№ | Тема курса | Кол-во часов | Предметное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Минимальный уровень | ||||
Обследование устной и письменной речи – 6 часов | |||||
1. | Обследование звукопроизносительной стороны речи | 1 | Выявление умения ребенка произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении. Придумывание короткой фразы с заданным словом | Произносят звуки, слова ( |
Произносят звуки, слова ( |
2. | Обследование экспрессивной стороны речи и импрессивной стороны речи | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам |
3. | Обследование связной речи, словарного запаса | 1 | Выявление |
Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда | Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам |
4. | Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова | 1 | Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность | Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно | Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления |
5. | Обследование навыка чтения | 1 | Чтение предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста. | Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку | Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания |
6. | Обследование навыка письма | 1 | Написание диктанта | Списывают с печатного шрифта доступный текст, вставляя пропущенные буквы. Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора | Умеют писать под диктовку текст |
Гласные и согласные звуки – 1 час | |||||
7. | Гласные и согласные звуки. Их различение | 1 | Закрепление связи между звуком и буквой. Произношение гласных и согласных звуков, их различие. Выделение в словах гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги, выделение гласных и согласных | Умеют слышать и выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков и букв с помощью учителя-логопеда. Делят слова на слоги, определяют звук (гласный или согласный). Осуществляют звуко-буквенный анализ с помощью учителя –логопеда | Знают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Умеют изображать с помощью условных символов гласные и согласные звуки. Находят заданную букву, обозначающие гласный или согласный звук из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Делят слова на слоги, Умеют проводить звуко-буквенный анализ и синтез слова |
Предложение – 4 часа | |||||
8. | Уточнение и закрепление понятия «предложение» | 1 | Определение понятия «Предложение». Составление и запись предложений по картинкам. Составление графической схемы предложения. Определение количества слов в предложении. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа | С помощью учителя-логопеда составляют распространенное предложение с опорой на картинку. Умеют составлять и записывать предложения по картинкам. Составляют графические схемы предложений. Определяют количество слов в предложении с помощью учителя-логопеда | Умеют чувствовать синтаксическую основу предложения. Составляют распространенное предложение; следят за правильностью произнесения фразы. Составляют и записывают предложения по картинкам, графическим схемам, предложений. Определяют количество слов в предложении |
9. | Интонационное оформление предложений | 1 | Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения. Понимание видов предложения по цели высказывания. Функции предложения. Развитие слухового восприятия | Умеют произносить простые предложения, делая остановку в конце предложения. По образцу учителя-логопеда правильно произносят предложения по цели высказывания. Ставят знаки в конце предложения с помощью учителя-логопеда и в соответствии с целью высказывания | Умеют слышать, чувствовать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания; правильно передавать тембровую окраску предложения в соответствии с заданием учителя-логопеда, опираясь на слуховое восприятие. Ставят правильный знак в конце предложения в соответствии с целью высказывания |
10. | Предложение. Составление предложений по вопросу, по началу, из набора слов, «деформированные предложения» | 1 | Составление предложений из разрозненных слов, по началу предложения, вопросу учителя-логопеда. Составляют из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме, предложение. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа | Отвечают на вопрос учителя-логопеда полным ответом. Составляют предложения по его началу с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Составляют предложения из слов, данных в правильной грамматической форме с помощью учителя-логопеда | Отвечают на вопрос учителя-логопеда полным ответом. Составляют предложения по его началу. Составляют предложения из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме. Составляют предложения из данных слов так, чтобы выделенные слова были первыми в предложении. Составляют предложения, поставив слова в нужном порядке и падеже |
11. | Предложение. Тренировочные упражнения по составлению предложений по вопросу, по началу, из набора слов, «деформированные предложения» | 1 | |||
Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 15 часов | |||||
12. | Гласные звуки .Артикуляция гласных, способы образования. Слогообразующая роль гласных | 1 | Уточнение и закрепление артикуляции гласных звуков. Произношение гласных звуков. Закрепление понятия о слогообразующей роли гласных звуков. Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции. Графическое изображение гласных звуков в словах | Правильно произносят гласные звуки и соотносят их с соответствующей буквой. Умеют вычленять гласный звук в слове в ударной позиции в начале и конце слова, под ударением на слух. Называют первый звук в слове с помощью учителя-логопеда | Знают характеристику и нормы произношения гласных звуков. Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителя- логопеда. Соотносят звук с буквой и цветовым символом. Называют гласный звук в слове в ударной позиции: в начале, середине, конце слова по картинному материалу и на слух. Выделяют первый и последний звук в слове |
13. | Выделение (узнавание) звука из ряда гласных, слогов, на фоне слова. Определение места звука и буквы в слове. Выделение гласных под ударением в начале, середине, конце слова | 1 | Выделение гласных звуков в начальной позиции, под ударением в начале, середине, конце слова. Определение места гласного звука в слове. Выделение первого и последнего звука в слове с опорой на предметную картинку и без нее. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие слухового восприятия | ||
14. | Дифференциация звуков и букв И — Й | 1 | Произнесение звуков и называние букв Сравнение звуков по артикуляции, букв – по написанию и цветовым символам (И-красный, Й-зеленый) Выделение звуков в словах, определение места звука в словах и называние соответствующей буквы. Написание пропущенных букв в словах. Дифференциация предметных картинок Упражнения в словоизменении слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза | Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами. Сравнивают звуки по артикуляции и произношению. Вставляют пропущенные буквы в слова с опорой на предметные картинки. Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда | Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами. Сравнивают звуки по артикуляции и произношению. Умеют правильно подобрать цветовой символ к звукам. Выделяют и определяют место звуков в словах. Вставляют пропущенные буквы в слова, словосочетания, простые предложения. Изменяют слова по образцу |
15. | Образование гласных звуков 2 ряда | 1 | Прослушивание сказки об образовании гласных 2 ряда. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Выделение голосом гласной в начале и конце слова и запись соответствующей буквы на слух и по предметным картинкам. Развитие фонематического слуха и восприятия | Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно. Выделяют голосом начальную гласную в слове и записывают соответствующую букву (на слух) | Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Выделяют голосом гласную в начале и конце слова и записывают соответствующую букву (на слух и по предметным картинкам) |
16. | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в слогах, словах и словосочетаниях | 1 | Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных в словах. Составление словосочетаний. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания | Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда | Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву |
17. | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в предложениях и тексте | 1 | Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными И-Ы. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных |
Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя — логопеда | Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы |
18. | Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: У-Ю в слогах, словах и словосочетаниях | 1 | Различение звуков изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков в словах. Составление словосочетаний. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания | Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда | Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву |
19. | Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: У-Ю в предложениях и тексте | 1 | Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными У-Ю. Дифференцированная запись слов из предложений Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха | Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда | Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы |
20. | Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: А-Я в слогах, словах и словосочетаниях | 1 | Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных в словах. Составление словосочетаний. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Формирование навыков анализа и синтеза слов Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания | Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда | Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в словах нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву |
21. | Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: А-Я в предложениях и тексте | 1 | Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными звуков А-Я. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха |
Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда | Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными звуками . Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы |
22. | Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: О-Ё в слогах, словах и словосочетаниях | 1 | Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков в словах. Составление словосочетаний. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания | Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда | Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву |
23. | Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: О-Ё в предложениях и тексте | 1 | Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными О-Ё. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных звуков в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха | Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда | Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы |
24. | Дифференциация гласных: Ё-Ю в слогах, словах и словосочетаниях | 1 | Различение букв в слогах и словах. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков в словах. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания | Называют начальные буквы в словах. Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда | Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Называют буквы в словах (в начале, середине, конце) и записывают их. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву |
25. | Дифференциация гласных: Ё-Ю в предложениях и тексте | 1 | Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными Ю-Ё. Дифференцированная запись слов из предложений Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха | Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда | Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы |
26. | Тренировочные упражнения по дифференциации гласных звуков 1 и 2 ряда | 1 | Чтение слов парами. Сравнение слов по смыслу и написанию. Называние гласных звуков, стоящих после согласных в словах. Составление предложений с парами слов. Написание пропущенных гласных в предложениях . Написание под диктовку слов и предложений. Развитие фонематического слуха | Читают слова парами. Сравнивают пары слов по звучанию. Называют гласные звуки, стоящие после согласных. Составляют предложения с опорой на картинку с парами слов. Вставляют в предложение пропущенные слова с помощью учителя-логопеда. Списывают слова и предложения | Читают слова парами. Умеют сравнить и объяснить значение слов. Выделяют гласные, стоящие после согласных. Различают твердые и мягкие согласные звуки. Умеют подчеркнуть мягкие согласные буквы в словах. Составляют предложения без опоры) на картинку с парами слов. Вставляют в предложение пропущенные слова. Пишут под диктовку слова и предложения |
Мягкий знак на конце в середине слова – 3 часа | |||||
27. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме (на конце слова) | 1 | Различение твердых и мягких согласных. Называние мягкого согласного. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Развитие умения писать слова с мягким знаком на конце. Развитие фонематического слуха | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Умеют писать слова с мягким знаком и без него на конце слов под диктовку |
28. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных (в середине слов) | 1 | Различение твердых и мягких согласных звуков в середине слова. Называние мягкого согласного в середине слова. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Развитие умения писать слова с мягким знаком в середине. Развитие фонематического слуха | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами. Записывают слова по предметным картинкам | Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Выделяют произношением мягкие согласные звуки и обозначают их на письме. Пишут слова под диктовку |
29. | Тренировочные упражнения по обозначению мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | Закрепление написания слов с мягким знаком на конце и середине слова в предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха | Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по картинкам. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда | Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по картинкам, на слух. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях. Пишут под диктовку текст |
Сочетание гласных с шипящими – 2 часа | |||||
30. | Работа над преодолением ошибок на правописание: чу-щу, ча-ща | 1 | Различение звуков по акустическим признакам. Дифференциация звуков и букв для обозначения на письме после шипящих. Закрепление правописания слов с сочетаниями шипящих и гласных звуков. Чтение и написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу; ши-жи. Изменение слов по образцу. Развитие умения находить в словах данные сочетания. Образование слов из предложенных слогов. Отгадывание загадок, закрепление правописания слов-отгадок | Закрепляют правописание слов с сочетаниями гласных звуков с шипящими. Изменяют слова по образцу. Пишут слова на изучаемое правило с помощью учителя-логопеда. Отгадывают загадки | Закрепляют правописание слов с сочетаниями гласных звуков с шипящими. Умеют объяснить орфограмму. Отгадывают загадки, записывают слова-отгадки. Накапливают слова с изучаемой орфограммой |
31. | Работа над преодолением ошибок на правописание: жи-ши | 1 |
Дифференциация согласных по глухости-звонкости — 20 часов (дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся, различаемые пары могут ежегодно варьироваться) | |||||
32. | Звук и буква К. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой К | 1 | Упражнения в правильном произнесении звука. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Развитие звукового анализа и синтеза | Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
33. | Звук и буква Г. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Г | 1 |
34. | Дифференциация звука и буквы Г- К. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию | 1 | Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно | Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором | Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице |
35. | Различение звука и буквы Г — К в слогах, словах | 1 | Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением | Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
36. | Различение звука и буквы Г — К в предложениях, связных текстах | 1 | Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки |
37. | Звук и буква Ж. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. | 1 | Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Формирование навыков анализа и синтеза слов. | Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
38. | Звук и буква Ш. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. | 1 |
39. | Дифференциация звуков и букв Ж — Ш. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию | 1 | Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно | Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором | Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице |
40. | Различение звуков и букв Ж — Ш в слогах, словах | 1 | Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением | Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочкии чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
41. | Различение звуков и букв Ж — Ш в предложениях, связных текстах | 1 | Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки |
42. | Звук и буква В. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. | 1 | Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Развитие звукового анализа и синтеза | Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
43. | Звук и буква Ф. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. | ||||
44. | Дифференциация звуков и букв В — Ф. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию | 1 | Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно | Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором | Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице |
45. | Различение звуков и букв В — Ф в слогах, словах | 1 | Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением | Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
46. | Различение звуков и букв В — Ф в предложениях, связных текстах | 1 | Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки |
47. | Звук и буква З. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой З | 1 | Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. | Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
48. | Звук и буква С. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой С | 1 | Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно. | Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором | Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице |
49. | Дифференциация звуков и букв З — С. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию | 1 | |||
50. | Различение З — С в слогах, словах | 1 | Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением | Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно | Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом |
51. | Различение З — С в предложениях, связных текстах | 1 | Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом | Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки |
Слово — 4 часа | |||||
52. | Родственные слова | 1 | Умение находить и выделять группы родственных слов. Подбор родственных слов к данным словам. Выделение общей части в родственных словах. Выделение из ряда слов неподходящего по смыслу слово. Развитие навыка словообразования и подбора родственных слов | Находят и выделяют родственные слова, ориентируясь на цветовые символы. Выделяют общую часть в родственных словах с помощью учителя-логопеда | Находят и выделяют родственные слова. Выделяют общую часть в родственных словах. Умеют подобрать родственные слова по главному слову «гнезда» родственных слов. Выделяют на слух родственные слова. Образовывают новые родственные слова |
53. | Родственные слова | 1 | |||
54. | Состав слова. Образование слов | 1 | Выделение в словах корня, приставки и суффикса. Словообразование слов с помощью приставки и суффикса. Развитие слухового восприятия и внимания | Читают слова находят корень, выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителя-логопеда. Изменяют слова по образцу | Умеют образовывать новые слова от корня с помощью приставки и суффикса. Изменяют слова по образцу. Умеют подобрать подходящее по смыслу слово в предложении |
55. | Состав слова. Образование слов | 1 | |||
Ударение. Безударные гласные в слове– 5 часов | |||||
56. | Ударение (фонетическая и смыслоразличительная роль) | 1 | Выделение голосом ударного слога. Определение сильной позиции гласного звука в слове. Постановка ударения в словах. Подбор к слову соответствующей картинки. Выбор слова с одинаковым написанием, но разным значением. Расширение и активизация словарного запаса Развитие фонематического слуха и восприятия | Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания с помощью учителя-логопеда | Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания. Умеют слышать ударный гласный в слове. Умеют понимать значение слова, когда ударение перемещается |
57. | Форморазличительная роль ударения | 1 | Чтение предложений парами. Развитие умения находить слова с одинаковым написанием. Постановка ударения. Грамматическое значение слов | Читают предложения парами. Находят слова с одинаковым написанием. Ставят ударение в выделенных словах с помощью учителя-логопеда | Читают предложения парами. Находят слова с одинаковым написанием. Умеют поставить ударение в словах в соответствии со смысловым значением. Объясняют грамматическое значение слов в предложении |
58. | Ударные и безударные гласные в слове. | 1 | Прослушивание стихотворения про ударение. Постановка ударения в словах. Выделение безударных гласных звуков в словах. Словоизменение и словообразование слов. Запись слов с пропущенными буквами | Слушают стихотворение про ударение. Ставят ударение в словах с помощью учителя-логопеда. Выделяют безударные гласные с помощью учителя-логопеда. Вставляют в слова пропущенные безударные гласные, используя слова для справок | Слушают стихотворение про ударение. Умеют поставить ударение в словах. Выделяют безударные гласные и подбирают проверочные слова. Вставляют в слова пропущенные безударные гласные |
59. | Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным звуков | 1 | Выделение безударного слога и безударной гласной. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия | Выделяют безударный слог и безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужную гласную букву | Выделяют в слове безударный слог и безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление гнезд родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова |
60. | Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов к словам с безударной гласной | 1 | |||
Предлоги. Дифференциация предлогов – 8 часов | |||||
61. | Предлог, как самостоятельное слово | 1 | Закрепление знаний о предлоге как слове и его роли в речи. Отработка пространственного значения предлогов. Развитие умения находить предлоги в предложении. Правильное использование предлогов в речи | Повторяют предлоги и находят их в словосочетании и предложении с помощью учителя-логопеда | Повторяют предлоги, их значение и роль в словосочетаниях и предложениях. Находят предлоги в предложении Правильно используют предлоги в речи |
62. | Дифференциация предлогов. На – в | 1 | Различение предлогов между собой. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога. Запись предложений с использованием предлогов. Развитие пространственных представлений | Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно с использованием предлогов. Выбирают нужный предлог с опорой на картинку. Записывают предложения с использованием предлога с помощью учителя-логопеда | Различают предлоги. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных конструкций. Вставляют нужный пропущенный предлог в словосочетание (предложение) |
63. | Дифференциация предлогов. С – из | 1 | |||
64. | Дифференциация предлогов. По – к | 1 | |||
65. | Дифференциация предлогов. За — из-за | 1 | |||
66. | Дифференциация предлогов. Над – под | 1 | |||
67. | Употребление предлогов в связной речи | 1 | Различение предлогов между собой. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога. Составление предложений из слов с использованием нужных предлогов. Развитие пространственных представлений | Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно с использованием предлогов. Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая нужный предлог с помощью учителя-логопеда | Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных конструкций. Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая нужный предлог. Вставляют нужные пропущенные предлоги в предложения. Составляют предложении из данных слов, изменяя слова по смыслу |
68. | Тренировочные упражнения по употреблению предлогов в речи | 1 | |||
Обследование устной и письменной речи – 3 часа | |||||
69. | Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи | 1 | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда | Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам |
70. | Обследование устной речи | 1 | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста | Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку | Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал |
71. | Обследование письменной речи | 1 | Написание диктанта. Работа над ошибками | Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта. Умеют написать слова или простую фразу с помощью учителя-логопеда | Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом |