Логопедические занятия 4 класс 1 вариант 

№   Тема курса Кол-во часов Предметное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень Минимальный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1. Обследование звукопроизносительной стороны речи 1 Выявление умения ребенка произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении. Придумывание короткой фразы с заданным словом Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях). Подбирают картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда   Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом. Подбирают картинки на заданный звук  
2. Обследование экспрессивной стороны речи и импрессивной стороны речи   Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности   Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам
3. Обследование связной речи, словарного запаса 1 Выявление степени уровня  сформированности развернутого самостоятельного высказывания Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам
4. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова 1 Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и  множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления
5. Обследование навыка чтения 1 Чтение предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста.   Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания
6. Обследование навыка письма 1 Написание диктанта   Списывают с печатного шрифта доступный текст, вставляя пропущенные буквы. Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора Умеют писать под диктовку текст  
Гласные и согласные звуки – 1 час
7. Гласные и согласные звуки. Их различение 1 Закрепление связи между звуком и буквой. Произношение гласных и согласных звуков, их различие. Выделение в словах гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги, выделение гласных и согласных Умеют слышать и выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков и букв с помощью учителя-логопеда. Делят слова на слоги, определяют звук (гласный или согласный). Осуществляют звуко-буквенный анализ с помощью учителя –логопеда Знают и различают гласные и согласные звуки.  Выявляют особенности звуков при произношении. Умеют изображать с помощью условных символов гласные и согласные звуки. Находят заданную  букву, обозначающие  гласный или согласный звук из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Делят слова на слоги,
Умеют проводить  звуко-буквенный анализ и синтез слова
Предложение – 4 часа
8. Уточнение и закрепление понятия «предложение» 1 Определение понятия «Предложение». Составление и запись предложений по картинкам. Составление графической схемы предложения. Определение количества слов в предложении.  Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа   С помощью учителя-логопеда составляют распространенное предложение с опорой на картинку. Умеют составлять и записывать предложения по картинкам. Составляют графические схемы предложений. Определяют количество слов в предложении с помощью учителя-логопеда Умеют чувствовать синтаксическую основу предложения. Составляют распространенное предложение; следят  за правильностью произнесения фразы. Составляют и записывают предложения по картинкам, графическим схемам, предложений. Определяют количество слов в предложении
9. Интонационное оформление предложений 1 Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения. Понимание видов предложения по цели высказывания. Функции предложения. Развитие слухового восприятия Умеют произносить простые предложения, делая остановку в конце предложения. По образцу учителя-логопеда правильно произносят предложения по цели высказывания. Ставят знаки в конце предложения с помощью учителя-логопеда и в соответствии с целью высказывания Умеют слышать, чувствовать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания; правильно передавать тембровую окраску предложения в соответствии с заданием учителя-логопеда, опираясь на слуховое восприятие. Ставят правильный знак в конце предложения в соответствии с целью высказывания
10.   Предложение. Составление  предложений по вопросу, по началу, из набора слов, «деформированные предложения» 1 Составление предложений из разрозненных слов, по началу предложения, вопросу учителя-логопеда. Составляют из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме, предложение. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа   Отвечают на вопрос учителя-логопеда полным ответом. Составляют предложения по его началу с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Составляют предложения из слов, данных в правильной грамматической форме с помощью учителя-логопеда   Отвечают на вопрос учителя-логопеда полным ответом. Составляют предложения по его началу. Составляют предложения из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме. Составляют предложения из данных слов так, чтобы выделенные слова были первыми в предложении. Составляют предложения, поставив слова в нужном порядке и падеже
11. Предложение. Тренировочные упражнения по составлению предложений по вопросу, по началу, из набора слов, «деформированные предложения» 1
Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 15 часов
12. Гласные звуки .Артикуляция гласных, способы образования. Слогообразующая роль гласных 1 Уточнение и закрепление артикуляции гласных звуков. Произношение гласных звуков. Закрепление понятия о слогообразующей роли гласных звуков. Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции. Графическое изображение гласных  звуков в словах Правильно произносят гласные звуки и соотносят их с соответствующей буквой. Умеют вычленять гласный звук в слове в ударной позиции в начале и конце слова, под ударением на слух. Называют первый звук в слове с помощью учителя-логопеда   Знают характеристику и нормы произношения гласных звуков. Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителя- логопеда. Соотносят звук с буквой и цветовым символом. Называют гласный звук в слове в ударной позиции: в начале, середине, конце слова по картинному материалу и на слух. Выделяют первый и последний звук в слове
13. Выделение (узнавание) звука из ряда гласных, слогов, на фоне слова. Определение места звука и буквы в слове. Выделение гласных под ударением в начале, середине, конце слова 1 Выделение гласных звуков в начальной позиции, под ударением в начале, середине, конце слова. Определение места гласного звука в слове. Выделение первого и последнего звука в слове с опорой на предметную картинку и без нее. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие слухового восприятия
14. Дифференциация звуков и букв И — Й 1 Произнесение звуков и называние букв Сравнение звуков по артикуляции, букв – по написанию и цветовым символам (И-красный, Й-зеленый) Выделение звуков в словах, определение места звука в словах и называние соответствующей буквы. Написание пропущенных букв в словах. Дифференциация предметных картинок Упражнения в словоизменении слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза   Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами. Сравнивают звуки по артикуляции и произношению. Вставляют пропущенные буквы в слова с опорой на предметные картинки. Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами. Сравнивают звуки по артикуляции и произношению. Умеют правильно подобрать цветовой символ к звукам. Выделяют и определяют место звуков в словах. Вставляют пропущенные буквы в слова, словосочетания, простые предложения. Изменяют слова по образцу
15. Образование гласных звуков  2 ряда 1 Прослушивание сказки об образовании гласных 2 ряда. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Выделение голосом гласной в начале и конце слова и запись соответствующей буквы на слух и по предметным картинкам. Развитие фонематического слуха и восприятия   Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно. Выделяют голосом начальную гласную в слове и записывают соответствующую букву (на слух)   Слушают сказку об образовании гласных  звуков второго ряда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Выделяют голосом  гласную в начале и конце слова  и записывают соответствующую букву (на слух и по предметным картинкам)
16. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в слогах, словах и словосочетаниях 1 Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных в словах. Составление словосочетаний. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву
17. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в предложениях и тексте 1 Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными И-Ы. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных букв в словах, предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Формирование навыков анализа и синтеза слов. Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы  с помощью учителя — логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя  дифференцируемые буквы
18. Дифференциация гласных звуков  1 и 2 ряда: У-Ю в слогах, словах и словосочетаниях        1 Различение звуков изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков  в словах. Составление словосочетаний. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву
19. Дифференциация гласных  звуков  1 и 2 ряда: У-Ю в предложениях и тексте        1 Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными У-Ю. Дифференцированная запись слов из предложений Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения.  Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы  с помощью учителя – логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя  дифференцируемые буквы
20. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: А-Я в слогах, словах и словосочетаниях        1 Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных в словах. Составление словосочетаний. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Формирование навыков анализа и синтеза слов Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в словах нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву
21. Дифференциация гласных  звуков 1 и 2 ряда: А-Я в предложениях и тексте         1 Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными звуков А-Я. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных букв в словах, в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха  
Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения.   Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы  с помощью учителя – логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными звуками  . Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы
22. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: О-Ё в слогах, словах и словосочетаниях       1 Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков  в словах. Составление словосочетаний. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву
23. Дифференциация гласных  звуков 1 и 2 ряда: О-Ё в предложениях и тексте         1 Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными О-Ё. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных звуков  в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения.  Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы  с помощью учителя – логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы
24. Дифференциация гласных: Ё-Ю в слогах, словах и словосочетаниях       1 Различение букв в слогах и словах. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков  в словах. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Называют начальные буквы в словах. Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда   Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Называют буквы в словах (в начале, середине, конце) и записывают их. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву
25. Дифференциация гласных: Ё-Ю в предложениях и тексте 1 Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными Ю-Ё. Дифференцированная запись слов из предложений Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха   Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения.  Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы  с помощью учителя – логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают предложение (текст), вставляя  дифференцируемые буквы
26. Тренировочные упражнения по дифференциации гласных  звуков 1 и 2 ряда 1 Чтение слов парами. Сравнение слов по смыслу и написанию. Называние гласных звуков, стоящих после согласных в словах. Составление предложений с парами слов. Написание пропущенных гласных в предложениях .  Написание под диктовку слов и предложений. Развитие фонематического слуха   Читают слова парами. Сравнивают пары слов по звучанию. Называют гласные звуки, стоящие после согласных. Составляют предложения с опорой на картинку с парами слов. Вставляют в предложение пропущенные слова с помощью учителя-логопеда. Списывают слова и предложения   Читают слова парами. Умеют сравнить и объяснить значение слов. Выделяют гласные, стоящие после согласных. Различают твердые и мягкие согласные звуки. Умеют подчеркнуть мягкие согласные буквы в словах. Составляют предложения без опоры) на картинку с парами слов. Вставляют в предложение пропущенные слова. Пишут под диктовку слова и предложения
Мягкий знак на конце в середине слова – 3 часа
27. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных  на письме (на конце слова) 1 Различение твердых и мягких согласных. Называние мягкого согласного. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Развитие умения писать слова с мягким знаком на конце. Развитие фонематического слуха Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами   Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Умеют писать слова с мягким знаком и без него на конце слов под диктовку
28. Мягкий знак  для обозначения мягкости согласных (в середине слов) 1 Различение твердых и мягких согласных звуков в середине слова. Называние мягкого согласного в середине слова. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Развитие умения писать слова с мягким знаком в середине. Развитие фонематического слуха Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами. Записывают слова по предметным картинкам   Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Выделяют произношением мягкие согласные звуки и обозначают их на письме. Пишут слова под диктовку
29. Тренировочные упражнения по обозначению мягкости согласных с помощью мягкого знака 1 Закрепление написания слов с мягким знаком на конце и середине слова в предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по картинкам. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по картинкам, на слух. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях. Пишут под диктовку текст
Сочетание гласных с шипящими – 2 часа
30. Работа над преодолением ошибок на правописание: чу-щу, ча-ща     1 Различение звуков по акустическим признакам. Дифференциация звуков и букв для обозначения на письме после шипящих. Закрепление правописания слов с сочетаниями шипящих и гласных звуков. Чтение и написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу; ши-жи. Изменение слов по образцу. Развитие умения находить в словах данные сочетания. Образование слов из предложенных слогов. Отгадывание загадок, закрепление правописания слов-отгадок Закрепляют правописание слов с сочетаниями гласных звуков с шипящими. Изменяют слова по образцу. Пишут слова на изучаемое правило с помощью учителя-логопеда. Отгадывают загадки   Закрепляют правописание слов с сочетаниями гласных звуков с шипящими. Умеют объяснить орфограмму. Отгадывают загадки, записывают слова-отгадки. Накапливают слова с изучаемой орфограммой
31. Работа над преодолением ошибок на правописание: жи-ши 1  
Дифференциация согласных по глухости-звонкости — 20 часов (дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся, различаемые пары могут ежегодно варьироваться)
32. Звук и буква К. Артикуляция, звучание, выделение звука в слове, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой К   1 Упражнения в правильном произнесении звука. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Развитие звукового анализа и синтеза Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно   Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
33.   Звук и буква Г. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Г 1
34. Дифференциация звука и буквы Г- К. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 1 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице
35. Различение звука и буквы Г — К в слогах, словах 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
36. Различение звука и буквы Г — К в предложениях, связных текстах     1 Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия   Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки
37. Звук и буква Ж. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове.   1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Формирование навыков анализа и синтеза слов.   Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
38. Звук и буква Ш. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове.   1
39. Дифференциация звуков и букв Ж — Ш. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 1 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице
40. Различение  звуков и букв  Ж — Ш в слогах, словах 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочкии чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами.  Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
41. Различение звуков и букв  Ж — Ш в предложениях, связных текстах 1 Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия   Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки
42. Звук и буква В. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове.   1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Развитие звукового анализа и синтеза Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно   Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
43. Звук и буква Ф. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове.    
44. Дифференциация звуков и букв  В — Ф. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 1 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице
45. Различение  звуков и букв  В — Ф в слогах, словах 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами.  Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
46. Различение  звуков и букв  В — Ф в предложениях, связных текстах 1 Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия     Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки
47. Звук и буква З. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой  З 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.   Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно   Знают  характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным  ответом
48. Звук и буква С. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой  С 1 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно. Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице
49. Дифференциация звуков и букв З — С. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 1
50. Различение З — С в слогах, словах 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителем-логопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами.  Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
51. Различение З — С в предложениях, связных текстах 1 Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия     Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителя-логопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителем-логопедом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки
Слово — 4  часа
52. Родственные слова 1 Умение находить и выделять группы родственных слов. Подбор родственных слов к данным словам. Выделение общей части в родственных словах. Выделение из ряда слов неподходящего по смыслу слово. Развитие навыка словообразования и подбора родственных слов Находят и выделяют родственные слова, ориентируясь на цветовые символы. Выделяют общую часть в родственных словах с помощью учителя-логопеда Находят и выделяют родственные слова. Выделяют общую часть в родственных словах. Умеют подобрать родственные слова по главному слову «гнезда» родственных слов. Выделяют на слух родственные слова. Образовывают новые родственные слова
53. Родственные слова 1
54. Состав слова. Образование слов 1 Выделение в словах корня, приставки и суффикса. Словообразование слов с помощью приставки и суффикса. Развитие слухового восприятия и внимания Читают слова находят корень, выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителя-логопеда. Изменяют слова по образцу     Умеют образовывать новые слова от корня с помощью приставки и суффикса. Изменяют слова по образцу. Умеют подобрать подходящее по смыслу слово в предложении
55. Состав слова. Образование слов 1
Ударение. Безударные гласные в слове– 5 часов
56. Ударение (фонетическая и смыслоразличительная роль) 1 Выделение голосом ударного слога. Определение сильной позиции гласного звука в слове. Постановка ударения в словах. Подбор к слову соответствующей картинки. Выбор слова с одинаковым написанием, но разным значением. Расширение и активизация словарного запаса Развитие фонематического слуха и восприятия Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания с помощью учителя-логопеда   Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания. Умеют слышать ударный гласный в слове. Умеют понимать значение слова, когда ударение перемещается
57. Форморазличительная роль ударения 1 Чтение предложений парами. Развитие умения находить слова с одинаковым написанием. Постановка ударения. Грамматическое значение слов     Читают предложения парами. Находят слова с одинаковым написанием. Ставят ударение в выделенных словах с помощью учителя-логопеда   Читают предложения парами. Находят слова с одинаковым написанием. Умеют поставить ударение в словах в соответствии со смысловым значением. Объясняют грамматическое значение слов в предложении
58. Ударные и безударные гласные в слове. 1 Прослушивание стихотворения про ударение. Постановка ударения в словах. Выделение безударных гласных звуков в словах. Словоизменение и словообразование слов. Запись слов с пропущенными буквами Слушают стихотворение про ударение. Ставят ударение в словах с помощью учителя-логопеда. Выделяют безударные гласные с помощью учителя-логопеда. Вставляют в слова пропущенные безударные гласные, используя слова для справок Слушают стихотворение про ударение. Умеют поставить ударение в словах. Выделяют безударные гласные и подбирают проверочные слова. Вставляют в слова пропущенные безударные гласные
59.   Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным звуков 1 Выделение безударного слога и безударной гласной. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия   Выделяют безударный слог и безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и  называют нужную гласную букву Выделяют в слове безударный слог и безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление гнезд родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают   к ним проверочные слова
60. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов к словам с безударной гласной 1
Предлоги. Дифференциация предлогов – 8 часов
61. Предлог, как самостоятельное слово 1 Закрепление знаний о предлоге как слове и его роли в речи. Отработка пространственного значения предлогов. Развитие умения находить предлоги в предложении. Правильное использование предлогов в речи Повторяют предлоги и находят их в словосочетании и предложении с помощью учителя-логопеда Повторяют предлоги, их значение и роль в словосочетаниях и предложениях. Находят предлоги в предложении Правильно используют предлоги в речи
62. Дифференциация предлогов. На – в 1 Различение предлогов между собой. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога. Запись предложений с использованием предлогов. Развитие пространственных представлений   Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно с использованием предлогов. Выбирают нужный предлог с опорой на картинку. Записывают предложения с использованием предлога с помощью учителя-логопеда Различают предлоги. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных конструкций. Вставляют нужный пропущенный предлог в словосочетание (предложение)
63. Дифференциация предлогов. С – из 1
64. Дифференциация предлогов. По – к 1
65. Дифференциация предлогов. За —  из-за 1
66. Дифференциация предлогов. Над – под 1
67.   Употребление предлогов в связной речи 1 Различение предлогов между собой. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога. Составление предложений из слов с использованием нужных предлогов. Развитие пространственных представлений   Отвечают на вопросы учителя-логопеда односложно с использованием предлогов. Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая нужный предлог с помощью учителя-логопеда   Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением  с соблюдением предложно-падежных конструкций. Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая нужный предлог. Вставляют нужные пропущенные предлоги в предложения. Составляют предложении из данных слов, изменяя слова по смыслу
68. Тренировочные упражнения по употреблению предлогов в речи 1
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
69. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности     Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят  звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам
70. Обследование устной речи 1 Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста   Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал
71.   Обследование письменной речи 1 Написание диктанта. Работа над ошибками   Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта. Умеют написать слова или простую фразу с помощью учителя-логопеда Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом