№ | Тема предмета |
Кол-во часов | Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Количественные представления – 12 ч | ||||
1 | Цифры «1», «2» | 1 | Узнавание цифр «1», «2». Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой «1», «2». Написание цифр | Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах двух). Выбирают два предмета (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2. Соотносят количества «один», «два» с цифрами «1», «2». Выкладывают цифры «1», «2» из палочек, веревки, лепят из пластилина. Выполняют упражнения на закрепление графического образа цифр: мозаика, пазлы, вкладыши и так далее. Пишут цифры «1» и «2» по трафарету, по точкам, по образцу и самостоятельно. Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах двух). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
2 | Цифры «1», «2» | 1 | ||
3 | Цифры «1», «2» | 1 | ||
4 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два | 1 | Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой «1», «2». Написание цифр | Считают, называют посчитанное число, обводят движением руки или пальца посчитанные объекты, показывают посчитанное число на пальцах (один, два). Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах двух). Выбирают два предмета (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2. Соотносят количества «один», «два» с цифрами «1», «2». Выполняют практические упражнения на выделение количества: много, мало, пусто, один, два (с использованием плодов, воды, игрушек, картинок, геометрических фигур). Набрасывают кольца на игровой модуль «Набрось колечко»: много, мало колец, одно кольцо, два колыша и так далее. Выделяют количество предметов (один, два, много) без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
5 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два | 1 | ||
6 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два | 1 | ||
7 | Цифра «3» | 1 | Узнавание цифры «3». Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой «3» Написание цифр | Выбирают три предмета (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2, 3. Выкладывают цифру «3» из палочек, веревки, лепят из пластилина. Выполняют упражнения на закрепление графического образа цифры: мозаика, пазлы, вкладыши и так далее. Пишут цифру «3» по трафарету, по точкам, по образцу и самостоятельно. Соотносят количество «три» с цифрой «3». Выполняют игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах трех). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
8 | Цифра «3» | 1 | ||
9 | Цифра «3» | 1 | ||
10 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два, три | 1 | Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой «1», «2»., «3» Написание цифр | Считают, называют посчитанное число, обводят движением руки или пальца посчитанные объекты, показывают посчитанное число на пальцах (один, два, три). Выбирают три предмета (игрушки, картинки и т. п.) из множества. Показывают на пальцах: 1, 2, 3. Выполняют практические упражнения на выделение количества: много, мало, пусто, один, два, три (с использованием плодов, воды, игрушек, картинок, геометрических фигур). Выделяют количество предметов (один, два, три, много) без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
11 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два, три | 1 | ||
12 | Соотнесение количества предметов с числом: один, два, три | 1 | ||
Представления о величине – 15 ч | ||||
13 | Различение однородных предметов по величине: большой и маленький | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: большой и маленький. Определение большого (маленького) предмета из двух, контрастных по величине. Определение большого (маленького) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают большой и маленький предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Показывают большой или маленький предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Используют невербальные средства: «большой» — разводят руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрируют объем, «маленький» — имитируют захват маленького предмета). Выполняют упражнения на закрепление навыка различения большого и маленького предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают большие и маленькие предметы на картинках. Знакомятся с пиктограммами «большой», «маленький», Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: большой и маленький». Называют предметы «большой» и «маленький» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
14 | Различение однородных предметов по величине: большой и маленький | 1 | ||
15 | Различение однородных предметов по величине: длинный и короткий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: длинный и короткий. Определение длинного (короткого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение длинного (короткого) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают длинный и короткий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Называют и показывают «длинный» — руки разводит в стороны. Используют вербальные и невербальные средства общения, называют и показывают длинный и короткий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения длинного и короткого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают длинные и короткие предметы на картинках. Знакомство с пиктограммами «длинный», «короткий». Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: длинный и короткий» Называют предметы «длинный» и «короткий» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
16 | Различение однородных предметов по величине: длинный и короткий | 1 | ||
17 | Различение однородных предметов по величине: высокий и низкий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: высокий и низкий. Определение высокого (низкого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение высокого (низкого) предмета из нескольких, контрастных по величине. Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Показывают высокий и низкий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Используют вербальные и невербальные средства общения, называют и показывают «высокий» — руки поднимает вверх, демонстрируя высоту, «низкий» — руки опускает к полу. Показывают высокий и низкий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения высокого и низкого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают высокие и низкие предметы на картинках Знакомство с пиктограммами «высокий», «низкий». Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: высокий и низкий». Называют предметы «высокий» и «низкий» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
18 | Различение однородных предметов по величине: высокий и низкий | 1 | ||
19 | Различение однородных предметов по величине: толстый и тонкий | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: толстый и тонкий. Определение толстого (тонкого) предмета из двух, контрастных по величине. Определение толстого (тонкого) предмета из нескольких, контрастных по величине Раскрашивание изображений различной величины Штриховка изображений различной величины Обводка по шаблону, трафарету, по опорным точкам изображений различной величины | Знакомятся с величиной: толстый — тонкий (гриб). Показывают толстый и тонкий предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Показывают толстый и тонкий предметы из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Выполняют упражнения на закрепление навыка различения толстого и тонкого предметов: вкладыши, пазлы и так далее. Показывают толстые и тонкие предметы на картинках. Смотрят развивающие фильмы по теме «Различение предметов по величине: толстый и тонкий» Называют предметы «толстый» и «тонкий» (по возможности). Выполняют задания на раскрашивание изображений различной величины Учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии по пунктирной линии, затем самостоятельно. Выполняют штриховку изображений различной величины Обводят изображения различной величины по трафарету. Обводят изображения различной величины по шаблону. Обводят изображения различной величины по опорным точкам. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
20 | Различение однородных предметов по величине: толстый и тонкий | 1 | ||
21 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | Сравнение двух предметов по величине способом «на глаз», способом наложения и приложения | Сопоставляют по величине два контрастных по величине предмета, одинаковых по остальным параметрам способом наложения и приложения. Сопоставляют по величине два контрастных по величине предмета, одинаковых по остальным параметрам способом «на глаз». Смотрят развивающие фильмы по теме «Сравнение двух предметов по величине». Называют при сравнении предметов по величине «больше» и «меньше», «длиннее» и «короче», «выше» и «ниже» , «толще» и «тоньше» (по возможности). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
22 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | ||
23 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | ||
24 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | Составляют упорядоченный ряд из предметов разной величины по возрастанию, последовательно выбирая из двух предложенных предметов меньший. Разбирают пирамидку, раскладывая кольца по размеру (от меньшего к большему). Собирают стаканчики, вкладывая их друг в друга с учетом размера. Собирают матрешку из 4 кукол, вкладывая их друг в друга с учетом размера. Выкладывают сериационные ряды, размещая предметы по возрастанию (счетные палочки Кюизенера, грибочки и морковки разной толщины, цилиндры разной высоты и так далее.). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
25 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | ||
26 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | Составляют упорядоченный ряд из предметов разной величины по убыванию, последовательно выбирая из двух предложенных предметов больший. Собирают пирамидку с учетом размера колец (от большего к меньшему). Собирают пирамидку из стаканчиков разного размера (от большего к меньшему). Выкладывают сериационные ряды, размещая предметы по убыванию (счетные палочки Кюизенера, грибочки и морковки разной толщины, цилиндры разной высоты и так далее.). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
27 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | ||
Представления о форме- 22 ч | ||||
28 | Куб | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «куб» | Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы куба: выбирают кубики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (фасоль мозаика и т п). Лепят куб из пластилина. Конструируют башни из 3- х и более кубиков. Составляют дорожки из кубиков одного и разных цветов, Строят из двух-трех кубиков (мягких, деревянных, пластмассовых), простые конструкции (гараж, ворота, забор). Находят заданное учителем геометрическое тело (куб) по названию. Выбирают кубики без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Называют геометрическое тело «куб» («кубик»). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
29 | Куб | 1 | ||
30 | Шар | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «шар» | Рассматривают, ощупывают руками шар. Лепят шары из пластилина. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара: — выбирают шарики из сухого бассейнов с опорой на зрительный анализатор (фасоль, мозаика и так далее); — нанизывают шарики на стержень, на шнур. Закрепляют умение отличать шарик от кубика. Находят заданное учителем геометрическое тело (шар) по названию. Выбирают шарики без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Называют геометрическое тело «шар» («шарик»). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
31 | Шар | 1 | ||
32 | Брусок | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «брусок» | Рассматривают, ощупывают руками брусок. Обращают внимание на форму бруска, на наличие углов у него. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы бруска: выбирают бруски из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (фасоль мозаика и т п). Лепят брусок из пластилина. Конструируют башни из 3- х и более брусков. Составляют дорожки из брусков одного и разных цветов, Строят из брусков (мягких, деревянных, пластмассовых) простые конструкции (гараж, ворота, забор). Находят заданное учителем геометрическое тело (брусок) по названию. Называют геометрическое тело «брусок» Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
33 | Брусок | 1 | ||
34 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | 1 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | Соотносят знакомые им предметы с геометрическими формами (шар, куб, брусок). Находят среди окружающих предметов предметы, имеющие форму шара, куба, бруска. Смотрят развивающие фильмы по теме «Соотнесение формы предмета с геометрическими формами.». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
35 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | 1 | ||
36 | Круг | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «круг». Штриховка геометрической фигуры «круг» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка геометрической фигуры «круг» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками круг. Обращают внимание на форму круга: нет углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы круга: — рассматривают круги разного размера, цвета, фактуры; — выбирают круги из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Подбирают круги к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания. Выполняют практические действия на соотнесение круга и шара. Играют с плоскостным конструктором. Выбирают круги без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Находят заданную учителем геометрическую фигуру (круг) по названию. Называют геометрическую фигуру «круг». Выполняют штриховку круга горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят круг по трафарету. Обводят круг по шаблону. Обводят круг по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
37 | Круг | 1 | ||
38 | Квадрат | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «квадрат». Штриховка геометрической фигуры «квадрат» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка геометрической фигуры «квадрат» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками квадрат. Обращают внимание на форму квадрата: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы квадрата: — рассматривают квадраты разного размера, цвета, фактуры; — выбирают квадраты из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Подбирают квадраты к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания. Выполняют практические действия на соотнесение квадрата и куба. Играют с плоскостным конструктором. Конструируют по подражанию и образцу квадраты из палочек. Выполняют упражнения на закрепление сформированных ранее представлений о квадрате. Выбирают квадраты без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Находят заданную учителем геометрическую фигуру (квадрат) по названию. Называют геометрическую фигуру «квадрат». Выполняют штриховку квадрата горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят квадрат по трафарету. Обводят квадрат по шаблону. Обводят квадрат по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
39 | Квадрат | 1 | ||
40 | Треугольник | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «треугольник». Штриховка геометрической фигуры «треугольник» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка т геометрической фигуры «треугольник» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками треугольник. Обращают внимание на форму треугольника: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы треугольника: — рассматривают треугольники разного размера, цвета, фактуры; — выбирают треугольники из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Играют с плоскостным конструктором. Конструируют по подражанию и образцу треугольники из палочек. Выполняют упражнения на закрепление сформированных ранее представлений о треугольнике. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (треугольник) по названию. Выбирают треугольники без опоры на зрительное восприятие, на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Называют геометрическую фигуру «треугольник». Выполняют штриховку треугольника горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят треугольник по трафарету. Обводят треугольник по шаблону. Обводят треугольник по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
41 | Треугольник | 1 | ||
42 | Прямоугольник | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «прямоугольник». Штриховка геометрической фигуры «прямоугольник» горизонтальными и вертикальными линиями. Обводка геометрической фигуры «прямоугольник» по шаблону, трафарету, контурной линии | Рассматривают, ощупывают руками прямоугольник. Обращают внимание на форму прямоугольника: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы прямоугольника: — рассматривают прямоугольники разного размера, цвета, фактуры; — выбирают прямоугольники из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Играют с плоскостным конструктором. Конструируют по подражанию и образцу прямоугольники из палочек. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (прямоугольник) по названию. Называют геометрическую фигуру «прямоугольник». Выполняют штриховку прямоугольника горизонтальными, вертикальными линиями по пунктирной линии, затем самостоятельно. Обводят прямоугольник по трафарету. Обводят прямоугольник по шаблону. Обводят прямоугольник по контурной линии. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
43 | Прямоугольник | 1 | ||
44 | Узнавание (различение) геометрических фигур | 1 | Узнавание, различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Находят заданную геометрическую фигуру среди других предметов. Называют геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выполняют упражнения на дифференциацию геометрических фигур: — выбирают заданную геометрическую фигуру по названию или показанному образцу; — выполняют упражнения с вкладышами с разными геометрическими фигурами; — выполняют упражнения типа «Подбери заплатку» с геометрическими фигурами. Смотрят развивающие фильмы по теме «Геометрические фигуры». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
45 | Узнавание (различение) геометрических фигур | 1 | ||
46 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой | 1 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | Знакомятся с предметами, имеющими форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Соотносят знакомые им предметы с геометрическими фигурами. Находят среди окружающих предметов предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Выполняют упражнения на соотнесение формы предметов с геометрической фигурой: — подбирают к геометрической фигуре предмет такой же формы из предложенного множества предметов; — подбирают к геометрической фигуре изображение предмета такой же формы из предложенного множества картинок; — подбирают к предмету определенной формы геометрическую фигуру из предложенного множества фигур; — подбирают к изображению предмета определенной формы геометрическую фигуру из предложенного множества фигур. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
47 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой | 1 | ||
48 | Сборка геометрической фигуры из нескольких частей | 1 | Сборка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из 3-4 частей. | Собирают геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из 3-4 частей. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
49 | Сборка геометрической фигуры из нескольких частей | 1 | ||
Пространственные представления – 12 ч | ||||
50 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | Ориентации в пространственном положении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади). Ориентация в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) | Выполняют игровые упражнения на закрепление навыка изменения положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку. Закрепляют понятия «верх», «низ», «перед», «зад». Выполняют упражнения с движениями на отработку понятий «верх», «низ», «перед», «зад» на себе: — выполняют движения руками с использованием стихов, подсказывающих движения. Ориентируются в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя. Обводят руку учителя, другого обучающегося (ладонь и пальцы) карандашом, соотносят руку с ее контурным изображением в играх типа «Повтори, как на рисунке» и т. п. Ориентируются в пространстве в ходе игр-имитаций (идет косолапый мишка, дед тянет репку и др.). Используют наглядные и словесные ориентировки для инсценировки фрагментов стихотворений, сказок (дедка за репку, бабка за дедку; мышка спряталась в норку; идет бычок качается…). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
51 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | ||
52 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | ||
53 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади, вверху, внизу | Выполняют упражнения на определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади, вверху, внизу. Выполняют упражнения на размещение предметов в пространстве по инструкции: впереди, сзади, вверху, внизу. Выполняют упражнения на определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, около, на, в, внутри. Выполняют упражнения на размещение предметов в пространстве по инструкции: близко, далеко, около, на, в, внутри. Называют местоположение заданного предмета. Переносят с одного места на другое разные предметы. Разыгрывают ситуации с использованием игрушек, бытовых предметов, ковролинографа и др. Конструируют с помощью конструктора простые построения. Собирают знакомые предметы из конструктора Lego. Конструируют простые построения из деревянных, пластмассовых материалов. Играют с логическими блоками Дьенеша: раскладывают фигуры в соответствующих по цвету кругах, выкладывают из них дорожки (по цвету) и т. п. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
54 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | ||
55 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | ||
56 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад | Перемещаются в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад. Выполняют перемещения по лестнице вверх и вниз. Называют направление предстоящего движения: «вверх», «вниз». Перемещаются в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п. Перемещаются по сенсорной и игровой дорожкам, коврикам. Выполняют перемещения в пространстве, ориентируются на объекты, которые являются конечной целью передвижения. Указывают рукой направление движения к объекту – конечной цели передвижения, протягивают руку вперёд, назад. Называют направление предстоящего движения: «вперед», «назад». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий типа «Иди вперёд, к столу» |
57 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | ||
58 | Составление предмета из нескольких частей | 1 | Составление предмета из нескольких частей | Узнают целый предмет по его фрагментам. Играют с крупным и мелким строительным материалом, сборно-разборными игрушками. Соотносят части конструкции с частями игрушки или конструкции-образца. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
59 | Составление предмета из нескольких частей | 1 | ||
60 | Составление изображения из нескольких частей | 1 | Составление изображения из нескольких частей | Складывают разрезные картинки из трех-четырех частей по образцу (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Собирают пазлы из трех -четырех частей круглой, квадратной формы. Складывают целое изображение из иллюстрированных кубиков (четыре кубика). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
61 | Составление изображения из нескольких частей | 1 |
Временные представления – 7 ч | ||||
62 | Части суток | 1 | Узнавание (различение) частей суток: утро, день, вечер, ночь | Различают контрастные части суток: день, ночь. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенной частью суток: день, ночь: — днем играют, учатся, гуляют, едят; — ночью спят. Выполняют упражнения на определение части суток: — рассматривают картинки с изображением действий детей ночью и днем, определяют, где день, где ночь; — рассматривают иллюстрации, изображающие солнце и луну, соотносят их с частями суток — день и ночь; — играют с куклой, укладывают спать– это ночь, кормят – это день. Называют части суток: «день», «ночь». Знакомятся с частями суток: утро, вечер. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенной частью суток: — утром просыпаются, умываются, идут в школу; — вечером отдыхают, укладываются спать. Выполняют упражнения на определение части суток: — рассматривают картинки с изображением действий детей утром и вечером, определяют, где утро, где вечер. Называют части суток: «утро», «вечер». Смотрят развивающие фильмы по теме «Части суток». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
63 | Части суток. | 1 | ||
64 | Дни недели | 1 | Знакомство с временными промежутками: сейчас, потом | Выделяют понятия «сейчас», «потом». Соотносят свою деятельность с временным промежутком: сейчас, потом. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий |
65 | Времена года | 1 | Наблюдение за погодными явлениями. Различение времен года: осень, зима, весна, лето | Наблюдают за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег, тает снег, бегут ручейки, распускаются листья и т. п). Называют погодные явления, используя невербальные и вербальные средства общения. Выполняют игровые упражнения на уточнение представлений о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках. Узнают и различают времена года: лето, зима по характерным признакам. Соотносят явления природы с временем года: снег зимой, солнечная погода летом. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенным временем года. Изучают поведение и изменение внешнего вида животных летом и зимой. Выполняют упражнения на различение времен года (лето, зима): — рассматривают картинки с изображением внешнего вида и действий детей летом и зимой, определяют, где лето, где зима; — рассматривают картинки с изображением внешнего вида и действий животных летом и зимой, определяют, где лето, где зима. Называют времена года: лето, зима. Узнают и различают времена года: осень, весна по характерным признакам. Соотносят явления природы с временем года: осенью идут дожди, листья желтеют, опадают, весной тает снег, появляются трава и листья на деревьях, кустах. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенным временем года: осенью собирают урожай, 1 сентября идут в школу, весной отмечают праздники 8 Марта и День Победы (9 мая), занимаются посадками. Выполняют упражнения на различение времен года (осень, весна): — рассматривают картинки с изображением действий детей осенью и весной, определяют, где осень, где весна. Называют времена года: осень, весна. Играют в лото «Времена года»; Играют в игры типа «Одень мишку». Смотрят развивающие фильмы по теме «Времена года». Выполняют инструкции (вербальные, сопровождаемые образцом) |