» — глаголы помогают передать ужас и страдания, которые испытывали люди в те времена) |
|
15. | Составление сложных предложений с союзами «а», «и», «но»; включение их в сравнительное описание двух предметов | 1 | Распознавание в тексте сложных синтаксических конструкции (предложения с разными видами связи).
Классификация смысловых отношений в сложном предложении с союзами «а», «и», «но»; включение их в сравнительное описание двух предметов. Решение лингвистических задач с последующей проверкой. Выполнение тренировочных упражнений по теме урока. Выполнение взаимопроверки |
С помощью учителя вспоминают структуру сложного предложения, его компонентов, правило соединения предложений с союзами «а», «и», «но»(с применением презентации).
Рассматривают таблицу, с помощью педагога сравнивают два предмета по различным критериям. С направляющей помощью педагога выполняют тренировочные упражнения по включению сложных предложений с союзами «а», «и», «но» в описание двух предметов (например, эпизод описания волшебной палочки Гарри и его метла «Нимбус 2000» из произведения Дж.К.Роулинга «Гарри Потер»), используют помощь взрослого |
С помощью учителя вспоминают структуру сложного предложения, его компонентов, правило соединения предложений с союзами «а», «и», «но»(с применением презентации).
Рассматривают таблицу, в которой сравнивают два предмета по различным критериям. Выполняют тренировочные упражнения по включению сложных предложений с союзами «а», «и», «но» в описание двух предметов, используют помощь учителя (например, эпизод описания волшебной палочки Гарри и его метла «Нимбус 2000» из произведения Дж.К.Роулинга «Гарри Потер») С направляющей помощью педагога оставляют и пишут текст, в котором сравнивают два предмета, используя сложные предложения с союзами «а», «и», «но». Оценивают свои работы и работы одноклассников, выделяя с помощью взрослого удачные предложения |
|
16. | Составление сложных предложений со словами дело в том, что, объясняется это тем, что, включение их в тексты-рассуждения с целью объяснения или доказательства | 1 | Ознакомление обучающихся с конструкциями сложных предложений со словами дело в том, что; объясняется это тем, что.
Обучение умениям строить сложные предложения с данными конструкциями и включать их в тексты-рассуждения. Формирование умения использовать такие предложения для выражения причинно-следственных связей. Составление, анализ, характеристика и оценивание текста-рассуждения с точки зрения особенностей употребления сложных предложений со словами дело в том, что, объясняется это тем, что (в рамках изученного). Корректировка текста с точки зрения основных норм употребления объяснений или доказательства. Соблюдение синтаксических норм при составлении сложных предложений |
Беседуют с учителем по вопросам:
Что такое текст-рассуждение? Какие его основные части? Какие конструкции помогают выразить причину или объяснение? Вспоминают структуру текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. С направляющей помощью педагога разбирают конструкции: Дело в том, что — вводит объяснение или причину. Объясняется это тем, что — указывает на причину произошедшего. Знакомятся с примерами текстов-рассуждений. С помощью педагога производят разбор коротких текстов, где данные конструкции используются для объяснения или доказательства. Составляют три сложных предложения, используя слова дело в том, что и объясняется это тем, что (с помощью учителя). Делают вывод с направляющей помощью взрослого |
Беседуют с учителем по вопросам:
Что такое текст-рассуждение? Какие его основные части? Какие конструкции помогают выразить причину или объяснение? С помощью учителя вспоминают структуру текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. С направляющей помощью педагога разбирают конструкции: Дело в том, что — вводит объяснение или причину. Объясняется это тем, что — указывает на причину произошедшего. Знакомятся с примерами текстов-рассуждений. С помощью учителя производят разбор коротких текстов, где данные конструкции используются для объяснения или доказательства. Составляют три сложных предложения, используя слова дело в том, что и объясняется это тем, что, используют помощь учителя. С направляющей помощью педагога включают одно из составленных предложений в текст-рассуждение (5–6 предложений) по предложенной теме: «Почему важно учиться выражать свои мысли письменно? Под контролем учителя повторяют алгоритм выполнения. Подбирают два аргумента, один из которых выражают через предложенные конструкции. Делают вывод с направляющей помощью педагога |
|
17. | Составление сложных предложений с союзами «что», «чтобы», «так как», «потому что», «в связи с тем», «что». Их использование в текстах-рассуждениях | 1 | Выполнение разбора сложных предложений с союзами «что», «чтобы», «так как», «потому что», «в связи с тем», «что» и осуществление выбора правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложном предложении с
разными видами связи. Анализ и характеристика текста-рассуждения с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдение правил пунктуации при составлении сложных предложений |
С помощью учителя разбирают сложные предложений с союзами «что», «чтобы», «так как», «потому что», «в связи с тем», «что» и осуществляют выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложном предложении с
разными видами связи. С направляющей помощью педагога разбирают, характеризуют и записывают текст-рассуждение в тетради |
С направляющей помощью педагога разбирают сложные предложений с союзами «что», «чтобы», «так как», «потому что», «в связи с тем», «что» и осуществляют выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложном предложении с
разными видами связи. Разбирают, характеризуют и записывают текст-рассуждение с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного), используют помощь взрослого. Соблюдают правила пунктуации при написании сложных предложений |
|
18. | Структурные особенности описательного текста.
Описание предмета, места, пейзажа повествовательного текста с элементами описания |
1 | Раскрытие структурных особенностей описательного текста. Обучение составлению описаний предмета, места, пейзажа с учетом логики и последовательности изложения.
Формирование умений выявлять и включать элементы описания в повествовательный текст. Развитие наблюдательности, внимания к деталям, художественного и логического мышления. Совершенствование умений и навыков связной письменной речи |
Отвечают на вопросы учителя:
Что такое описательный текст? Какие примеры можно привести? Какова цель описания в тексте? В каких стилях речи используются описания (например, художественном, научном)? Слушают объяснение учителя с демонстрацией презентации «Описательный текст». Знакомятся с основными понятиями темы урока: -основная цель; -структурные особенности описания; -объект описания: что описывается (предмет, место, пейзаж); -план описания; -общее впечатление; -детали (форма, цвет, размер, материал, расположение); -личное отношение (если уместно). С помощью учителя обращают внимание на средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (с помощью учителя). Читают пример описательного текста (например, пейзажа из художественного произведения), используют помощь педагога. Находят ключевые детали описания. С направляющей помощью педагога делят текст на структурные части (введение, детали, заключение). Пишут описание предмета (например, любимой книги или вещи) под контролем и с помощью учителя |
Отвечают на вопросы учителя:
Что такое описательный текст? Какие примеры можно привести? Какова цель описания в тексте? В каких стилях речи используются описания (например, художественном, научном)? Слушают объяснение учителя с демонстрацией презентации «Описательный текст». Знакомятся с основными понятиями темы урока: -основная цель; -структурные особенности описания; -объект описания: что описывается (предмет, место, пейзаж); -план описания; -общее впечатление; -детали (форма, цвет, размер, материал, расположение); -личное отношение (если уместно). С помощью учителя обращают внимание на средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Читают пример описательного текста (например, пейзажа из художественного произведения). Находят ключевые детали описания, используют помощь взрослого. Делят текст на структурные части (введение, детали, заключение). С направляющей помощью педагога пишут описание: -предмета (например, любимой книги или вещи); -места (например, школьного кабинета или любимого уголка природы); -пейзажа (например, зимнего утра или летнего заката). Вместе с педагогом разбирают написанные тексты. Отвечают на вопросы для обсуждения: Какие детали лучше всего помогли создать образ объекта? Какие трудности возникли при написании описания или при включении описания в повествование? Учитель дает рекомендации по улучшению текста |
|
19. | Структурные особенности текста-рассуждения | 1 | Знакомство обучающихся с основными структурными особенностями текста-рассуждения.
Умение правильно строить текст-рассуждение, выделяя вступление, основную часть и заключение. Развитие умения логического и аргументированного изложения мыслей в письменной форме. Развитие умений и навыков структурирования текста и аргументации своих мыслей. Совершенствование умений и навыков анализа, формирования выводов и обоснования собственных точек зрения |
Отвечают на вопросы учителя для беседы:
Что такое текст-рассуждение? Какова его цель? Какие виды текстов могут быть использованы для рассуждения (например, научный, публицистический)? Каковы основные признаки рассуждения (аргументация, доказательства, логическая структура)? Знакомятся с презентацией «Текст-рассуждение», позволяющей узнать: -основную цель текста-рассуждения; -структурные особенности текста-рассуждения: вступление, основная часть, заключение. С помощью учителя изучают особенности текста-рассуждения: использование логических связок (например, «во-первых», «во-вторых», «однако», «следовательно», «поэтому»); употребление различных стилей доказательства: статистика, примеры, мнения авторитетов и т.д. Читают пример текста-рассуждения (например, небольшой текст, раскрывающий проблему «Должны ли подростки иметь доступ к социальным сетям?»). С направляющей помощью учителя выделяют вступление, основную часть и заключение. Записывают текст-рассуждение в тетрадь, используют помощь взрослого |
Отвечают на вопросы учителя для беседы:
Что такое текст-рассуждение? Какова его цель? Какие виды текстов могут быть использованы для рассуждения (например, научный, публицистический)? Каковы основные признаки рассуждения (аргументация, доказательства, логическая структура)? Знакомятся с презентацией «Текст-рассуждение», позволяющей узнать: -основную цель текста-рассуждения; -структурные особенности текста-рассуждения: вступление, основная часть, заключение. С помощью учителя изучают особенности текста-рассуждения: использование логических связок (например, «во-первых», «во-вторых», «однако», «следовательно», «поэтому»); употребление различных стилей доказательства: статистика, примеры, мнения авторитетов и т.д. Читают пример текста-рассуждения (например, небольшой текст, раскрывающий проблему «Должны ли подростки иметь доступ к социальным сетям?»). С направляющей помощью учителя выделяют вступление, основную часть и заключение. Вместе с учителем разбирают аргументы и логическую структуру текста. Пишут собственный текст-рассуждение на одну из предложенных тем: «Как социальные сети влияют на взаимоотношения людей». «Важность чтения книг в эпоху интернета». «Должны ли подростки работать летом?». В тексте обязательно должны быть вступление, основная часть (с аргументами и примерами) и заключение. Вместе с педагогом разбирают выполненные задания. Отвечают на вопросы учителя для обсуждения: Какие трудности возникли при написании текста-рассуждения? Насколько убедительными были ваши аргументы? Какие элементы структуры текста-рассуждения вам удалось использовать? Учитель дает рекомендации по улучшению структуры и аргументации в текстах |
|
20. | Практические упражнения в составлении текста-рассуждения | 1 | Закрепление знаний о структуре текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод).
Обучение умениям логически выстраивать текст с использованием средств связи между частями. Совершенствование умений и навыков написания связного и убедительного текста. Развитие мышления и умение логически излагать свои мысли. Развитие речевой культуры и орфографической грамотности. Формирование умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других. Воспитание интереса к самостоятельному анализу и обоснованию своих взглядов |
С направляющей помощью учителя определяют цель урока: «Сегодня мы научимся составлять логически связные тексты-рассуждения».
Обсуждают по вопросам: Что такое текст-рассуждение? Из каких частей он состоит? Рассматривают тексты-рассуждения (анализируют структуру). Обобщают знания о структуре текста-рассуждения: тезис — главная мысль, которую нужно доказать или объяснить; аргументы — доказательства, подтверждающие тезис; вывод — итог, основанный на аргументах. Выполняют практические упражнения: записывают тезисы на заданную тему (с помощью учителя) |
Определяют цель урока: «Сегодня мы научимся составлять логически связные тексты-рассуждения».
Обсуждают с учителем по вопросам: Что такое текст-рассуждение? Из каких частей он состоит? Рассматривают тексты-рассуждения (разбирают структуру). Обобщают знания о структуре текста-рассуждения: тезис — главная мысль, которую нужно доказать или объяснить; аргументы — доказательства, подтверждающие тезис; вывод — итог, основанный на аргументах. Придерживаются рекомендаций по составлению текста: логичность изложения, использование речевых клише для связи частей текста (например: «во-первых», «таким образом», «следовательно»). С направляющей помощью учителя выполняют практические упражнения: Задание 1: составьте тезисы на заданную тему (например, «Роль технологий в жизни человека»). Задание 2: придумать и записать два аргумента, подтверждающих тезис. Задание 3: написать вывод. Задание 4: составить полный текст-рассуждение по предложенной теме. Самостоятельно работают с взаимопроверкой. Обсуждают с учителем по вопросам: Какие трудности возникли при написании текста? Что помогает сделать рассуждение убедительным? |
|
21. | Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Знакомство обучающихся с особенностями написания сочинения на лингвистическую тему.
Умение анализировать высказывания о языке и речи, формулировать и обосновывать свою точку зрения. Отработка навыков построения связного текста на основе высказывания. Углубление знаний обучающихся о структуре сочинения и особенностях построения текста. Развитие умения анализировать тексты, выделять главное и логично и связно выражать мысли |
Отвечают на вопросы учителя для размышления:
Почему важно уметь писать сочинения? В каких сферах жизни пригодится умение выражать свои мысли в письменной форме? Приводят примеры ситуаций, в которых необходимы навыки работы с текстом (официальные письма, статьи). Производят анализ текстов: Пример 1: текст с четко выделенной структурой. Пример 2: текст с нарушением логики или отсутствием связности. С помощью учителя выполняют задания: -найти элементы текста (тезис, аргументы, выводы). Указать ошибки или сильные стороны каждого Предложить улучшения (для второго). Практическая часть: работают над сочинением по теме «Как сохранить русский язык в условиях глобализации?» Коллективно составляют план. Пишут небольшой текст с помощью учителя |
Отвечают на вопросы учителя для размышления:
Почему важно уметь писать сочинения? В каких сферах жизни пригодится умение выражать свои мысли в письменной форме? Приводят примеры ситуаций, в которых необходимы навыки работы с текстом (официальные письма, статьи). Производят анализ текстов: Пример 1: текст с четко выделенной структурой. Пример 2: текст с нарушением логики или отсутствием связности. Выполняют задания: -найти элементы текста (тезис, аргументы, выводы). Указать ошибки или сильные стороны каждого Предложить улучшения (для второго). Практическая часть: работают над сочинением по теме «Как сохранить русский язык в условиях глобализации?» Коллективно составляют план. Пишут текст. Обсуждают с учителем и исправляют ошибки. Обучающиеся дают обратную связь: что удалось, а что нужно улучшить. Учитель подводит итоги и уточняет, как избежать типичных ошибок (клише, повторов, недостатка аргументов) |
|
22. | Тест по теме «Высказывание. Текст» | 1 | Выполнение
тестовой работы: разбор и объяснение языковых явлений, высказываний, процессов, связи и отношения, выявляемые в ходе работы |
Выполняют тестовые задания по теме «Высказывание. Текст» (с помощью учителя) | Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Высказывание. Текст» | |
Стили речи. Деловой стиль речи — 12 часов | ||||||
23. | Основные признаки делового стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения) на основе сравнительного анализа текстов-образцов в разговорном и деловом стилях речи.
Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях |
1 | Распознавание основных признаков делового стиля: закон, устав, приказ, расписка, заявление, доверенность,
автобиография, характеристика, резюме. Извлечение информации из памяток, инструкций, рецептов в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, анализ и комментирование её. Практические упражнения в нахождении связи предложений в деловых повествованиях |
Отвечают на вопросы для обсуждения с учителем:
Какие стили речи вам известны? Для каких целей используется деловой стиль? Чем деловой стиль может отличаться от разговорного? Кратко напоминают об основных функциональных стилях речи (разговорный, деловой, научный и др.). Знакомятся с основными признаками делового стиля речи. С помощью учителя обращают внимание на сферу применения: официально-деловая коммуникация (документы, деловые письма, объявления, инструкции). Выделяют задачи общения: передача точной, логичной и объективной информации. Знакомятся с участниками общения: официальные лица, организации, граждане. Выделяют языковые особенности делового стиля: нейтральный тон и стандартность выражений. Производят сравнительный анализ текстов-образцов: Пример 1: разговорный стиль (например, диалог из повседневной жизни). Пример 2: деловой стиль (например, образец делового письма или заявления). Выполняют задания: определяют стиль каждого текста. Находят ключевые признаки, подтверждающие принадлежность к стилю. Сравнивают цель и структуру текстов с помощью учителя |
Отвечают на вопросы для обсуждения с учителем:
Какие стили речи вам известны? Для каких целей используется деловой стиль? Чем деловой стиль может отличаться от разговорного? Кратко напоминают об основных функциональных стилях речи (разговорный, деловой, научный и др.). Знакомятся с основными признаками делового стиля речи. С помощью учителя обращают внимание на сферу применения: официально-деловая коммуникация (документы, деловые письма, объявления, инструкции). С направляющей помощью педагога выделяют задачи общения: передача точной, логичной и объективной информации. Знакомятся с участниками общения: официальные лица, организации, граждане. С направляющей помощью педагога определяют языковые особенности делового стиля: нейтральный тон и стандартность выражений. Производят сравнительный анализ текстов-образцов, используя помощь взрослого: Пример 1: разговорный стиль (например, диалог из повседневной жизни). Пример 2: деловой стиль (например, образец делового письма или заявления). Выполняют задания: определяют стиль каждого текста. Находят ключевые признаки, подтверждающие принадлежность к стилю. С помощью учителя сравнивают цель и структуру текстов. Создают собственный текст (на выбор): -заявление на имя директора школы; -объявление для школьной доски объявлений. Под контролем педагога обучающиеся работают индивидуально или в парах, после чего зачитывают свои тексты. Вместе с учителем подводят итоги урока: Что нового узнали о деловом стиле речи? Какие трудности возникли при анализе или создании текста? Учитель подводит итоги, даёт рекомендации по совершенствованию навыков работы с деловым стилем. С помощью учителя знакомятся с домашним заданием: найти в СМИ (газете, интернете) образцы текстов разговорного и делового стилей и подготовить их анализ |
|
24. | Деловые бумаги: расписка, доверенность, заявление.
Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами при составлении деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление). Практические упражнения в составлении заявления о приеме на обучение, работу, материальной помощи, отпуске по уходу (за ребенком, больным) |
1 | Ознакомление обучающихся с особенностями деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление).
Применение сложных предложений с союзами в текстах делового характера. Закрепление умений и навыков структурного и содержательного оформления деловых бумаг. Развитие умения логически и грамотно формулировать мысли при составлении деловых текстов. Формирование умений работы с различными типами сложных предложений |
Повторяют темы по вопросам учителя:
Что относится к деловым бумагам? Какие требования предъявляются к стилю таких текстов? Вспоминают правила построения сложных предложений с союзами (сочинительными и, но, или, либо, и подчинительными что, чтобы, потому что, если, так как). С направляющей помощью педагога составляют краткую характеристику деловых бумаг: -расписка: ее цель, структура (шапка, основная часть, подпись, дата); -доверенность: назначение, обязательные реквизиты (доверитель, доверенное лицо, объем полномочий); -заявление: особенности оформления, структура (адресат, текст, подпись). Вместе с педагогом разбирают примеры из текстов деловых бумаг. Под контролем и с помощью педагога пишут расписку с использованием сложных предложений (с помощью учителя) |
Повторяют темы по вопросам педагога:
Что относится к деловым бумагам? Какие требования предъявляются к стилю таких текстов? Вспоминают правила построения сложных предложений с союзами (сочинительными и, но, или, либо, и подчинительными что, чтобы, потому что, если, так как). Составляют краткую характеристику деловых бумаг, используя помощь учителя: -расписка: ее цель, структура (шапка, основная часть, подпись, дата); -доверенность: назначение, обязательные реквизиты (доверитель, доверенное лицо, объем полномочий); -заявление: особенности оформления, структура (адресат, текст, подпись). Разбирают примеры из текстов деловых бумаг. Пишут расписку с использованием сложных предложений (например, объяснить, почему сумма передается), используют помощь взрослого. С направляющей помощью педагога составляют доверенность с применением сложных предложений (например, с уточнением условий или полномочий). С помощью учителя пишут заявление, включив сложное предложение, поясняющее просьбу или основание |
|
25. | Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в брак на официальном бланке, доверенности в свободной форме и на бланке.
Составление доверенности на распоряжение имуществом. Оформление бланков почтового перевода, посылки |
1 | Повторение особенностей делового стиля речи и требований к составлению официальных документов.
Составление заявления о вступлении в брак и доверенности в разных формах. Формирование умений оформления бланков почтового перевода, посылки. Развитие умения применять нормы русского языка в деловой письменной речи. Формирование умений анализа и редактирования текстов официальных документов |
Отвечают на вопросы учителя:
Какие особенности характерны для делового стиля речи? Какие виды документов относятся к официальным? Вместе с учителем повторяют основные правила оформления заявлений и доверенностей. Знакомятся с презентацией теоретического материала по теме урока. С направляющей помощью педагога пишут заявление о вступлении в брак, соблюдая требования к оформлению (бланк, структура, реквизиты), особенности заполнения (персональные данные, подпись, дата) (с помощью учителя) |
Отвечают на вопросы учителя:
Какие особенности характерны для делового стиля речи? Какие виды документов относятся к официальным? Повторяют основные правила оформления заявлений и доверенностей. Знакомятся с презентацией теоретического материала по теме урока. С направляющей помощью педагога пишут заявление о вступлении в брак, соблюдая требования к оформлению (бланк, структура, реквизиты), особенности заполнения (персональные данные, подпись, дата). С направляющей помощью педагога пишут доверенности различных разновидностей (в свободной форме, на бланке), соблюдая основные реквизиты (доверитель, доверенное лицо, полномочия, срок действия, подпись). Вместе с педагогом производят разбор готовых образцов заявлений и доверенностей. С направляющей помощью педагога пишут доверенность в свободной форме на выполнение бытовых задач (например, получение посылки). Запоминают алгоритм выполнения заданий. Редактируют и исправляют ошибки в официальных текстах под контролем и с помощью учителя |
|
26. | Выбор слова из нескольких предложенных с точки зрения уместности его употребления в деловом стиле речи.
Анализ образцов текстов делового стиля речи с точки зрения уместности использования различных частей речи. Выбор части речи (или ее грамматической формы) из нескольких предложенных, уместных при создании текста делового стиля (подбор глаголов для обозначения последовательности действий, образование глаголов 3-го лица множественного числа) |
1 | Углубление представлений обучающихся о лексических и грамматических особенностях делового стиля речи.
Обучение выбирать наиболее подходящие слова и грамматические конструкции для делового стиля. Развитие умения анализировать тексты с точки зрения уместности использования частей речи. Формирование умений логически мыслить при оценке текста. Развитие способности к стилистической правке текста |
По просьбе педагога озвучивают тему и цель урока.
Повторяют основные признаки делового стиля речи. Отвечают на вопросы учителя: Почему важно выбирать слова с учетом стиля речи? Какие ошибки чаще всего встречаются при написании деловых текстов? Знакомятся с выбором слова с точки зрения уместности. С направляющей помощью педагога выделяют основные критерии: -нейтральность; -точность значения; -отсутствие просторечных, экспрессивных или разговорных элементов. С помощью педагога приводят примеры: «заявление» вместо «прошение»; «составить договор» вместо «склепать договор». Вместе с учителем разбирают использование частей речи в предложениях: -существительные: предпочтение точным терминам (например, «документ» вместо «бумажка»); -глаголы: использование форм, подчеркивающих официальность («направить», «представить»); -прилагательные и наречия: минимизация описательных и эмоциональных слов (например, «важный вопрос» вместо «чрезвычайно значимый вопрос»). Выполняют практические упражнения с направляющей помощью учителя |
Озвучивают тему и цель урока по просьбе учителя.
Повторяют основные признаки делового стиля речи. Отвечают на вопросы учителя: Почему важно выбирать слова с учетом стиля речи? Какие ошибки чаще всего встречаются при написании деловых текстов? Знакомятся с выбором слова с точки зрения уместности. С направляющей помощью педагога выделяют основные критерии: -нейтральность; -точность значения; -отсутствие просторечных, экспрессивных или разговорных элементов. С помощью педагога приводят примеры: «заявление» вместо «прошение»; «составить договор» вместо «склепать договор». С помощью педагога разбирают использование частей речи в предложениях: -существительные: предпочтение точным терминам (например, «документ» вместо «бумажка»); -глаголы: использование форм, подчеркивающих официальность («направить», «представить»); -прилагательные и наречия: минимизация описательных и эмоциональных слов (например, «важный вопрос» вместо «чрезвычайно значимый вопрос»). Используя помощь взрослого выполняют практические упражнения: Задание 1: выбор слова из предложенных вариантов: Учитель предлагает фразы с несколькими вариантами слов, из которых нужно выбрать наиболее подходящее для делового стиля. Пример: Мы ___ (просим, требуем, обращаемся с просьбой) предоставить документы. Состояние объекта ___ (плохое, неудовлетворительное, не соответствует нормам). Задание 2: анализируют текст. Обучающимся предлагается текст делового стиля с ошибками (употребление частей речи, выбор слов). Пример: «Настоящим письмом мы хотим выразить вам глубокую благодарность за сотрудничество.» Обучающиеся находят лишние эмоциональные или неуместные элементы и исправляют текст. Задание 3: редактируют текст. Обучающиеся получают текст и вносят в него правки, чтобы привести его в соответствие с нормами делового стиля. Вместе с учителем подводят итоги урока |
|
27. | Составление предложений по образцу и опорным словам (с использованием глаголов 3-го лица, множественного числа, глаголов неопределенной формы, глаголов в повелительной форме).
Редактирование текстов, включающих неоправданное смешение разговорного и делового стилей. Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме и по опорным словам |
1 | Закрепление знаний обучающихся о формах глаголов (3-е лица множественного числа, неопределённой формы, повелительного наклонения).
Составление предложений с использованием заданных глагольных форм. Совершенствование умения строить связные и грамматически правильные высказывания. Закрепление умений редактирования текстов, включающих неоправданное смешение разговорного и делового стилей. Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме и по опорным словам |
С помощью педагога повторяют по темам:
1.Глагол как часть речи, его грамматические признаки. 2.Формы глаголов: личные, неопределенная форма, повелительное наклонение. Отвечают на вопросы учителя. Вопросы для обсуждения: Чем отличаются личные формы глаголов от неопределенной? В каких ситуациях употребляется повелительное наклонение? Вместе с учителем обсуждают формы глаголов на примерах: -3-е лицо множественного числа: употребление: описание действий, которые выполняются группой лиц. Пример: Ученики готовят задания. Неопределенная форма: Употребление: выражение действия без указания лица и времени. Пример: читать книги полезно. Повелительное наклонение: Употребление: призыв к действию, совет, просьба. Пример: Подготовьте отчёт к пятнице! Разбирают типичные ошибки при использовании глагольных форм и способы их предотвращения. Выполняют практические упражнения: Задание 1: определяют формы глагола. Обучающимся предлагается ряд предложений. Необходимо определить форму глагола (3-е лицо множественного числа, неопределённая форма, повелительное наклонение). Пример: Ученики выполняют упражнения. (3-е лицо множественного числа) Учиться – это всегда полезно. (неопределённая форма) Напишите сочинение. (повелительное наклонение) Задание 2: составляют предложения по образцу. Учитель предлагает образцы предложений, а обучающиеся должны составить аналогичные предложения, используя другие глаголы и опорные слова. Пример: Образец: Дети гуляют в парке. Обучающиеся составляют: Ученики читают в библиотеке. Задание 3: использование опорных слов. Обучающимся предлагаются наборы слов. Необходимо составить предложение, используя глаголы в нужной форме. Пример: Опорные слова: книги, читать, польза. Предложение: Читать книги очень полезно. Задание 4: создают текст с использованием всех трёх форм глаголов. Обучающимся предлагается создать короткий текст (3–4 предложения), в котором будут использованы: Глагол в 3-м лице множественного числа. Глагол в неопределенной форме. Глагол в повелительном наклонении. Пример текста: Ученики пишут контрольную. Учитель сказал, что работы нужно сдать через час. Не забудьте проверить свои ответы! Задания выполняют с направляющей помощью учителя |
С помощью учителя повторяют по темам учебный материал:
1.Глагол как часть речи, его грамматические признаки. 2.Формы глаголов: личные, неопределенная форма, повелительное наклонение. Отвечают на вопросы педагога. Вопросы для обсуждения: Чем отличаются личные формы глаголов от неопределенной? В каких ситуациях употребляется повелительное наклонение? Обсуждают формы глаголов на примерах: -3-е лицо множественного числа: употребление: описание действий, которые выполняются группой лиц. Пример: Ученики готовят задания. Неопределенная форма: Употребление: выражение действия без указания лица и времени. Пример: читать книги полезно. Повелительное наклонение: Употребление: призыв к действию, совет, просьба. Пример: Подготовьте отчёт к пятнице! Разбирают типичные ошибки при использовании глагольных форм и способы их предотвращения. С направляющей помощью педагога выполняют практические упражнения: Задание 1: определяют формы глагола. Обучающимся предлагается ряд предложений. Необходимо определить форму глагола (3-е лицо множественного числа, неопределённая форма, повелительное наклонение). Пример: Ученики выполняют упражнения. (3-е лицо множественного числа) Учиться – это всегда полезно. (неопределённая форма) Напишите сочинение. (повелительное наклонение) Задание 2: составляют предложения по образцу. Учитель предлагает образцы предложений, а обучающиеся должны составить аналогичные предложения, используя другие глаголы и опорные слова. Пример: Образец: Дети гуляют в парке. Обучающиеся составляют: Ученики читают в библиотеке. Задание 3: использование опорных слов. Обучающимся даются наборы слов. Необходимо составить предложение, используя глаголы в нужной форме. Пример: Опорные слова: книги, читать, польза. Предложение: Читать книги очень полезно. Задание 4: создают текст с использованием всех трёх форм глаголов. Обучающимся предлагается создать короткий текст (3–4 предложения), в котором будут использованы: Глагол в 3-м лице множественного числа. Глагол в неопределенной форме. Глагол в повелительном наклонении. Пример текста: Ученики пишут контрольную. Учитель сказал, что работы нужно сдать через час. Не забудьте проверить свои ответы! По просьбе учителя составляют и записывают правила, памятки, инструкции, рецепты по предложенной теме и по опорным словам, используют помощь педагога |
|
28. | Автобиография.
Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану |
1 | Знакомство обучающихся с особенностями текста автобиографии как жанра деловой речи.
Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану. Развитие умений структурирования текста по плану. Развитие умения выбирать уместные языковые средства для делового текста. Формирование умений разбора структуры текста |
Отвечают на вопросы учителя. Вопросы для обсуждения:
Что такое автобиография? В каких случаях может потребоваться составление автобиографии? Какие особенности стиля важны при написании автобиографии? Вместе с учителем обсуждают ключевые признаки делового стиля: точность, лаконичность, логичность. С помощью учителя передают определение и структуру автобиографии. Повторяют основные элементы структуры автобиографии: ФИО автора. Дата и место рождения. Образование (учебные заведения, годы обучения). Трудовая деятельность (места работы, должности, достижения). Личные данные (семейное положение, увлечения). Подпись и дата составления. С помощью учителя вспоминают план написания автобиографии: обучающиеся совместно с учителем составляют план, который поможет им структурировать информацию. Под контролем и с помощью педагога выполняют практические упражнения: анализируют образец автобиографии; делят текст на смысловые части; определяют соответствие структуры образца плану. При помощи взрослого составляют автобиографию вымышленного персонажа на основе предложенной информации. Пишут свою автобиографию, опираясь на образец и коллективно составленный план с помощью учителя |
Отвечают на вопросы педагога. Вопросы для обсуждения:
Что такое автобиография? В каких случаях может потребоваться составление автобиографии? Какие особенности стиля важны при написании автобиографии? Обсуждают ключевые признаки делового стиля: точность, лаконичность, логичность. С направляющей помощью педагога передают определение и структуру автобиографии. Повторяют основные элементы структуры автобиографии: ФИО автора. Дата и место рождения. Образование (учебные заведения, годы обучения). Трудовая деятельность (места работы, должности, достижения). Личные данные (семейное положение, увлечения). Подпись и дата составления. Вспоминают план написания автобиографии: обучающиеся совместно с учителем составляют план, который поможет им структурировать информацию. С направляющей помощью педагога выполняют практические упражнения: анализируют образец автобиографии; делят текст на смысловые части; определяют соответствие структуры образца плану. С направляющей помощью педагога составляют автобиографию вымышленного персонажа на основе предложенной информации. Пишут свою автобиографию, опираясь на образец и коллективно составленный план |
|
29. | Практическое знакомство со структурой и оформлением деловых записок.
Составление и запись деловых записок. Практическое знакомство с различными видами деловых писем. Языковые, композиционные и стилистические различия деловых и личных писем. Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке. Оформление служебной записки |
1 | Изучение основных требований к структуре и оформлению деловых записок.
Знакомство с видами деловых писем, их особенности и отличия. Составление и оформление деловых записок и писем с соблюдением норм делового стиля. Выполнение практических упражнений при оформлении трудового договора на бланке. Формирование умений записи при оформлении служебной записки Развитие умения структурировать информацию и грамотно выражать мысли в письменной форме |
Озвучивают тему, цель и план урока по просьбе учителя.
Обсуждают с педагогом темы по вопросам: Что такое деловые записки и письма? В каких ситуациях они используются? Какие особенности делового стиля вы знаете? Знакомятся со структурой и оформлением деловых записок. Записывают в рабочий лист урока основные элементы: Адресат. Адресант. Тема записки. Основной текст. Подпись и дата. Приводят примеры. С помощью учителя изучают виды деловых писем: -информационные письма; -письма-просьбы; -сопроводительные письма; -благодарственные письма; -письма-ответы. Выполняют практическую работа в рабочем листе урока: анализируют образцы. Под контролем и с помощью учителя выполняют практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке. Оформляют служебную записку с направляющей помощью учителя |
Озвучивают тему, цель и план урока по просьбе учителя.
Обсуждают с учителем темы по вопросам: Что такое деловые записки и письма? В каких ситуациях они используются? Какие особенности делового стиля вы знаете? Знакомятся со структурой и оформлением деловых записок. Записывают в рабочий лист урока основные элементы: Адресат. Адресант. Тема записки. Основной текст. Подпись и дата. Приводят примеры. Изучают виды деловых писем: -информационные письма; -письма-просьбы; -сопроводительные письма; -благодарственные письма; -письма-ответы. С направляющей помощью педагога выполняют практическую работа в рабочем листе урока: анализируют образцы. Обучающимся предлагаются примеры деловых записок и писем с нарушениями структуры или стиля. Задача — найти ошибки и исправить их. Составляют деловую записку с помощью педагога. Обучающимся даётся задание написать деловую записку на одну из тем: 1.Заявка на участие в мероприятии. 2.Прошение о переносе сроков выполнения задания. С направляющей помощью педагога составляют деловое письмо. Каждому обучающемуся предлагается выбрать один из видов деловых писем и составить его текст (например, письмо-просьба или благодарственное письмо). С направляющей помощью педагога выполняют практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке. Оформляют служебную записку, используют помощь взрослого |
|
30. | Практические упражнения в оформлении бланков отправления ценного письма, бандеролей.
Практические упражнения в оформлении бланков страхового случая |
1 | Знакомство с правилами оформления бланков отправления ценного письма, бандеролей.
Практические упражнения в оформлении бланков отправления ценного письма, бандеролей. Знакомство с правилами оформления бланков страхового случая. Выполнение практических упражнений в оформлении бланков страхового случая. Развитие умений грамотного и аккуратного заполнения официальных документов. Формирование практических умений и навыков оформления официальных документов. Развитие внимательности и ответственности при работе с бланками |
Отвечают на вопросы для обсуждения:
Что такое ценные письма и бандероли? В каких случаях их отправляют? Что такое страховой случай? Какие документы необходимы для его оформления? Обсуждают с педагогом важность правильного оформления документов. Знакомятся с бланками для отправления ценного письма и бандероли. С направляющей помощью педагога выделяют основные элементы бланков: -ФИО отправителя и получателя; -адрес отправителя и получателя (с индексом); -описание вложений; -номер почтового отделения. По просьбе педагога проговаривают правила заполнения: аккуратность, использование печатных букв. Знакомятся с бланком страхового случая. С направляющей помощью педагога выделяют основные элементы на бланке: -информация о страхователе (ФИО, контактные данные); -описание страхового случая (дата, место, обстоятельства); -перечень документов, прилагаемых к заявлению; -подпись заявителя и дата заполнения. Озвучивают требования к оформлению документов: заполнение без ошибок и исправлений; использование чётких и разборчивых букв; проверка достоверности указанных данных. С направляющей помощью педагога выполняют практические упражнения: Задание 1: заполнение бланка отправления ценного письма. Обучающимся выдаётся образец бланка и данные для заполнения (адреса отправителя и получателя, описание вложений). Задача: правильно оформить бланк. Задание 2: заполнение бланка отправления бандероли. Обучающиеся получают новые данные (адреса, описание содержимого) и заполняют бланк для посылки. Задания выполняют под контролем и с помощью учителя |
Отвечают на вопросы для обсуждения:
Что такое ценные письма и бандероли? В каких случаях их отправляют? Что такое страховой случай? Какие документы необходимы для его оформления? Обсуждают важность правильного оформления документов. Знакомятся с бланками для отправления ценного письма и бандероли. Выделяют основные элементы на бланке: -ФИО отправителя и получателя; -адрес отправителя и получателя (с индексом); -описание вложений; -номер почтового отделения. Проговаривают правила заполнения: аккуратность, использование печатных букв. Знакомятся с бланком страхового случая. С направляющей помощью педагога выделяют основные элементы на бланке: -информация о страхователе (ФИО, контактные данные); -описание страхового случая (дата, место, обстоятельства); -перечень документов, прилагаемых к заявлению; -подпись заявителя и дата заполнения. Озвучивают требования к оформлению документов: заполнение без ошибок и исправлений; использование чётких и разборчивых букв; проверка достоверности указанных данных. С направляющей помощью педагога выполняют практические упражнения: Задание 1: заполнение бланка отправления ценного письма. Обучающимся выдаётся образец бланка и данные для заполнения (адреса отправителя и получателя, описание вложений). Задача: правильно оформить бланк. Задание 2: заполнение бланка отправления бандероли. Обучающиеся получают новые данные (адреса, описание содержимого) и заполняют бланк для посылки. Задание 3: оформление бланка страхового случая. Предоставляется условная ситуация (например, повреждение имущества, потеря багажа). Задача: заполнить бланк страхового случая, указав все необходимые данные. Под контролем педагога осуществляют взаимопроверку: обучающиеся обмениваются заполненными бланками и проверяют их на наличие ошибок |
|
31. | Практические упражнения на формирование навыков работы с документами, опубликованными на официальных сайтах государственных и муниципальных органов | 1 | Изучение основных видов официальных документов, публикуемых на сайтах государственных и муниципальных органов.
Умение находить, анализировать и использовать информацию из официальных документов. Формирование умений правильной интерпретации и применения информации из таких источников. Развитие умения работать с электронными и цифровыми источниками информации. Формирование умений и навыков анализа структуры и содержания официальных документов |
Озвучивают тему и цель урока.
Обсуждают с учителем темы по вопросам: Какие официальные сайты государственных и муниципальных органов вы знаете? Для чего люди обращаются к таким источникам? Какие документы можно найти на таких сайтах (законы, указы, постановления, справки и т. д.)? Знакомятся с основными видами документов, публикуемых на официальных сайтах: -законы и постановления; -административные регламенты; -объявления и приказы; -формы заявлений и бланков. Изучают структуру и содержание официальных документов, основные элементы: заголовок, дата, номер, текст, подписи. С помощью учителя обращают внимание на особенности языка: использование официально-делового стиля, отсутствие эмоциональной окраски. Под контролем и с помощью учителя производят навигацию по официальным сайтам: портал госуслуг (gosuslugi.ru); сайты местной администрации; сайты министерств и ведомств. С направляющей помощью педагога выполняют практическую работу: ищут информацию на официальных сайтах (моделирование). Обучающимся предлагаются ситуации: -найти бланк заявления на получение загранпаспорта; -найти информацию о порядке получения субсидии. Знакомятся с административным регламентом оказания услуги. Записывают найденные данные в виде краткой инструкции в тетрадь, используют помощь взрослого |
Озвучивают тему и цель урока.
Обсуждают с учителем темы по вопросам: Какие официальные сайты государственных и муниципальных органов вы знаете? Для чего люди обращаются к таким источникам? Какие документы можно найти на таких сайтах (законы, указы, постановления, справки и т. д.)? Знакомятся с основными видами документов, публикуемых на официальных сайтах: -законы и постановления; -административные регламенты; -объявления и приказы; -формы заявлений и бланков. С помощью учителя изучают структуру и содержание официальных документов, основные элементы: заголовок, дата, номер, текст, подписи. По просьбе учителя обращают внимание на особенности языка: использование официально-делового стиля, отсутствие эмоциональной окраски. С направляющей помощью педагога производят навигацию по официальным сайтам: портал госуслуг (gosuslugi.ru); сайты местной администрации; сайты министерств и ведомств. Выполняют практическую работу: Задание 1: ищут информацию на официальных сайтах (моделирование). Обучающимся предлагаются ситуации: -найти бланк заявления на получение загранпаспорта; -найти информацию о порядке получения субсидии. Знакомятся с административным регламентом оказания услуги. Задача: определить порядок действий и записать найденные данные в виде краткой инструкции. Задание 2: анализируют документ. Обучающимся предоставляется текст документа (распечатка или электронный формат). Задача: определить структуру документа (заголовок, основной текст, заключение). С направляющей помощью педагога находят ключевые положения и тезисно их записывают. Задание 3: составляют запрос. На основе предложенной ситуации (например, запрос информации о налогах) обучающиеся пишут текст официального обращения. Вместе с учителем подводят итоги урока. Участвуют в обсуждении: Какие навыки были получены? Что вызвало сложности? Учитель подводит итоги, делая акцент на важности умения работать с официальными документами и сайтами |
|
32. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | Выполнение
контрольной работы: анализ и объяснение языковых явлений, процессов, связи и отношения, выявляемые в ходе работы |
Выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями | Самостоятельно выполняют контрольную работу с грамматическими заданиями | |
33. | Работа над ошибками контрольной работы | 1 | Осуществление самоконтроля.
Анализ полученных результатов после проверки работы учителем. Выполнение работы над ошибками |
Анализируют полученные
результаты после проверки работы учителем. Выполняют работу над ошибками (с использованием памятки) |
Анализируют полученные
результаты после проверки работы учителем. Выполняют работу над ошибками в тетради |
|
34. | Изложение по теме «Деловой стиль речи» | 1 | Знакомство обучающихся с особенностями изложения текстов в деловом стиле речи.
Обучение грамотно перерабатывать текст в соответствии с требованиями делового стиля (краткость, точность, логичность). Развитие умений и навыков написания изложения на основе текста делового стиля. Развитие умений и навыков структурирования информации. Умение разбирать и передавать основную мысль текста с учётом логики и последовательности |
С помощью учителя составляют изложение, перерабатывая исходный текст в соответствии с требованиями делового стиля:
избегают разговорных выражений. Под контролем и с помощью педагога структурируют информацию: начало, суть, заключение. Делают текст логичным и лаконичным. Пишут изложение текста в деловом стиле. Обмениваются работами и разбирают тексты друг друга, проверяя их на соответствие нормам делового стиля |
Пишут изложение текста в деловом стиле.
Структурируют текст изложения: начало, суть, заключение с помощью педагога. Делают текст логичным и лаконичным. Обмениваются работами и разбирают тексты друг друга, проверяя их на соответствие нормам делового стиля |