№ | Тема предмета |
Кол-во часов | Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Количественные представления – 14 ч | ||||
1 | Цифры «1», «2», «3» | 1 | Узнавание цифр «1», «2»., «3». Соотнесение числа с цифрой в пределах трех. Обозначение числа цифрой «1», «2», «3». Написание цифр | Показывают на пальцах: 1, 2, 3. Соотносят количества «один», «два», «три» с цифрами «1», «2», «3». Выкладывают цифры «1», «2», «3» из палочек, веревки, лепят из пластилина. Выполняют упражнения на закрепление графического образа цифр: мозаика, пазлы, вкладыши и так далее. Пишут цифры «1», «2», «3» по трафарету, по точкам, по образцу и самостоятельно. Знакомятся с отрезком числового ряда 1 – 3. Определяют место числа (от 1 до 3) в числовом ряду. Считают в прямой (обратной) последовательности от 1 до 3. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
2 | Цифры «1», «2», «3» | 1 | ||
3 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два, три | 1 | Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой «1», «2». «3». Написание цифр | Считают, называют посчитанное число, обводят движением руки или пальца посчитанные объекты, показывают посчитанное число на пальцах (один, два, три). Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах трех). Выбирают один-три предмета (игрушки, картинки) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2, 3. Соотносят количества «один», «два», «три» с цифрами «1», «2», «3». Распределяют множество (плоды, вода, игрушки, картинки, геометрические фигуры) в две группы: много — мало, один — много, ни одного — один, один — два, один — три по разным емкостям (миски, корзинки, коробки). Выделяют количество предметов (один, два, три) без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Считают хлопки, удары молоточком, удары в барабан. Воспроизводят хлопки, удары молоточком, удары в барабан ориентируясь на названное число или цифру. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
4 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два, три | 1 | ||
5 | Цифра «4» | 1 | Узнавание цифры «4». Соотнесение количества предметов (четыре) с числом «четыре». Обозначение числа «четыре» цифрой «4». Написание цифры «4» | Выбирают четыре предмета (игрушки, картинки) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2, 3, 4. Выкладывают цифру «4» из палочек, веревки, лепят из пластилина. Выполняют упражнения на закрепление графического образа цифры: мозаика, пазлы, вкладыши и так далее. Пишут цифру «4» по трафарету, по точкам, по образцу и самостоятельно. Соотносят количество «четыре» с цифрой «4». Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа «4». Знакомятся с отрезком числового ряда 1 – 4. Определяют место числа (от 1 до 4) в числовом ряду. Считают в прямой (обратной) последовательности от 1 до 4. Смотрят развивающие фильмы по теме «Цифры 1- 4». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
6 | Цифра «4» | 1 | ||
7 | Соотнесение количества предметов с числом в пределах четырех | 1 | Соотнесение количества предметов с числом в пределах четырех. Обозначение числа цифрой 1-4. Написание цифр | Считают, называют посчитанное число, обводят движением руки или пальца посчитанные объекты, показывают посчитанное число на пальцах (один-четыре). Выбирают один-четыре предмета (игрушки, картинки) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2, 3, 4. Распределяют множество (плоды, вода, игрушки, картинки, геометрические фигуры) в две группы: много — мало, один — много, ни одного — один, один — два, два — четыре по разным емкостям (миски, корзинки, коробки). Рассматривают картинки, содержащие количественные представления (простые сюжетные картины, натюрморты), моделируют на плоскости стола с помощью игрушек (или других предметов) ситуаций, изображенных на картинке. Выделяют количество предметов (один-четыре) без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Смотрят развивающие фильмы по теме «Соотнесение количества предметов с числом в пределах 4». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
8 | Соотнесение количества предметов с числом в пределах четырех | 1 | ||
9 | Соотнесение количества предметов с числом в пределах четырех | 1 | ||
10 | Сложение и вычитание предметных множеств | 1 | Увеличение числа на одну -две единицы в пределах 3. Уменьшение числа на одну-две единицы в пределах 3. Выполнение упражнений на конкретном материале | Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах четырех). Умеют увеличивать и уменьшать число на 1-2 (в пределах трех). Выполняют упражнения в счете с помощью счетного материала (предметы, счетные палочки). Называют полученный результат. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
11 | Сложение и вычитание предметных множеств | 1 | ||
12 | Решение задач | 1 | Решение задач с открытым результатом в пределах двух-трех | Решают арифметические задачи с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объемные и плоскостные модели) в пределах двух-трех. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
13 | Решение задач | 1 | ||
14 | Решение задач | 1 | ||
Представления о величине – 14 ч | ||||
15 | Различение однородных предметов по величине: большой и маленький | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: большой и маленький. Определение большого (маленького) предмета из двух, контрастных по величине. Определение большого (маленького) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают большой и маленький предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Показывают большой или маленький предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Используют невербальные средства: «большой» — разводят руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрируют объем, «маленький» — имитируют захват маленького предмета). Выполняют упражнения на закрепление навыка различения большого и маленького предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают большие и маленькие предметы на картинках. Умеют работать с пиктограммами «большой», «маленький» Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: большой и маленький». Называют предметы «большой» и «маленький» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
16 | Различение однородных предметов по величине: большой и маленький | 1 | ||
17 | Различение однородных предметов по величине: длинный и короткий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: длинный и короткий. Определение длинного (короткого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение длинного (короткого) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают длинный и короткий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Называют и показывают «длинный» — руки разводит в стороны. Используют вербальные и невербальные средства общения, называют и показывают длинный и короткий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения длинного и короткого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают длинные и короткие предметы на картинках. Умеют работать с пиктограммами «длинный», «короткий». Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: длинный и короткий» Называют предметы «длинный» и «короткий» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
18 | Различение однородных предметов по величине: длинный и короткий | 1 | ||
19 | Различение однородных предметов по величине: высокий и низкий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: высокий и низкий. Определение высокого (низкого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение высокого (низкого) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают высокий и низкий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Используют вербальные и невербальные средства общения, называют и показывают «высокий» — руки поднимает вверх, демонстрируя высоту, «низкий» — руки опускает к полу. Показывают высокий и низкий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения высокого и низкого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают высокие и низкие предметы на картинках. Умеют работать с пиктограммами «высокий», «низкий». Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: высокий и низкий» Называют предметы «высокий» и «низкий» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
20 | Различение однородных предметов по величине: высокий и низкий | 1 | ||
21 | Различение однородных предметов по величине: толстый и тонкий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: толстый и тонкий. Определение толстого (тонкого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение толстого (тонкого) предмета из нескольких, контрастных по величине Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают толстый и тонкий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Показывают толстый и тонкий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения толстого и тонкого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают толстые и тонкие предметы на картинках. Умеют работать с пиктограммами «толстый», «тонкий». Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: толстый и тонкий». Называют предметы «толстый» и «тонкий» (по возможности) Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
22 | Различение однородных предметов по величине: толстый и тонкий | 1 | ||
23 | Различение однородных предметов по величине: широкий и узкий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: широкий и узкий. Определение широкого (узкого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение широкого (узкого) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Знакомятся с величиной: широкий и узкий. Показывают широкий и узкий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Показывают широкий и узкий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения широкого и узкого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают широкие и узкие предметы на картинках. Знакомство с пиктограммами «широкий», «узкий». Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: широкий и узкий». Называют предметы «широкий» и «узкий» (по возможности) Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
24 | Различение однородных предметов по величине: широкий и узкий | 1 | ||
25 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | Сравнение двух предметов по величине способом «на глаз», способом наложения и приложения | Сопоставляют по величине два контрастных по величине предмета, одинаковых по остальным параметрам способом наложения и приложения. Сопоставляют по величине два контрастных по величине предмета, одинаковых по остальным параметрам способом «на глаз». Смотрят развивающие фильмы по теме «Сравнение двух предметов по величине». Называют при сравнении предметов по величине «больше» и «меньше», «длиннее» и «короче», «выше» и «ниже», «толще» и «тоньше», «шире» и «уже» (по возможности). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
26 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | ||
27 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | Составляют упорядоченный ряд из предметов разной величины по возрастанию, последовательно выбирая из двух предложенных предметов меньший. Разбирают пирамидку, раскладывая кольца по размеру (от меньшего к большему). Собирают стаканчики, вкладывая их друг в друга с учетом размера. Собирают матрешку из 4 кукол, вкладывая их друг в друга с учетом размера. Выкладывают сериационные ряды, размещая предметы по возрастанию (счетные палочки Кюизенера, грибочки и морковки разной толщины, цилиндры разной высоты, палочки разной ширины и так далее.). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
28 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | Составляют упорядоченный ряд из предметов разной величины по убыванию, последовательно выбирая из двух предложенных предметов больший. Собирают пирамидку с учетом размера колец (от большего к меньшему). Собирают пирамидку из стаканчиков разного размера (от большего к меньшему). Выкладывают сериационные ряды, размещая предметы по убыванию (счетные палочки Кюизенера, грибочки и морковки разной толщины, цилиндры разной высоты, палочки разной ширины и так далее.). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
Представления о форме- 22 ч | ||||
29 | Куб | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «куб» | Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы куба: выбирают кубики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (фасоль мозаика и т п). Лепят куб из пластилина. Конструируют башни из 3- х и более кубиков. Составляют дорожки из кубиков одного и разных цветов, Строят из кубиков (мягких, деревянных, пластмассовых), простые конструкции Находят заданное учителем геометрическое тело (куб) по названию. Соотносят куб с плоскостной геометрической фигурой (квадрат). Выбирают кубики без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Называют геометрическое тело «куб» («кубик»). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
30 | Куб | 1 | ||
31 | Шар | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «шар» | Рассматривают, ощупывают руками шар. Лепят шары из пластилина. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара: — выбирают шарики из сухого бассейнов с опорой на зрительный анализатор (фасоль, мозаика и т п); — нанизывают шарики на стержень, на шнур. Выполняют упражнения на закрепление умения отличать шарик от кубика. Выполняют практические действия и игровые задания на группировку предметов по форме: куб, шар. Находят заданное учителем геометрическое тело (шар) по названию. Выбирают шарики без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Выполняют упражнения на дифференциацию шаров и кубов. Выполняет упражнения на группировку шаров и кубов. Соотносят шар с плоскостной геометрической фигурой (круг). Называют геометрическое тело «шар» («шарик»). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
32 | Шар | 1 | ||
33 | Брусок | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «брусок» | Рассматривают, ощупывают руками брусок. обращают внимание на форму бруска. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы бруска: выбирают бруски из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (фасоль мозаика и т п). Лепят брусок из пластилина. Строят из брусков и кубиков (мягких, деревянных, пластмассовых) простые конструкции Выполняют упражнения на закрепление умения отличать брусок от кубика. Выполняют практические действия и игровые задания на группировку предметов по форме: куб, шар, брусок. Находят заданное учителем геометрическое тело (брусок) по названию. Соотносят брусок с плоскостной геометрической фигурой (прямоугольник). Называют геометрическое тело «брусок» Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
34 | Брусок | 1 | ||
35 | Треугольная призма (крыша) | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «треугольная призма (крыша)» | Рассматривают, ощупывают руками треугольную призму (крышу). Обращают внимание на форму треугольной призмы, на наличие углов у нее. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы призмы: выбирают призмы из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (фасоль мозаика и т п). Лепят треугольную призму (крышу) из пластилина. Строят из треугольных призм, брусков и кубов (мягких, деревянных, пластмассовых) простые конструкции Выполняют упражнения на закрепление умения отличать треугольную призму от куба и бруска Выполняют практические действия и игровые задания на группировку предметов по форме: куб, шар, брусок, треугольная призма. Находят заданное учителем геометрическое тело (треугольная призма) по названию. Соотносят треугольную призму с плоскостной геометрической фигурой (треугольник). Называют геометрическое тело «треугольная призма» или «крыша». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
36 | Треугольная призма (крыша) | 1 | ||
37 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | 1 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | Соотносят знакомые им предметы с геометрическими формами (шар, куб, брусок, треугольная призма). Находят среди окружающих предметов предметы, имеющие форму шара, куба, бруска, треугольной призмы. Смотрят развивающие фильмы по теме «Соотнесение формы предмета с геометрическими формами.». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
38 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | 1 | ||
39 | Круг | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «круг». Штриховка геометрической фигуры «круг» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка геометрической фигуры «круг» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками круг. Обращают внимание на форму круга. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы круга: — рассматривают круги разного размера, цвета, фактуры; — выбирают круги из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Подбирают круги к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания. Выполняют практические действия на соотнесение круга и шара. Играют с плоскостным конструктором. Выбирают круги без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Вырезают круг с помощью учителя. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (круг) по названию. Называют геометрическую фигуру «круг». Выполняют штриховку круга горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят круг по трафарету. Обводят круг по шаблону. Обводят круг по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
40 | Круг | 1 | ||
41 | Квадрат | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «квадрат». Штриховка геометрической фигуры «квадрат» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка геометрической фигуры «квадрат» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками квадрат. Обращают внимание на форму квадрата. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы квадрата: — рассматривают квадраты разного размера, цвета, фактуры; — выбирают квадраты из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Подбирают квадраты к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания. Выполняют практические действия на соотнесение квадрата и куба. Играют с плоскостным конструктором. Конструируют по подражанию и образцу квадраты из палочек. Выполняют упражнения на закрепление сформированных ранее представлений о квадрате. Выбирают квадраты без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Находят заданную учителем геометрическую фигуру (квадрат) по названию. Вырезают квадрат с помощью учителя. Составляют квадрат из счетных палочек. Называют геометрическую фигуру «квадрат». Выполняют штриховку квадрата горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят квадрат по трафарету. Обводят квадрат по шаблону. Обводят квадрат по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
42 | Квадрат | 1 | ||
43 | Треугольник | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «треугольник». Штриховка геометрической фигуры «треугольник» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка т геометрической фигуры «треугольник» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками треугольник. Обращают внимание на форму треугольника: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы треугольника: — рассматривают треугольники разного размера, цвета, фактуры; — выбирают треугольники из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Выполняют практические действия на соотнесение треугольника и треугольной призмы. Играют с плоскостным конструктором. Конструируют по подражанию и образцу треугольники из палочек. Выполняют упражнения на закрепление сформированных ранее представлений о треугольнике. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (треугольник) по названию. Выбирают треугольники без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Вырезают треугольник с помощью учителя. Составляют треугольник из счетных палочек. Называют геометрическую фигуру «треугольник». Выполняют штриховку треугольника горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят треугольник по трафарету. Обводят треугольник по шаблону. Обводят треугольник по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
44 | Треугольник | 1 | ||
45 | Прямоугольник | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «прямоугольник». Штриховка геометрической фигуры «прямоугольник» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка геометрической фигуры «прямоугольник» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками прямоугольник. Обращают внимание на форму прямоугольника: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы прямоугольника: — рассматривают прямоугольники разного размера, цвета, фактуры; — выбирают прямоугольники из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Выполняют практические действия на соотнесение прямоугольника и бруска. Играют с плоскостным конструктором. Конструируют по подражанию и образцу прямоугольники из палочек. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (прямоугольник) по названию. Вырезают прямоугольник с помощью учителя. Составляют прямоугольник из счетных палочек. Называют геометрическую фигуру «прямоугольник». Выполняют штриховку прямоугольника горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят прямоугольник по трафарету. Обводят прямоугольник по шаблону. Обводят прямоугольник по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
46 | Прямоугольник | 1 | ||
47 | Узнавание (различение) геометрических фигур | 1 | Узнавание, различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Находят заданную геометрическую фигуру среди других предметов. Называют геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выполняют упражнения на дифференциацию геометрических фигур: — выбирают заданную геометрическую фигуру по названию или показанному образцу; — выполняют практические действия и игровые задания на группировку предметов по форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; — выполняют упражнения с вкладышами с разными геометрическими фигурами; — выполняют упражнения типа «Подбери заплатку» с геометрическими фигурами. Смотрят развивающие фильмы по теме «Геометрические фигуры». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
48 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой | 1 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | Знакомятся с предметами, имеющими форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Соотносят знакомые им предметы с геометрическими фигурами. Находят среди окружающих предметов предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Выполняют упражнения на соотнесение формы предметов с геометрической фигурой: — подбирают к геометрической фигуре предмет такой же формы из предложенного множества предметов; — подбирают к геометрической фигуре изображение предмета такой же формы из предложенного множества картинок; — подбирают к предмету определенной формы геометрическую фигуру из предложенного множества фигур; — подбирают к изображению предмета определенной формы геометрическую фигуру из предложенного множества фигур. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
49 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой | 1 | ||
50 | Сборка геометрической фигуры из нескольких частей | 1 | Сборка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из 3-4 частей | Собирают геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из 3-4 частей. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
Пространственные представления – 11 ч | ||||
51 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | Ориентации в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука, правая (левая) нога, правая (левая) сторона тела. Ориентация в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) | Выполняют игровые упражнения на закрепление навыка изменения положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку. Закрепляют понятия «верх», «низ», «перед», «зад». Выполняют упражнения с движениями на отработку понятий «верх», «низ», «перед», «зад» на себе: — выполняют движения руками с использованием стихов, подсказывающих движения. Ориентируются в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя. Обводят руку учителя, другого обучающегося (ладонь и пальцы) карандашом, соотносят руку с ее контурным изображением в играх типа «Повтори, как на рисунке». Ориентируются в пространстве в ходе игр-имитаций (идет косолапый мишка, дед тянет репку и др.). Используют наглядные и словесные ориентировки для инсценировки фрагментов стихотворений, сказок (дедка за репку, бабка за дедку; мышка спряталась в норку; идет бычок качается…). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
52 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | ||
53 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | ||
54 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | Определение месторасположения предметов в пространстве: перед, за, над, под | Знакомятся с понятиями «перед», «за», «над», «под». Выполняют упражнения на определение месторасположения предметов в пространстве: перед, за, над, под. Выполняют упражнения на размещение предметов в пространстве по инструкции: перед, за, над, под. Выполняют упражнения на определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, около, на, в, внутри, впереди, сзади, вверху, внизу Выполняют упражнения на размещение предметов в пространстве по инструкции: близко, далеко, около, на, в, внутри, впереди, сзади, вверху, внизу Называют местоположение заданного предмета. Переносят с одного места на другое разные предметы. Разыгрывают ситуации с использованием игрушек, бытовых предметов, детской настольной и напольной ширмы (расположение за ней, перед ней, около нее), ковролинографа. Конструируют с помощью конструктора простые построения. Собирают знакомые предметы из конструктора Lego. Конструируют простые построения из деревянных, пластмассовых материалов. Играют с логическими блоками Дьенеша: раскладывают фигуры в соответствующих по цвету кругах, выкладывают из них дорожки (по цвету). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
55 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | ||
56 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | ||
57 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад | Перемещаются в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад. Выполняют перемещения по лестнице вверх и вниз. Называют направление предстоящего движения: «вверх», «вниз». Перемещаются в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул. Перемещаются по сенсорной и игровой дорожкам, коврикам. Выполняют перемещения в пространстве, ориентируются на объекты, которые являются конечной целью передвижения. Указывают рукой направление движения к объекту – конечной цели передвижения, протягивают руку вперёд, назад. Называют направление предстоящего движения: «вперед», «назад». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий, типа «Иди вперёд, к столу» |
58 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | ||
59 | Составление предмета из нескольких частей | 1 | Составление предмета из нескольких частей | Узнают целый предмет по его фрагментам, называют или показывают его. Играют с крупным и мелким строительным материалом, сборно-разборными игрушками. Соотносят части конструкции с частями игрушки или конструкции-образца. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
60 | Составление предмета из нескольких частей | 1 | ||
61 | Составление изображения из нескольких частей | 1 | Составление изображения из нескольких частей | Складывают разрезные картинки из трех-четырех (и более) частей по образцу (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Собирают пазлы из трех -четырех (и более) частей. Складывают целое изображение из иллюстрированных кубиков (четыре кубика). Конструируют из счетных палочек по образцу. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
Временные представления – 7 ч | ||||
62 | Части суток | 1 | Узнавание (различение) частей суток: утро, день, вечер, ночь | Различают контрастные части суток: день, ночь. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенной частью суток: день, ночь: — днем играют, учатся, гуляют, едят; — ночью спят. Выполняют упражнения на определение части суток: — рассматривают картинки с изображением действий детей ночью и днем, определяют, где день, где ночь; — рассматривают иллюстрации, изображающие солнце и луну, соотносят их с частями суток — день и ночь; — играют с куклой, укладывают спать– это ночь, кормят – это день. Называют части суток: «день», «ночь». Знакомятся с частями суток: утро, вечер. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенной частью суток: — утром просыпаются, умываются, идут в школу; — вечером отдыхают, укладываются спать. Выполняют упражнения на определение части суток: — рассматривают картинки с изображением действий детей утром и вечером, определяют, где утро, где вечер. Называют части суток: «утро», «вечер». Смотрят развивающие фильмы по теме «Части суток». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
63 | Части суток | 1 | ||
64 | Дни недели | 1 | Знание временных промежутков: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра | Выделяют понятия «вчера», «сегодня», «завтра», используя конкретные примеры из своей жизни, режимные моменты. Выделяют понятия «сейчас», «потом». Соотносят свою деятельность с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
65 | Времена года | 1 | Наблюдение за погодными явлениями. Различение времен года: осень, зима, весна, лето | Наблюдают за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег, тает снег, бегут ручейки, распускаются листья. Называют погодные явления, используя невербальные и вербальные средства общения. Выполняют игровые упражнения на уточнение представлений о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках. Узнают и различают времена года: осень, зима, весна, лето по характерным признакам. Соотносят явления природы с временем года: дождь, ветер, тучи — это осень, мороз, снег, холод — это зима, распускаются листочки, появляется трава— это весна, солнечная погода, жарко — лето. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенным временем года. Изучают поведение и изменение внешнего вида животных осенью, зимой, весной, летом. Выполняют упражнения на различение времен года: — рассматривают картинки с изображением внешнего вида и действий детей осенью, зимой, весной, летом, определяют время года на картинке; — рассматривают картинки с изображением внешнего вида и действий животных осенью, зимой, весной, летом, определяют время года на картинке. Называют времена года: осень, зима, весна, лето. Играют в лото «Времена года»; Играют в игры типа «Одень мишку». Используют пиктограммы о временах года и погодных явлениях (2-6 пиктограмм) Слушают литературные произведения (стихотворения, потешки, сказки, в которых говорится о временах года, частях суток, о жизни людей, животных и растений в разные временные периоды. Смотрят развивающие фильмы по теме «Времена года». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
66 | Времена года | 1 | ||
67 | Времена года | 1 | ||
68 | Времена года | 1 |