Логопедические занятия 5 класс 1 вариант 

№   Тема курса Кол-во часов Предметное содержание Дифференциация видов деятельности  обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1. Обследование звукопроизносительной стороны речи 1 Выявление умения произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении Придумывание короткой фразы с заданным словом Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях).  Подбирают  картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом. Подбирают картинки на заданный звук
2. Обследование экспрессивной стороны речи и импрессивной стороны речи   предъявляемых Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности   Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам
3. Обследование связной речи, словарного запаса 1   Выявление уровня  сформированности развернутого самостоятельного высказывания Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам
4. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова 1 Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и  множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и  последовательность Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления
5. Обследование навыка чтения 1 Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста   Читают простой текст целыми словами. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Пересказывают прочитанный текст.
6. Обследование навыка письма 1 Написание диктанта   Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора Умеют писать под диктовку текст  
Гласные и согласные звуки  и  буквы– 1 час
7. Гласные и согласные звуки и буквы 1 Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Различение понятий «гласный звук», «согласный звук». Выделение в словах гласных и согласных звуков.
Подбор слов на заданный согласный/гласный звук. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове. Развитие слухового восприятия
Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы. Подбирают слова на гласные и согласные звуки с помощью учителя-логопеда Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на наглядность. Делают звуко-буквенный анализ с помощью учителя -логопеда   Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Умеют выявлять особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Умеют производить звуко-буквенные анализ и синтез слов
Согласные звуки и буквы —  12 часов
8. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (на конце слова)                       1                             Различение твердых и мягких согласных. Называние мягкого согласного. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Закрепление умения объяснить правописание слов с мягким знаком на конце. Развитие фонематического слуха Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Записывают слова с мягким знаком на конце с опорой на правило.       Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Образуют слова с помощью мягкого знака на конце. Умеют объяснить правописание слов с мягким знаком.
9. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (в середине слова слов) 1 Различение твердых и мягких согласных в середине слова. Называние мягкого согласного в середине слова. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Письмо слов с мягким знаком в середине слов. Закрепление правил переноса слов с мягким знаком. Развитие фонематического слуха Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Делят слова с мягким знаком в середине слов на слоги для переноса с помощью учителя-логопеда. Записывают слова с мягким знаком в середине слова по картинкам Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Умеют переносить слова с мягким знаком в середине слов. Пишут под диктовку слова с мягким знаком в середине  
10. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (в середине и конце слова). Тренировочные упражнения 1 Закрепление написания слов с мягким знаком на конце и середине слов в предложениях и тексте. Развитие словарного запаса. Развитие фонематического слуха Записывают слова с мягким знаком на конце и в середине слова по картинкам. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слов по картинкам, на слух. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях. Пишут под диктовку текст
             
11.   Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда 1 Развитие умения слышать мягкие согласные перед гласными звуками второго ряда. Развитие умения правильно подбирать пропущенную гласную букву. Запись слов под диктовку. Развитие фонематического слуха и восприятия Называют согласный, который звучит мягко с помощью учителя-логопеда. Называют гласную букву 2 ряда в слогах и звукосочетаниях, которая влияет на смягчение согласного. Подчеркивают гласную 2 ряда в словах. Умеют слышать и называть мягкий согласный перед гласными второго ряда. Называют гласную букву 2 ряда в словах, которая влияет на смягчение согласного. Вставляют пропущенную гласную букву 2 ряда в слова. Записывают слоги, звукосочетания, слова под диктовку.
12. Тренировочные упражнения по развитию умения обозначать мягкость согласных посредством гласных 2 ряда. 1        
13. Парные звонкие и глухие согласные. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 Сравнение звонких и глухих согласных по артикуляции. Сопоставление звонких и глухих согласных с их графическим изображением. Выделение звонких и глухих согласных в начальной позиции. Различение слов, отличающихся начальным согласным звуком по значению. Развитие фонематического слуха и восприятия Различают согласные по звонкости-глухости с опорой на наличие/отсутствие голоса при произношении. Обозначают на письме соответствующими буквами. Выделяют согласный звук в начальной позиции по предметным картинкам. Вставляют пропущенные согласные буквы с помощью учителя-логопеда Различают согласные по звонкости-глухости. Обозначают на письме соответствующими буквами. Выделяют согласный звук в начальной позиции по предметным картинкам и на слух. Вставляют пропущенные согласные буквы. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее по смыслу слово
14.   Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. 1 Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными на конце слов. Различение слов, отличающихся последним согласным звуком по значению. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность. Умеют закончить предложение по картинке Сравнивают произношение   и написание согласных на конце слова. Изменяют слова по образцу. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.  Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу
15. Смыслоразличительная роль согласных 1
16.   Парные звонкие и глухие согласные в середине слова 1 Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность.   Сравнивают произношение   и написание согласных в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.
17. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Тренировочные упражнения 1
18.   Непроизносимые согласные в словах, способы проверки правописания 1 Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными с помощью учителя-логопеда. Образуют слова с непроизносимыми согласными от данных слов по образцу   Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания
19. Тренировочные упражнения по развитию умения проверять правописание непроизносимых согласных в словах 1
Предложение. Текст – 16 часов
20. Грамматическое оформление предложения. Распространение предложения         1 Закрепление согласования различных частей речи (сущ. с глаголом в роде и числе; сущ. с прил. в роде, числе и падеже). Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление и распространение предложений Составляют предложение из слов с опорой на картинку. Заканчивают предложение по образцу учителя-логопеда       Составляют предложение. Объясняют связи слов в предложении. Строят сложные предложения различного типа. Устанавливают в сложных предложениях причинно-следственные связи.  Распространяют предложение, согласовывая слова. Заканчивают предложения по образцу. Вставляют пропущенные слова
21. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе 1 Согласование слов в предложении с данными словами в различных формах. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление предложений со словами, данными в начальной форме. Укрепление речевого внимания Умеют согласовывать с помощью наглядности слова-предметы со словами действиями в роде и числе. Заканчивают предложение по образцу учителя-логопеда. Составляют предложение из слов  с опорой на картинку Умеют правильно согласовывать различные части речи, вставлять подходящее по смыслу слово. Распространяют предложения в следующей последовательности: кто? что?  что делает? Составляют самостоятельно предложения с опорой (без опоры) на картинку из слов и распространяют его
22. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе 1 Закрепление знаний о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление предложений с именами прилагательными. Выделение имен прилагательных из предложения. Дополнение предложений словами-признаками Отвечают на вопросы учителя-логопеда, согласуя имена прилагательные с именами существительными в роде и числе с опорой на наглядный материал. Дополняют рассказ словами-признаками, отвечая на вопросы учителя-логопеда     Отвечают на вопросы учителя-логопеда, согласуя имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Составляют предложения с именами прилагательными. Выделяют голосом окончания имен прилагательных. Дополняют рассказ словами-признаками
23. Тренировочные упражнения по грамматическому оформлению предложения и его распространению 1 Составление предложений из данных слов по вопросам, картинкам. Выделение главных слов в предложении. Распространенного предложения. Определение последовательности слов в предложении Составляют предложения по картинкам. Отвечают на вопросы. Вставляют подходящее по смыслу слова по картинкам   Составляют предложения из данных слов в определенной последовательности по вопросам. Составляют предложения по картинкам. Умеют распространять предложения по вопросам. Вставляют подходящее по смыслу слово по картинкам и самостоятельно. Заканчивают предложение, вставляя недостающие слова
24. Управление. Винительный падеж 1 Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда   Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание
25. Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кого? что? 1 Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания
26. Управление. Родительный падеж. 1 Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложения, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда   Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание
27. Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? 1 Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания
28. Управление. Дательный падеж. 1 Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда   Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание
29. Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? 1 Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания
30. Управление. Творительный падеж 1 Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда   Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание
31. Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кем? чем? 1 Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания
33. Управление. Предложный падеж. 1 Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания Составляют словосочетания и предложения, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Вставляют по смыслу слова в предложения с опорой на картинку. Пишут предложение, изменив в них последнее слово с помощью учителя-логопеда   Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в нужном падеже. Находят и исправляют ошибки в предложениях. Составляют предложения из слов Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют закончить предложение по вопросам. Пишут предложение, изменив в них последнее слово. Выделяют в словах окончание
33. Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы на (в) ком? на (в) чем? 1 Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания
34.   Текст. Отличие предложения от текста. 1 Развитие умения отличать предложение от текста. Деление текста на предложения. Определение границ предложения по интонации и смысловым вопросам. Правильное обозначение на письме начала и конца предложения. Развитие слухового вербального анализа и синтеза смысловой и интонационной законченности предложений Выделяют предложения в тексте с помощью учителя. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения Отличают предложение от текста. Выделяют предложения в тексте. Определяют количество предложений в тексте. Делят текст на предложения. Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и конец предложения
35. Деление текста на предложения 1
Состав слова. Словообразование  — 16 часов
36.   Слово. Однокоренные слова. Корень слова 1 Подбор однокоренных слов к данным словам. Называние слов с общим корнем. Выделение корня в словах. Дифференциация слов с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов Выделяют корень словах с помощью учителя-логопеда. Подбирают однокоренные слова из слов для справок. Называют однокоренные слова с опорой на сюжетную картинку   Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Группируют родственные слова путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные “семьи”. Образовывают однокоренные слова
37. Состав слова 1 Закрепление знаний о частях слова. Выделение в словах корня, приставки и суффикса. Разбор слов по составу. Словообразование слов с помощью приставки и суффикса. Развитие слухового восприятия и внимания Читают слова находят корень, выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителя-логопеда. Изменяют слова по образцу. Разбирают слово по составу с помощью учителя-логопеда Умеют образовывать новые слова от корня с помощью приставки и суффикса. Изменяют слова по образцу. Разбирают слово по составу. Умеют подобрать слово к схемам  
38. Состав слова 1
             
39.   Безударные гласные в корне слова 1 Выделение безударного слога и безударной гласной. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Выделяют безударный слог и безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и  называют нужную гласную букву.       Выделяют в слове безударный слог и безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают   к ним проверочные слова.
40.         Безударные гласные в корне слова   1    
41.   Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -инк-, -ушк-,-ишк- 1 Образование слов, обозначающих предметы при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением с опорой на наглядный материал.
Выделяют суффикс в словах с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания  
Образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выделяют суффикс в словах. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
42. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: — ок-,-к 1
43. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: — ек-, -ик- 1
44. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -очк-, -ечк- 1
45. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -чик-, -щик- 1
46. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: –ниц-,-иц- 1
47. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: без изменения звуковой структуры в корне слова (гуси-гусёнок) 1 Образование слов, обозначающих названия детенышей животных и птиц. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Образовывают слова, обозначающие детенышей животных и птиц, с опорой на наглядный материал.
Выделяют суффикс в словах с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания  
Образовывают слова, обозначающие детенышей животных и птиц. Выделяют суффикс в словах. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
48. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с чередование звуков в корне (волк-волчонок) 1
49. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: замена корнепроизводного слова (овца-ягненок) 1
50. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с помощью приставок 1 Развитие умения образовывать слова, обозначающие предметы приставочным способом. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Образовывают слова, обозначающие предметы приставочным способом, с опорой на наглядный материал.
Выделяют приставку в словах с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания  
Образовывают слова, обозначающие предметы приставочным способом. Выделяют приставку в словах. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
51. Анализ способов образования слов, обозначающих предметы —  образование сложных слов 1 Развитие умения образовывать сложные слова путем слияния двух основ. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда (отгадывая загадки). Образовывают слова из двух основ. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
Слово – 13 часов
52. Слово, как часть предложения           1 Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Графическое изображение слов. Развитие зрительного внимания и памяти Умеют называть слова, определять их лексическое значение с помощью учителя-логопеда   Имеют представление о «слове» как части предложения, его лексическом значении. Умеют изображать слова графически
53. Слова, обозначающие предмет. Имя существительное 1 Различение предмета и слова, как название этого предмета. Соотнесение вопросов кто? что? и слов, обозначающих название предмета. Классификация слов, обозначающих предмет по основным лексическим группам. Развитие зрительного внимания и памяти Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие предметы и ставить к ним правильный вопрос. Называют основные лексические группы с опорой на картинный материал Имеют представление о словах, обозначающих предметы. Умеют ставить правильный вопрос к словам, обозначающим предмет. Выделяют слова, обозначающие предметы среди других слов. Классифицируют слова, обозначающие предметы по основным лексическим группам
54. Слова, обозначающие предмет. Слова — «неприятели» (антонимы) 1 Определение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к словам, обозначающим предметы. Выбор из слов слова-«неприятели». Игра «Подбери пару». Составление  предложений с антонимами Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для справок   Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова – «неприятели». Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы
55. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении 1 Развитие умения подбирать к словам, обозначающим предмет, слова-«неприятели». Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы с помощью учителя-логопеда Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы. Подбирают антонимы к словам, дописав предложение
56. Слова, обозначающие предмет. Слова – приятели (синонимы) 1 Определение понятия «синонимы». Подбор слов-синонимов к словам, обозначающим предметы. Игра «Подбери одинаковые по значению слова». Составление  предложений с синонимами Читают по карточке определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для справок Знают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова – «приятели». Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы
57. Подбор синонимов к слову, нахождение в предложении 1 Развитие умения подбирать к словам, обозначающим предмет, слова-«приятели». Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении слово, обозначающее предмет, синонимом. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Подбирают к словам, обозначающим предметы слова синонимы с помощью учителя-логопеда   Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-синонимы. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении
58. Слова, обозначающие признак предмета. Имя прилагательное 1 Углубление представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета. Развитие умения ставить к слову, обозначающему признак предмета, вопрос. Развитие слухового внимания и памяти Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос Закрепляют понятие о словах, обозначающих признаки предмета. Умеют правильно изменять слова по родам и числам
59. Слова, обозначающие признак предмета. Антонимы 1 Подбор слов-антонимов к словам, обозначающим признак предмета. Выбор из слов слова-«неприятели». Игра «Подбери пару». Составление  предложений с антонимами Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок   Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова – «неприятели». Выписывают выделенные слова, обозначающие признак предмета и подбирают к ним антонимы
60. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в тексте 1 Развитие умения подбирать к словам, обозначающим признак предмета, слова-«неприятели». Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы с помощью учителя-логопеда   Подбирают к словам, обозначающим признак предметы слова-антонимы. Подбирают антонимы к словам, дописав предложение
61. Слова, обозначающие признак предмета. Синонимы 1 Определение понятия «синонимы». Подбор слов-синонимов к словам, обозначающим признак предмета. Игра «Подбери одинаковые по значению слова». Составление  предложений с синонимами Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим признак  предмета, слова синонимы из слов для справок Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова – «приятели». Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы
62. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в тексте 1 Развитие умения подбирать к словам, обозначающим признак предмета, слова-«приятели». Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении слово, обозначающее признак предмета, синонимом. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова синонимы с помощью учителя-логопеда   Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-синонимы. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении
63. Слова, обозначающие действие предмета и их роль в предложении. Глагол. 1 Закрепление знаний о словах, обозначающих действие предмета. Сопоставление вопроса, на который отвечает слово, с его значением. Развитие правильного представления о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его значением. Подбор слов, отвечающих на вопросы: что делает? что делать? Развитие слухового внимания и памяти Умеют находить и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним правильный вопрос. Составляют простое предложение с опорой на картинку, используя слова-предметы и слова-действия Умеют находить и различать слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним вопрос.  Подбирают слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делать? Составляют распространенное предложение, используя слова-предметы и слова-действия
64. Слова, обозначающие действие предмета и их роль в предложении. Глагол. 1
Связная устная речь – 4 часа
65.   Работа над связной речью. Последовательный пересказ 1 Прослушивание (чтение) рассказа. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Установление причинно-следственных связей в содержании рассказа. Выяснение последовательности действий в рассказе. Последовательный пересказ по памяти. Прослушивают (читают рассказ) и устанавливают причинно-следственные связи с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простыми предложениями. Пересказывают последовательно содержание рассказа с помощью наводящих вопросов Прослушивают (читают рассказ) и устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенными предложениями. Пересказывают последовательно содержание рассказа
66.           Работа над связной речью. Последовательный пересказ     1  
67.   Работа над связной речью. Сжатый пересказ (краткий пересказ) 1 Прослушивание (чтение) рассказа. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Нахождение главной мысли рассказа. Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана рассказа. Краткий пересказ   Прослушивают (читают рассказ) и находят главную мысль с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простыми предложениями. Озаглавливают части рассказа и составляют план с помощью учителя-логопеда. Пересказывают кратко содержание рассказа с помощью наводящих вопросов Прослушивают (читают рассказ) и находят главную мысль рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенными предложениями. Делят текст на части. Озаглавливают части рассказа. Составляют план. Пересказывают кратко содержание рассказа
68.   Работа над связной речью. Сжатый пересказ (краткий пересказ)   1
             
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
69. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи 1       Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности.
Понимание обращенной речи.            
Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Воспроизводят слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда           Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок
70. Обследование устной речи 1 Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста Читают доступный текст. Отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал
71.   Обследование письменной речи 1 Написание диктанта. Работа над ошибками   Умеют писать предложения или простой текст с помощью учителя-логопеда Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом