№ | Тема курса | Кол-во часов | Предметное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Обследование устной и письменной речи – 6 часов | ||||||
1. | Обследование звукопроизносительной стороны речи | 1 | Выявление умения произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении Придумывание короткой фразы с заданным словом | Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях). Подбирают картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда | Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом. Подбирают картинки на заданный звук | |
2. | Обследование экспрессивной стороны речи и импрессивной стороны речи | предъявляемых Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам | ||
3. | Обследование связной речи, словарного запаса | 1 | Выявление уровня сформированности развернутого самостоятельного высказывания | Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда | Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам | |
4. | Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова | 1 | Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность | Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно | Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления | |
5. | Обследование навыка чтения | 1 | Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста | Читают простой текст целыми словами. Отвечают на вопросы с опорой на картинку | Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Пересказывают прочитанный текст. | |
6. | Обследование навыка письма | 1 | Написание диктанта | Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора | Умеют писать под диктовку текст | |
Гласные и согласные звуки и буквы– 1 час | ||||||
7. | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Различение понятий «гласный звук», «согласный звук». Выделение в словах гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный согласный/гласный звук. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове. Развитие слухового восприятия |
Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы. Подбирают слова на гласные и согласные звуки с помощью учителя-логопеда Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на наглядность. Делают звуко-буквенный анализ с помощью учителя -логопеда | Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Умеют выявлять особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Умеют производить звуко-буквенные анализ и синтез слов | |
Согласные звуки и буквы — 12 часов | ||||||
8. | Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (на конце слова) | 1 | Различение твердых и мягких согласных. Называние мягкого согласного. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Закрепление умения объяснить правописание слов с мягким знаком на конце. Развитие фонематического слуха | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Записывают слова с мягким знаком на конце с опорой на правило. | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Образуют слова с помощью мягкого знака на конце. Умеют объяснить правописание слов с мягким знаком. | |
9. | Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (в середине слова слов) | 1 | Различение твердых и мягких согласных в середине слова. Называние мягкого согласного в середине слова. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Письмо слов с мягким знаком в середине слов. Закрепление правил переноса слов с мягким знаком. Развитие фонематического слуха | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Делят слова с мягким знаком в середине слов на слоги для переноса с помощью учителя-логопеда. Записывают слова с мягким знаком в середине слова по картинкам | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Умеют переносить слова с мягким знаком в середине слов. Пишут под диктовку слова с мягким знаком в середине | |
10. | Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (в середине и конце слова). Тренировочные упражнения | 1 | Закрепление написания слов с мягким знаком на конце и середине слов в предложениях и тексте. Развитие словарного запаса. Развитие фонематического слуха | Записывают слова с мягким знаком на конце и в середине слова по картинкам. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда | Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слов по картинкам, на слух. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях. Пишут под диктовку текст | |
11. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда | 1 | Развитие умения слышать мягкие согласные перед гласными звуками второго ряда. Развитие умения правильно подбирать пропущенную гласную букву. Запись слов под диктовку. Развитие фонематического слуха и восприятия | Называют согласный, который звучит мягко с помощью учителя-логопеда. Называют гласную букву 2 ряда в слогах и звукосочетаниях, которая влияет на смягчение согласного. Подчеркивают гласную 2 ряда в словах. | Умеют слышать и называть мягкий согласный перед гласными второго ряда. Называют гласную букву 2 ряда в словах, которая влияет на смягчение согласного. Вставляют пропущенную гласную букву 2 ряда в слова. Записывают слоги, звукосочетания, слова под диктовку. |
12. | Тренировочные упражнения по развитию умения обозначать мягкость согласных посредством гласных 2 ряда. | 1 |
13. | Парные звонкие и глухие согласные. Смыслоразличительная роль согласных звуков | 1 | Сравнение звонких и глухих согласных по артикуляции. Сопоставление звонких и глухих согласных с их графическим изображением. Выделение звонких и глухих согласных в начальной позиции. Различение слов, отличающихся начальным согласным звуком по значению. Развитие фонематического слуха и восприятия | Различают согласные по звонкости-глухости с опорой на наличие/отсутствие голоса при произношении. Обозначают на письме соответствующими буквами. Выделяют согласный звук в начальной позиции по предметным картинкам. Вставляют пропущенные согласные буквы с помощью учителя-логопеда | Различают согласные по звонкости-глухости. Обозначают на письме соответствующими буквами. Выделяют согласный звук в начальной позиции по предметным картинкам и на слух. Вставляют пропущенные согласные буквы. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее по смыслу слово | |
14. | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными на конце слов. Различение слов, отличающихся последним согласным звуком по значению. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность. Умеют закончить предложение по картинке | Сравнивают произношение и написание согласных на конце слова. Изменяют слова по образцу. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу | |
15. | Смыслоразличительная роль согласных | 1 | ||||
16. | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова | 1 | Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. | Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность. | Сравнивают произношение и написание согласных в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. | |
17. | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Тренировочные упражнения | 1 | ||||
18. | Непроизносимые согласные в словах, способы проверки правописания | 1 | Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными с помощью учителя-логопеда. Образуют слова с непроизносимыми согласными от данных слов по образцу | Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания | |
19. | Тренировочные упражнения по развитию умения проверять правописание непроизносимых согласных в словах | 1 | ||||
Предложение. Текст – 16 часов | ||||||
20. | Грамматическое оформление предложения. Распространение предложения | 1 | Закрепление согласования различных частей речи (сущ. с глаголом в роде и числе; сущ. с прил. в роде, числе и падеже). Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление и распространение предложений | Составляют предложение из слов с опорой на картинку. Заканчивают предложение по образцу учителя-логопеда | Составляют предложение. Объясняют связи слов в предложении. Строят сложные предложения различного типа. Устанавливают в сложных предложениях причинно-следственные связи. Распространяют предложение, согласовывая слова. Заканчивают предложения по образцу. Вставляют пропущенные слова | |
21. | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | 1 | Согласование слов в предложении с данными словами в различных формах. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление предложений со словами, данными в начальной форме. Укрепление речевого внимания | Умеют согласовывать с помощью наглядности слова-предметы со словами действиями в роде и числе. Заканчивают предложение по образцу учителя-логопеда. Составляют предложение из слов с опорой на картинку | Умеют правильно согласовывать различные части речи, вставлять подходящее по смыслу слово. Распространяют предложения в следующей последовательности: кто? что? что делает? Составляют самостоятельно предложения с опорой (без опоры) на картинку из слов и распространяют его | |
22. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | 1 | Закрепление знаний о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление предложений с именами прилагательными. Выделение имен прилагательных из предложения. Дополнение предложений словами-признаками | Отвечают на вопросы учителя-логопеда, согласуя имена прилагательные с именами существительными в роде и числе с опорой на наглядный материал. Дополняют рассказ словами-признаками, отвечая на вопросы учителя-логопеда | Отвечают на вопросы учителя-логопеда, согласуя имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Составляют предложения с именами прилагательными. Выделяют голосом окончания имен прилагательных. Дополняют рассказ словами-признаками | |
23. | Тренировочные упражнения по грамматическому оформлению предложения и его распространению | 1 | Составление предложений из данных слов по вопросам, картинкам. Выделение главных слов в предложении. Распространенного предложения. Определение последовательности слов в предложении | Составляют предложения по картинкам. Отвечают на вопросы. Вставляют подходящее по смыслу слова по картинкам | Составляют предложения из данных слов в определенной последовательности по вопросам. Составляют предложения по картинкам. Умеют распространять предложения по вопросам. Вставляют подходящее по смыслу слово по картинкам и самостоятельно. Заканчивают предложение, вставляя недостающие слова | |
24. | Управление. Винительный падеж | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда | Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание | |
25. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кого? что? | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
26. | Управление. Родительный падеж. | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложения, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда | Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание | |
27. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
28. | Управление. Дательный падеж. | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда | Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание | |
29. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
30. | Управление. Творительный падеж | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда | Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание | |
31. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кем? чем? | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
33. | Управление. Предложный падеж. | 1 | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда | Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание | |
33. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы на (в) ком? на (в) чем? | 1 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания | |||
34. | Текст. Отличие предложения от текста. | 1 | Развитие умения отличать предложение от текста. Деление текста на предложения. Определение границ предложения по интонации и смысловым вопросам. Правильное обозначение на письме начала и конца предложения. Развитие слухового вербального анализа и синтеза смысловой и интонационной законченности предложений | Выделяют предложения в тексте с помощью учителя. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения | Отличают предложение от текста. Выделяют предложения в тексте. Определяют количество предложений в тексте. Делят текст на предложения. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения | |
35. | Деление текста на предложения | 1 | ||||
Состав слова. Словообразование — 16 часов | ||||||
36. | Слово. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | Подбор однокоренных слов к данным словам. Называние слов с общим корнем. Выделение корня в словах. Дифференциация слов с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов | Выделяют корень словах с помощью учителя-логопеда. Подбирают однокоренные слова из слов для справок. Называют однокоренные слова с опорой на сюжетную картинку | Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Группируют родственные слова путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные “семьи”. Образовывают однокоренные слова | |
37. | Состав слова | 1 | Закрепление знаний о частях слова. Выделение в словах корня, приставки и суффикса. Разбор слов по составу. Словообразование слов с помощью приставки и суффикса. Развитие слухового восприятия и внимания | Читают слова находят корень, выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителя-логопеда. Изменяют слова по образцу. Разбирают слово по составу с помощью учителя-логопеда | Умеют образовывать новые слова от корня с помощью приставки и суффикса. Изменяют слова по образцу. Разбирают слово по составу. Умеют подобрать слово к схемам | |
38. | Состав слова | 1 | ||||
39. | Безударные гласные в корне слова | 1 | Выделение безударного слога и безударной гласной. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Выделяют безударный слог и безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужную гласную букву. | Выделяют в слове безударный слог и безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова. | |
40. | Безударные гласные в корне слова | 1 | ||||
41. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -инк-, -ушк-,-ишк- | 1 | Образование слов, обозначающих предметы при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления | Образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением с опорой на наглядный материал. Выделяют суффикс в словах с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания |
Образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выделяют суффикс в словах. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами | |
42. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: — ок-,-к | 1 | ||||
43. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: — ек-, -ик- | 1 | ||||
44. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -очк-, -ечк- | 1 | ||||
45. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -чик-, -щик- | 1 | ||||
46. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: –ниц-,-иц- | 1 | ||||
47. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: без изменения звуковой структуры в корне слова (гуси-гусёнок) | 1 | Образование слов, обозначающих названия детенышей животных и птиц. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления | Образовывают слова, обозначающие детенышей животных и птиц, с опорой на наглядный материал. Выделяют суффикс в словах с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания |
Образовывают слова, обозначающие детенышей животных и птиц. Выделяют суффикс в словах. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами | |
48. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с чередование звуков в корне (волк-волчонок) | 1 | ||||
49. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: замена корнепроизводного слова (овца-ягненок) | 1 | ||||
50. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с помощью приставок | 1 | Развитие умения образовывать слова, обозначающие предметы приставочным способом. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления | Образовывают слова, обозначающие предметы приставочным способом, с опорой на наглядный материал. Выделяют приставку в словах с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания |
Образовывают слова, обозначающие предметы приставочным способом. Выделяют приставку в словах. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами | |
51. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы — образование сложных слов | 1 | Развитие умения образовывать сложные слова путем слияния двух основ. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления | Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами | Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда (отгадывая загадки). Образовывают слова из двух основ. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами | |
Слово – 13 часов | ||||||
52. | Слово, как часть предложения | 1 | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Графическое изображение слов. Развитие зрительного внимания и памяти | Умеют называть слова, определять их лексическое значение с помощью учителя-логопеда | Имеют представление о «слове» как части предложения, его лексическом значении. Умеют изображать слова графически | |
53. | Слова, обозначающие предмет. Имя существительное | 1 | Различение предмета и слова, как название этого предмета. Соотнесение вопросов кто? что? и слов, обозначающих название предмета. Классификация слов, обозначающих предмет по основным лексическим группам. Развитие зрительного внимания и памяти | Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие предметы и ставить к ним правильный вопрос. Называют основные лексические группы с опорой на картинный материал | Имеют представление о словах, обозначающих предметы. Умеют ставить правильный вопрос к словам, обозначающим предмет. Выделяют слова, обозначающие предметы среди других слов. Классифицируют слова, обозначающие предметы по основным лексическим группам | |
54. | Слова, обозначающие предмет. Слова — «неприятели» (антонимы) | 1 | Определение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к словам, обозначающим предметы. Выбор из слов слова-«неприятели». Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами | Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для справок | Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова – «неприятели». Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы | |
55. | Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении | 1 | Развитие умения подбирать к словам, обозначающим предмет, слова-«неприятели». Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания | Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы с помощью учителя-логопеда | Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы. Подбирают антонимы к словам, дописав предложение | |
56. | Слова, обозначающие предмет. Слова – приятели (синонимы) | 1 | Определение понятия «синонимы». Подбор слов-синонимов к словам, обозначающим предметы. Игра «Подбери одинаковые по значению слова». Составление предложений с синонимами | Читают по карточке определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для справок | Знают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова – «приятели». Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы | |
57. | Подбор синонимов к слову, нахождение в предложении | 1 | Развитие умения подбирать к словам, обозначающим предмет, слова-«приятели». Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении слово, обозначающее предмет, синонимом. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания | Подбирают к словам, обозначающим предметы слова синонимы с помощью учителя-логопеда | Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-синонимы. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении | |
58. | Слова, обозначающие признак предмета. Имя прилагательное | 1 | Углубление представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета. Развитие умения ставить к слову, обозначающему признак предмета, вопрос. Развитие слухового внимания и памяти | Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос | Закрепляют понятие о словах, обозначающих признаки предмета. Умеют правильно изменять слова по родам и числам | |
59. | Слова, обозначающие признак предмета. Антонимы | 1 | Подбор слов-антонимов к словам, обозначающим признак предмета. Выбор из слов слова-«неприятели». Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами | Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок | Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова – «неприятели». Выписывают выделенные слова, обозначающие признак предмета и подбирают к ним антонимы | |
60. | Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в тексте | 1 | Развитие умения подбирать к словам, обозначающим признак предмета, слова-«неприятели». Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания | Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы с помощью учителя-логопеда | Подбирают к словам, обозначающим признак предметы слова-антонимы. Подбирают антонимы к словам, дописав предложение | |
61. | Слова, обозначающие признак предмета. Синонимы | 1 | Определение понятия «синонимы». Подбор слов-синонимов к словам, обозначающим признак предмета. Игра «Подбери одинаковые по значению слова». Составление предложений с синонимами | Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из слов для справок | Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова – «приятели». Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы | |
62. | Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в тексте | 1 | Развитие умения подбирать к словам, обозначающим признак предмета, слова-«приятели». Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении слово, обозначающее признак предмета, синонимом. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания | Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова синонимы с помощью учителя-логопеда | Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-синонимы. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении | |
63. | Слова, обозначающие действие предмета и их роль в предложении. Глагол. | 1 | Закрепление знаний о словах, обозначающих действие предмета. Сопоставление вопроса, на который отвечает слово, с его значением. Развитие правильного представления о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его значением. Подбор слов, отвечающих на вопросы: что делает? что делать? Развитие слухового внимания и памяти | Умеют находить и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним правильный вопрос. Составляют простое предложение с опорой на картинку, используя слова-предметы и слова-действия | Умеют находить и различать слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним вопрос. Подбирают слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делать? Составляют распространенное предложение, используя слова-предметы и слова-действия | |
64. | Слова, обозначающие действие предмета и их роль в предложении. Глагол. | 1 | ||||
Связная устная речь – 4 часа | ||||||
65. | Работа над связной речью. Последовательный пересказ | 1 | Прослушивание (чтение) рассказа. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Установление причинно-следственных связей в содержании рассказа. Выяснение последовательности действий в рассказе. Последовательный пересказ по памяти. | Прослушивают (читают рассказ) и устанавливают причинно-следственные связи с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простыми предложениями. Пересказывают последовательно содержание рассказа с помощью наводящих вопросов | Прослушивают (читают рассказ) и устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенными предложениями. Пересказывают последовательно содержание рассказа | |
66. | Работа над связной речью. Последовательный пересказ | 1 | ||||
67. | Работа над связной речью. Сжатый пересказ (краткий пересказ) | 1 | Прослушивание (чтение) рассказа. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Нахождение главной мысли рассказа. Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана рассказа. Краткий пересказ | Прослушивают (читают рассказ) и находят главную мысль с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простыми предложениями. Озаглавливают части рассказа и составляют план с помощью учителя-логопеда. Пересказывают кратко содержание рассказа с помощью наводящих вопросов | Прослушивают (читают рассказ) и находят главную мысль рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенными предложениями. Делят текст на части. Озаглавливают части рассказа. Составляют план. Пересказывают кратко содержание рассказа | |
68. | Работа над связной речью. Сжатый пересказ (краткий пересказ) | 1 | ||||
Обследование устной и письменной речи – 3 часа | |||||
69. | Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 1 | Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности. Понимание обращенной речи. |
Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Воспроизводят слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок |
70. | Обследование устной речи | 1 | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста | Читают доступный текст. Отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда | Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал |
71. | Обследование письменной речи | 1 | Написание диктанта. Работа над ошибками | Умеют писать предложения или простой текст с помощью учителя-логопеда | Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом |