№ п/п | Тема предмета | Кол-во часов |
Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Обследование обучающихся- 2 часа | ||||||
1. | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | Выполняют дифференцированные задания при непосредственной помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно | |
2. | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | Выполняют дифференцированные задания при непосредственной помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно | |
Развитие внимания и памяти -16 часов | ||||||
3. | Совершенствование зрительного внимания и подражания путем воспроизведения действий взрослого без предметов | 1 | Подражание действиям взрослого без предметов. Проведение игр: «Обезьянки», «Топайте-идите», «Кот и мыши» | Подражают действиям взрослого в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым | Подражают или действуют по показу в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым | |
4. | Совершенствование зрительного внимания и подражания действиям взрослого с предметами | 1 | Подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами. Проведение игровых ситуаций: «Поварята», «Построй башню», «В гостях у Мойдодыра» | Подражают учителю путем воспроизведения действий взрослого с предметами; действиям сверстника |
Самостоятельно подражают действиям учителя с предметами | |
5. | Формирование умения дополнять целое изображение с опорой на контур | 1 | Дополнение целого изображения с опорой на контур изображения. Лото-вкладки эпизодов из знакомых сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» | Выполняют задание, дополняют контурное сюжетное изображение (делают выбор из 3—х картинок) | Выполняют задание, дополняют контурное сюжетное изображение (делают выбор из 4—х картинок) | |
6. | Формирование умения дополнять целое изображение без опоры на контур | 1 | Дополнение контурного сюжетного изображения недостающими героями или предметами. Эпизоды знакомых сказок и мультфильмов: «Маша и медведь», «Фиксики», «Барбоскины», «Лунтик» | Выполняют задания, дополняют контурные изображения черно-белыми, производят выбор из 4-х | Выполняют задания, дополняют контурные изображения цветными, производят выбор из 5-ти | |
7. | Формирование умения запоминать и воспроизводить наборы предложенных слов и словосочетаний | 1 | Выполнение задания путем запоминания и повторения набора слов и словосочетаний из предъявленных фраз (игры: « Новые слова», «Считалка», «Теремок», «Птичья столовая») | Запоминают и воспроизводят предложенные слова из предъявленной фразы (фраза из 6-7слов) | Запоминают и воспроизводят заданные словосочетания из предъявленной фразы (фраза из 7 слов) | |
8. | Формирование ориентировки на листе бумаги, выделяя верх, низ, левую и правую стороны, середину листа. Определение расположения прдметов по памяти в определенной последовательности | 1 | Ориентировка на листе бумаги, выделение верхей части листа, нижней части, левой и правой стороны, середины листа («Запомни и разложи предметы на листе бумаги»). Распределение 4-5 предметов на листе бумаги по памяти | Ориентируются на листе бумаги, выделяя верх, низ, середину листа («Запомни и разложи предметы на листе бумаги»). Запоминают расположение предметов. Раскладывают 3-4 мелких предмета | Ориентируются на листе бумаги, выделяя верх, низ, середину листа («Запомни и разложи предметы на листе бумаги»). Запоминают расположение предметов. Раскладывают 5 мелких предметов | |
9. | Формирование ориентировки на листе бумаги, выделяя верх, низ, левую и правую стороны, середину листа и определяя расположение прдметов по памяти в определенной последовательности | 1 | Ориентировка на листе бумаги, выделение верхей части листа, нижней части, левой и правой стороны, середины листа («Запомни и разложи предметы на листе бумаги»). Распределение 4-5 предметов на листе бумаги по памяти | Ориентируются на листе бумаги, выделяя верх, низ, середину листа («Запомни и разложи предметы на листе бумаги»). Запоминают расположение предметов. Раскладывают 3-4 мелких предмета | Ориентируются на листе бумаги, выделяя верх, низ, середину листа («Запомни и разложи предметы на листе бумаги»). Запоминают расположение предметов. Раскладывают 5 мелких предметов | |
10. | Формирование умения запоминать целостные образы предметов и комбинировать несколько геометрических форм для создания целостных изображений | 1 | Комбинирование нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника, два треугольника – один для дома, один для крыши; вагон – два квадрата и два круга и т.д.) | Запомнают целостное изображение предмета. Комбинируют несколько геометрических форм для создания целостного изображения (4-5 форм) | Запомнают целостное изображение предмета. Комбинируют несколько геометрических форм для создания целостного изображения (5-6 форм) | |
11. | Формирование умения восстанавливать по памяти последовательность изображений,ориентируясь на прошлый опыт | 1 | Выполнение задания по восстанавлению по памяти серии последовательных изображений (5). Задание: «Что сначала,что потом» — серия изображений картинок с нарушенной последовательностью событий (Снеговик начал таять, дети катают комочки снега, дети лепят снеговика, дети слепили снеговика, снеговик растаял) | Восстанавливают по памяти серию последовательных изображений (4 картинки). Выполняют задание с помощью наводящих вопросов учителя | Восстанавливают по памяти серию последовательных изображений (5 картинок). Выполняют задание самостоятельно | |
12. | Закрепление умения воспроизводить по памяти слоги и простые слова | 1 | Воспроизведение по памяти слогов и простых слов: ба, ма, на, ат,ок, ус; дом, кот, сок, сом, лук) после показа. Задание: «Запомни и напиши» (5 слогов или простых слов) | Воспроизводят по памяти последовательность слогов и простых слов: ба, ма, ат, ус; дом, кот, сок (3 слога или 3 простых слова) | Воспроизводят по памяти последовательность слогов и простых слов: ба, ма, на, ат, ок, ус; дом, кот, сок, сом, лук (5 слогов или простых слов) | |
13. | Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества слов, которые нужно запомнить |
1 | Увеличение объема слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества слов, которые нужно запомнить. Выполнение упражнений «Снежный ком», «Жук» | Называют слово и воспроизводят последующее слово (воспроизводят несколько предыдущих слов и произносят свое). Слушают и выпоняют команду для передвижения (Упражнение «Жук»). Количество игроков в команде -не больше 6-ти | Называют слово и воспроизводят последующее слово (воспроизводят несколько предыдущих слов и произносят свое). Слушают и выпоняют команду для передвижения (Упражнение «Жук»). Количество игроков в команде — не больше 7-и | |
14. | Формирование умения изображать предмет или героя сказки на листе бумаги после прослушанного описания | 1 | Воспроизведение на листе бумаги изображения предмета или героя сказки по словесному описанию (дворец с башенками, колоннами и окошечками, Колобок, Кот в сапогах и т.д) | Изображают на листе бумаги простой предмет или героя сказки по словесному описанию учителя (домик с окошками, Колобок) | Изображают на листе бумаги предмет или героя по словесному описанию учителя (Кот в сапогах, дворец с башенками, колоннами и окошечками) | ||
15. | Формирование умения выборочного запоминания на слух (имена героев, названия объектов) | 1 | Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти имен героев, названий объектов и т.д.Сказка «Теремок», сказка «Белоснежка и семь гномов» (4-6 слов для запоминания) | Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают придуманные имена героев сказки «Теремок», «Белоснежка и семь гномов» (4 -5 имен для запоминания) | Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают придуманные имена героев сказки «Теремок», «Белоснежка и семь гномов» (5-6 имен для запоминания) | ||
16. | Формирование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, и давать характеристику свойствам и качествам предметов | 1 | Словесное описание по памяти предметов, воспринятых тактильно (яблоко круглое, твердое, холодное, с черенком и выемкой) – 5-7 предметов | Словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (яблоко круглое, твердое, холодное, с черенком и выемкой) – 5 предметов | Словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (яблоко круглое, твердое, холодное, с черенком и выемкой) – 5-7 предметов | ||
17. | Закрепление умения выбирать предметы на ощупь по словесному описанию | 1 | Выбор предметов после словесного описания учителем (мяч, ежик, зайчик и т.д.) Задание: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет»; «Колючий, на спине много иголок, живет в лесу, любит грибы и яблоки»; «Летом серый, зимой белый, уши большие, пушистый хвостик, всех боится, любит морковку» | Выбирают предмет после его словесного описания учителем: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет»; «Колючий, на спине много иголок, живет в лесу,любит грибы и яблоки»; «Летом серый, зимой белый,уши большие, пушистый хвостик, всех боится, любит морковку». В случае затруднения учитель демонстрирует предметы и просит запомнить их | Выбирают предмет после его словесного описания учителем: «Колючий, на спине много иголок, живет в лесу, любит грибы и яблоки»; «Летом серый, зимой белый, уши большие, пушистый хвостик, всех боится, любит морковку» и т.д. |
||
Сенсорное развитие — 25 часов | |||||||
18. | Формирование представления об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим – большим (длиннее – короче, выше – ниже) | 1 | Сравнение предметов относительно других. Выполнение заданий: «Эта елочка больше елочки справа,но меньше елочки слева», «Красная ленточка короче синей ленточки, но длинее белой ленточки», игра «Три медведя» | Выполняют задания путем сравнения 3 предметов путем наложения: «Эта елочка больше елочки справа,но меньше елочки слева»; «Красная ленточка короче синей ленточки, но длинее белой ленточки»; игра по мотивам сказки «Три медведя» | Выполняют самостоятельно задания путем зрительного соотнесения 3 предметов: «Эта елочка больше елочки справа,но меньше елочки слева»; «Красная ленточка короче синей ленточки,но длинее белой ленточки»; игра по мотивам сказки «Три медведя» | ||
19. | Совершенствование умения выделять объемные формы в процессе конструирования (выбор из 4-х форм) | 1 | Дифференцирование геометрических форм: треугольная призма (крыша), брусок (кирпичик), куб (деталь гаража). Определение объемных форм: шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик). Задания: «Построим домик для друзей Чебурашки и гараж для машины» (по образцу), выбор необходимых строительных деталей для постройки домика (куб, треугогольная призма для домика, куб, брусок – для гаража); (выбор из предложенного строительного набора) | Определяют объемные формы: шар (шарик) – куб (кубик), брусок (кирпичик), треугольная призма (крыша), используют объемные геометрические формы для постройки по образцу | Определяют объемные формы: шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик). Подбирают объемные геометрические формы для постройки заданного образца | ||
20. | Формирование умения сочетать в постройках фигур детали разных цветов | 1 | Сочетание деталей разных цветов в постройках домика, гаража, забора, замка (зеленая треугольная призма, желтая треугольная призма, красный брусок, синий брусок, красный куб, желтый куб и т.д) | Комбинируют объемные детали геометрических фигур, разные по цвету. Действуют по предложенному образцу | Комбинируют объемные детали геометрических фигур, разные по цвету. Действуют самостоятельно | ||
21. | Формирование умения изменять постройки фигур разными способами: заменой деталей или их надстраиванием в длину или высоту | 1 | Изменение постройки разными способами: заменой деталей или их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики,башню сделать более высокой) | Изменяют постройку, добавляя детали или заменяя детали конструктора по инструкции учителя | Изменяют постройку, добавляя детали или заменяя детали конструктора самостоятельно |
22. | Совершенствование знаний об основых цветах спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий в процессе получения цвета путем выполнения эксперимента | 1 | Дифференцирование 6 основных цветов спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий (сличать, выделять по слову, называть). Получение цвета путем эксперимента «Окраска воды» (получение оранжевого цвета из двух основных: красного и желтого, используя способ окрашивания воды) | Выделяют 5 основных цветов спектра – красный, желтый, зеленый, синий, голубой. Получают цвет путем эксперимента «Окраска воды» (получение оранжевого цвета из двух основных: красного и желтого, используя способ окрашивания воды) | Дифференцируют 6 основных цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий. Получают цвет путем эксперимента «Окраска воды» (получение оранжевого цвета из двух основных: красного и желтого, используя способ окрашивания воды) |
23. | Формирование умения применять основные цвета спектра в аппликации и конструировании: цвет, форма, величина. Развитие умения чередовать 6 основных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) при раскладывании в аппликации и конструировании | 1 | Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании («Весенний букет в вазе», «Построим школу и спортивную площадку»). Задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометирических фигур по образцу | Выполняют аппликации из основных цветов по образцу. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 2 величины) по образцу | Выполняют аппликацию с использованием цветовых спектров из основных цветов. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 3 величины) по образцу |
24. | Закрепление умения различать, называть цвета спектра и соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов. Определение ошибок, допущенных в цвете изображения предметов | 1 | Различение и называние основных цветов и их оттенков. Выполнение задания «Исправь ошибку художника» | Различают и называют основные цвета спектра. Соотносят цвета эталонов с цветом реальных предметов | Различают и называют основные цвета спектра. Соотносят цвета эталонов с цветом реальных предметов. Определяют ошибки, допущенные в цвете при изображении предметов |
25. | Совершенствование восприятия белого, черного и серого цветов. Формирование зрительного дифференцирования при восприятии ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве | 1 | Восприятие белого, черного и серого цвета. Дифференциация ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве. Стимулирование зрительной поисковой деятельности на обобщающее понятие «цвет» | Различают белый, черный и серый цвета. Дифференцируют ахроматические цвета и их оттенки. По инструкции учителя осуществляют зрительную поисковую деятельность | Различают белый, черный и серый цвета. Дифференцируют ахроматические цвета и их оттенки с опорой на образец |
26. | Формирование умения дифференцировать понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет» | 1 | Дифференцировка понятия «синий цвет», «голубой цвет». Различение трех оттенков голубого цвета. Развитие восприятия цвета в процессе выполнения действий ранжирования голубого цвета в порядке убывания светлоты | Различают понятия «синий цвет», «голубой цвет». Различают три оттенка голубого цвета. Выполняют действия ранжирования голубого цвета в порядке убывания светлоты | Различают три оттенка голубого цвета. Выполняют действия ранжирования голубого цвета в порядке убывания светлоты |
27. | Закрепление понятия о цветовом своеобразии различных времен года | 1 | Закрепление понятия о цветовом своеобразии различных времен года (каждое время года имеет свой определяющий цвет: весна – зеленая, лето – красное, осень – желтая, зима — белая) | Называют последовательно времена года. Соотносят времена года и цвета по сюжетным картинкам (весна – зеленая, лето – красное, осень – желтая, зима — белая) |
Называют последовательно времена года. Соотносят времена года и цвета (весна – зеленая, лето – красное, осень – желтая, зима — белая) |
28. | Формировать умение воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех — пяти элементов, дорисовывать недостающие части или детали рисунка | 1 | Воссоздание целостного изображения предмета. Выбор недостающих частей из четырех — пяти элементов. Дорисовывание недостающей части или детали рисунка. Задание: «Что потерял ослик Иа? (хвостик)» | Воссоздают целостное изображение предмета с помощью сюжетной картинки: «Что потерял ослик Иа?» (шляпу, хвостик, букварь) Дорисовывают недостающую часть или деталь рисунка после предварительного просмотра целого изображения | Воссоздают целостное изображение предмета по памяти: «Что потерял ослик Иа?» (шляпу, очки, хвостик, платок, букварь). Дорисовывают недостающую часть или деталь рисунка |
29. | Дифференцирование бытовых шумов и явлений природы с опорой только на слуховой анализатор | 1 | Дифференцирование бытовых шумов и явлений природы (при прослушивании аудиозаписей – шум ветра, шум морского прибоя, шум грозы; пение разных птиц, голоса животных, стрекот кузнечика) | Различают бытовые шумы и явления природы: (при прослушивании аудиозаписей – шум морского прибоя; голоса животных) | Различают бытовые шумы и явления природы: (при прослушивании аудиозаписей – шум ветра, шум морского прибоя, шум грозы; пение разных птиц, голоса животных, стрекот кузнечика) |
30. | Формирование звукового разнообразия живой природы | 1 | Формирование звукового разнообразия живой природы (чириканье воробья, карканье вороны, пение соловья; мычание коровы, блеяние козы, ржание лошади) | Слушают разнообразные голоса животных и птиц при просмотре документальных фильмов о птицах и животных. (чириканье воробья, карканье вороны, пение соловья; мычание коровы, блеяние козы, ржание лошади).Узнают голоса животных и птиц с опорой на картинку | Слушают разнообразные голоса животных и птиц при просмотре документальных фильмах о птицах и животных. Имитируют в игровой деятельности разноообразные звуки. Узнают голоса животных и птиц |
31. | Формирование умения опознавать действия сверстника по звуковым характеристикам, производимым в процессе действия с бытовыми предметами и игрушками | 1 | Опознавание действий по звуковым характеристикам (стук мяча и шум прыжков ребенка в ходе игры с мячом, шум прыжков ребенка при прыжках через скакалку, звуки, издаваемые в процессе танцев, при катании на велосипеде, при движении тележки, машины) | Опознают и называют действия сверстника по звуковым характеристикам (стук мяча, звуки, издаваемые в процессе танцев, при движении тележки, машины) | Опознают и называют действия сверстника по звуковым характеристикам (стук мяча и шум прыжков ребенка в ходе игры с мячом, шум прыжков ребенка при прыжках через скакалку, звуки, издаваемые в процессе танцев, при катании на велосипеде, при движении тележки, машины) Имитируют действия по инструкции педагога |
32. | Формирование умения опознавать местоположение и интенсивность звука в помещении | 1 | Опознавание местоположения и интенсивности звука (близко, далеко, рядом; вверху, внизу; слева, справа; «слева, тихо», «вверху, близко») | Опознают местоположение звука (близко, далеко; вверху, внизу; слева, справа). Называют месторасположение звука | Опознают местоположение и интенсивность звука (близко, далеко, рядом; вверху, внизу; слева, справа; «слева, тихо», «вверху, близко»). Называют месторасположение и интенсивность звука |
33. | Формирование умения опознавать предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно-двигательного обследования | 1 | Опознавание предметов на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно-двигательного обследования. Выполнение задания: «Определи на ощупь матрешку, зайца, яблоко, яйцо» | Опознают предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно-двигательного обследования (матрешка, зайяц, яйцо) | Опознают предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно-двигательного обследования (матрешка, заяц, яблоко, яйцо, баранки). Дают словсеное обозначение |
34. | Формирование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности | 1 | Закрепляют результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности.Выполняют задание «Подбери бусины для нанизования на нитку в определенной последовательности: большая гладкая, средняя с резьбой, маленькая гладкая» | Подбирают бусины в определенной последовательности (большая гладкая- маленькая с резьбой) |
Подбирают бусины в определенной последовательности (большая гладкая — средняя с резьбой — маленькая гладкая) |
35. | Формирование умения запоминать ряд различных предметов, воспринятых на ощупь (яичко, машина, ленточка, елочка) | 1 | Умение запоминать ряд различных предметов, воспринятых на ощупь (яичко, машина, ленточка, елочка) Выполняют задание «Определи на ощупь предметы и назови их» | Запоминают ряд различных предметов, подбирают к ним картинки и называют эти предметы (яичко, машина, ленточка, елочка) | Запоминают ряд различных предметов и называют эти предметы (яичко, машина, ленточка, елочка) |
36. | Совершенствование умения запоминать ряд предметов, близких по форме, в процессе восприятия их на ощупь (рыбка, шарик, яичко) | 1 | Умение запоминать ряд предметов, близких по форме, в процессе восприятия их на ощупь (рыбка, шарик, яичко) | Запоминают и называют ряд предметов, близких по форме, в процессе восприятия их на ощупь при помощи подбора картинок (рыбка, шарик, яичко) | Запоминают и называют ряд предметов, близких по форме, в процессе восприятия их на ощупь (рыбка, шарик, яичко) |
37. | Формирование умения зарисовывать предметы, опознанные в результате тактильного обследования | 1 | Зарисовывание предметов, опознанных в результате тактильного обследования (яблоко-круг, рыбка –овал -треугольник, кубик –квадрат) | Зарисовывают предметы, опознанные в результате тактильного обследования (яблоко-круг, кубик –квадрат) | Называют и зарисовывают предметы, опознанные в результате тактильного обследования (яблоко-круг, рыбка –овал+треугольник, кубик –квадрат) |
38. | Формирование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно | 1 | Словесное описание предметов, воспринятых тактильно («Расскажи, как ты догадался, что это елочка, что это?») | Обследуют предметы тактильно. Подбирают подходящую по описанию картинку из 4 –х предложенных (елочка, матрешка,ластик, пенал). Словесно описывают предметы с опорой на подобранную картинку | Обследуют предметы тактильно. Словесно описывают предметы (елочка, матрешка, ластик, пенал). Рассказывают о том,как догадались, что это елочка, матрешка, ластик, пенал |
39. | Формирование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно | 1 | Словесное описание предметов, воспринятых тактильно, и сравнение их с объемными геометрическими формами («Расскажи, на что похож мячик (на шар)? | Подбирают с помощью учителя геометрические формы к обследованным предметам. Словесно описывают предметы (елочка –конус, мячик -шар) | Самостоятельно подбирают геметрические формы к обследованным предметам. Сравнивают их с объемными формами (яйцо-овал, домик –куб и конус и т.д). Объясняют их сходство |
40. | Закрепление умения группировать предметы по определенному вкусовому признаку: съедобное — несъедобное, сладкое — кислое, горькая (пища) — соленая (пища) | 1 | Группировка предметов по определенному вкусовому признаку: съедобное — несъедобное, сладкое — кислое, горькая (пища) — соленая (пища). Выполнение задания «Разложи продукты в две корзины (для борща и для компота)» | Группируют предметы по определенному вкусовому признаку: съедобное — несъедобное, сладкое — кислое, горькая (пища) — соленая (пища) с помощью педагога. Раскладывают продукты в две корзины (для борща и для компота): мясо, свёкла, яблоко, картофель, морковь, вишня | Группируют предметы по определенному вкусовому признаку: съедобное – несъедобное, сладкое – кислое, горькая (пища) – соленая (пища). Называют вкусовые признаки предметов. Раскладывают продукты в две корзины (для борща и для компота): мясо, свёкла, яблоко, картофель, морковь, вишня |
41. | Формирование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Нарисуй, что съел» | 1 | Передача целостного образа предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности. Выполнение задания «Нарисуй, что съел» | Передают часть образа предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Дорисуй то, что съел» |
Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Нарисуй ,что съел» |
42. | Формирование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Слепи , что съел» | 1 | Умение передвать целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Слепи , что съел» | Передают форму предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Слепи форму того, что съел» |
Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности: «Слепи , что съел» |
43. | Формирование умения отгадывать загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики | 1 | Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики («Вкусный он соленый, вкусный он на грядке, свежий он хорош, но хорош и в кадке») | Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки | Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики |
Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека) — 6 часов | |||||
44. | Формирование элементов самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени | 1 | Формирование представлений о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш – сидит в коляске, играет с мамой; ребенок – ходит в детский сад, играет сам или с детьми; обучающийся – ходит в школу; взрослые – работают; пожилые люди – дома, заботятся о внуках, отдыхают) | Различают возраст и соотносят его с деятельностью человека с опорой на сюжетные картинки (малыш – сидит в коляске, играет с мамой; ребенок – ходит в детский сад, играет сам или с детьми; обучающийся – ходит в школу; взрослые – работают; пожилые люди – дома, заботятся о внуках, отдыхают) | Дифференцируют возраст и соотносят его с деятельностью. Объясняют взаимосвязь возраста с трудом и деятельностью человека (малыш – сидит в коляске, играет с мамой; ребенок – ходит в детский сад, играет сам или с детьми; обучающийся – ходит в школу; взрослые – работают; пожилые люди – дома, заботятся о внуках, отдыхают) |
45. | Совершенствование представлений о птицах: дифференциация диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока – курица, петух, гусь, утка, индюк) | 1 | Дифференцировка диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока – курица, петух, гусь, утка, индюк); Группировка картинок с изображениями диких и домашних птиц | Различают диких и домашних птиц (голубь, сорока – курица, петух) | Дифференцируют и называют диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока – курица, петух, гусь, утка, индюк) |
46. | Совершенствование временных представлений (о временах года, об их последовательности, о времени суток, днях недели) | 1 | Закрепление временных представлений. Выполнение задания: «Нарисуй и подпиши свое расписание по дням недели». Определение времени суток по картинке: «Разложи по порядку» | Различают и называют времена года. Определяют время суток по картинке с помощью уточняюших вопросов учителя. Называют свое расписание урочной и внеурочной деятельности с опорой на графическое изображение | Различают и называют времена года. Определяют время суток самостоятельно. Знают свое расписание урочной и внеурочной деятельности |
47. | Закрепление представлений о занятиях обучающихся и членов их семьи в выходные дни | 1 | Закрепление представлений о занятиях обучающихся и членов их семьи в выходные дни Выполняют задание по выбору сюжетных изображений с досуговыми занятиями. Отвечают на вопросы: «Как ваша семья проводит выходные?», «Расскажи о ваших семейных традициях», и т.д. | Знают и рассказавают о своих занятиях в выходные дни с опорой на фотографии. Знают занятия членов семьи в выходные дни с опорой на фотографии |
Знают и умеют рассказать о своих занятиях в выходные дни. Знают занятия членов семьи в выходные дни и умеют рассказать о них |
48. | Закрепление соотношения профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера | 1 | Закрепление представлений о профессиях: повар, портниха, шофер, строитель; закрепление знаний о вспомогательных предметах и орудиях для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера. Игры – «Кому что нужно?», « Отгадай профессию», «Для чего нужны предметы?» | Умеют делать выбор знакомой профессии, изображенной на сюжетных картинках (выбор из 5-х); называют эти профессии и значение каждой профессии для других людей | Умеют делать выбор знакомой профессии, изображенной на сюжетных картинках (выбор из 7-и); называют эти профессии и значение каждой профессии для других людей |
49. | Закрепление представлений об окружающем предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток) | 1 | Закрепление представлений об окружающем предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток) Расширение словарного запаса по теме. Задания: игры «Что лишнее у садовода», «Что нужно для ремонта», «Орудия труда» |
Умеют называть орудия труда. Понимают их предназначение в быту. Знают и называют 5 орудий (совок, лопата, пила, нож, молоток) |
Умеют называть орудия труда. Понимают их предназначение в быту. Знают и называют 7 орудий (совок, лопата, пила, нож, молоток, вилы, топор) |
Формирование мыслительной деятельности — 17 часов | |||||
50. | Формирование взаимосвязи между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, развитие умения отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты | 1 | Выявление связи между между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями. Дидактическая игра «Кто что любит» | Подбирают картинки к изображениями животных и птиц, картинки пищи, которую употребляют животные и птицы. При затруднении используют сюжетные картинки-подсказки |
Подбирают картинки к изображениями животных и птиц, картинки пищи, которую употребляют животные и птицы, называют ее. Отражают свои рассуждения в речевом высказывании |
51. | Формирование умения выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение | 1 | Выявление связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках. Дидактическая игра «Список дел по дому» | Обсуждают с учителем домашние поручения родителей. Раскладывают сюжетные картинки в нужной последовательности. Соотносят связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью учителя | Устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках. Рассуждают, делают вывод и обосновывают суждения |
52. | Формирование умения выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение | 1 | Выявление связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках. Дидактическая игра «Винни Пух и Пятачок в гостях у Кролика» | Вспоминают сюжет детского мультфильма «Винни Пух и Пятачок в гостях у Кролика». Раскладывают сюжетные картинки в нужной последовательности. Устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью учителя | Устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках. Рассуждают, делают вывод и обосновывают суждения |
53. | Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом | 1 | Анализ сюжетов со скрытым смыслом. Короткий рассказ с картинками «Алеша потерял галошу» | Читают короткий текст рассказа.Соотносят сюжет рассказа с картинками.Разбирают сюжет совместно с учителем | Изучают сюжет рассказа. Разбирают сюжет рассказа с картинками. Выделяют тему и главную мысль рассказа. Обсуждают рассказ с одноклассниками |
54. | Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом |
1 | Анализ сюжетов со скрытым смыслом. Короткие рассказы с картинками «Вот так помощник!», «Сила не право», «Защитник» |
Выбирают для чтения один из рассказов.Читают короткий текст рассказа.Присоединяются к обсуждению рассказа с одноклассниками | Разбирают очередно сюжеты рассказов.Разбирают сюжеты и объясняют скрытый смысл рассказов.Обсуждают рассказы с одноклассниками |
55. | Формирование умения соотносить текст с соответствующей иллюстрацией |
1 | Соотнесение текста с соответствующей иллюстрацией. Уточнение сложных понятий или предметов, которые трудно описать с помощью иллюстрации. | Рассматривают иллюстрации к прочитанному тексту. Отвечают на вопросы с опорой на иллюстрации. |
Рассматривают иллюстрации к прочитанному тексту. Отвечают на вопросы с опорой на иллюстрации. Находят предложения, соответствующие конкретной картинке |
56. | Формирование умения выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки | 1 | Выполнение заданий на классификацию картинок, выполнение упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки. Дидактическая игра «Зверь, птица, небылица» – обозначь зверей и птиц, которые живут в лесу (из 4-х предложенных) | Находят лишнюю картинку из 4-х предложенных. Классифицируют картинки с помощью вопросов учителя |
Находят лишнюю картинку из 4-х предложенных. Классифицируют картинки |
57. | Формирование умения устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию) |
1 | Установление соотношения между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). Выполнение задания «Найди персонажа сказки с голубыми волосами (большим деревянным носом)» |
Находят игрушку по словесному описанию, используют картинки-подсказки в случае затруднений |
Находят игрушку по словесному описанию самостоятельно. Устанавливают соотношение между словом и образом |
58. | Формирование умения выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию |
1 | Выбор соответствующей картинки, изображающей действия персонажей по словесному описанию. Дидактическая игра по мотивам сказки «Теремок», «Три поросенка», «Три медведя» | Выбирают картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию и наводящим вопросам учителя |
Выбирают картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию |
59. | Формирование умения определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух- трех) | 1 | Определение предполагаемой причины явления, подбор соответствующей картинки (выбор из двух- трех). Работа с серией сюжетных картинок «Нашел друга», «Помощь бабушке», «Уход за растениями» |
Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух- трех). Раскладывают серию сюжетных картинок «Нашел друга», «Помощь бабушке», «Уход за растениями» с помощью наводящих вопросов учителя | Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух- трех). Раскладывают серию сюжетных картинок «Нашел друга», «Помощь бабушке», «Уход за растениями» самостоятельно |
60. | Формирование умения определять последовательность указанных событий (из 3-х и более картинок), употребляя слова «сначала», «потом» | 1 | Определение последовательности указанных событий (из 3-х и более картинок), употребляя слова «сначала», «потом».Дидактическая игра «Времена года», «Зайчик и морковка» | Определяют последовательность указанных событий из 3-х картинок с помощью вопросов учителяи слов «сначала», «потом» | Определяют последовательность указанных событий из 4-х картинок самостоятельно. Употребляют слова «сначала», «потом» при составлении распространенных предложений |
61. | Умение переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в словесном плане | 1 | Переключение с одного принципа классификации (например, по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в словесном плане.Выполнение задания«Выбери из пластиковой посуды чайные ложечки» | Выбирают предметы.Называют материал предметов.Обсуждают совместно с учителем качества этих предметов | Выбирают предметы. Называют материал предметов. Рассказывают о качествах этих предметов. Обсуждают применение в быту предметов |
62. | Закрепление умения переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в словесном плане | 1 | Переключение с одного принципа классификации на другие и обоснование своих действий в словесном плане.Задание:«Выбери из шкафа с одеждой только зимние вещи» | Называют предметы,относящиеся к одежде. Выбирают только зимнюю одежду. В случае затруднения, обращаются за помощью к учителю | Выбирают зимние вещи. Доказывают правильность своего выбора. Обсуждают необходимость одеваться теплее в зимнее время |
63. | Формирование умения адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла | 1 | Адекатное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла. Обсуждение рассказов Виктора Драгунского «Смешные рассказы о школе» | Слушают чтение рассказов учителем. Выборочно читают предложения из рассказа. Определяют совместно с учителем основную мысль рассказа. Слушают объяснения учителя | Читают рассказы о школе. Выделяют основную мысль текста. Обсуждают с одноклассниками смешные моменты рассказа. Соотносят истории с обучением в своей школе (классе) |
64. | Формирование умения адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла |
1 | Адекатное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла. Обсуждение видеосюжетов киножурнала «Ералаш» | Смотрят видеоистории киножурнала «Ералаш». Обсуждают совместно с учителем увиденные истории. Включаются в обсуждение смешных историй одноклассниками | Смотрят видеоистории киножурнала «Ералаш». Выбирают наиболее интересную историю. Обсуждают с одноклассниками и выделяют смешные моменты. Соотносят истории с обучением в своей школе (классе) |
65. | Формирование умения считать элементы множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах пяти | 1 | Счет элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений. Сопоставление по количеству предметов и звуков, предметов и движений, звуков и движений в пределах пяти | Считают элементы множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений. Сопоставляют по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах пяти с помощью учителя | Считают элементы множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений. Сопоставляют по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах пяти самостоятельно |
66. | Формирование умения определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах пяти | 1 | Определение количества предметов, изображенных на картинках в пределах пяти. Дидактическая игра «Собери букет цветов и сосчитай их», «Найди всех насекомых на лужайке», «Сколько ты нашел насекомых?» |
Считают предметы в пределах 5. Соотносят количество предметов с цифрой с помощью учителя | Считают предметы в пределах 5. Соотносят количество предметов с цифрой самостоятельно |
Обследование познавательной деятельности — 2 часа | |||||
67. | Обследование познавательной деятельности | 1 | Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций | Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью учителя. Находят основные цвета спектра в окружающей обстановке с опорой на образец. Различают разнообразие звуков живой природы с помощью учителя. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя. Определяют «четвертый лишний» с помощью учителя. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия | Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов. Находят основные цвета спектра в окружающей обстановке. Узнают разнообразие звуков живой природы. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. Оперируют числами, выполняют арифметические действия |
68. | Обследование сенсорного развития | 1 | Выполнение заданий на развитие сенсорного восприятия | Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции учителя. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции учителя. Выделяют и различают последовательность слогов и простых слов в фразе. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя. Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью учителя | Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета. Выделяют и различают последовательность слогов и простых слов самостоятельно. Описывают предметы, воспринятые тактильно. Определяют вкусовые характеристики предмета |