№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | ||||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||||
Права и обязанности граждан России – 34ч.: | ||||||||
Основы административного права – 7часов. | ||||||||
1 | Понятие административного правонарушения (проступка). | 1 | Административное правонарушение: определение, примеры.
Отличия административных правонарушений от преступлений. |
Слушают объяснение учителя. Повторяют определение «административное правонарушение» с опорой на карточку, записывают в тетрадь. Читают адаптированный текст на карточке, находят отличия административных правонарушений от преступлений Обсуждают примеры проступков в беседе |
Слушают объяснение учителя. Повторяют определение «административное правонарушение». Называют отличия административных правонарушений от преступлений, приводят примеры. Анализируют предложенные учителем ситуации. Самостоятельно классифицируют примеры правонарушений как административные или уголовные |
|||
2 | Виды административных правонарушений. | 1 | Основные виды: нарушение общественного порядка, экологические, транспортные и прочие.
Примеры и последствия каждого вида. |
Повторяют значение термина «административное правонарушение» с опорой на записи в тетради. Выделяют основные виды административных правонарушений по изображениям или описаниям. Проводят анализ простых ситуаций. |
Повторяют значение термина «административное правонарушение». Называют основные виды административных правонарушений. Разбирают конкретные случаи из жизни. Составляют таблицу: виды административных правонарушений и возможные последствия. |
|||
3 | Административная ответственность несовершеннолетних. Практическая работа: заполнение бланка протокола об административной ответственности по образцу. | 1 | Просмотр презентации «Административная ответственность несовершеннолетних». Возраст, меры воздействия, правовая защита.
Образец протокола, его структура. Практическая работа: заполнение бланка протокола по образцу |
Смотрят презентацию. Повторяют определение «административная ответственность». Называют возраст наступления административной ответственности. Приводят примеры административных нарушений с помощью учителя.
Выполняют практическую работу: заполняют бланк протокола об административной ответственности по образцу (вставляют данные по шаблону) |
Смотрят презентацию. Повторяют определение «административная ответственность». Приводят примеры административных нарушений. Составляют памятку: «Что важно знать подросткам об административных правонарушениях». Выполняют практическую работу: заполняют бланк протокола об административной ответственности самостоятельно. Сравнивают заполненный протокол с образцом и исправляют ошибки | |||
4 | Административная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Закрепление темы.
Меры профилактики правонарушений среди подростков |
Повторяют определение «административная ответственность», с опорой на записи в тетради. Отвечают на вопрос: «Виды административных наказаний для несовершеннолетних?» Составляют памятку с помощью учителя «Как избежать административных правонарушений». Разбирают простые ситуации, связанные с административными нарушениями, с помощью учителя | Повторяют определение «административная ответственность». Называют виды административных наказаний для несовершеннолетних. Сопоставляют виды наказаний и возможные административные правонарушения. Работают в группах: обсуждают примеры позитивных профилактических мер
|
|||
5 | Понятие административного взыскания | 1 | Знакомство с понятием «административное взыскание».
Виды взысканий: предупреждение, штраф, лишение права. |
Вспоминают термин «административная ответственность». Повторяют, с какого возраста наступает административная ответственность. Слушают объяснение учителя. Знакомятся с термином «административное взыскание». Зачитывают по карточке виды административных взысканий. Разбирают простые ситуации про административные нарушения и взыскания, с помощью учителя | Дают определение «административной ответственности». Приводят примеры административных правонарушений. Слушают объяснение учителя. Знакомятся с термином «административное взыскание».
Объясняют, что цель административных взысканий – восстановить порядок, предупредить новые нарушения. Называют основные виды административных взысканий. Анализируют ситуации и определяют, какие административные взыскания могут быть применены в разных случаях |
|||
6 | Делопроизводство при административных правонарушениях. | 1 | Знакомство с термином «делопроизводство»
Этапы делопроизводства: выявление правонарушения, составление протокола, вынесение постановления. |
Вспоминают термин «административное правонарушение». Приводят примеры административных правонарушений с помощью учителя. Знакомятся с термином «делопроизводство». Работают с адаптированным текстом по теме урока: читают, находят в тексте от вет на вопросы: «Кто занимается делопроизводством?», «Зачем нужно вести документы?» Записывают в тетрадь этапы делопроизводства и основные документы при административных правонарушениях разбирают простые ситуации, связанные с административным делопроизводством с помощью учителя | Дают определение «административному правонарушению».
Приводят примеры административных правонарушений. Знакомятся с термином «делопроизводство». Называют, кто занимается делопроизводством. Работают в парах: обсуждают, почему при нарушениях нужно вести документы и записывать все на бумаге. Записывают в тетрадь этапы делопроизводства и основные документы при административных правонарушениях. Разбирают простые ситуации, связанные с административным делопроизводством
|
|||
7 | Виды административных постановлений
(обобщение полученных знаний ) |
1 | Что такое «административное постановление»?
Виды административных постановлений: предупреждение, взыскание, прекращение дела. |
Вспоминают, что такое «административное правонарушение» и «административное делопроизводство». Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы: «Что такое «административное постановление»? «Кто выносит постановление?». Работают с адаптированным текстом на карточке: находят в тексте и записывают в тетрадь виды административных постановлений. Разбирают простые ситуации с нарушением правил и определяют вид постановления с помощью учителя
|
Вспоминают, что такое «административное правонарушение» и «административное делопроизводство». Слушают объяснение учителя. Дают определение «административного постановления». Объясняют, что постановление выносят только после составления протокола. Работают с адаптированным текстом на карточке: читают и называют основные виды административных постановлений. Разбирают простые ситуации с нарушением правил и определяют вид постановления с помощью учителя | |||
Основы уголовного права – 15часов | ||||||||
8 | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений | 1 | Знакомство с термином «уголовное право».
Основные задачи уголовного права, его отличие от других отраслей права. Основные понятия |
Вспоминают, что такое «право».
Слушают объяснение учителя, узнают, что такое «уголовное право», «преступление». Называют несколько примеров преступлений. Работают с адаптированным текстом: находят и зачитывают определение уголовно-правовых отношений |
Дают простое определение понятию «права». Объясняют, зачем нужны правила. Слушают объяснение учителя, повторяют определение понятия «уголовное право». Объясняют, чем отличается уголовное право от административного.
Сравнивают уголовное и административное право и называют их отличия. Объясняют, почему преступления являются опасными для людей и общества. Работают с адаптированным текстом: находят в тексте, что делает государство в случае преступления |
|||
9 | Отличие правонарушения от преступления | 1 | Различия между правонарушением и преступлением: общественная опасность, тяжесть последствий. Примеры | Вспоминают, что такое «преступление». Называют несколько примеров преступления. Слушают объяснение учителя, понимают, что основное отличие правонарушения от преступления – в степени их опасности. Выполняют задание на карточке: распределяют в два столбика примеры (правонарушение/преступление) с подсказками |
Дают простое определение понятию «преступление». Слушают объяснение учителя.
Объясняют, что основное отличие правонарушения от преступления – в степени их опасности. Описывают, как различают степень опасности. Составляют таблицу сравнительную таблицу «Правонарушения и преступления» |
|||
10 | Практическая работа «Определение правонарушения и преступления по ряду сюжетов» | 1 | Практическая работа «Определение правонарушения и преступления по ряду сюжетов» | Слушают инструкцию учителя. Выполняют задания с готовыми вариантами ответов. Делают выводы о типе нарушения с помощью учителя | Слушают инструкцию учителя. Самостоятельно разбирают предложенные кейсы с ситуациями. Обсуждают причины и последствия правонарушений и преступлений | |||
11 | Понятие преступления и его виды | 1 |
|
Повторяют, что такое преступление. Слушают объяснение учителя, запоминают, что преступление может быть намеренным или по неосторожности. Узнают, что есть разные виды преступлений (по степени тяжести). Смотрят презентацию, узнают, что есть разные виды преступлений (по объекту посягательства). Называют несколько примеров преступлений каждого вида
|
Дают более точное определение «преступления». Называют основные признаки преступления: виновность, общественная опасность. Называют виды преступлений по степени тяжести: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие.
Смотрят презентацию, называют виды преступлений (по объекту посягательства). Разбирают ситуацию и определяют, к какому виду (по объекту посягательства) относится преступление |
|||
12 | Понятие уголовной ответственности | 1 |
|
Слушают объяснение учителя, узнают, что такое «уголовная ответственность». Понимают, что, если человек совершил преступление, он должен понести наказание. Отвечают на вопрос: «С какого возраста наступает уголовная ответственность?» Называют тяжкие виды преступления | Слушают объяснение учителя, дают определение «уголовной ответственности». Объясняют, что, если человек совершил преступление, он должен понести наказание. Объясняют, что за некоторые тяжкие преступления ответственность наступает с 14 лет | |||
13 | Состав преступления и его виды. | Элементы состава преступления: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Примеры | Слушают объяснение учителя, узнают, что такое «состав преступления». Называют основные элементы состава преступления с помощью карточки: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Приводят простые примеры объектов преступления.
Рассматривают примеры составов преступлений с подсказками |
Слушают объяснение учителя, дают определение понятию «состав преступления». Называют основные элементы состава преступления. Объясняют, что все эти элементы состава преступления должны быть в наличии, чтобы действие считалось преступлением.
Разбирают ситуацию, определяют объект и объективную сторону преступления. Составляют краткий отчет. |
||||
14 | Порядок привлечения к уголовной ответственности | 1 | Этапы привлечения к уголовной ответственности: выявление преступления, следствие, судебное разбирательство, вынесение приговора | Вспоминают с опорой на записи в тетради, что такое «уголовная ответственность?» Слушают объяснение учителя. Узнают, что сначала преступление расследуют, а потом дело идет в суд. Записывают этапы привлечения к уголовной ответственности. Называют, кто участвует в судебном процессе судья, прокурор, адвокат | Дают простое определение понятию «уголовная ответственность». Называют несколько преступлений и объясняют, почему они опасны.
Слушают объяснение учителя. Называют этапы привлечения к уголовной ответственности. Описывают упрощенный порядок привлечения к уголовной ответственности: сначала происходит расследование, затем дело передают в суд. Составляют схему, показывающую порядок привлечения к уголовной ответственности |
|||
15 | Вменяемость и невменяемость | 1 | Понятия вменяемости и невменяемости.
Критерии определения. Примеры из практики |
Слушают объяснение учителя. Узнают, что означают понятия «вменяемость» и «невменяемость». Участвуют в обсуждении признаков невменяемости. Приводят примеры, с помощью учителя, когда человек может быть признан невменяемым | Слушают объяснение учителя.
Дают определения понятиям «вменяемость» и «невменяемость». Рассказывают, что невменяемые люди не могут нести уголовную ответственность, а нуждаются в лечении. Приводят примеры, когда человек может быть признан невменяемым |
|||
16 | Ответственность за соучастие и участие в преступлении | 1 | Просмотр презентации «Соучастие и участие в преступлении».
Виды соучастников. |
Смотрят презентацию, узнают, что такое «соучастие и участие в преступлении». Понимают, что соучастники тоже несут ответственность за преступление. Называют виды соучастников: исполнитель, организатор, пособник. Сравнивают с помощью учителя ответственность исполнителя, организатора и пособника | Смотрят презентацию, дают определение, что такое «соучастие и участие в преступлении». Называют и описывают виды соучастников.
Объясняют, что соучастники также несут уголовную ответственность. Разбирают предложенные ситуации и определяют виды соучастников |
|||
17 | Наказание, его виды. Практическая работа: чтение статей Уголовного Кодекса Российской Федерации | 1 | Понятие наказания.
Основные виды наказаний: штраф, лишение свободы, исправительные работы. Работа с текстами статей Уголовного Кодекса Российской Федерации Обсуждение их смысла и применения
|
Слушают объяснение учителя. Перечисляют основные виды преступлений с помощью учителя. Находят с помощью учителя и зачитываю статьи УК РФ о наказании за данные виды преступления | Слушают объяснение учителя. Перечисляют основные виды преступлений. Читают и анализируют статьи УК РФ о наказании за данные виды преступления. Сравнивают виды наказаний по строгости. Анализируют статьи и обсуждают их применение | |||
18 | Преступления против несовершеннолетних. | 1 | Просмотр презентации «Виды преступлений против несовершеннолетних».
Защита их прав |
Смотрят презентацию, узнают, что есть преступления против детей и подростков. Называют несколько примеров преступлений против несовершеннолетних с помощью учителя. Составляют памятку о защите несовершеннолетних | Смотрят презентацию. Объясняют, что есть преступления, направленные против детей и подростков: насилие, похищение, вовлечение в преступную деятельность. Работают в группах: обсуждают, почему преступления против несовершеннолетних особенно опасны. Составляют памятку о защите несовершеннолетних | |||
19 | Опасность вовлечения подростков в преступную среду | 1 | Риски и последствия вовлечения подростков в преступления. Меры профилактики | Слушают объяснения учителя. Узнают, как подростков могут вовлекать в преступления: обман, угроза, под давлением, из-за желания казаться крутым. Определяют опасности в предложенных ситуациях с помощью учителя.
|
Слушают объяснения учителя.
Объясняют, как подростков могут вовлекать в преступления: обман, угроза, под давлением, из-за желания казаться крутым. Описывают, как это может происходить: предлагают совершить кражу, распространять наркотики, хулиганить. Составляют плакат на тему профилактики данных правонарушений |
|||
20 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Особенности ответственности подростков: возраст, виды наказаний, условия применения | Повторяют определение «уголовная ответственность», с опорой на записи в тетради. Отвечают на вопрос: «Виды уголовных наказаний для несовершеннолетних?» Составляют памятку с помощью учителя «Как избежать уголовных правонарушений». Разбирают простые ситуации, связанные с уголовными правонарушениями, с помощью учителя | Повторяют определение «уголовная ответственность». Называют виды уголовных наказаний для несовершеннолетних. Сопоставляют виды наказаний и возможные уголовные правонарушения. Работают в группах: обсуждают примеры позитивных профилактических мер | |||
21 | Права подозреваемого, обвиняемого, осуждённого | 1 | Знакомство с основными правами подозреваемых: право на защиту, право на ознакомление с делом | Смотрят видео. Узнают, кто такой подозреваемый, обвиняемый и осуждённый. Понимают, что эти понятия обозначают разные этапы судебного процесса. Зачитывают по карточке основные права подозреваемого, обвиняемого и осуждённого, записывают в тетрадь. Рассуждают с помощью учителя, почему так важно иметь право на защиту
|
Смотрят видео. Отвечают на вопрос: «Кто такой подозреваемый, обвиняемый и осуждённый?». Объясняют, что эти понятия обозначают разные этапы судебного процесса.
Называют и описывают основные права подозреваемого, обвиняемого и осуждённого: право на защиту, право на молчание, право на адвоката, право на ознакомление с материалами дела. Составляют памятку о правах обвиняемого |
|||
22 | Конституционные права на знакомство с материалами дела, защиту адвоката
(обобщение полученных знаний ) |
1 | Конституционные гарантии защиты прав граждан в уголовных делах | Смотрят видео. Узнают, что такое право на знакомство с материалами дела. Отвечают на вопрос: «Для чего надо знакомиться с материалами дела?» Зачитывают, кто такой адвокат. Рассуждают с помощью учителя, как адвокат может помочь человеку, которого обвиняют в преступлении
|
Смотрят видео. Объясняют, что такое право на знакомство с материалами дела. Описывают, зачем это нужно. Работают в группах: объясняют, как право на знакомство с материалами дела помогает человеку защитить свои права. Рассказывают, что каждый человек имеет право на адвоката, особенно если его обвиняют в преступлении. Описывают, как государство может помочь оплатить адвоката. Составляют схему «Права обвиняемого» | |||
Правоохранительные органы в Российской Федерации – 12часов | ||||||||
23 | Система органов власти в РФ | 1 | Просмотр презентации «Структура власти в РФ: законодательная, исполнительная, судебная.»
Примеры их функций и взаимодействия |
Смотрят презентацию.
Называют основные органы власти в РФ: Президент, Правительство, Государственная Дума, суды. Составляют схему взаимодействия ветвей власти с помощью учителя |
Смотрят презентацию. Называют основные органы власти в РФ: Президент, Правительство, Государственная Дума, суд описывают, чем занимаются эти органы власти. Составляют схему взаимодействия ветвей власти. Обсуждают примеры распределения полномочий между ветвями власти | |||
24 | Суд, его назначение | 1 | Понятие суда, его основные функции: защита прав, разрешение споров, наказание за преступления. Виды судов в РФ | Рассматривают примеры ситуаций, разрешаемых судом. Перечисляют основные функции суда по наводящим вопросам |
Называют виды судов. Приводят примеры ситуаций, когда требуется вмешательство суда. Работают в группах: обсуждают, почему важно, чтобы суды были честными и справедливыми |
|||
25 | Практическая работа: написание искового заявления в суд | 1 | Практическая работа: заполнение типового бланка искового заявления в суд | Слушают инструкцию учителя. Работают с готовым шаблоном и подсказками учителя. Вписывают данные при составлении искового заявления по образцу | Слушают инструкцию учителя. Заполняют самостоятельно бланк искового заявления в суд. Обсуждают, какие данные необходимы для подачи искового заявления |
|||
26 | Правосудие в РФ. Органы правосудия | 1 | Понятие правосудия.
Органы правосудия: суды общей юрисдикции, арбитражные суды |
Слушают объяснение учителя. Заполняют таблицу о видах судов с помощью учителя |
Слушают объяснение учителя. Анализируют отличия между разными видами судов. Участвуют в обсуждении реальных случаев работы суда общей юрисдикции |
|||
27 | Прокуратура. Органы прокуратуры | 1 | Основные задачи прокуратуры: надзор за соблюдением законов, защита прав и свобод граждан | Слушают рассказ учителя. Перечисляют функции прокуратуры с помощью учителя | Слушают рассказ учителя. Перечисляют функции прокуратуры самостоятельно. Обсуждают роль прокуратуры в защите прав граждан |
|||
28 | Конституционный суд. | 1 | Роль Конституционного суда: проверка законов на соответствие Конституции РФ. Примеры его решений | Рассматривают примеры из практики Конституционного суда с подсказками. | Обсуждают конкретные дела Конституционного суда. Определяют значение его решений для общества |
|||
29
— 30 |
Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка. | 2 | Функции органов внутренних дел: защита прав граждан, предотвращение и расследование преступлений, поддержание правопорядка
|
Слушают объяснение учителя. Называют основные задачи ОВД: охрана порядка, борьба с преступностью, помощь гражданам, записывают в тетрадь. Заполняют таблицу «Основные функции органов внутренних дел» с подсказками | Слушают объяснение учителя.
Приводят простые примеры, чем занимается полиция: ловит преступников, помогает на дороге, обеспечивает безопасность и понимают их значимость. Обсуждают реальные примеры работы органов внутренних дел. Составляют краткую характеристику их деятельности |
|||
31 | Правоохранительные органы (полиция). | 1 | Основные задачи полиции: охрана общественного порядка, защита граждан, пресечение правонарушений. | Слушают рассказ учителя. Перечисляют задачи полиции с помощью учителя. Рассматривают примеры работы полиции. | Слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии о роли полиции. Анализируют, как полиция взаимодействует с другими правоохранительными органами | |||
32 | Практическая работа: оформление стандартных бланков (заявление в полицию, объяснительная) | 1 | Практическая работа: заполнение стандартных бланков (заявление в полицию, объяснительная) | Заполняют бланки по готовому образцу. Работают с инструкцией | Заполняют бланки самостоятельно. Обсуждают, какие данные важны для корректного оформления данных деловых бумаг | |||
33 | Виртуальная Экскурсия в отдел полиции | 1 | Знакомство с работой отдела полиции: патрульно-постовая служба, дежурная часть, следственные отделы. | Участвуют в виртуальной экскурсии. Отвечают на вопросы с помощью учителя после окончания экскурсии | Участвуют в виртуальной экскурсии. Пишут краткий отчет о деятельности полиции после окончания экскурсии. Обсуждают впечатления от увиденного на виртуальной экскурсии |
|||
34 | Обобщающий урок по теме «Правоохранительные органы в Российской Федерации» | 1 | Повторение и обобщение знаний по теме «Правоохранительные органы в Российской Федерации»
Практическое применение правовых знаний в жизни
|
Выполняют простые тестовые задания с выбором ответа, ориентированные на базовое знание определений и простых примеров. Обобщают знания по теме «Правоохранительные органы в Российской Федерации» | Выполняют тестовые задания, требующие применения знаний в новых ситуациях, а также умения делать выводы. Объясняют свои ответы на вопросы.
Обобщают знания по теме «Правоохранительные органы в Российской Федерации»
|