№ | Тема предмета |
Кол-во часов | Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся | |||
Количественные представления – 15 ч | |||||||
1. | Нахождение одинаковых предметов | 1 | Нахождение двух и более одинаковых предметов из предложенных | Подбирают (выбирают) один предмет к образцу (игрушка, шарик, кубик и так далее.) среди двух и более предметов, контрастных к образцу по форме, размеру, цвету. Выполняют инструкции (вербальные, сопровождаемые демонстрацией образца) типа «Покажи», «Такой кубик положи в коробку». Подбирают (выбирают) несколько предметов к одному образцу среди предметов, контрастных к образцу по форме, размеру, цвету. Выполняют инструкции (вербальные, сопровождаемые демонстрацией образца) типа «, «Покажи ««Такие кубики положи в коробку» | |||
2 | Нахождение одинаковых предметов | 1 | |||||
3 | Нахождение одинаковых предметов | 1 | |||||
4 | Разъединение множеств | 1 | Разъединение множеств | Разъединяют множества, отодвигая сначала один, далее по одному несколько предметов, которые отличаются от остальных предметов множества по форме, размеру цвету. Выполняют инструкции (вербальные, сопровождаемые демонстрацией образца) типа «Отодвинь» | |||
5 | Разъединение множеств | 1 | |||||
6 | Разъединение множеств | 1 | |||||
7 | Разъединение множеств | 1 | |||||
8 | Объединение предметов в единое множество | 1 | Объединение одинаковых предметов в единое множество | Объединяют одинаковые (по форме, величине, цвету) предметы в предметные множества, собирают вместе расположенные на столе одинаковые предметы в кучку, в коробку. Выполняют инструкции (вербальные, сопровождаемые демонстрацией образца) типа «Придвинь» | |||
9 | Объединение предметов в единое множество | 1 | |||||
10 | Объединение предметов в единое множество | 1 | |||||
11 | Объединение предметов в единое множество | 1 | |||||
12 | Различение множеств («один», «много») | 1 | Различение множеств («один», «много») | Выделяют один предмет из множества одинаковых предметов (по форме, величине, цвету), отодвигая его в сторону, показывают на него, называют «Один». Показывают на оставшиеся предметы, называют «Много». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий. Показывают один предмет, много предметов. Повторяют, проговаривают (по возможности) количество предметов «один», «много» | |||
13 | Различение множеств («один», «много») | 1 | |||||
14 | Различение множеств («один», «много») | 1 | |||||
15 | Различение множеств («один», «много») | 1 | |||||
Представления о величине – 12 ч | |||||||
16 | Различение однородных предметов по величине | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине: большой и маленький Определение большого (маленького) предмета из двух, контрастных по величине Определение большого (маленького) предмета из нескольких, контрастных по величине | Показывают большой и маленький предметы из двух контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Показывают большой или маленький предмет из нескольких контрастных по величине предметов, одинаковых по остальным параметрам. Используют невербальные средства: «большой» — разводят руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрируют объем, «маленький» — имитируют захват маленького предмета). Называют предметы «большой» и «маленький» (по возможности). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
17 | Различение однородных предметов по величине | 1 | |||||
18 | Различение однородных предметов по величине | 1 | |||||
19 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | Сравнение двух предметов по величине способом «на глаз» | Сопоставляют по величине два контрастных по величине предмета, одинаковых по остальным параметрам. Называют при сравнении предметов по величине «больше» и «меньше» (по возможности). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
20 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | |||||
21 | Сравнение двух предметов по величине | 1 | |||||
22 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию (от меньшего к большему) | Составляют упорядоченный ряд из предметов разной величины по возрастанию, последовательно выбирая из двух предложенных предметов меньший. Разбирают пирамидку, раскладывая кольца по размеру (от меньшего к большему). Собирают стаканчики, вкладывая их друг в друга с учетом размера. Собирают матрешку из 2-4 кукол, вкладывая их друг в друга с учетом размера. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
23 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | |||||
24 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | |||||
25 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | Составление упорядоченного ряда по убыванию (от большего к меньшему) | Составляют упорядоченный ряд из предметов разной величины по убыванию, последовательно выбирая из двух предложенных предметов больший. Собирают пирамидку с учетом размера колец (от большего к меньшему). Собирают пирамидку из стаканчиков разного размера (от большего к меньшему). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
26 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | |||||
27 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | |||||
Представления о форме- 20 ч | |||||||
28 | Куб | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «куб» | Рассматривают, ощупывают руками куб. Обращают внимание на форму куба, на наличие углов у кубика, кубик не катится. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы куба: — наблюдают за движением кубика по наклонной плоскости (не катится); — выбирают кубики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (мозаика, фасоль, и т. п.); — конструируют башни из 3- х и более кубиков; — составляют дорожки из кубиков одного и разных цветов. Находят заданное учителем геометрическое тело (куб) по названию. Называют геометрическое тело «куб» («кубик»). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
29 | Куб | 1 | |||||
30 | Шар | 1 | Узнавание (различение) геометрического тела «шар» | Рассматривают, ощупывают руками шар. Обращают внимание на форму шара, шарик катится, нет углов – «круглый». Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара: — скатывают шарики по наклонной поверхности; — выбирают шарики из сухого бассейнов с опорой на зрительный анализатор (мозаика, фасоль, и т. п.); — нанизывают шарики на стержень, на шнур. Учатся отличать шарик от кубика. Находят заданное учителем геометрическое тело (шар) по названию. Называют геометрическое тело «шар» («шарик»). Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
31 | Шар | 1 | |||||
32 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | 1 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | Знакомятся с предметами, имеющими форму шара или куба. Учатся соотносить знакомые им предметы с геометрическими формами (шар, куб). Находят среди окружающих предметов предметы, имеющие форму шара или куба. Выполняет вербальные инструкции | |||
33 | Соотнесение формы предмета с геометрическими формами | 1 | |||||
34 | Круг | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «круг» | Рассматривают, ощупывают руками круг. Обращают внимание на форму круга: нет углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы круга: — рассматривают круги разного размера, цвета, фактуры; — выбирают круги из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (круг) по названию. Называют геометрическую фигуру «круг». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
35 | Круг | 1 | |||||
36 | Квадрат | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «квадрат» | Рассматривают, ощупывают руками квадрат. Обращают внимание на форму квадрата: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы квадрата: — рассматривают квадраты разного размера, цвета, фактуры; — выбирают квадраты из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (квадрат) по названию. Называют геометрическую фигуру «квадрат». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
37 | Квадрат | 1 | |||||
38 | Треугольник | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «треугольник» | Рассматривают, ощупывают руками треугольник. Обращают внимание на форму треугольника: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы треугольника: — рассматривают треугольники разного размера, цвета, фактуры; — выбирают треугольники из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (треугольник) по названию. Называют геометрическую фигуру «треугольник». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
39 | Квадрат | 1 | |||||
40 | Прямоугольник | 1 | Узнавание (различение) геометрической фигуры «прямоугольник» | Рассматривают, ощупывают руками прямоугольник. Обращают внимание на форму прямоугольника: на наличие углов. Выполняют тактильные и зрительные упражнения на определение формы прямоугольника: — рассматривают прямоугольники разного размера, цвета, фактуры; — выбирают прямоугольники из множества других фигур с опорой на зрительный анализатор. Находят заданную учителем геометрическую фигуру (прямоугольник) по названию. Называют геометрическую фигуру «прямоугольник». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
41 | Прямоугольник | 1 | |||||
42 | Узнавание (различение) геометрических фигур | 1 | Узнавание, различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Находят заданную геометрическую фигуру среди других предметов. Называют геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выполняют упражнения на дифференциацию геометрических фигур: — выбирают заданную геометрическую фигуру по названию или показанному образцу; — выполняют упражнения с вкладышами с разными геометрическими фигурами; — выполняют упражнения типа «Подбери заплатку» с геометрическими фигурами. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
43 | Узнавание (различение) геометрических фигур | 1 | |||||
44 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой | 1 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | Знакомятся с предметами, имеющими форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Учатся соотносить знакомые им предметы с геометрическими фигурами. Находят среди окружающих предметов предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Выполняют упражнения на соотнесение формы предметов с геометрической фигурой: — подбирают к геометрической фигуре предмет такой же формы из предложенного множества предметов; — подбирают к геометрической фигуре изображение предмета такой же формы из предложенного множества картинок; — подбирают к предмету определенной формы геометрическую фигуру из предложенного множества фигур; — подбирают к изображению предмета определенной формы геометрическую фигуру из предложенного множества фигур. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
45 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой | 1 | |||||
46 | Сборка геометрической фигуры из 2-х частей | 1 | Сборка геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из 2-х частей | Собирают геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из 2-х частей. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
47 | Сборка геометрической фигуры из 2-х частей | 1 | |||||
Пространственные представления – 12 ч | |||||||
48 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | Ориентации в пространственном положении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади) | Знакомятся с понятиями «верх», «низ», «перед». Выполняют упражнения с движениями на отработку понятий «верх», «низ», «перед», «зад» на себе: — выполняют движения руками с использованием стихов, подсказывающих движения. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
49 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | |||||
50 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | |||||
51 | Ориентация в пространственном расположении частей тела | 1 | |||||
52 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | Определение месторасположения предметов в пространстве: рядом, на, в | Знакомятся с понятиями «рядом», «на», «в». Выполняют упражнения на определение месторасположения предметов в пространстве: рядом, на, в. Выполняют упражнения на размещение предметов в пространстве по инструкции: рядом, на, в. Называют местоположение заданного предмета: «рядом с…», «на…», «в…». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
53 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | |||||
54 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | |||||
55 | Определение месторасположения предметов в пространстве | 1 | |||||
56 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад | Знакомятся с понятиями «вверх», «вниз», «вперёд», «назад». Перемещаются в пространстве в заданном направлении: вперед, назад. Выполняют перемещения по лестнице вверх и вниз. Называют направление предстоящего движения: «вверх», «вниз». Выполняют перемещения в пространстве, ориентируются на объекты, которые являются конечной целью передвижения. Указывают рукой направление движения к объекту – конечной цели передвижения, протягивают руку вперёд, назад. Называют направление предстоящего движения: «вперед», «назад». Выполняют инструкции (вербальные, сопровождаемые образцом действия) типа «Иди вперёд, к столу» | |||
57 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | |||||
58 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | |||||
59 | Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1 | |||||
Временные представления – 7 ч | |||||||
60 | Части суток | 1 | Узнавание (различение) частей суток: день, ночь | Знакомятся с контрастными частями суток: день, ночь. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенной частью суток: день, ночь: — днем играют, учатся, гуляют, едят; — ночью спят. Выполняют упражнения на определение части суток: — рассматривают картинки с изображением действий детей ночью и днем, определяют, где день, где ночь; — играют с куклой, укладывают спать– это ночь, кормят – это день. Называют части суток: «день», «ночь». Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
61 | Части суток | 1 | |||||
62 | Части суток | 1 | |||||
63 | Времена года | 1 | Различение времен года: зима, лето | Узнают и различают времена года: лето, зима по характерным признакам. Соотносят явления природы с временем года: снег зимой, солнечная погода летом. Изучают и соотносят вид деятельности людей (детей) с определенным временем года: зимой катаются с горки, лепят снеговика, встречают Новый год, летом играют в песке, купаются и загорают. Выполняют упражнения на различение времен года (лето, зима): — рассматривают картинки с изображением действий детей летом и зимой, определяют, где лето, где зима; — играют в лото «лето» и «зима»; — играют в игры типа «Одень мишку» с контрастной одеждой летней и зимней. Называют времена года: лето, зима. Выполняют инструкции вербальные, сопровождаемые образцом, образцом действий | |||
64 | Времена года | 1 | |||||
65 | Времена года | 1 | |||||
66 | Времена года | 1 | |||||