№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Введение — 1час | |||||
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о материках и частях света. Повторение и закрепление знаний о географическом положении материков земного шара, их размерах. Совершенствование навыков работы с учебником, Приложением к учебнику. Воспитание интереса к изучаемому предмету | Показывают и называют заранее выделенные учителем материки. Записывают названия материков и частей света в тетрадь, подписывают названия в контурной карте | Показывают на настенной карте и называют материки и части света. Дают краткую характеристику географического положения материков. По плану, предложенному учителем, составляют рассказ о любом материке. Подписывают названия материков в контурной карте | |
Мировой океан – 5 часов | |||||
Атлантический океан | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Атлантическом океане. Знакомство с крупными морями, островами и полуостровами Атлантического океана. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, навыки работы в контурной карте | Показывают на карте Атлантический океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей Атлантического океана, с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают Атлантический океан в контурной карте с помощью учителя | Дают определение, что такое «Мировой океан». Называют и показывают на настенной карте части Мирового океана. Отмечают в контурной карте Атлантический океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану |
Северный Ледовитый океан | 1ч. | Знакомство школьников с географическим положением, особенностями природы Северного Ледовитого океана. Закрепление знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Северного Ледовитого океана, расположенных на территории РФ. | Показывают на карте Северный Ледовитый океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя | Отмечают в контурной карте Северный Ледовитый океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану | |
Тихий океан | 1ч. | Знакомство школьников с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром Тихого океана. Закрепление и обобщение знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Тихого океана, расположенных на территории РФ | Показывают на карте Тихий океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя | Отмечают в контурной карте Тихий океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану | |
Индийский океан | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Индийском океане. Знакомство школьников с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром Индийского океана | Показывают на карте Индийский океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя | Отмечают в контурной карте Индийский океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану |
Современное изучение Мирового океана | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о науке – океанологии, ее значении, современных научных открытиях. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, работы с контурной картой | Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о пользе, получаемой людьми от океанов и морей | Рассказывают, какую пользу получают люди от океанов и морей | |
Материки и части света. Африка – 12 часов |
|||||
Африка. Географическое положение | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о самом жарком материке земного шара. Знакомство с географическим положением Африки. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Африки |
Показывают Африку на настенной карте, используя помощь учителя. Подписывают названия материка, моря и океаны, которые омывают материк с помощью учителя. Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о географическом положении Африки | Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Красной линией обозначают линию экватора. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Африки | |
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Знакомство с рельефом, климатическими особенностями, реками и озерами изучаемого материка. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Африки | Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя | Перечисляют формы поверхности Африки, показывают и называют их на настенной карте. Поясняют, от чего зависит климат на материке. Сравнивают климат северной и центральной части континента. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте горы, реки и озёра |
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование навыков работы с учебником, приложением к учебнику | Знакомятся с природными зонами Африки. По рисункам называют растения Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса | Перечисляют природные зоны, в которых расположена Африка. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, от чего зависит многообразие растительного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из растений, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте | |
Животный мир тропических лесов | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование навыков работы с учебником, приложением к учебнику | По рисункам называют животных зоны тропических лесов Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из животных тропического леса | Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте | |
Растительный мир саванн | 1ч. | Знакомство с природными зонами Африки. Формирование представлений обучающихся о растительности саванн. Совершенствование навыков самостоятельной работы при выполнении задании в тетради на печатной основе | Выписывают понятие «саванна» из словаря в тетрадь. По картинкам называют растения саванн. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из растений саванн по предложенным учителем предложениям | Дают определение, что такое саванна. Рассказывают, как меняется внешний вид саванн в дождливый и сухой сезон. Записывают названия растений в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном растении саванн | |
Животный мир саванн | 1ч. | Знакомство с природными зонами Африки. Формирование представлений обучающихся о животном мире саванн. Совершенствование навыков самостоятельной работы при выполнении задании в тетради на печатной основе | По картинкам называют животных саванн. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из животных саванн по предложенным учителем предложениям | Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном животном саванн | |
Растительный и животный мир пустынь | 1ч. | Знакомство с природными зонами Африки. Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Формирование представлений обучающихся о пустынях Африки | Показывают на карте пустыни Африки, используя помощь учителя. Закрашивают зону пустынь, заранее выделенную учителем в контурной карте. Называют представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника | Называют и показывают пустыни Африки на настенной карте и обозначают их в контурной карте. Выписывают в тетрадь из словаря новые географические понятия. Формулируют главное правило жизни в пустыне. Рассказывают с опорой на текст учебника как приспособились животные и растения к климатическим условиям пустыни | |
Население и государства | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей африканского материка, крупными государствами. Совершенствование навыков работы с политической картой Африки, навыки работы в контурных картах | Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя | Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Государства Африки: Египет, Эфиопия | 1ч. | Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Египта, Эфиопии | Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя | Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго. | 1ч. | Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Танзании, Демократической Республики Конго | Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя | Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Государства Африки Египет, ЮАР | 1ч. | Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Египта, ЮАР | Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя | Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Обобщающий урок по теме «Африка» | 1ч. | Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке. Совершенствование навыков самостоятельной работы в парах, группах при выполнении заданий | Показывают Африку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Показывают на карте Африку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя |
Австралия – 8 часов | |||||
Австралия. Географическое положение | 1ч. | Формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с географическим положением Австралии. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Австралии | Показывают Австралию на настенной карте, используя помощь учителя. Подписывают названия материка, моря и океаны, которые омывают материк с помощью учителя. Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о географическом положении Австралии | Называют и показывают на настенной карте Австралию, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в тетрадь. Сравнивают береговые очертания Австралии и Африки. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Австралии | |
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с рельефом, особенностями климатических условий, водоемами Австралии. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте | Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя | Рассказывают о климатических условиях Австралии. Называют регионы Австралии, в которых климат наиболее благоприятен для жизни людей и ведения сельского хозяйства. Показывают на настенной карте самое крупное озеро и реки Австралии. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте географические объекты | |
Растительный мир | 1ч. | Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями растительного мира Австралии | Знакомятся с природными зонами Австралии. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений материка, зарисовывают его в тетрадь | Перечисляют природные зоны, в которых расположена Австралия. Рассказывают о разнообразии растительного мира, о растение, которое является символом Австралии |
Животный мир | 1ч. | Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями животного мира Австралии | По картинкам называют животных Австралии. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из животных Австралии по предложенным учителем предложениям | Рассказывают о разнообразии животного мира Австралии. Называют представителей сумчатых и яйцекладущих животных. Составляют рассказ об одном из животных Австралии | |
Население Австралии | 1ч. | Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство с коренным и пришлым населением Австралии. Совершенствование самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе. Развитие навыков самоконтроля при выполнении упражнений | Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Австралии. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя | Перечисляют народы, которые населяют материк. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Австралийский Союз | 1ч. | Формирование представлений о географическом положении, государственном устройстве, хозяйстве изучаемого государства | Показывают на карте государство Австралийский Союз, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя. Выписывают в тетрадь название столицы и крупных городов Австралии | Называют коренное население Австралии. На карте показывают плотно заселенные территории Австралии. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства, которые хорошо развиты на континенте. Показывают на карте Австралийский Союз. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города Австралии. Составляют рассказ об одном из них |
Океания. Остров Новая Гвинея | 1ч. | Формирование представлений обучающихся об уникальности природы земного шара на примере островов Океании. Знакомство школьников с путешествиями и открытиями русских мореплавателей | Подписывают названия крупнейших островов Океании в контурной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о русском учёном Н. Н. Миклухо-Маклай с опорой на предложенные учителем предложения | Показывают и называют на настенной карте острова Новая Гвинея и Новая Зеландия. Отмечают их на контурной карте. Называют самый большой остров и описывают особенности его природы. Составляют рассказ о русском ученом Н. Н. Миклухо-Маклай, который первый изучил жизнь и быт народов Новой Гвинеи, опираясь на текст учебника | |
Обобщающий урок по теме «Австралия» | 1ч. | Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке. Совершенствование навыков самостоятельной работы в парах, группах при выполнении заданий | Показывают Австралию на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Показывают на карте Австралию. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя | |
Антарктида – 6 часов | |||||
Географическое положение. Антарктика | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с географическим положением Антарктиды. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте, навыки работы в контурных картах | Показывают на карте Антарктиду, используя помощь учителя. В контурной карте подписывают названия океанов и островов, заранее выделенных учителем. Составляют рассказ о первой русской экспедиции по предложенным учителем предложениям | Сравнивают физические карты Австралии и Антарктиды. Называют признаки сходства и различия. На контурной карте обозначают Южный полюс. Подписывают названия океанов, омывающих берега Антарктиды и Антарктических полуостровов. Рассказывают о первой русской экспедиции к Южному материку. Показывают ее маршрут на карте. Называют путешественника, который первый достиг Южного полюса |
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдениями и описанием Земли. | Показывают на карте выделенный стрелками маршрут русской экспедиции. Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса с помощью учителя | Рассказывают о первой русской экспедиции к берегам Антарктиды. Показывают ее маршрут на настенной и отмечают в контурной картах. Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса, опираясь на текст учебника | |
Разнообразие рельефа, климат | 1ч. | Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с поверхностью материка, его климатом, полезными ископаемыми | Рассматривают физическую карту Антарктиды, опираясь на предложенные учителем предложения, составляют рассказ о климатических условиях материка. По геологической карте называют полезные ископаемые с помощью учителя | Объясняют, от чего зависит климат Антарктиды. Рассказывают о поверхности материка. Перечисляют полезные ископаемые материка. На контурную карту наносят географические названия. Составляют рассказ о климате Антарктиды, опираясь на текст учебника | |
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о растительном и животном мире Антарктиды | По иллюстрации перечисляют представителей животного мира. Составляют рассказ о пингвинах по предложенным учителем предложениям | Называют растения материка. Перечисляют животных и птиц Антарктиды. Объясняют, почему нет копытных животных, а много ластоногих. Зарисовывают пингвинов в тетрадь. Составляют рассказ «Как приспособились пингвины к жизни на самом холодном материке Земли» |
Современные исследования Антарктиды | 1ч. | Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде. Знакомство с исследованиями материка на современном этапе. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдением и описанием Земли | Составляют рассказ об ученых из антарктических экспедиций по предложенным учителем предложениям. Показывают и называют на карте научные станции, заранее выделенные учителем | Рассказывают, в каких условиях живут ученые из научных антарктических экспедиций, что они изучают. Показывают на карте научные станции Антарктиды и отмечают их в контурной карте. Перечисляют географические названия, связанные с именами исследователей | |
Обобщающий урок по теме «Антарктида» | 1ч. | Обобщение и систематизация знаний об Антарктиде | Показывают Антарктиду на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Показывают на карте Антарктиду. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя | |
Америка – 1час | |||||
Открытие Америки | 1ч. | Формирование представлений учащихся об открытии Америки. Формирование потребности в чтении дополнительной литературы с целью расширения, обогащения географических знаний | Показывают на карте полушарий часть света -Америку с помощью учителя. Называют, кто открыл Америку и в честь кого была названа, опираясь на предложения, предложенные учителем | Наносят на контурную карту путь кораблей Колумба. Показывают на физической карте материка острова Куба, Гаити, Алеутские острова, полуостров Аляска. Называют русских путешественников, которые участвовали в открытии и освоении полуострова Аляска | |
Северная Америка — 9 часов | |||||
Географическое положение Северной Америки | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о материке Северная Америка. Знакомство с географическим положением материка. Закреплять навыки работы с географическими, контурными картами | По пунктирным линиям отмечают путь кораблей Колумба. Отмечают на контурной карте заранее выделенные учителем географические объекты. Составляют рассказ о географическом положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем | Наносят на карту путь кораблей Колумба. Называют путешественника, в честь которого была названа Америка. Рассказывают о русских путешественника, открывших северо-запад континента. Отмечают на контурной карте выделенные шрифтом географические объекты. Дают краткую характеристику географического положения Северной Америки | |
Разнообразие рельефа, климат | 1ч. | Продолжение формирования представления обучающихся о Северной Америке. Знакомство школьников с рельефом Северной Америки. Показ зависимости климата от географического положения материка | Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя | Показывают и называют формы земной поверхности Северной Америки. Отмечают их на контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые материка. Составляют рассказ о климатических условиях Северной Америки | |
Реки и озера Северной Америки | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о материке Северная Америка. Знакомство обучающихся с водными ресурсами изучаемого материка. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте | Показывают на карте заранее выделенные учителем реки и озёра, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя | Называют и показывают на настенной карте реки и озера Северной Америки. Отмечают на карте выделенные шрифтом географические объекты. Составляют рассказ о Великих озёрах Северной Америки | |
Растительный и животный мир | 1ч. | Знакомство обучающихся с природными зонами Северной Америки. Формирование представлений о типичных представителях растительного и животного мира изучаемого материка. Развитие навыка чтения географической карты | По иллюстрации перечисляют представителей растительного и животного мира. Составляют рассказ об одном из представителей животного или растительного мира, опираясь на предложенные словосочетания, предложения | Перечисляют природные зоны, в которых расположена Северная Америка. Рассказывают о разнообразие растительного и животного мира. Составляют рассказ об одном из животных Северной Америки | |
Население и государства Северной Америки. | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Развитие навыков работы с политической картой | Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Северной Америке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают о достопримечательностях этих стран | Рассказывают о коренных жителях материка. Показывают на карте, где живут эскимосы и индейцы. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства изучаемых государств. Отмечают государства и их столицы в контурной карте. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Соединенные Штаты Америки | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство школьников с географическим положением, государственным устройством США, населением и его основными занятиями. Развитие навыков работы с географической картой | Показывают на карте государство США, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя | Показывают на карте Соединенные Штаты Америки. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны | |
Канада | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Сообщение сведений о географическом положение, особенностях природы, населении, хозяйстве Канады. Развитие навыков самостоятельной работы в контурной карте | Показывают на карте государство Канада, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя | Показывают на карте Канаду. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны | |
Мексика. Куба | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Развитие навыков работы с географическими картами | Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя | Показывают на карте изучаемые государства. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях этих стран | |
Обобщающий урок по теме «Северная Америка» | 1ч. | Обобщение и систематизирование знаний о Северной Америке | Показывают Северную Америку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Показывают на карте Северную Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя | |
Южная Америка — 12 часов | |||||
Географическое положение | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о материках земного шара. Сообщение сведений о географическом положении Южной Америки, открытии острова Огненная Земля. Развитие навыков использования географических карт для получения новой учебной информации | Отмечают на контурной карте заранее выделенные учителем географические объекты. Составляют рассказ о географическом положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем | Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Южной Америки | |
Разнообразие рельефа, климат | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Сообщение сведений о разнообразии и контрасте поверхности, особенностях климата Южной Америки. Установление взаимосвязи географического положения, поверхности и климата изучаемого материка | Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя | Называют и показывают на настенной карте формы рельефа Южной Америки. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Сравнивают климат Африки и Южной Америки. Составляют рассказ о климатических условиях Южной Америки | |
Реки и озера Южной Америки | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Знакомство школьников с водоемами изучаемого материка. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте | Показывают на настенной карте заранее выделенные учителем реки и озера Южной Америки. Составляют рассказ об Амазонке по предложенным учителем предложениям | Отмечают на контурной карте крупные реки и озёра Южной Америки. Сравнивают Амазонку и Нил по характеру течения и питания. Называют сходства и различия. Описывают одну из рек Южной Америки по предложенному учителем плану | |
Растительный мир тропических лесов | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о разнообразии растительного мира земного шара. Сообщение сведений о растительности тропических лесов Южной Америки. Закрепление знания обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной Америки | Знакомятся с природными зонами Южной Америки. По рисункам называют растения материка. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса | Перечисляют природные зоны, в которых расположена Южная Америка. Отмечают их в контурной карте. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, как меняется Амазония в результате хозяйственной деятельности человека. Составляют рассказ об одном из растений. Зарисовывают в тетради некоторые растения, которые водятся только на этом материке | |
Животные тропического леса | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о разнообразии животного мира земного шара. Сообщение школьникам сведений о типичных представителях животного мира тропических лесов Южной Америки. Закрепление знаний обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной Америки | По рисункам называют животных зоны тропических лесов Южной Америки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из животных тропического леса | Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Южной Америки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте | |
Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Сообщение сведений о разнообразии растительного мира Южной Америки | Показывают на карте саванны, степи, горные районы материка, используя помощь учителя. Записывают в тетрадь названия представителей растительного мира, выделенных в тексте учебника | Рассказывают о разнообразии растений в зоне степей Южной Америки. Сравнивают пустыни Африки и Южной Америки. Показывают, как изменяются природные зоны в горах на карте «Высотная поясность Южной Америки». Зарисовывают в тетради растения Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей растительного мира Южной Америки | |
Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Знакомства школьников с животным миром саванн, пустынь, степей и гор Южной Америки | Показывают на карте саванны, степи, горные районы материка, используя помощь учителя. По иллюстрации перечисляют представителей животного мира саванн, степей, полупустынь, пустынь Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь | Рассказывают о разнообразии животных в зоне степей Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Зарисовывают в тетради животных Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей животного мира Южной Америки | |
Население и государства | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о Южной Америке. Формирование представлений о коренном и пришлом населении материка. Сообщение сведений о государствах Южной Америки | Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя | Показывают на политической карте крупные государства Южной Америки. Рассказывают о разнообразном составе народов Южной Америки. Наносят на контурную карту изучаемые государства и их столицы. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства, развитые в этих странах | |
Государства Южной Америки: Бразилия | 1ч. | Сообщение сведений о государствах Южной Америки. Совершенствование навыков работы с политической картой | Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя | Показывают изучаемые государства на карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях государства | |
Государства Южной Америки: Аргентина | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство с государством Южной Америки -Аргентиной | Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя | Показывают изучаемые государства на карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях государства | |
Государства Южной Америки: Перу | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство с государством Южной Америки-Перу | Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя | Показывают изучаемые государства на карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях государства | |
Обобщающий урок по теме «Южная Америка» | 1ч. | Обобщение и систематизирование знаний обучающихся о Южной Америке | Показывают Южную Америку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Показывают на карте Южную Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя | |
Евразия – 14 часов | |||||
Географическое положение | 1ч. | Формирование представлений обучающихся об Евразии как самом крупном материке земного шара. Знакомство с географическим положением Евразии | Показывают Евразию на карте полушарий и глобусе, используя помощь учителя. Дают краткую характеристику географического положения материка по плану и опорным предложениям | Рассказывают о географическом положении Евразии. Называют части света, из которых состоит материк, сравнивают их по площади. На контурной карте проводят условную границу между Европой и Азией и отмечают географические названия, выделенные в тексте учебника | |
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова | 1ч. | Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами океанов, омывающими материк | Показывают на физической карте океаны, которые омывают Евразию. Записывают в тетрадь острова и полуострова материка. Составляют рассказ об одном из морей по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя | На физической карте показывают и называют океаны, омывающие материк. Отмечают моря этих океанов, острова и полуострова на контурных картах. Дают характеристику одному из морей по предложенному учителем плану | |
Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова | 1ч. | Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами Тихого и Индийского океанов. Закрепление знаний школьников о морях Тихого океана, омывающих восточное побережье РФ | Записывают в тетрадь острова и полуострова Тихого и Индийского океанов. Составляют рассказ об одном из морей, по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя | На физической карте показывают и называют океаны, омывающие материк. Отмечают моря этих океанов, острова и полуострова на контурных картах. Дают характеристику одному из морей по предложенному учителем плану |
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Европы. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе | Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Европы | Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Евразии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте | |
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Азии. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе | Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Азии | Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Азии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте | |
Климат Евразии | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о Евразии, особенностях ее климатических условий. Совершенствование навыков работы с физической картой | Закрашивают в контурной карте климатические пояса, заранее выделенные учителем. Составляют рассказ о климате Росси по предложенным учителем предложениям. На контурной карте отмечают реки и озера, используя помощь учителя | Перечисляют, в каких климатических поясах расположен материк, называют особенности каждого из климатических поясов. Рассказывают, какие факторы определяют климат Евразии. Показывают и называют крупнейшие реки и озера материка и отмечают их в контурной карте |
Реки и озера Европы | 1ч. | Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии. Сообщение сведений о водоемах Европы. Совершенствование навыков работы с физической картой | Показывают реки и озёра Европы (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах Европы по опорным словам и словосочетаниям | Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской части материка. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Европы по плану | |
Реки и озера Азии | 1ч. | Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии. Сообщение сведений о водоемах азиатской части изучаемого материка | Показывают реки и озёра Азии (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах Азии, по опорным словам и словосочетаниям | Называют и показывают реки и озера, которые расположены в азиатской части материка. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Азии по плану | |
Растительный и животный мир Европы | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о Евразии. Сообщение сведений о растительном и животном мире изучаемого материка. Развитие навыков самостоятельного получения учебной информации из карт приложения к учебнику | Называют растения и животных Европы. Записывают в тетрадь названия представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника, используя помощь учителя | Называют и показывают на карте природные зоны Европы. Перечисляют представителей растительного и животного мира каждой природной зоны | |
Растительный и животный мир Азии | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о Евразии. Сообщение сведений о растительном и животном мире изучаемого материка. Развитие навыков самостоятельного получения учебной информации из карт приложения к учебнику | Называют растения и животных Азии. Записывают в тетрадь названия представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника, используя помощь учителя | Называют и показывают на карте природные зоны Азии. Перечисляют представителей растительного и животного мира каждой природной зоны | |
Население Евразии | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о многонациональном населении материка Евразия | На карте показывают государства Евразии, заранее выделенные учителем. | Называют по иллюстрациям часть Евразии, которая более плотно заселена | |
Культура и быт народов Евразии | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о многонациональном населении материка Евразия. Сообщение основных сведений о культуре и быте народов Евразии | Составляют рассказ о культуре и быте своего края по предложенным учителем предложениям. | Составляют рассказ о культуре и быте своего края | |
Обобщающий урок по теме «Евразия» | 1ч. | Обобщение и систематизирование сведений о крупнейшем материке земного шара. Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в контурной карте и в тетради на печатной основе | Показывают Евразию на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Показывают на карте Евразию. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя | |
Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов» | 1ч. | Обобщение и систематизирование знаний по курсу «География материков и океанов» Развитие навыков работы в команде | Показывают материки и океаны на настенной карте с помощью учителя. Подписывают названия материков и океанов в контурной карте | Показывают на настенной карте материки и океаны. По описанию и иллюстрациям определяют, о каком материке и океане идет речь. Наносят названия материков и океанов в контурной карте |