№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Права и обязанности граждан России – 34 часа: | ||||||
Права и свободы граждан – 3часа | ||||||
1 | Гражданство Российской Федерации. Права и свободы граждан | 1 | Понятие гражданства.
Условия получения гражданства Российской Федерации. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. |
Зачитывают определение термина «гражданство». Узнают, что гражданство получают при рождении, приводят простые примеры с помощью учителя. Читают адаптированный текст «Получение гражданства через принятие», отвечают на вопросы. Называют документы, подтверждающие гражданство. Вспоминают, что у граждан есть права и обязанности, приводят примеры | Дают определение термина «гражданство», опираются на личный опыт и толковый словарь русского языка. Объясняют, что значит получить гражданство по рождению. Читают адаптированный текст «Получение гражданства через принятие», объясняют, что гражданство можно получить через принятие. Называют документы, подтверждающие гражданство. Объясняют, как гражданство связано с правами и обязанностями граждан | |
2 | Основные конституционные права граждан России | 1 | Повторение понятия «права человека».
Связь прав человека с Конституцией Российской Федерации. Виды конституционных прав: личные, политические, социально-экономические |
Вспоминают значение термина «права человека». Повторяют, что права человека защищает Конституция Российской Федерации. Записывают в тетрадь конституционные права граждан. Приводят простые примеры, связанные с этими правами | Дают простое определение понятия «права человека» и объясняют его значение. Описывают связь прав человека с Конституцией Российской Федерации, как с основным законом страны. Называют и объясняют основные права граждан: личные, политические, социально-экономические. Приводят примеры из жизни. | |
3 | Основные обязанности граждан России | 1 | Повторение понятия «обязанность».
Соблюдение законов: зачем это нужно? Уважение прав других: как это проявляется? |
Вспоминают термин «обязанность» и приводят примеры. Объясняют с помощью учителя, что есть связь между обязанностями и законом. Заполняют таблицу «Основные обязанности граждан России» с помощью учителя и с опорой на Конституцию РФ | Дают развернутое определение «обязанности» и объясняют, чем они отличаются от «прав». Рассуждают о связи обязанностей с законом на простых примерах. Анализируют примеры влияния законов на жизнь людей. Объясняют, как можно проявлять уважение к правам и свободам других людей в повседневной жизни, приводя свои примеры | |
Основы трудового права – 10 часов | ||||||
4 | Трудовой кодекс Российской Федерации | 1 | Знакомство с Трудовым кодексом, его роль в регулировании труда. Презентация «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Основные положения Трудового кодекса Российской Федерации. Важность соблюдения трудового законодательства. |
Смотрят презентацию, отвечают на простые вопросы. Читают определение Трудового кодекса, записывают в тетрадь. Слушают основные статьи Трудового кодекса, отвечают на вопросы по прочитанному с помощью наводящих вопросов |
Смотрят презентацию ; знают зачем нужен Трудовой кодекс. Читают и разбирают основные статьи кодекса с акцентом на права работников. Разбирают ситуации, связанные с трудовыми отношениями |
|
5 | Труд и право | 1 | Значение труда в жизни человека.
Право на труд. Знакомство с трудовым договором. Роль трудового права в обеспечении справедливых условий труда |
Дают определение понятий «труд» и «право». Записывают в тетрадь определение «право на труд». Обсуждают по наводящим вопросам роль трудового права. Приводят простые примеры прав трудящихся |
Дают определение понятия «право на труд», записывают в тетрадь.
Обсуждают значимость трудовых прав для каждого человека. Анализируют ситуации, связанные с трудовыми отношениями |
|
6 | Трудовые отношения | 1 | Знакомство с видами
трудовых отношений. Права и обязанности работников и работодателей. Условия, при которых возникают трудовые отношения
|
Знакомятся с понятием «трудовые отношения». Узнают, что есть разные формы трудовых отношений, записывают в тетрадь. Называют несколько прав и обязанностей работников. Зачитывают определение «работодателя». Называют права и обязанности работодателя | Знакомятся с понятием «трудовые отношения». Обсуждают разных видов трудовых отношений. Называют основные виды трудовых отношений, приводят примеры. Перечисляют и объясняют основные права и обязанности работников, приводят свои примеры. Дают определение «работодателя». Описывают права и обязанности работодателя |
|
7 | Трудовой договор | 1 | Знакомство с понятием «трудовой договор». Презентация «Основные элементы трудового договора: обязательства сторон, срок договора, условия труда».
Роль трудового договора в защите прав работников |
Знакомятся с понятием «трудовой договор». Смотрят презентацию. Называют основные элементы трудового договора: обязательства сторон, срок договора, условия труда. Заполняют таблицу с помощью учителя «права и обязанности работника по трудовому договору». Выполняют практическую работу: «Заполнение трудового договора» с помощью учителя по образцу | Знакомятся с понятием «трудовой договор». Смотрят презентацию. Называют основные пункты, которые обычно есть в трудовом договоре , объясняют каждый из этих пунктов и их важность, приводят простые примеры. Делают вывод, почему важно внимательно читать договор. Заполняют таблицу с помощью учителя «права и обязанности работника» по трудовому договору. Выполняют практическую работу: «Заполнение трудового договора» | |
8 | Трудовая книжка | 1 | Знакомство с понятием «трудовая книжка». Функции трудовой книжки.
Правила ведения и хранения трудовой книжки. Информация, которая должна быть в трудовой книжке |
Знакомятся с понятием «трудовая книжка». Объясняют по наводящим вопросам, зачем нужна трудовая книжка. Рассматривают образец заполнения трудовой книжки, отвечают на вопросы. Зачитывают по карточке правила хранения трудовых книжек.
Выполняют практическую работу: «Заполнение 1-ой страницы трудовой книжки»
|
Знакомятся с понятием «трудовая книжка». Поясняют, кто выдаёт трудовую книжку. Рассматривают образец заполнения трудовой книжки, отвечают на вопросы, как заполняются записи и какие данные важны. Рассказывают, где хранится трудовая книжка отвечают на вопрос: «Зачем предъявлять трудовую книжку при устройстве на новую работу?» Выполняют практическую работу: «Делают запись о приёме на работу» | |
9 | Работодатель и работник. Права и обязанности сторон | 1 | Просмотр презентации «Права и обязанности работодателя и работника».
Роль этих прав и обязанностей в поддержании трудового процесса. |
Смотрят презентацию. Приводят примеры прав и обязанностей работника с помощью учителя. Заполняют схему ««Права и обязанности работодателя и работника»
|
Смотрят презентацию. Приводят примеры прав и обязанностей работодателя.
Участвуют в обсуждении конкретных ситуаций с правами и обязанностями работника и работодателя. |
|
10 | Дисциплина труда | 1 | Понятие дисциплины труда, ее важность для рабочего процесса.
Роль дисциплины в поддержании порядка на рабочем месте. |
Знакомятся с понятием «дисциплина труда».
Зачитывают основные правила дисциплины труда, объясняют их с помощью учителя. Делают вывод: как дисциплина труда влияет на работу
|
Знакомятся с понятием «дисциплина труда». Называют основные правила дисциплины труда . Объясняют, что означает каждое из этих правил и почему они важны, приводят простые примеры.
Обсуждают важность дисциплины на рабочем месте для эффективной работы |
|
11 | Понятие дисциплинарного поступка | 1 | Дисциплинарный проступок и его последствия.
Причины нарушения дисциплины. Реагирование на нарушения дисциплины |
Знакомятся с понятием «дисциплинарный поступок». Приводят примеры различных дисциплинарных проступков. Записывают в тетрадь виды дисциплинарных поступков. Называют примеры легких и тяжелых проступков |
Дают определение дисциплинарного проступка, как нарушения правил дисциплины.
Объясняют, как неправильное поведение, нарушает установленный порядок. Записывают в тетрадь виды дисциплинарных поступков. Различают виды дисциплинарных проступков: легкие, средние, тяжелые. Объясняют, чем отличаются проступки разной степени тяжести. Приводят примеры проступков каждого вида
|
|
12 | Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения | 1 | Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Порядок применения взысканий. Избежание наказания | Знакомятся с видами дисциплинарных взысканий. Называют несколько видов взысканий с помощью учителя. Делают вывод, что есть наказания полегче и потяжелее. Читают адаптированный текст, ищут ответы на вопросы: «Кто может применять взыскания?», «Как должны оформляться взыскания?»
С помощью учителя разбирают простые ситуации, где есть дисциплинарные проступки и взыскания |
Знакомятся с видами дисциплинарных взысканий. Называют основные виды дисциплинарных взысканий и объясняют, что это такое.
Зачитывают, кто может применять взыскания. Рассказывают, как должны оформляться взыскания. Участвуют в ролевой игре «Разбор ситуации с нарушением дисциплины» |
|
13 | Труд несовершеннолетних(обобщение полученных знаний ) | 1 | Трудовые права несовершеннолетних. Условия труда для несовершеннолетних. Запрещенные виды работы.
Защита прав подростков в трудовой сфере |
Знакомятся с трудовыми правами подростков. Называют основные права несовершеннолетних с помощью учителя. Называют основные обязанности несовершеннолетних
Разбирают с помощью учителя примеры правильных и неправильных условий труда для несовершеннолетних |
Разбирают особенности трудовых прав несовершеннолетних. Называют основные права несовершеннолетних на работе. Объясняют, что означает каждое из этих прав и приводят примеры. Понимают, что эти права защищает закон.
Обсуждают запрещенные виды труда и их последствий для подростков |
|
Основы гражданского права – 5 часов | ||||||
14 | Собственность и имущественные отношения | 1 | Знакомство с понятием «собственность».
Различие между личной и общей собственностью. Имущественные отношения, их участники |
Отвечают на простые вопросы учителя о том, что им принадлежит, что окружает их. Приводят простые примеры собственности. Зачитывают по карточке виды собственности: частная, государственная, муниципальная. Знакомятся с видами имущества: движимое, недвижимое, интеллектуальная собственность. Узнают, что имущество можно использовать, продавать, передавать по наследству.
Знакомятся с простыми примерами сделок: покупка, продажа. Практическая работа: сопоставляют иллюстрации с понятиями собственности
|
Участвуют в обсуждении, приводят примеры имущества и вещей, которые им принадлежат или которыми они пользуются. Дают определение понятию «собственность» своими словами. Приводят примеры объектов, относящихся к каждому виду собственности. Описывают различные виды имущества: движимое, недвижимое, интеллектуальная собственность. Объясняют, что такое имущественные отношения и какова их роль в обществе. Приводят примеры различных имущественных сделок. Практическая работа: классифицируют виды имущества и собственности | |
15 | Регулирование законом имущественных отношений | 1 | Роль законодательства в регулировании имущественных отношений.
Влияние законов на приобретение, использование и распоряжение имуществом. |
Отвечают на простые вопросы: «Зачем нужны правила?», «Нужно ли соблюдать правила при использовании вещей?». Знакомятся с различными механизмами защиты прав собственности, включая судебную защиту, административные методы, механизмы внесудебного разрешения споров. Знакомятся с ролью договора
в имущественных отношениях
|
Отвечают на проблемные вопросы: «Почему существуют споры о наследстве?», «Зачем нужны сложные имущественные договора?»
Знакомятся с различными механизмами защиты прав собственности, включая судебную защиту, административные методы, механизмы внесудебного разрешения споров. Оценивают эффективность различных механизмов защиты в различных ситуациях. Оценивают роль договора как способа защиты прав и интересов сторон. |
|
16 | Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния | 1 | Органы, отвечающие за регистрацию актов гражданского состояния.
Порядок регистрации браков, рождений, смерти и других актов. |
Участвуют в беседе, отвечают на простые вопросы: «Где получают свидетельство о рождении?», «Где регистрируют брак?» Слушают рассказ учителя. Работают с «Гражданским кодексом»: записывают в тетрадь, Акты гражданского состояния, подлежащие регистрации гл.3, ст.47 . Формулируют с помощью учителя вывод о том, почему важна государственная регистрация актов гражданского состояния | Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение о важности регистрации событий в жизни человека. Слушают рассказ учителя. Работают с «Гражданским кодексом»: читают гл.3, ст.47. Обобщают информацию о деятельности органов ЗАГС, их функциях и роли | |
17 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних | 1 | Формирование понимания имущественных права несовершеннолетних.
Права и обязанности несовершеннолетних в имущественных отношениях. Ответственность за нарушение этих прав |
Отвечают на простые вопросы: «Есть ли у вас свои вещи?», «Можете ли вы их продать или подарить?» Зачитывают определение понятия «имущественные права» Слушают объяснение учителя о имущественных правах несовершеннолетних
Узнают, какие виды сделок несовершеннолетние могут совершать самостоятельно, а какие только с согласия родителей.
|
Высказывают свое мнение о том, что такое имущество и какие права связаны с ним. Приводят примеры имущественных прав несовершеннолетних, которые они знают. Дают определение понятию «имущественные права». Слушают объяснение учителя о имущественных правах несовершеннолетних. Делают вывод, что несовершеннолетние имеют имущественные права, но их реализация зависит от возраста. Самостоятельно оценивают риски, связанные с совершением сделок несовершеннолетними. | |
18 | Охрана права собственности граждан | 1 | Способы охраны права собственности. Защита прав собственников. Что делать, если право собственности нарушено. | Знакомятся с механизмами защиты права собственности. Обсуждают правовые меры защиты собственности и их применения с помощью учителя |
Знакомятся с механизмами защиты права собственности. Разбор конкретных способов защиты собственности в различных ситуациях. Обсуждают правовые меры защиты собственности и их применения |
|
Основы семейного права – 7часов. | ||||||
19 | Роль семьи в жизни человека и общества | 1 | Значение семьи для каждого человека.
Роль семьи в социализации, воспитании и поддержке. Влияние семьи на общественные отношения. |
Отвечают на простые вопросы: «Что такое семья?», «Кто есть в твоей семье?». Дают своими словами определение понятию «семья». Записывают функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, эмоциональная | Высказывают мнение о роли семьи в жизни человека. Объясняют, что такое семья. Перечисляют основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, Формулируют выводы о значении семьи | |
20 | Правовое регулирование семейных отношений | 1 | Законы, регулирующие семейные отношения. Семейный кодекс Российской Федерации. Права и обязанности членов семьи в рамках законодательства | Определяют, что такое семья. Называют членов своей семьи. Узнают, что у родителей и супругов есть права и обязанности. Приводят простые примеры этих прав и обязанностей | Дают определение понятию «семья» своими словами. Называют различные виды семей. Объясняют основные права и обязанности супругов и родителей, опираясь на простые примеры из жизни. Различают основные понятия, касающиеся семьи | |
21 | Этика семейных отношений | 1 | Принципы этики в отношениях между членами семьи.
Ответственность за соблюдение моральных норм в семье. Важность взаимного уважения и поддержки. |
Знакомятся с этическими нормами семейных отношений. Читают адаптированный текст об основных этических принципах семейных отношений: уважение, честность, доверие, взаимопонимание, поддержка, терпимость. Учатся анализировать простые ситуации из жизни семьи и определяют, какие этические принципы были соблюдены или нарушены. |
Знакомятся с этическими нормами семейных отношений. Объясняют, почему важны эти принципы для создания благополучной семьи. Приводят примеры, как реализация этих принципов влияет на атмосферу в семье. Разбирают ситуации с моральными конфликтами в семье и их решением. |
|
22 | Домашнее хозяйство
|
1 | Организация домашнего хозяйства. Распределение обязанностей в семье. Влияние семейного бюджета и домашних дел на отношения между членами семьи | Участвуют в беседе, отвечая на простые вопросы: «Какие дела делаете дома?», «Кто, чем занимается?». Перечисляют простые домашние дела. Рассказывают о распределение обязанностей в семье. Вспоминают, и дают определение семейному бюджету. Приводят примеры, на что тратятся деньги в семье | Высказывают свое мнение о домашнем хозяйстве. Приводят примеры влияния домашних дел на атмосферу в семье. Объясняют, почему важно справедливое распределение обязанностей в семье. Предлагают варианты распределения обязанностей, учитывая возможности каждого члена семьи. Объясняют, что такое семейный бюджет и как он формируется. Описывают основные статьи расходов в семье | |
23 | Права и обязанности супругов | 1 | Права и обязанности супругов в семье. Взаимное уважение, поддержка, воспитание детей и совместное ведение хозяйства | Слушают объяснение учителя.
Объясняют, что такое супружество и чем оно отличается от других отношений. Зачитывают основные права супругов, записывают в тетрадь. Повторяют основные обязанности супругов: взаимная забота, поддержка, верность, помощь в быту, участие в воспитании детей. Делают выводы о необходимости соблюдения прав и выполнения обязанностей супругами |
Слушают объяснение учителя.
Различают понятия «гражданский брак» и «зарегистрированный брак». Перечисляют основные права супругов: на уважение, заботу, любовь, выбор места жительства, на совместное решение. Называют основные обязанности супругов: взаимная забота, поддержка, верность, помощь в быту, участие в воспитании детей. Аргументируют свою точку зрения о том, как знание и соблюдение прав и обязанностей влияет на отношения супругов |
|
24 | Права и обязанности родителей (законных представителей) | 1 | Права и обязанности родителей в отношении детей. Ответственность родителей за воспитание и образование детей. Особенности правового регулирования | Слушают объяснение учителя.
Различают понятия «родители» и «законные представители». Называют простые родителей с помощью учителя. Приводят примеры реализации прав. Повторяют примеры ответственности родителей за невыполнение родительских обязанностей. Называют организации, защищающие права детей |
Слушают объяснение учителя. Объясняют отличия между родителями, опекунами и попечителями.
Рассказывают о правах и обязанностях родителях. Работают с адаптированным текстом: находят в тексте описание ответственности родителей за невыполнение родительских обязанностей. Описывают роль государства в защите прав детей |
|
25 | Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка (обобщение полученных знаний) | 1 | Права ребёнка согласно законодательству и международным актам.
Конвенция о правах ребёнка Защита прав ребёнка в семье и обществе. |
Смотрят презентацию
Читают адаптированный текст «Конвенция о правах ребёнка», называют несколько простых прав детей, с которыми они сталкиваются каждый день. Участвуют в разборе простых ситуаций, где происходит нарушение прав, и дают свою оценку
|
Смотрят презентацию «Всеобщая декларация прав человека». Называют и объясняют несколько прав, прописанных в Декларации, на простых примерах из жизни. Зачитываю из текста «Конвенции о правах ребёнка» несколько прав, дают им объяснение. Анализируют ситуации с точки зрения нарушения прав человека и ребенка, предлагая простые решения, и объясняют их правильность | |
Социальные права человека – 4часа. | ||||||
26 | Жилищные правоотношения | 1 | Право на жилье.
Конституционные и законодательные основы жилищных прав граждан. Способы получения жилья: покупка, аренда, социальное жилье |
Знакомятся с понятием «жилищное правоотношение», записывают в тетрадь. Читают по карточке: виды жилищного фонда. Отвечают на вопрос «Как человек может стать собственником жилья?» . |
Знакомятся с понятием «жилищное правоотношение», записывают в тетрадь. Называют виды жилищного фонда. Отвечают на вопрос «Как человек может стать собственником жилья?» . |
|
27 | Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений | 1 | Права несовершеннолетних в жилищных отношениях.
Специфика их участия в процессе получения и распоряжения жильем. Защита прав несовершеннолетних в жилищном вопросе |
Знакомятся с правами несовершеннолетних в жилищных отношениях. Разбирают с помощью учителя примеры нарушения прав несовершеннолетних на жилье |
Работают в группах: разбирают правовые документы, регулирующих жилищные права несовершеннолетних. Обсуждают роль государства в защите прав несовершеннолетних в жилищных отношениях |
|
28 | Право на медицинское обслуживание | 1 | Право на медицинское обслуживание. Конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи.
Различие между государственным и частным медицинским обслуживанием. |
Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы. Перечисляют виды медицинской помощи: врач, больница, скорая помощь. Приводят примеры. Разбирают с помощью учителя, что такое полис ОМС и как он работает.
Называют места оказания медицинской помощи |
Слушают объяснение учителя. Обсуждают, что значит «право на медицинское обслуживание». Классифицируют виды медицинской помощи: первичная, скорая, специализированная. Описывают их отличия. Объясняют, что такое ОМС и как оно работает. Составляют алгоритм, как получить и использовать полис ОМС. Описывают порядок обращения за медицинской помощью | |
29 | Право на социальное обеспечение
|
1 | Право на социальное обеспечение.
Основные виды социальных пособий и льгот. Социальная защита граждан в России. Порядок получения социальных услуг и выплат. |
Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос: «Кто может получать пособие? Пенсию?» Знакомятся с понятиями социальных пособий и льгот. Приводят примеры социальных выплат, доступных гражданам | Слушают рассказ учителя
Отвечают на вопрос: «Кто может получать пособие? Пенсию?» Разбирают виды социальных пособий (пенсии, инвалидность, пособия на детей и т.д.). |
|
Политические права и свободы – 2 часа | ||||||
30 | Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений | 1 | Знакомство с терминами «духовная свобода» и «свобода убеждений».
Право на свободу мысли, совести и религии. Концепция свободы убеждений. Свобода выбора мировоззрения и взглядов. Законодательные гарантии духовной свободы |
Слушают объяснение учителя. Узнают значение терминов «духовная свобода» и «свобода убеждений».
Зачитывают, что убеждения бывают разные: политические, философские, моральные. Узнают способы выражения убеждений: разговор, письмо, участие в общественной жизни
. |
Слушают объяснение учителя. Дают простое определение терминам «духовная свобода» и «свобода убеждений». Объясняют, что свобода убеждений – это право иметь свое мнение и выражать его. Понимают, что убеждения могут быть разными. Объясняют, что свобода убеждений – это право иметь свое мнение и выражать его. Узнают способы выражения убеждений: разговор, письмо, участие в общественной жизни | |
31 | Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести | 1 | Роль религиозных верований в жизни человека и общества.
Свобода совести как основополагающее право. Отношение государства к религии. Влияние религии на культуру |
Знакомятся с понятием «религиозные верования». Слушают сообщения об основных принципах, ритуалах и праздниках в разных религиях. Читают определение понятия «свобода совести», понимают, что это право выбора веры. Делают вывод, что свобода совести связана с другими правами человека | Знакомятся с понятием «религиозные верования». Делают краткий обзор основных принципов, ритуалов и праздников в разных религиях. Дают определение понятия «свобода совести» Объясняют, что свобода совести – это право каждого человека самостоятельно выбирать или не выбирать религию и убеждения. Объясняют, как свобода совести закреплена в Конституции России |
|
Право на образование – 3часа | ||||||
32 | Система образования в Российской Федерации. Основные положения закона РФ «Об образовании» | 1 | Структура и принципы системы образования в Российской Федерации.
Просмотр презентации «Основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»». Гарантии права на образование |
Знакомятся с уровнями образования в Российской Федерации, составляют схему. Называют несколько уровней образования. Смотрят презентацию. Называют правильно Закон об образовании. Называют несколько прав и обязанностей обучающихся. Делают вывод с помощью учителя, что право на образование есть у всех граждан, независимо от пола, национальности, здоровья.
|
Знакомятся с уровнями образования в Российской Федерации, составляют схему. Объясняют, почему важно получать образование последовательно и по уровням. Смотрят презентацию. Работают с текстом Закона об образовании: зачитывают и объясняют основные права и обязанности обучающихся. Делают вывод, что право на образование есть у всех (подкрепляют текстом Закона об образовании)
|
|
33 | Право на доступ к культурным ценностям | 1 | Знакомятся с понятием «культурные ценности».
Право на доступ к культурным ценностям. Роль государства в обеспечении культурного доступа |
Знакомятся с понятием «культурные ценности». Перечисляют с опорой на иллюстрации, виды культуры. Называют культурные ценности с помощью учителя. Слушают, что в Российской Федерации свободный доступ к культурным ценностям. Смотрят видео «Охрана культурных ценностей государством» |
Знакомятся с понятием «культурные ценности». Называют основные виды культуры, приводят примеры. Рассуждают о значении культуры для человека и общества. Приводят примеры культурных ценностей. Рассказывают, где можно знакомиться с культурными ценностями. Отвечают на вопрос «Зачем нужен доступ к культурным ценностям?». Смотрят видео «Охрана культурных ценностей государством», приводят примеры охраны культурных ценностей | |
34 | Обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России» | 1 | Повторение и обобщение знаний о правах и обязанностях граждан Российской Федерации
Законодательные гарантии прав и обязанностей. Практическое применение правовых знаний в жизни |
Обсуждение основных прав и обязанностей граждан.
Выполняют простые тестовые задания с выбором ответа, ориентированные на базовое знание определений и простых примеров |
Обобщение знаний, участие в групповом обсуждении прав и обязанностей. Выполняют тестовые задания, требующие применения знаний в новых ситуациях, а также умения делать выводы. Объясняют свои ответы на вопросы |