Логопедические занятия 6 класс 1 вариант 

№   Тема курса Кол-во часов Предметное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.   Обследование экспрессивной стороны речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности   Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют предложения по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда. Составляют простой рассказ по серии картинок Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок
2. Обследование экспрессивной стороны речи 1
3.   Обследование импрессивной стороны речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности  
4. Обследование импрессивной стороны речи 1
5. Обследование навыка чтения 1 Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста   Читают простой текст целыми словами. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Пересказывают прочитанный текст
6. Обследование навыка письма 1 Написание диктанта   Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора Умеют писать под диктовку текст  
Звуки и буквы – 1 час
7. Гласные и согласные звуки и буквы. Их различение 1 Сравнение и различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков.
Выделение звука на фоне полного слова. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука (гласного/согласного). Определение последовательности звуков в словах. Развитие слухового восприятия  
Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы. Подбирают слова на гласные и согласные звуки с помощью учителя-логопеда. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на наглядность. Определяют последовательность звуков в словах с помощью учителя-логопеда   Сравнивают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Определяют последовательность звуков в словах

Согласные звуки и буквы – 4 часа
8.   Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова 1 Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции. Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными звуками на конце и в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность. Умеют закончить предложение по картинке Сравнивают произношение   и написание согласных на конце и в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.  Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу
9. Тренировочные упражнения на правописание слов с парными звонкими и глухими согласными 1
10.   Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах 1 Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие орфографической зоркости Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными с помощью учителя-логопеда. Образуют слова с непроизносимыми согласными от данных слов по образцу. Вставляют пропущенную согласную, опираясь на проверочное слово Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания. Пишут слова с непроизносимыми согласными под диктовку
11.   Правописание непроизносимых согласных звуков 1

Предложение. Текст – 3 часа
12. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформление предложений 1 Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Упражнения в грамматическом оформлении предложений. Произнесение предложений с различной интонацией. Развитие умения составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа     Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Передают интонацию голосом с опорой на знаки в конце предложения   Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования. Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Выделяют голосом слова, важные по смыслу предложения. Называют слова, которые нужно писать с заглавной буквы. Выделяют подлежащее и сказуемое. Умеют передать различную интонацию конца предложения
13.   Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст 1 Составление связного текста из отдельных предложений. Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов. Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к тексту. Развитие ориентировки в языковом материале С помощью учителя-логопеда и наводящих вопросов устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя-логопеда простым предложением. Составляют предложения из данных слов с помощью опорных схем   Умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из данных слов. Располагают предложения в правильном порядке. Могут озаглавить текст
14. Тренировочные упражнения по закрепление навыка составления предложений из слов и объединения их в связный текст 1
Состав слова – 11 часов
15. Корень как показатель лексического значения слова 1 Роль корня как значимой части слова. Общее лексическое значение родственных слов. Подбор однокоренных слов к данным словам. Называние слов с общим корнем. Выделение корня в словах. Дифференциация слов с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов. Расширение словарного запаса за счет уточнения значения слов Выделяют корень в словах с помощью учителя-логопеда. Подбирают однокоренные слова из слов для справок. Называют однокоренные слова с опорой на сюжетную картинку. Исключают “лишние” слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов с помощью учителя-логопеда   Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл,от которого образованы все слова данной группы. Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Образовывают однокоренные слова. Исключают “лишние” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов
16. Часть слова — приставка 1 Определение смыслового значения приставок. Закрепление знаний о правописании приставок. Развитие умения образовывать слова приставочным способом. Изменение лексического значения слова с помощью приставок. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Находят часть слова, стоящую перед корнем. Выделяют приставку в словах с помощью учителя-логопеда. Образовывают слова приставочным способом, с опорой на наглядный материал. Составляют словосочетания   Умеют дать определение приставки. Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически. Образовывают слова приставочным способом. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения
17. Образование слов с помощью приставки 1
18. Часть слова – суффикс 1 Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Определение смыслового значения суффиксов. Изменение лексического значения с помощью суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
19. Образование слов с помощью суффиксов 1
20. Образование слов с помощью суффиксов и приставок 1 Закрепление знаний и практических способов словообразования. Формирование умения определять способ словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания образованными словами Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом. Находят и обозначают графически приставки и суффиксы. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
21.     Сложные слова 1 Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда   Знают понятие сложного слова. Образовывают сложные слова. Образовывают слова из двух основ. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и предложениях, объясняют свой выбор. Выделяют корни в сложных словах. Пишут сложные слова под диктовку Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда  

22.
Безударные гласные в словах 1 Закрепление правописания безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Выделяют безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и  называют нужную гласную букву Выделяют в слове безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова
23. Способы проверки безударных гласных в корне слова 1
24. Две безударные гласные, проверяемые ударением 1 Закрепление правописания двух безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах. Развитие умения вставлять две пропущенные безударные гласные. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Выделяют безударные гласные в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужные гласные буквы. Ставят ударение в проверочных словах Находят две безударные гласные в словах. Умеют подобрать проверочные слова к слову с двумя безударными гласными. Ставят ударение в проверочных словах. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова с двумя безударными гласными в корне
25. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова) 1 Постановка ударения в словах, выделение безударной гласной. Отработка умения правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Развитие умения работать со словарными словами. Развитие  орфографической зоркости Ставят ударение в словах. Выделяют безударную гласную с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные безударные гласные с опорой на словарные слова Ставят ударение в словах. Находят и выделяют безударную гласную. Вставляют пропущенные буквы. Умеют проверить правильность написания по словарю. Пишут слова под диктовку
Приставка и предлог – 3 часа
26.   Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с предлогами 1   Закрепление представления о предлоге, как самостоятельной единицы речи. Развитие навыка распознавания и написания предлогов. Составление словосочетаний с предлогами. Развитие и уточнение пространственных представлений Различают пространственное значение предлогов. Выполняют инструкции учителя-логопеда. Правильно используют предлоги с помощью учителя-логопеда при составлении словосочетаний   Правильно пишут предлоги со словами, объясняя раздельное написание. Умеют найти и исправить ошибки в употреблении предлогов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания
27.   Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях 1 Закрепление знаний о предлогах и приставках. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие умения выделять приставку и предлог. Развитие умения правильно употреблять приставки и предлоги в речи. Формирование навыка слитного написания приставки и раздельного написания предлога. Развитие орфографической зоркости Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда   Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения. Исправляют допущенные ошибки, подбирая подходящую по значению приставку. Составляют предложения из слов
28. Тренировочные упражнения по различению предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях 1
  Слово — 20 часов
  29. Грамматические признаки слов, обозначающих  предмет – имя существительное 1 Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет. Совершенствование навыка дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета. Развитие умения ставить вопрос к имени существительному. Обогащение и расширение словарного запаса. Развитие зрительного внимания и памяти Классифицируют и называют с помощью учителя-логопеда имена существительные и ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию с помощью учителя-логопеда. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы с опорой на картинный материал. Изменяют слова по образцу Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию. Выделяют имена существительные среди других слов. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы. Изменяют слова по числам
  30. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы 1 Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов — антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к именам существительным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для справок Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами
  31. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте 1 Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса Подбирают к именам существительным слова-антонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда   Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав  антонимы к нужным словам
  32. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы 1 Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Дают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к именам существительным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для справок Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами
  33. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте 1 Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя  слова для справок Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы
  34. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Многозначность — слова омонимы 1 Формирование представлений о словах омонимах. Работа над семантикой слова (соотнесение слова и предмета). Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Развитие чувства языка. Расширение пассивного и активного словарного запаса Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов   Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют значение каждого слова. Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами
             
35. Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное 1 Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос. Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда   Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Ставят вопрос к именам прилагательным. Выделяют имена прилагательные из ряда слов. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки
36. Согласование имен прилагательных  с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже) 1 Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал, записывают словосочетания. Согласуют имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания   Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные нужного рода и числа, составляют словосочетания. Образуют однокоренные имена прилагательные от имен существительных. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания. Записывают текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные
37.       Согласование имен прилагательных  с именем существительным в родительном и винительном падежах 1 Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении и тексте. Развитие орфографической зоркости и чувства языка Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже с помощью наводящих вопросов. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного с помощью учителя-логопеда       Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного. Выделяют окончания имен прилагательных. Вставляют пропущенные окончания прилагательных в предложении и тексте. Вставляют пропущенные имена прилагательные в предложение и текст, соблюдая предложно-падежные конструкции
38.     Согласование имен прилагательных  с именем существительным в дательном падеже 1
39.   Согласование имен прилагательных  с именем существительным в творительном падеже 1
40. Согласование имен прилагательных  с именем существительным в предложном падеже 1
41. Притяжательные прилагательные             1 Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных. Упражнения в постановке вопросов с вопросительными местоимениями. Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Расширение пассивного и активного словарного запаса Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов по образцу. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными по картинкам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением орфографических норм Умеют исправить ошибку, правильно согласовывая в словосочетании прилагательное с именем существительным
42. Сравнительная степень  прилагательных 1 Употребление в речи прилагательных в сравнительной степени. Развитие навыка образования сравнительной степени прилагательных. Обогащение и активизация словарного запаса Образовывают различные формы степеней сравнения прилагательных с помощью опорной таблицы или по образцу. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени Образовывают различные формы степеней сравнения прилагательных. Находят в предложении прилагательные в сравнительной степени. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени. Умеют закончить предложение по смыслу, используя прилагательные в сравнительной степени
43. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Антонимы 1 Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов — антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к именам прилагательным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие признак предмета и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами
44. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте 1 Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса Подбирают к именам существительным слова-антонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда   Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав  антонимы к нужным словам
45. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Синонимы 1 Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Дают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к именам прилагательным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из слов для справок Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета. Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами
46. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте 1 Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя  слова для справок Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы
47. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Многозначность имен прилагательных 1 Закрепление представлений о словах омонимах. Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства  языка Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов   Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют лексическое значение каждого слова. Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова). Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами
48. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Образные слова и выражения 1 Формирование умения определять прямое и переносное значение слов. Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства  языка Подбирают подходящее по смыслу имя прилагательное, используя слова для справок Умеют подбирать прилагательные к именам существительным, основанные на сходстве и сравнении. Подбирают подходящее по смыслу имя прилагательное. Находят в связном тексте образные сравнения имен прилагательных
Связная устная речь – 18 часов
49. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам 1 Развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам учителя-логопеда. Формирование умения составлять полный ответ на вопрос учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте. Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Читают составленные предложения. Предлагают название рассказа   Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Умеют объяснять лексическое значение слов. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Предлагают название рассказа. Пересказывают рассказ  
50. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам 1
51.   Устное сочинение.
Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам
1 Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и картинкам. Составление связного высказывания, по опорным словам, и словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями. Развитие навыков устной связной речи Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания   Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ
52. Устное сочинение.
Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам
1
53.   Устное сочинение. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам 1 Развитие умения составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблиц. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков устной связной речи Отгадывают загадку по лексической теме с опорой на предметную картинку. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице и наводящие вопросы учителя-логопеда. Предлагают название рассказа   Отгадывают загадку по лексической теме. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице. Подбирают слова-признаки, опираясь на знаковую схему. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ
54.     Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным схемам-рисункам       1      
55.   Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) 1 Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие монологической речи Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа   Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ
56. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) 1
57.   Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) 1 Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа   Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ
58. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) 1
59.   Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану 1 Развитие умения составлять описательный рассказ по плану. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением или сложным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте
60. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану 1
61.   Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1 Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют тему рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней простые предложения. Предлагают название рассказа   Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют главную мысль рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные предложения. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте
62. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
63. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
64. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
65.   Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке 1 Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке. Определение и раскрытие  темы текста. Составление связного  высказывания, используя разнообразные языковые средства. Развитие навыков монологической речи Обогащение и развитие словарного запаса Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Предлагают название рассказа. Составляют простые предложения. Записывают составленный рассказ по образцу   Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Предлагают название рассказа. Составляют распространенные  или сложные предложения. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ, учитывая связь предложений в тексте.  Пересказывают рассказ, Записывают коллективно составленный  рассказ
66. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке 1
Работа над выразительностью чтения – 2 часа
67. Диалог. Чтение по ролям 1 Знакомство с понятием «диалог». Развитие умения построения диалога с целью сообщения информации. Ответы на вопросы к диалогу. Развитие интонационной выразительности речи. Проигрывание (инсценировка) диалога. Развитие умения выражать эмоциональное состояние героев. Развитие чувства языка Читают по карточке определение понятия «диалог». Читают диалог. Отвечают на вопросы к диалогу.
Проигрывают  диалог  
Умеют дать определение понятию «диалог» Читают диалог. Отвечают на вопросы полным предложением к диалогу. Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог. Пересказывают диалог по ролям
68. Логическое ударение. Интонационное ударение   1 Развитие навыков выразительного чтения. Выделение логического и интонационного ударения. Работа над интонационной выразительностью речи. Развитие навыков связной устной речи Читают текст выразительно после предварительного разбора. Слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение. Читают предложения с правильной интонацией.   Читают текст выразительно. Умеют выделять логическим  ударением главное  во фразе в зависимости от ее смысла. Соблюдают паузу, интонацию в вопросах, ответах, при чтении и пересказе связных текстов
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
69. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи 1   Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности     Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Воспроизводят слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок
70. Обследование устной речи 1 Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста Читают доступный текст. Отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал
71.   Обследование письменной речи 1 Написание диктанта. Работа над ошибками   Пишут под диктовку простой текст после предварительного разбора совместно с учителем-логопедом Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом