Природоведение 5 класс 1 вариант

Тема предмета Кол-во часов Программное содержание   Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень Достаточный уровень
Введение — 2 часа
1 Вводный урок Что такое природоведение?   1 Знакомство с учебным предметом «Природоведение». Формирование представлений о предметах и явлениях, которые изучаются на уроках природоведения Узнают природные явления на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют природные предметы и явления   Выделяют существенные признаков объектов природы, относят предметы к природе, называют природные  явления
2 Предметы и явления неживой и живой природы 1 Знакомство с предметами и явлениями живой и неживой природы. Формирование умения дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы Узнают объекты неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют изученные объекты живой и неживой природы Дописывают слова, обозначающие явления природы, в тетради   Выделяют существенные признаки объектов живой и неживой природы, относят объекты к живой или неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выполняют задание в рабочей тетради: заполняют таблицу «Предметы и явления живой и неживой природы»
Вселенная — 6 часов
3 Небесные тела: планеты, звезды 1 Знакомство с небесными телами: звёзды, Солнце, планеты. Называют изученные небесные тела.  Относят небесные тела к разным группам на основании признаков с помощью учителя   Называют изученные небесные тела (звезды, Солнце, планеты) и их признаки. Относят небесные тела к разным группам на основании признаков
4 Солнечная система. Солнце 1 Формирование представления о Солнце как центре Солнечной системы, о значении Солнца для жизни на Земле. Формирование умения  давать  краткую характеристику планетам Солнечной системы Называют изученные небесные тела – Солнце, планеты, планета Земля, Солнечная система – и их основные признаки. Рассматривают на рисунке строение Солнечной системы. Выписывают названия планет   Называют изученные небесные тела – звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2–3 другие планеты Солнечной системы – и их признаки; называют объекты, которые входят в состав Солнечной системы. Сравнивают небесные тела, делают вывод, чем звезды отличаются от планет, записывают в таблицу
5 Исследование космоса. Спутники. Космические корабли 1 Ознакомление обучающихся с исследованиями космоса и их значением для человечества Узнают искусственные спутники и космические корабли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты  Узнают и называют искусственные спутники и космические корабли, называют их назначение. Показывают на картинках и называют какие приборы люди используют для исследования космоса
6 Полеты в космос 1 Ознакомление обучающихся с исследованиями космоса, формирование представления о полетах человека в космос и первых космонавтах  Называют первого космонавта Ю. А. Гагарина, первую женщину-космонавта В.В. Терешкову, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях Называют фамилии первых космонавтов (Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова), имеют представления о современных полетах в космос и их значении, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях; подбирают проверочные слова к новым терминам
7 Смена дня и ночи 1 Формирование представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи. Называют части суток. Перечисляют причины смены дня и ночи (с опорой на учебник); выбирают и подчеркивают правильный ответ в рабочей тетради; подписывают на рисунках время суток Называют части суток, их признаки и причины смены дня и ночи. Подчеркивают название частей суток, подбирают обобщающее слово в рабочих тетрадях
8 Смена времен года. Сезонные изменения в природе 1 Формирование представлений о годовом движении Земли вокруг Солнца, смене времен года Определяют времена года на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные времена года и их основные признаки. Подписывают на рисунках названия месяцев   Называют признаки времен года, осуществляют классификацию времен года на основании основных признаков. Называют причины смены времен года. В рабочих тетрадях показывают стрелками в какие время года происходят природные явления
Наш дом — Земля — 44 часа
9 Планета Земля. Оболочки Земли  1 Закрепление знаний о Солнечной системе. Формирование представления о Земле как планете, отличие Земли от других планет Солнечной системы Называют планету Земля и ее основные оболочки – вода, суша, воздух. Вставляют в текст в рабочей тетради пропущенные слова, используя слова для справок    Узнают, чем  Земля отличается от других планет Солнечной системы. Называют спутники Земли.  Описывают форму Земли и называют основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Чем образованы оболочки Земли?»
10. Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле 1 Формирование представлений о воздухе. Уточнение и обобщение знаний о значении воздуха для человека, животных и растений Формирование представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха   Называют газы, которые входят в состав воздуха и рассказывают о его значении, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха. Проводят опыты «Как почувствовать и увидеть воздух?»
11 Свойства воздуха 1 Формирование в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту Называют свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов. Записывают свойства воздуха в рабочую тетрадь, используя слова для справок Узнают и называют свойства воздуха после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знают свойства воздуха и использование их в быту. Рассматривают рисунок в рабочей тетради и составляют рассказ, используя опорные слова
12. Давление и движение воздуха 1 Формирование представления о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха Составляют рассказ по картинкам об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек). Выполняют задание в рабочей тетради: «Составить и записать предложения из перепутанных слов» Описывают свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называют свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умеют использовать свойства воздуха в быту. Проводят опыт и отвечают на вопрос: как определить движение воздуха?
13 Температура воздуха. Термометр  1 Формирование представления о термометре и его устройстве, формирование умения измерять температуру воздуха, читать показания термометра Узнают термометр на иллюстрациях и фотографиях, читают записанную температуру воздуха; понимают положительные (со знаком плюс) и отрицательные (со знаком минус) показания температуры. Рассматривают рисунки в рабочей тетради, подписывают, какую температуру показывают термометры Узнают термометр в естественных условиях, имеют представление о назначении термометра; умеют читать показание термометра; умеют использовать показание термометра в повседневной жизни (одежда – температура воздуха). Записывают в тетрадь с помощью цифр и знаков показания термометра  
14. Движение воздуха в природе. Ветер 1 Формирование представлений о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком Узнают ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называют ветра (ураган); имеют представления об использовании силы ветра человеком. В рабочей тетради отвечают на вопрос: что может ветер? Вставляют недостающие слова Рассказывают о движении воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), называют причины появления ветер. Выписывают из словаря в учебнике определения слов «ветер», «ураган»  
15 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение 1 Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах: значение кислорода, свойства кислорода Называют свойства кислорода, относят кислород к газам, входящим в состав воздуха; знают значение кислорода для человека, животных и растений. Заполняют схему «Состав воздуха», используя помощь учителя Называют газы, входящие в состав воздуха; знают свойства кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности. Заполняют схему «Состав воздуха»
16 Состав воздуха. Углекислый газ и азот 1 Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах Называют газы, входящие в состав воздуха (углекислый газ, азот), относят углекислый газа и азот к газам, входящим в состав воздуха. Рассматривают диаграмму «Состав воздуха» и подписывают названия газов, используя предложенный текст   Называют газы, входящие в состав воздуха, знают свойства углекислого газа, роль углекислого газа в жизни растений и имеют представления об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Свойства газов»
17 Значение и охрана воздуха 1 Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха Имеют представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты. Составляют рассказ по рисункам «Как человек использует воздух»   Рассказывают о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: дописывают слова в прочитанном тексте «Что мы узнали о воздухе?»
18. Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана 1 Обобщение и систематизация понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных Имеют представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты      Рассказывают о составе воздуха, свойствах воздуха, роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знают и соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни
19 Полезные ископаемые.  Виды, значение, способы добычи 1 Формирование представления о полезных ископаемых, их видах и значении Имеют представление о назначении полезных ископаемых. Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради      Называют полезные ископаемые; выделяют признаки полезных ископаемых; относят полезные ископаемые к разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради. Приводят примеры
20 Гранит, известняк  1 Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – граните, известняке Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называют изученные полезные ископаемые; относят полезные ископаемые к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемы. Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелкой название полезного ископаемого с его характеристикой Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников, объясняют свое решение. Показывают в коллекции полезные ископаемые: гранит, известняк; зачитывают их описание на карточках
21 Песок, глина 1 Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – песке, глине Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называют изученные полезные ископаемые; относяполезные ископаемых к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемых. Рассматривают рисунки и рассказывают, что производят из песка и глины; дописывают предложения Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников; объясняют свое решение. Заполняют таблицу. Сравнивают между собой песок и глину
22 Горючие полезные ископаемые. Торф  1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о торфе Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называют изученные полезные ископаемые, относят торф к группе полезных ископаемых; имеют представление о назначении торфа. Составляют рассказ по плакату «Что получают из торфа» Узнают и называют представителей горючих полезных ископаемых; выделяют признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относят торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений). В рабочей тетради заполняют схему «Горючие полезные ископаемые»
23 Каменный уголь. 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о каменном угле Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называют изученные полезные ископаемые; относят каменный угль к группе полезных ископаемых. Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный угль; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Используя текст учебника, записывают свойства каменного угля в рабочую тетрадь Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный уголь; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Рассматривают образец каменного угля. Записывают в рабочую тетрадь свойства каменного угля. Заполняют таблицу «Свойства каменного угля»
24 Добыча и использование каменного угля 1 Формирование представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля Относят каменный уголь к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении каменного угля. Подписывают на рисунках способы добычи каменного угля   Относят каменный уголь к различным группам; с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знают способы добычи каменного угля.   Вставляют в текст пропущенные слова «Добыча каменного угля»
25 Нефть: внешний вид и свойства 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о нефти Называют изученные полезные ископаемые (нефть); относят нефть к группе полезных ископаемых. Описывают свойства нефти: заполняют пропуски в тексте, используя слова для справок Узнают и называют горючие полезные ископаемые; выделяют признаки нефти; относят нефть к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Рассматривают пробирку с нефтью и описывают ее свойства, используя слова для справок. Сравнивают каменный уголь и нефть, называют черты различия и сходства 
26 Добыча и использование нефти 1 Формирование представления о нефти, способах добычи и значении нефти Относят нефть к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении нефти. Подчеркивают правильный ответ: в каком состоянии находится нефть   Относят нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); рассказывают о способах добычи нефти. Выписывают из словаря в учебнике определения новых слов
27 Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формирование умения соблюдать правила безопасного пользование газом в быту     Называют изученные полезные ископаемые (природный газ; относят газ к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении природного газа; называют (с помощью учителя) правила пользования газом в быту. Подчеркивают на карточке названия горючих полезных ископаемых   Узнают и называют горючее полезное ископаемое – природный газ; выделяют признаки природного газа; относят природный газ к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знают способы добычи газа. Вставляют пропущенные слова «Запомни правила обращения с газом»
28 Черные металлы. Сталь. Чугун  1 Знакомство с черными металлами. Формирование представления о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту Называют черные металлы (сталь, чугун), имеют представление об использовании черных металлов. Рассматривают рисунки, подчеркивают названия предметов, изготовленных из металлов, используя помощь учителя Узнают и называют черные металлы – чугун и сталь; знают способы получения черных металлов; выделяют признаки черных металлов, свойства стали и чугуна. Используя рисунки, записывают в рабочую тетрадь названия предметов, сделанных из металлов
29 Цветные металлы 1 Знакомство с цветными металлами. Формирование представления об алюминии и меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту Называют цветные металлы; имеют представление об использовании цветных металлов. Заполняют таблицу в рабочей тетради, используя слова для справок: приводят примеры цветных металлов, разделив их на группы     Узнают и называют цветные металлы – алюминий, медь; знают способы получения цветных металлов; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию цветных металлов (относят алюминий, медь к металлам и цветным металлам). Заполняют таблицу в рабочей тетради: приводят примеры цветных металлов, разделив их на группы
30 Благородные (драгоценные) металлы 1 Формирование представления о благородных (драгоценных) металлах. Формирование представления о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту Называют благородные (драгоценные) металлы; имеют представление об использовании благородных (драгоценных) металлов. Вставляют пропущенные буквы в слова с названиями благородных металлов, составляют предложения с этими словами   Узнают и называют благородные (драгоценные) металлы – золото, серебро, платину; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию драгоценных металлов (относят золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам). Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками правильные ответы, где применяют драгоценные металлы
31 Охрана полезных ископаемых 1 Формирование представления о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых Называют полезные ископаемые; знают о необходимости охраны полезных ископаемых.  Составляют рассказ по плану и с опорой на предложения, предложенные учителем об охране полезных ископаемых Узнают и называют полезные ископаемые; знают способы охраны полезных ископаемых.  Вставляют в текст карточки пропущенные слова, используя слова для справок  
32 Полезные ископаемые 1 Обобщение и систематизация знаний обучающихся о свойствах полезных ископаемых. Имеют представления о полезных ископаемых, их значении для людей. Составляют устный рассказ ободном из полезных ископаемых по плану и опорным предложениям   Узнают и называют полезные ископаемые.  Проводят классификацию полезных ископаемых. Относят полезные ископаемые к различным группам, объясняют свой выбор; знают свойства полезных ископаемых, знают меры по их охране. Составляют устный рассказ об одном из полезных ископаемых по плану, используя статью учебника
33 Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов 1 Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных Рассказывают о воде в природе; о значении воды для растений, животных, человека. Выполняют задание: рассматривают рисунки и подписывают, кому для жизни нужна вода   Узнают на рисунках и фотографиях и называют воду в разных формах существования в природе. Подписывают рисунки, используя слова для справок: где встречается вода в природе; вставляют пропущенные слова в текст карточки
34 Свойства воды 1 Формирование представлений о свойствах воды. Называют свойства воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов.   Заполняют схему «Основные свойства воды», используя слова для справок; подписывают рисунки, записывают выводы в тетрадь по проведенным опытам   Узнают и называют свойства воды после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воды; записывают выводы по проведенным опытам. знают свойства воды и использование этих свойств в быту. Заполняют схему «Основные свойства воды»
35 Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода 1 Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах Рассказывают   о   свойствах питьевой воды и растворах, называют растворы. Описывают опыты, подписывают  рисунки с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами    Называют растворимые и нерастворимые вещества; узнают растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называют их; имеют представления о назначении растворов; выделяют существенные признаки питьевой воды, используют полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов – сладкий водный раствор, соленый водный раствор). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Растворимые и нерастворимые в воде вещества»
36 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды 1 Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды Узнают чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках. Называют признаки мутной и чистой воды. Выполняют задание: выбирают правильный ответ на вопрос и подчеркивают его   Выделяют признаки чистой и мутной воды; относят воду к разным группам; используют полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием). Записывают предложения в правильном порядке по проведению опыта по очистке мутной воды
37 Три состояния воды. Температура и ее измерение 1 Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды: твердое, газообразное, жидкое.  Переход воды  из одного состояния в другое Узнают воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках. Заполняют схему, используя текст учебника «Состояние воды в природе». Проводят опыты под руководством учителя по изучению свойств трех состояний воды, измеряют ее температуру с помощью термометра   Выделяют признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливают зависимости между температурой и состоянием воды; умеют использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды). Проводят опыты по изучению свойств твердой, жидкой и газообразной воды; измеряют температуру воды термометром; записывают выводы в рабочую тетрадь
38 Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании 1 Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры Узнают и называют состояния воды при нагревании и охлаждении. Подписывают рисунки, подчеркивают правильный ответ на вопрос: что происходит с водой при нагревании, охлаждении, замерзании   Узнают и называют состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделяют существенные признаки воды при замерзании и нагревании; умеют использовать полученные знания в быту. Записывают выводы в рамку в рабочую тетрадь: что происходит с водой при нагревании, охлаждении и замерзании
39 Свойства воды. Лабораторная работа 1 Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя Выполняют лабораторные работы совместно с учителем; называют свойства воды после проведения опыта   Выполняют лабораторные работы под контролем учителя; прогнозируют результаты опытов, описывают результаты опытов; делают выводы о свойствах воды
40 Работа воды в природе 1 Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды Узнают и называют последствия работы воды – оврагов, пещер, наводнений;  подписывают слова на рисунках   Устанавливают взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности); называют по рисункам и подписывают овраги, пещеры, ущелья 
41 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве 1 Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды Знают значения воды для жизни человека; называют (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран). Составляют рассказ по картинкам «Как используют воду в сельском хозяйстве» Рассказывают о мерах, принимаемых для охраны воды; применяют знания об охране воды на практике. Вставляют пропущенные слова в текст карточки. Приводят свои примеры, используя слова- помощники. Пересказывают написанный текст
42 Вода в природе 1 Изучение значения воды в природе. Формирование представлений о круговороте воды в природе  Называют разные состояния воды; узнают их на иллюстрациях: дождь, пар, облака, тучи. Рассматривают схему круговорота, вставляют в текст пропущенные слова   Составляют рассказ по картинкам о состоянии воды на разных этапах ее круговорота; устанавливают причинно-следственные зависимости. По схеме называют изменения в природе во время круговорота; вставляют в текст пропущенные слова
43 Воды суши: ручьи, реки 1 Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках. Правила поведения у водоёмов Составляют рассказ о реках  и ручьях.  Называю отличия  ручья от реки с помощью учителя.  Называют правила поведения у водоемов. Подчеркивают правильный ответ в тексте; почему нельзя пить воду из водоемов       Рассказывают  об   образовании рек и ручьёв. Составляют рассказ о реках  и ручьях.  Называю отличия  ручья от реки.  Называют правила поведения у водоемов. Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают правильный ответ в тексте «Воды суши»
44 Озера, болота, пруды 1 Формирование представлений о водах суши: озера, болота, пруды Узнают озера, болота, пруды на иллюстрациях и фотографиях; называют изученные объекты; рассказывают об использовании изученных водоемов. Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом. Записывают в тетрадь названия рыб, которые водятся в водоемах     Рассказывают о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; умеют устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости. Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом; обосновывают свой вывод. Сравнивают водоемы, называют отличительные их признаки. На основании сравнения заполняют таблицу
45 Моря и океаны 1 Формирование представлений о морях и океанах и их использовании Узнают моря и океаны на иллюстрациях и фотографиях; называют изученные объекты; рассказывают об использовании изученных водоемов. Рассматривают рисунки в рабочей тетради, подписывают названия морей и океанов Рассказывают о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Использование воды человеком»; составляют рассказ по схеме «Значение моря для человека»
46 Охрана воды 1 Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов     Рассказывают об использовании воды; составляют предложения, используя опорные слова; раскрашивают опорные сигналы для плаката по охране воды   Составляют рассказ о мерах, принимаемых для охраны водоемов; применяют знания об охране воды на практике. Составляют памятку «Правила поведения у водоемов»; рисуют в тетради опорные сигналы для плаката по охране водоемов
47 Равнины, холмы, овраги 1 Формирование представлений о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком Узнают и называют формы поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях. Заполняют схему в рабочей тетради «Поверхности суши», используя помощь учителя Выделяют существенные признаки изученных форм поверхности суши; называют холмы и овраги, известные из личного опыта. Заполняют схему в рабочей тетради «Поверхности суши», соединяют стрелками слова и предложения с описанием оврага
48 Горы 1 Формирование представлений о формах поверхности Земли. Горы: внешний вид, природа, жизнь и  занятия людей в горах Узнают и называют горы на иллюстрациях и фотографиях. Называют занятия людей, живущих в горах. Подписывают и раскрашивают рисунки, как люди используют горы Выделяют существенные признаки гор.   Рассказывают о занятиях людей в горах. Устанавливают простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения. Называют горы, известные из личного опыта. Сравнивают горы и холмы, называю отличительные признаки; заполняют схему их строения
49 Почва – верхний слой земли. Состав почвы 1 Формирование представлений о почве, ее образовании. Знакомство с составом почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли. Закрепление знания о роли почвы в жизни растений Рассказывают о назначении почвы. Называют состав почвы, опираясь на схемы и  иллюстрации. Рассказывают о роли почвы в жизни растений. Отгадывают загадки о животных, которые обитают в почве; подписывают их на рисунках Узнают и называют почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Называют вещества, входящие в состав почвы и их значение. Заполняют схему в рабочей тетради «Состав почвы»  
50 Разнообразие почв 1 Формирование представлений о видах почвы:  черноземные, глинистые,  песчаные. Знакомство с   особенностями почв. Называют виды почв (не менее 2). Называют свойства одного вида почв. Узнают по описанию и подписывают на рисунках виды почв   Называют виды почв и их основные признаки; выделяют существенные признаки разных видов почв; устанавливают связи между разными видами почв и растительностью; умеют применять эти знания на практике. Выполняют задание: соединяют стрелкой название почвы с ее характеристикой
51 Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы 1 Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении Рассказывают об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая. Подчеркивают в тексте рабочей тетради название основных частей почвы, которые необходимы для жизни растений   Называют способы обработки почвы в зависимости от сезона; имеют представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; умеют применять знания о сезонной обработке почвы на практике. Делают вывод: почему черноземная почва самая плодородная
52 Охрана почвы 1 Закрепление представлений о значении почвы. Охрана почв,  меры, принимаемые  для охраны почв Рассказывают о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы. Рассматривают рисунки в рабочей тетради. Обводят те, на которых показано, как человек заботиться о почве     Называют вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называют меры, принимаемые для охраны почв. Обводят рисунки, на которых показано, как человек заботиться о почве, обосновывают свой выбор  
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
53 Место России на земном шаре. Знакомство с картой  1 Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе Называют название своей страны. Рассказывают, какие формы поверхности есть в России. Рисуют Государственный флаг России в тетради. Подчеркивают в стихотворении название государства, в котором живут, записывают его в клеточки   Называют особенности климата и рельефа России; узнают на карте России реки и сушу (по цвету); устанавливают причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом. Записывают в тетради свой адрес
54 Моря и океаны, омывающие берега России 1 Знакомство с морями  и океанами, омывающими берега России Рассказывают, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называют основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж). Вставляют в текст пропущенные слова с названием океанов Называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют их основные признаки. Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками название моря с его характеристикой
55 Горы и равнины на территории нашей страны 1 Формирование представления о формах поверхности   России: равнины, горы Узнают на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; рассказывают, что на территории   России находятся горы и равнины. Подчеркивают слова, которые обозначают формы земной поверхности на карточке Называют горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы. Рассказывают об их основных признаках. Вставляют в текст карточки названия равнин и гор России, используя слова для справок
56 Реки и озера России 1 Знакомство с реками и озёрами России. Знакомство с крупнейшими реками России Узнают на иллюстрациях реки; рассказывают, что на территории России находятся реки и озера; называют 1–2 реки России. Подбирают обобщающие слова к перечисленным названиям рек и озер Называют реки и озера России: 3–4 названия, называют их основные признаки. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Реки и озера России»    
57 Москва – столица России 1 Формирование представления о столице России – Москве: достопримечательности, стадионы, транспорт Называют достопримечательности Москвы с опорой на иллюстрации. Называют столицу России. Подписывают на рисунках герб России и герб Москвы   Называют достопримечательности Москвы. Называют основные виды транспорта Москвы. Находят на картинках и подписывают достопримечательности Москвы
58 Санкт-Петербург 1 Формирование представления о городе Санкт-Петербург: достопримечательности, реки, разводные мосты Узнают и называют достопримечательности Санкт-Петербурга: разводные мосты, Дворцовая площадь – на иллюстрациях и фотографиях Узнают и называют Санкт-Петербург на картинках и иллюстрациях, рассказывают  об его основных достопримечательностях
59 Ярославль. Владимир. Ростов. Города «Золотого кольца» 1 Знакомство с городами «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов: достопримечательности, народные промыслы Называют города Золотого кольца: Ярославль, Владимир, Ростов. Рассказывают о достопримечательностях городов «Золотого кольца» с помощью учителя. Выполняют задание: соединяют линиями, с именем каких великих людей связаны названия городов   Называют города «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов.  Называют основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире; Ростовский кремль. Вписывают в таблицу названия некоторых достопримечательностей городов  Золотого кольца
60 Нижний Новгород, Казань, Волгоград 1 Формирование представления о городах Нижний Новгород, Казань, Волгоград: достопримечательности, промышленность Называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград Рассказывают о достопримечательностях   с помощью учителя, опираясь на иллюстрации. Находят на карте названия городов и выписывают их в тетрадь Узнают и называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называют основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называют города, известные из других источников. Заполняют таблицу: по описанию определяют название городов
61 Новосибирск, Владивосток 1 Формирование представления о городах Новосибирск, Владивосток: достопримечательности, промышленность, порт Называют города Новосибирск, Владивосток.  Рассказывают о достопримечательностях городов; показывают их на карте     Узнают и называют города Новосибирск, Владивосток; называют основные достопримечательности городов; называют города, известные из других источников. Составляют рассказ о городе Владивостоке, используя слова для справок  
62 Население и народы России 1 Формирование представления о населении России и России как многонациональном государстве Называют отдельных представителей народов России. Называют места, где проживает население России. Узнают на иллюстрациях и называют городское и сельское население. Заполняют схему «Население нашей страны», используя помощь учителя Называют представителей народов России. Рассказывают о традициях, обычаях населения России; занятиях городского и сельского населения. Заполняют схему «Население нашей страны»; определяют, какие рисунки подходят к стихотворениям 
63   Ваш город.  Важнейшие географические объекты региона 1 Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: поверхность, водоёмы, растительный и животный мир Называют основные географические объекты  и особенности своей местности:  поверхность, водоёмы с опорой на учебник. Называют представителей растительного и животного мира  своего региона Показывают на карте основные географические объекты  и особенности своей местности:  поверхность, водоёмы. Рассказывают о  представителях растительного и животного мира  своего региона
64 Ваш город.  Важнейшие географические объекты региона 1 Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: промышленность и сельское хозяйство,  достопримечательности. Показывают  на иллюстрациях достопримечательности своего города с помощью учителя. Называют промышленные предприятия своего региона   Рассказывают о  достопримечательностях  своего города.  Называют промышленные предприятия и направления сельского хозяйства    своего региона,
Рассказывают о населении своей местности, их  традициях и обычаях
65     Экскурсия 1 Расширение и закрепление знаний о родном городе; о важнейших географических объектах региона Называют и посещают достопримечательные места города; Называют важнейшие географические объекты региона Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях города совместно с учителем; Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона
66 Экскурсия 1 Расширение и закрепление знаний о родном городе; о важнейших географических объектах региона Называют и посещают достопримечательные места города; Называют важнейшие географические объекты региона Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях города совместно с учителем; Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона
Повторение – 2 часа
67 Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия» 1 Закрепление знаний о России: формах рельефа, водоемах, городах, населении Называют отдельные города России, отдельных представителей народов России   Называют особенности климата и рельефа России, называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют отдельные реки, озера, горы, равнины России; называют отдельные города России и их достопримечательности
68 Неживая природа. Обобщающий урок 1 Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы Узнают и называют изученные предметы неживой природы  на иллюстрациях, фотографиях; относят к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называют предметы, относящиеся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; называют элементарные правила безопасного поведения в природе; рассказывают о значении неживой природы в жизни человека Узнают и называют изученные предметы неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде; относят предметы неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделяют существенные признаки каждой группы; рассказывают о взаимосвязях между неживой и живой природой; соблюдают правила безопасного поведения в природе