№ | Тема курса | Кол-во часов | Предметное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Обследование устной и письменной речи – 6 часов | |||||
1. | Обследование экспрессивной стороны речи | 1 | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют предложения по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда. Составляют простой рассказ по серии картинок | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок |
2. | Обследование экспрессивной стороны речи | 1 | |||
3. | Обследование импрессивной стороны речи | 1 | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности | ||
4. | Обследование импрессивной стороны речи | 1 | |||
5. | Обследование навыка чтения | 1 | Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста | Читают простой текст целыми словами. Отвечают на вопросы с опорой на картинку | Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Пересказывают прочитанный текст |
6. | Обследование навыка письма | 1 | Написание диктанта | Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора | Умеют писать под диктовку текст |
Звуки и буквы – 1 час | |||||
7. | Гласные и согласные звуки и буквы. Их различение | 1 | Сравнение и различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение звука на фоне полного слова. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука (гласного/согласного). Определение последовательности звуков в словах. Развитие слухового восприятия |
Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы. Подбирают слова на гласные и согласные звуки с помощью учителя-логопеда. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на наглядность. Определяют последовательность звуков в словах с помощью учителя-логопеда | Сравнивают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Определяют последовательность звуков в словах |
Согласные звуки и буквы – 4 часа |
|||||
8. | Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова | 1 | Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции. Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными звуками на конце и в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность. Умеют закончить предложение по картинке | Сравнивают произношение и написание согласных на конце и в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу |
9. | Тренировочные упражнения на правописание слов с парными звонкими и глухими согласными | 1 | |||
10. | Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах | 1 | Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие орфографической зоркости | Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными с помощью учителя-логопеда. Образуют слова с непроизносимыми согласными от данных слов по образцу. Вставляют пропущенную согласную, опираясь на проверочное слово | Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания. Пишут слова с непроизносимыми согласными под диктовку |
11. | Правописание непроизносимых согласных звуков | 1 | |||
Предложение. Текст – 3 часа |
|||||
12. | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформление предложений | 1 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Упражнения в грамматическом оформлении предложений. Произнесение предложений с различной интонацией. Развитие умения составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа | Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Передают интонацию голосом с опорой на знаки в конце предложения | Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования. Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Выделяют голосом слова, важные по смыслу предложения. Называют слова, которые нужно писать с заглавной буквы. Выделяют подлежащее и сказуемое. Умеют передать различную интонацию конца предложения |
13. | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст | 1 | Составление связного текста из отдельных предложений. Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов. Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к тексту. Развитие ориентировки в языковом материале | С помощью учителя-логопеда и наводящих вопросов устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя-логопеда простым предложением. Составляют предложения из данных слов с помощью опорных схем | Умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из данных слов. Располагают предложения в правильном порядке. Могут озаглавить текст |
14. | Тренировочные упражнения по закрепление навыка составления предложений из слов и объединения их в связный текст | 1 |
Состав слова – 11 часов | |||||
15. | Корень как показатель лексического значения слова | 1 | Роль корня как значимой части слова. Общее лексическое значение родственных слов. Подбор однокоренных слов к данным словам. Называние слов с общим корнем. Выделение корня в словах. Дифференциация слов с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов. Расширение словарного запаса за счет уточнения значения слов | Выделяют корень в словах с помощью учителя-логопеда. Подбирают однокоренные слова из слов для справок. Называют однокоренные слова с опорой на сюжетную картинку. Исключают “лишние” слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов с помощью учителя-логопеда | Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл,от которого образованы все слова данной группы. Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Образовывают однокоренные слова. Исключают “лишние” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов |
16. | Часть слова — приставка | 1 | Определение смыслового значения приставок. Закрепление знаний о правописании приставок. Развитие умения образовывать слова приставочным способом. Изменение лексического значения слова с помощью приставок. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления | Находят часть слова, стоящую перед корнем. Выделяют приставку в словах с помощью учителя-логопеда. Образовывают слова приставочным способом, с опорой на наглядный материал. Составляют словосочетания | Умеют дать определение приставки. Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически. Образовывают слова приставочным способом. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения |
17. | Образование слов с помощью приставки | 1 | |||
18. | Часть слова – суффикс | 1 | Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Определение смыслового значения суффиксов. Изменение лексического значения с помощью суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления | Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами | Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами |
19. | Образование слов с помощью суффиксов | 1 |
20. | Образование слов с помощью суффиксов и приставок | 1 | Закрепление знаний и практических способов словообразования. Формирование умения определять способ словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. | Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания образованными словами | Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом. Находят и обозначают графически приставки и суффиксы. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами |
21. | Сложные слова | 1 | Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда | Знают понятие сложного слова. Образовывают сложные слова. Образовывают слова из двух основ. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и предложениях, объясняют свой выбор. Выделяют корни в сложных словах. Пишут сложные слова под диктовку | Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда |
22. |
Безударные гласные в словах | 1 | Закрепление правописания безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Выделяют безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужную гласную букву | Выделяют в слове безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова |
23. | Способы проверки безударных гласных в корне слова | 1 | |||
24. | Две безударные гласные, проверяемые ударением | 1 | Закрепление правописания двух безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах. Развитие умения вставлять две пропущенные безударные гласные. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Выделяют безударные гласные в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужные гласные буквы. Ставят ударение в проверочных словах | Находят две безударные гласные в словах. Умеют подобрать проверочные слова к слову с двумя безударными гласными. Ставят ударение в проверочных словах. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова с двумя безударными гласными в корне |
25. | Непроверяемые безударные гласные (словарные слова) | 1 | Постановка ударения в словах, выделение безударной гласной. Отработка умения правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Развитие умения работать со словарными словами. Развитие орфографической зоркости | Ставят ударение в словах. Выделяют безударную гласную с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные безударные гласные с опорой на словарные слова | Ставят ударение в словах. Находят и выделяют безударную гласную. Вставляют пропущенные буквы. Умеют проверить правильность написания по словарю. Пишут слова под диктовку |
Приставка и предлог – 3 часа | |||||
26. | Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с предлогами | 1 | Закрепление представления о предлоге, как самостоятельной единицы речи. Развитие навыка распознавания и написания предлогов. Составление словосочетаний с предлогами. Развитие и уточнение пространственных представлений | Различают пространственное значение предлогов. Выполняют инструкции учителя-логопеда. Правильно используют предлоги с помощью учителя-логопеда при составлении словосочетаний | Правильно пишут предлоги со словами, объясняя раздельное написание. Умеют найти и исправить ошибки в употреблении предлогов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания |
27. | Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях | 1 | Закрепление знаний о предлогах и приставках. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие умения выделять приставку и предлог. Развитие умения правильно употреблять приставки и предлоги в речи. Формирование навыка слитного написания приставки и раздельного написания предлога. Развитие орфографической зоркости | Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения. Исправляют допущенные ошибки, подбирая подходящую по значению приставку. Составляют предложения из слов | |
28. | Тренировочные упражнения по различению предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях | 1 | ||||
Слово — 20 часов | ||||||
29. | Грамматические признаки слов, обозначающих предмет – имя существительное | 1 | Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет. Совершенствование навыка дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета. Развитие умения ставить вопрос к имени существительному. Обогащение и расширение словарного запаса. Развитие зрительного внимания и памяти | Классифицируют и называют с помощью учителя-логопеда имена существительные и ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию с помощью учителя-логопеда. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы с опорой на картинный материал. Изменяют слова по образцу | Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию. Выделяют имена существительные среди других слов. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы. Изменяют слова по числам | |
30. | Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы | 1 | Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов — антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса | Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к именам существительным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для справок | Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами | |
31. | Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте | 1 | Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса | Подбирают к именам существительным слова-антонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда | Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав антонимы к нужным словам | |
32. | Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы | 1 | Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса | Дают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к именам существительным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для справок | Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами | |
33. | Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте | 1 | Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания | Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя слова для справок | Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы | |
34. | Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Многозначность — слова омонимы | 1 | Формирование представлений о словах омонимах. Работа над семантикой слова (соотнесение слова и предмета). Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Развитие чувства языка. Расширение пассивного и активного словарного запаса | Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов | Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют значение каждого слова. Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами | |
35. | Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное | 1 | Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос. Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти | Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда | Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Ставят вопрос к именам прилагательным. Выделяют имена прилагательные из ряда слов. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки |
36. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже) | 1 | Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка | Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал, записывают словосочетания. Согласуют имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания | Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные нужного рода и числа, составляют словосочетания. Образуют однокоренные имена прилагательные от имен существительных. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания. Записывают текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные |
37. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в родительном и винительном падежах | 1 | Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении и тексте. Развитие орфографической зоркости и чувства языка | Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже с помощью наводящих вопросов. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного с помощью учителя-логопеда | Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного. Выделяют окончания имен прилагательных. Вставляют пропущенные окончания прилагательных в предложении и тексте. Вставляют пропущенные имена прилагательные в предложение и текст, соблюдая предложно-падежные конструкции |
38. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в дательном падеже | 1 | |||
39. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в творительном падеже | 1 | |||
40. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в предложном падеже | 1 | |||
41. | Притяжательные прилагательные | 1 | Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных. Упражнения в постановке вопросов с вопросительными местоимениями. Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Расширение пассивного и активного словарного запаса | Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов по образцу. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными по картинкам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда | Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением орфографических норм Умеют исправить ошибку, правильно согласовывая в словосочетании прилагательное с именем существительным |
42. | Сравнительная степень прилагательных | 1 | Употребление в речи прилагательных в сравнительной степени. Развитие навыка образования сравнительной степени прилагательных. Обогащение и активизация словарного запаса | Образовывают различные формы степеней сравнения прилагательных с помощью опорной таблицы или по образцу. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени | Образовывают различные формы степеней сравнения прилагательных. Находят в предложении прилагательные в сравнительной степени. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени. Умеют закончить предложение по смыслу, используя прилагательные в сравнительной степени |
43. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Антонимы | 1 | Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов — антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса | Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к именам прилагательным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок | Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие признак предмета и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами |
44. | Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте | 1 | Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса | Подбирают к именам существительным слова-антонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда | Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав антонимы к нужным словам |
45. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Синонимы | 1 | Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса | Дают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к именам прилагательным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из слов для справок | Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета. Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами |
46. | Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте | 1 | Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания | Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя слова для справок | Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы |
47. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Многозначность имен прилагательных | 1 | Закрепление представлений о словах омонимах. Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка | Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов | Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют лексическое значение каждого слова. Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова). Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами |
48. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Образные слова и выражения | 1 | Формирование умения определять прямое и переносное значение слов. Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка | Подбирают подходящее по смыслу имя прилагательное, используя слова для справок | Умеют подбирать прилагательные к именам существительным, основанные на сходстве и сравнении. Подбирают подходящее по смыслу имя прилагательное. Находят в связном тексте образные сравнения имен прилагательных |
Связная устная речь – 18 часов | |||||
49. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам | 1 | Развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам учителя-логопеда. Формирование умения составлять полный ответ на вопрос учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте. Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи | Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Читают составленные предложения. Предлагают название рассказа | Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Умеют объяснять лексическое значение слов. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Предлагают название рассказа. Пересказывают рассказ |
50. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам | 1 |
51. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам |
1 | Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и картинкам. Составление связного высказывания, по опорным словам, и словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями. Развитие навыков устной связной речи | Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания | Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ |
52. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам |
1 | |||
53. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам | 1 | Развитие умения составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблиц. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков устной связной речи | Отгадывают загадку по лексической теме с опорой на предметную картинку. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице и наводящие вопросы учителя-логопеда. Предлагают название рассказа | Отгадывают загадку по лексической теме. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице. Подбирают слова-признаки, опираясь на знаковую схему. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ |
54. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным схемам-рисункам | 1 | |||
55. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) | 1 | Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие монологической речи | Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа | Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ |
56. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) | 1 | |||
57. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) | 1 | Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса | Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа | Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ |
58. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) | 1 | |||
59. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану | 1 | Развитие умения составлять описательный рассказ по плану. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса | Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа | Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением или сложным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте |
60. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану | 1 | |||
61. | Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса | Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют тему рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней простые предложения. Предлагают название рассказа | Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют главную мысль рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные предложения. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте |
62. | Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
63. | Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
64. | Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
65. | Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке | 1 | Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке. Определение и раскрытие темы текста. Составление связного высказывания, используя разнообразные языковые средства. Развитие навыков монологической речи Обогащение и развитие словарного запаса | Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Предлагают название рассказа. Составляют простые предложения. Записывают составленный рассказ по образцу | Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Предлагают название рассказа. Составляют распространенные или сложные предложения. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ, учитывая связь предложений в тексте. Пересказывают рассказ, Записывают коллективно составленный рассказ |
66. | Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке | 1 |
Работа над выразительностью чтения – 2 часа | |||||
67. | Диалог. Чтение по ролям | 1 | Знакомство с понятием «диалог». Развитие умения построения диалога с целью сообщения информации. Ответы на вопросы к диалогу. Развитие интонационной выразительности речи. Проигрывание (инсценировка) диалога. Развитие умения выражать эмоциональное состояние героев. Развитие чувства языка | Читают по карточке определение понятия «диалог». Читают диалог. Отвечают на вопросы к диалогу. Проигрывают диалог |
Умеют дать определение понятию «диалог» Читают диалог. Отвечают на вопросы полным предложением к диалогу. Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог. Пересказывают диалог по ролям |
68. | Логическое ударение. Интонационное ударение | 1 | Развитие навыков выразительного чтения. Выделение логического и интонационного ударения. Работа над интонационной выразительностью речи. Развитие навыков связной устной речи | Читают текст выразительно после предварительного разбора. Слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение. Читают предложения с правильной интонацией. | Читают текст выразительно. Умеют выделять логическим ударением главное во фразе в зависимости от ее смысла. Соблюдают паузу, интонацию в вопросах, ответах, при чтении и пересказе связных текстов |
Обследование устной и письменной речи – 3 часа | |||||
69. | Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 1 | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Воспроизводят слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок |
70. | Обследование устной речи | 1 | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста | Читают доступный текст. Отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда | Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал |
71. | Обследование письменной речи | 1 | Написание диктанта. Работа над ошибками | Пишут под диктовку простой текст после предварительного разбора совместно с учителем-логопедом | Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом |