№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Введение – 2 часа | ||||||
1. | Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции | 1 | Знакомство с понятием «гражданин».
Просмотр видеоролика по основным правам и обязанностям гражданина. Объяснение понятия «гражданская позиция», виды гражданской позиции |
Слушают объяснение учителя, кто такой гражданин.
Смотрят видеоролик по основным правам и обязанностям, участвуют в обсуждении. Составляют с помощью учителя памятку «Мои права и обязанности». Зачитывают объяснение понятия «гражданская позиция» |
Самостоятельно (с опорой на словарь) объясняют понятие «гражданин». Смотрят видеоролик по основным правам и обязанностям, участвуют в обсуждении. Составляют памятку «Мои права и обязанности». Объясняют понятие «гражданская позиция». Самостоятельно приводят примеры гражданской позиции из своей жизни | |
2. | Наша Родина — Россия. Государственные символы Российской Федерации | 1 | Понятие «Родина».
Знакомство с Российской Федерацией как с государством – презентация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Значение государственных символов в жизни гражданина |
Дают с помощью учителя определение понятия «Родина». Смотрят презентацию, отвечают на вопросы при помощи иллюстраций. Называют столицу России и государственные символы России, объясняют их значение с помощью учителя | Объясняют понятие «Родина». Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Показывают на карте границе Российской Федерации.
Называют государственные символы России, участвуют в обсуждении значения символов и их роли в жизни граждан
|
|
Мораль, право, государство – 23 часа | ||||||
3. | Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества | 1 | Формирование понятий о роли правил в жизни общества: порядок, безопасность, организация взаимодействий.
Введение новых терминов «правила», «социальные нормы». Причины возникновения правил поведения в обществе. Просмотр видеофрагмента
|
Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Читают по карточке значение терминов «правила», «социальные нормы», записывают в тетрадь. Слушают рассказ учителя об этапах и причинах возникновения социальных норм. Составляют с помощью учителя «цепочку социальных норм» | Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы, делают выводы. Ищут в словаре значение терминов «правила», «социальные нормы», записывают в тетрадь. Слушают рассказ учителя об этапах и причинах возникновения социальных норм.
Составляют с помощью учителя «цепочку социальных норм»
|
|
4. | Что такое мораль, нравственность? | 1 | Формирование представлений о понятиях “мораль” и “нравственность”, их различиях и взаимосвязи.
Структура морали (моральные нормы, ценности, идеалы). Источники морали
|
Читают по карточке значение терминов «мораль», «нравственность», записывают в тетрадь. Слушают о различиях и взаимосвязи понятий «мораль» и «нравственность». Записывают в тетрадь структуру морали. Приводят примеры моральных норм с помощью учителя. Зачитывают с карточки источники морали | Ищут в словаре значение терминов «мораль», «нравственность», записывают в тетрадь. В коллективной беседе находят различия и взаимосвязь понятий «мораль» и «нравственность»
Записывают в тетрадь структуру морали. Приводят примеры моральных норм. Объясняют, как мораль влияет на жизнь общества |
|
5. | Функции морали в жизни человека и общества | 1 | Функции морали: регуляция поведения, формирование ценностей, поддержание порядка | Слушают объяснение учителя по теме урока. Отвечают на вопросы о морали «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Понимают, что мораль помогает оценить поступки (хороший или плохой).
Оценивают поступки в простой ситуации с помощью учителя. Делают вывод, что мораль помогает стать лучше. |
Слушают объяснение учителя по теме урока. Приводят примеры плохих и хороших поступков. Объясняют влияние морали на общественную жизнь. Анализируют конкретные примеры морального поведения. Формулируют выводы о значении морали | |
6. | Понятия добра и зла.
|
1 | Знакомство с понятиями «добро» и «зло». Различение понятий «добро» и «зло». Связь понятий «добро» и «зло» с моральными нормами | Отвечают на вопрос «Что такое «зло»?», используя личный опыт или простые примеры (с помощью учителя).
Узнают, что такое «добро» и «зло». Распознают добрые и злые поступки в простых историях (или рисунках). Называют героев, которые совершают добрые или злые действия.
|
Приводят примеры добрых и злых поступков, проводят
связь между добрыми и злыми поступками и чувствами, которые они вызывают. Находят связи между понятиями «добро» и «зло» и моральными принципами. Анализируют короткие тексты, выявляя моральный выбор персонажей. |
|
7. | Общечеловеческие ценности | 1 | Знакомство с понятием «общечеловеческие ценности».
Значимость «общечеловеческих ценностей» для развития общества |
Участвуют в беседе, отвечая на простые вопросы: «Что важно в жизни? Что вы цените в друзьях? Что делает человека хорошим?» Называют простые примеры ценностей (дружба, честность). Слушают объяснение, что такое «ценности». Приводят простые примеры, с помощью учителя, что для них является ценностью. Выражают свое мнение о том, какая ценность наиболее важна для них | Участвуют в беседе, высказывают свое мнение о том, что важно для каждого человека. Приводят примеры ценностей, которые, по их мнению, объединяют всех людей. Дают определение «ценности». Объясняют, почему некоторые ценности считаются общечеловеческими. Обсуждают, как ценности влияют на поведение и выбор людей. | |
8. | Моральные требования и поведение людей | 1 | Знакомство с понятием «моральные требования». Влияние моральных требований на поступки людей | Слушают определения понятия «моральные требования», записывают в тетрадь. Называют несколько простых моральных требований с опорой на картинки. Анализируют простые ситуации из жизни, где моральные требования влияют на поведение людей | Дают определение понятию «моральные требования» с помощью словаря, записывают в тетрадь. Объясняют, как моральные требования влияют на формирование норм поведения в обществе. В коллективной беседе обсуждают, почему люди иногда не следуют моральным требованиям. | |
9. | Правила вежливости | 1 | Знакомство с основными правилами вежливости.
Формирование навыка вежливого поведения. Правила вежливости |
Отвечают на вопросы «Что такое вежливость?», Какие вежливые слова вы знаете?» с помощью учителя. Участвуют в беседе, высказывают свое мнение о значении вежливости в общении с помощью учителя. Запоминают основные правила вежливости (приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение). Различают вежливые и невежливые фразы. Объясняют, почему нужно быть вежливым в разных ситуациях. Приводят примеры правильного употребления вежливых слов и фраз с помощью учителя | Отвечают на вопросы «Что такое вежливость?», «Какие вежливые слова вы знаете?» Участвуют в беседе, высказывают свое мнение о значении вежливости в общении. Запоминают основные правила вежливости (приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение). Различают вежливые и невежливые фразы. Составляют примеры ситуаций, где нужна вежливость. Анализируют ошибки в общении и предлагают варианты вежливого поведения | |
10. | Что такое право? Роль права в жизни общества и государства | 1 | Понятие «право».
Роль права в регулировании общественных отношений. Роль права в жизни государства |
Дают определение понятию «право» своими словами. С помощью учителя приводят примеры, как право регулирует поведение людей. Узнают, что право является важным инструментом для организации жизни в обществе. Приводят простые примеры законов с помощью учителя. Рассматривают простые ситуации из жизни, где нужно использовать право. Определяют, где есть нарушение прав, а где нет. | Дают определение понятию «право», опираясь на толковый словарь. В коллективной беседе обсуждают, почему право является важным инструментом для организации жизни в обществе. Приводят примеры, как право обеспечивает законность действий государства.
Анализируют ситуации, в которых возникает конфликт, требующий решения. Определяют, какое право было нарушено, и какие последствия могут наступить. Предлагают возможные варианты решения |
|
11. | Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве | 1 | Просмотр презентации «Конституции РФ – основной закон страны».
Знакомство с основными положениями Конституции РФ. Работа с текстом Конституции. Формировать уважительное отношение к основному закону страны |
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы по опорным словам. Приводят простые примеры прав из Конституции РФ (право на образование, право на отдых) с помощью учителя. Учатся различать, с помощью учителя, права и обязанности граждан. Заполняют таблицу «права и обязанности граждан РФ, с опорой на Конституцию РФ. | Смотрят презентацию, объясняют, почему Конституция является главным законом страны. Приводят примеры, как Конституция РФ защищает права и свободы граждан (зачитываю статьи Конституции РФ). Различают права и обязанности граждан и государства с опорой на Конституцию РФ. Составляют памятку с основными правами и обязанностями граждан России | |
12
— 13 |
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка
|
2 | Знакомство с правоохранительными органами, показ презентации. Функции полиции, суда, прокуратуры: их роль в защите правопорядка | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Дают определение понятию «правоохранительные органы» с помощью учителя. Знакомятся с основными правоохранительными органами (полиция, прокуратура, суд). Рассматривают простые ситуации, где нужно обратиться в тот или иной правоохранительный орган. Определяют, в какой правоохранительный орган нужно обратиться в разных ситуациях (с помощью учителя). Просматривают короткие видеоролики, где показана работа правоохранительных органов. Составляют памятку о том, как обращаться в правоохранительные органы с помощью учителя
|
Смотрят презентацию. Дают определение понятию «правоохранительные органы» Объясняют, почему правоохранительные органы необходимы для общества. Дают краткое описание функций каждого правоохранительного органа (полиции, прокуратуры, суда). — Объясняют, как эти органы взаимодействуют друг с другом. Приводят примеры ситуаций, когда нужно обращаться в конкретный правоохранительный орган. Просматривают короткие видеоролики, где показана работа правоохранительных органов. Составляют памятку о том, как обращаться в правоохранительные органы | |
14. | Сходства и различия норм права и норм морали | 1 | Отличия норм права и морали: источник, исполнение, последствия нарушения | Слушают определение понятиям «нормы права» и «нормы морали», записывают в тетрадь. Различают простые примеры правовых и моральных норм с помощью учителя. Узнают, что за нарушение норм права наказывает государство, а за нарушение моральных норм – осуждают люди. Рассматривают простые ситуации, определяя, какие правила нарушены – правовые или моральные с помощью учителя. Составляют сравнительную таблицу о нормах права и морали с опорой на адаптированный текст | Дают определение понятиям «нормы права» и «нормы морали», записывают в тетрадь, используя словарь. Объясняют, как нормы права и морали регулируют поведение людей. Приводят примеры норм права и морали и объясняют их значение. Узнают, что нормы права обязательны для всех, а моральные нормы – это личный выбор каждого. Анализируют ситуации, в которых нарушаются одновременно и нормы права, и нормы морали. Составляют сравнительную таблицу о нормах права и морали | |
15. | Право — одно из самых ценных приобретений человечества | 1 | Роль права в истории цивилизации и современном обществе, презентация | Смотрят презентацию, узнают, что в древности тоже были правила, которые люди должны были соблюдать. Слушают объяснение учителя, что право сегодня — это важная часть нашей жизни. Смотрят короткие видеофрагменты по истории права. Отвечают на вопросы учителя | Смотрят презентацию, узнают, что в древности тоже были правила, которые люди должны были соблюдать. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, как право обеспечивает порядок и безопасность в современном обществе. Смотрят короткие видеофрагменты, находят примеры древних законов или современных правовых отношений. | |
16. | Что такое государство? Взаимосвязь государства и права | 1 | Понятие «государство».
Признаки и сущность правового государства. Принципы правового государства |
Слушают объяснение учителя. Дают определение понятию «государство» с помощью наводящих вопросов. Называют основные признаки государства с помощью учителя. Записываю основные функции государства. Рассматривают ситуации, где видно влияние государства и права (например, работа школы, больницы, полиции). | Слушают объяснение учителя. Дают определение понятию «государство». Описывают государство по плану (территория, население, власть, право). Дают характеристику основным функциям государства (защита, порядок, забота, развитие).
Рассматривают ситуации, где видно влияние государства и права (например, принятие закона, нарушение закона, работа суда) |
|
17. | Признаки государства | 1 | Признаки государства: суверенитет, территория, законы, аппарат управления.
Просмотр презентации |
Смотрят презентацию, узнают, что у государства есть несколько основных признаков: территория, население, власть, право. Записывают в тетрадь признаки государства | Смотрят презентацию, узнают, что у государства есть несколько основных признаков: территория, население, власть, право. Дают определение каждому из основных признаков государства с опорой на адаптированный текст на карточке. Делают мини – проект «Признаки государства» | |
18. | Право и закон. Источники права | 1 | Различие между понятиями «право» и «закон». Основные источники права | Слушают определение понятий «право» и «закон». Отвечают на вопросы: «Что такое право?», «Что такое закон?». Знакомятся с основными источниками права (закон, указ). Отвечают на простые вопросы о различиях между правом и законом, источниках права. Записывают в тетрадь памятку «Основные источники права» | Дают определение понятиям «право» и «закон». Знакомятся с разными источниками права (нормативно-правовые акты, судебный прецедент, правовой обычай). Делают вывод о том, почему необходимо знать источники права. Составляют памятку «Основные источники права» | |
19. | Законодательная власть | 1 | Законодательная власть.
Функции законодательной власти. Органы законодательной власти в Российской Федерации |
Отвечают на вопрос «Для чего нужны законы?» с опорой на записи в тетради.
Смотрят презентацию «Законодательная власть», называют органы законодательной власти. Заполняют таблицу «Структура законодательной власти» с помощью учителя
|
Приводят примеры законов из разных сфер жизни. Объясняют, для чего нужны законы. Смотрят презентацию «Законодательная власть», отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу «Структура законодательной власти» |
|
20. | Система российского права. Правоотношения | 1 | Основные отрасли права.
Понятие «правоотношения» и их виды. |
Дают определение понятию «право» с опорой на записи в тетради. Слушают объяснение учителя, знакомятся с основными отраслями права (семейное, уголовное административное).
Определяют по предложенной ситуации, к какому виду право она принадлежит (с помощью учителя). Записывают в тетрадь значение понятия «правоотношения» и виды правоотношений. Повторяют вывод о значимости правоотношений в обществе.
|
Дают определение понятию «право». Слушают объяснение учителя, знакомятся с основными отраслями права (семейное, уголовное административное). Приводят примеры ситуаций, относящихся к каждой отрасли. Зачитывают из словаря значение понятия «правоотношения». В коллективной беседе определяют участников правоотношений. Знакомятся с видами правоотношений, называют простые примеры имущественных и личных неимущественных отношений. Формулируют выводы о значимости правоотношений в обществе | |
21. | Отрасли права
|
1 | Понятие «отрасль права».
Уголовное, гражданское, трудовое право, их основные отличия и функции. |
Дают определение понятию «отрасль права» с помощью наводящих вопросов. С помощью иллюстраций называют различные отрасли права. Знакомятся с основными понятиями семейного права: брак, развод, права и обязанности родителей и детей. Читают адаптированный текст об уголовном, гражданском и административном праве
|
Дают определение понятию «отрасль права» Приводят примеры ситуаций, связанных с различными отраслями права. Знакомятся с основными понятиями семейного права: брак, развод, права и обязанности родителей и детей. Работают в группах (кейс-метод): изучают основные понятия гражданского, уголовного и административного права. Защищают свой кейс | |
22. | Российское законодательство и международное право | 1 | Понятие «законодательство».
Основные виды законов в Российской Федерации. Понятие «международное право». Взаимосвязь российского законодательства и международного права.
|
Знакомятся с термином «законодательство» отвечают на вопросы учителя «Кто принимает законы?» С помощью учителя называют уровень, где принимаются законы. Называют главный закон Российской Федерации. Приводят примеры простых законов. Знакомятся с термином «международное право». Узнают, в каких случаях международное право действует в Российской Федерации
|
Самостоятельно дают определение термину «законодательство». Различают уровни законодательства на простых примерах. Называют главный закон Российской Федерации. Приводят примеры законов разного уровня. Знакомятся с термином «международное право».
Узнают, в каких случаях международное право действует в Российской Федерации. Приводят примеры ситуаций, когда международное право применяется в России |
|
23. | Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка | 1 | Что такое «права человека»?
Знакомство с всеобщей декларацией прав человека. Права ребёнка: что говорит Конвенция. |
Зачитывают определение термина «права человека». Называют самостоятельно права человека, связанные с повседневной жизнью.
Смотрят презентацию «Всеобщая декларация прав человека». Называют несколько прав из Декларации (с помощью учителя). Читают адаптированный текст «Конвенция о правах ребёнка», называют несколько простых прав детей, с которыми они сталкиваются каждый день. Участвуют в разборе простых ситуаций, где происходит нарушение прав, и дают свою оценку.
|
Дают простое определение понятия «права человека»
Называют и объясняют несколько основных прав человека. Объясняют, почему все люди имеют одинаковые права, не смотря на различия. Смотрят презентацию «Всеобщая декларация прав человека». Называют и объясняют несколько прав, прописанных в Декларации, на простых примерах из жизни. Зачитываю из текста «Конвенции о правах ребёнка» несколько прав, дают им объяснение. Анализируют ситуации с точки зрения нарушения прав человека и ребенка; предлагают простые решения, и объясняют их правильность |
|
24. |
Обобщающий урок по теме «Мораль и право» | 1 | Обобщение и систематизация знаний «Мораль и право».
Проверка уровня усвоения материала |
Различают на карточках понятия «мораль» и «право». Выбирают из предложенных примеров, что относится к морали, а что к праву. Отвечают на вопросы учителя по основным темам раздела | Описывают основные функции морали и права (регулирующая, оценочная, воспитательная, защитная). Приводят примеры, как эти функции проявляются в жизни. Обобщают информацию по теме «Мораль и право», приводят примеры из жизни и изученного материала | |
25. | Обобщающий урок по теме «Мораль и право» | 1 | Обобщение и систематизация знаний «Мораль и право».
Проверка уровня усвоения материала |
Выполняют тесть по теме «Мораль и право», с выбором правильного ответа из двух вариантов. Соотносят примеры ситуаций с моральными и правовыми нормами | Выполняют тест по теме «Мораль и право», с выбором правильного ответа из трёх вариантов. Объясняют связь между моральными и правовыми нормами через анализ ситуаций
|
|
Конституция Российской Федерации – 9 часов | ||||||
26. | Конституция Российской Федерации — основной закон России | 1 | Конституция — основа устройства государства. Основные положения Конституции Российской Федерации.
Права и обязанности граждан |
Вспоминают и дают определение понятию «Конституция». Объясняют, зачем нужна Конституция. Приводят примеры основных прав и свобод человека и гражданина (с помощью учителя). Перечисляют с основные обязанности гражданина. Называют, за что может наступить ответственность
|
Дают определение понятию «Конституция». Объясняют, почему Конституция является главным законом, и на что она влияет. Зачитывают из Конституции примеры основных прав и свобод человека и гражданина. Объясняют, зачем нужны обязанности, приводят примеры. Описывают последствия невыполнения обязанностей | |
27. | Организация власти в Российской Федерации. Разделение властей | 1 | Формирование представлений «Что такое власть в государстве?». Разделение власти. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная, их функции | Зачитывают значение термина «власть». Называют основные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) с опорой на схему. Слушают объяснение зачем нужно разделение власти. С помощью учителя и с опорой на схему называют органы трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Участвуют в ролевой игре «Три ветви власти»
|
Дают определение термина «власть». Называют основные ветви власти и объясняют, как каждая ветвь власти связана с Конституцией. Объясняют, зачем нужно разделение властей (с помощью учителя). Называют органы трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Объясняют на простых примерах, чем они занимаются. Участвуют в ролевой игре «Три ветви власти» |
|
28. | Законодательная власть Российской Федерации | 1 | Закрепление понятия «законодательная власть». Федеральное собрание – парламент России.
Знакомство с функциями верхней палаты парламента — Совета Федерации. Знакомство с функциями нижней палаты парламента -Государственной Думы |
Узнают основную функцию законодательной власти. Зачитывают значение термина «парламент». Называют /зачитывают палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума. Зачитывают функции и роль Совета Федерации и Государственной Думы. Записывают в тетрадь таблицу «Основные этапы законодательного процесса» | Объясняют основную функцию законодательной власти (принятие законов).
Дают определение термина «парламент» с опорой на толковый словарь. Называют и кратко описывают две палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума (с опорой на схему). Зачитывают функции и роль Совета Федерации и Государственной Думы. Составляют таблицу «Основные этапы законодательного процесса» |
|
29. | Исполнительная власть Российской Федерации | 1 | Закрепление понятия «исполнительная власть».
Просмотр презентации «Исполнительная власть». Знакомство с функциями Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти |
Смотрят презентацию.
Узнают основную функцию исполнительной власти. Называют главный орган исполнительной власти (с опорой на презентацию). Зачитывают функции Правительства Российской Федерации. Перечисляют министерства в правительстве РФ. Знакомятся с другими органами исполнительной власти (МЧС, МВД) |
Смотрят презентацию. Называют основную функцию исполнительной власти (исполнение законов). Называют главный орган исполнительной власти. Описывают функции Правительства Российской Федерации. Отвечают на вопрос «Зачем нужны министерства?» Описывают процесс исполнения законов | |
30. | Судебная власть Российской Федерации | 1 | Закрепление понятия «судебная власть».
Просмотр презентации «Судебная власть». Знакомство с функциями судебной власти |
Смотрят презентацию.
Узнают основную функцию судебной власти. Называют несколько видов судов (с помощью учителя). Зачитываю с карточки основную функцию Конституционного суда. Зачитывают функции Верховного суда. Записывают в тетрадь основные принципы работы судебной системы. С помощью учителя разбирают простые ситуации, где участвует судебная власть |
Смотрят презентацию. Называют основную функцию судебной власти (разрешение споров и обеспечение законности). Называют основные виды судов в РФ с опорой на презентацию: Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции. Приводят простые примеры ситуаций. Приводят примеры ситуаций, когда обращаются в Верховный суд. Записывают в тетрадь основные принципы работы судебной системы. разбирают простые ситуации, где участвует судебная власть | |
31. | Президент Российской Федерации — Глава государства | 1 | Статус Президента РФ.
Механизм формирования должности Президент РФ: её значение для политической жизни нашего государства. Просмотр презентации «Президент-глава государства Функции Президента
|
Вспоминают определение понятия «государство» (с опорой на тетрадь), отвечают на вопрос «Кто главный в нашем государстве?» Зачитывают определение термина «Президент», называют имя Президента Российской Федерации. Смотрят презентацию «Президент-глава государства». Работают по презентации: записывают в тетрадь функции Президента РФ. Работают с текстом Конституции РФ: находят с помощью учителя полномочия Президента РФ. Узнают, что Президент РФ – выборная должность. Работают по карточке «Символы президентской власти»: зачитывают символы власти Президента | Дают определение понятию «государство». В коллективной беседе определяют связи между президентом и государством. Дают определение, кто такой президент. Объясняют, почему п
резидента называют главой государства. Смотрят презентацию «Президент-глава государства». Работают по презентации: перечисляют основные функции Президента РФ. Работают с текстом Конституции РФ: зачитывают полномочия Президента РФ. Узнают, что Президент РФ – выборная должность. Называют символы президентской власти, приводят примеры их использования |
|
32. | Местное самоуправление | 1 | Формирование представлений о принципах и основных функциях деятельности местного самоуправления.
Знакомство с представителями местного самоуправления городского округа и основными направлениями их деятельности |
Работают с текстом Конституции РФ (статья 12, статья 131): находят с помощью учителя данные статьи, читают их. Смотрят презентацию. Слушают о функциях местного самоуправления, записывают в тетрадь. Анализируют с помощью учителя простые примеры работы местного самоуправления
|
Работают с текстом Конституции РФ (статья 12, статья 131): находят данные статьи, читают их. Смотрят презентацию, дают собственное определение местного самоуправления.
Слушают о функциях местного самоуправления, перечисляют их. Объясняют, чем местное самоуправление отличается от деятельности государства. Работают по карточкам: сопоставляют функции местного самоуправления с конкретными примерами |
|
33. | Избирательные права граждан | 1 | Формирование понимания избирательные права граждан.
Знакомство с видами избирательного права. |
Участвуют в беседе, отвечают на простые вопросы: «Что такое выборы?», «Зачем нужны выборы?» Приводят примеры выборов с помощью учителя. Зачитывают определение понятия «избирательные права». Записывают в тетрадь виды избирательного права: пассивное и активное. Работают с адаптированным текстом: находят разницу между активным и пассивным избирательным правом с помощью учителя. Знакомятся с принципами избирательного права | Участвуют в беседе, высказывают свое мнение о выборах. Приводят примеры выборов разного уровня. Дают определение понятию «избирательные права». Записывают в тетрадь виды избирательного права.: пассивное и активное. Называют возраст наступления «активного избирательного права». Понимают разницу между активным и пассивным избирательным правом. Знакомятся с принципами избирательного права | |
34. | Обобщающий урок по теме «Конституция Российской Федерации» | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Конституция Российской Федерации». Проверка уровня усвоения материала, закрепление полученные навыков | Участвуют в беседе, вспоминая, что такое Конституция и зачем она нужна. Выполняют простые тестовые задания с выбором ответа, ориентированные на базовое знание определений и простых примеров | Дают определения понятиям «Конституция», «право», «обязанности» объясняют, чем права отличаются от обязанностей, и как они связаны. Выполняют тестовые задания, требующие применения знаний в новых ситуациях, а также умения делать выводы. Объясняют свои ответы на вопросы |