№ |
Тема предмета |
Кол-во часов |
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся |
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
||||
Введение — 5 часов |
|||||
1. |
География — наука о природе Земли |
1ч. |
Формирование у обучающихся представлений об изучаемом предмете — география |
Называют, что в переводе означает слово «география». Рассказывают о первых путешественниках по плану и опорным словам и словосочетаниям |
Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том, как люди используют в своей жизни знания по географии |
2. |
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды |
1ч. |
Формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли |
Называют основные компоненты погоды, используя помощь учителя. Рассказывают от чего зависит смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время суток. Узнают и называют условные знаки календаря погоды |
Называют основные компоненты погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время года. Составляют по плану рассказ, какая погода характерна для разных времен года |
3. |
Явления природы |
1ч. |
Знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о правилах поведения во время грозы, сильных порывах ветра |
Определяют и называют по иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой иллюстрации (схематические рисунки) как вести себя во время грозы и при сильных порывах ветра |
Называют «явления природы», определяют, что такое «ветер». Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах ветра |
4–5. |
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для наблюдения запаса элементарных географических представлений |
2 ч. |
Знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники. Формирование умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксирование и обобщение своих наблюдений |
Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях населения своей местности. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии совместно с учителем |
Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному учителем. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии |
Ориентирование на местности – 5 часов |
|||||
6. |
Горизонт. Линия горизонта |
1ч. |
Формирование представлений о линии горизонта, основных сторонах горизонта |
Находят в словаре и зачитывают, что такое горизонт, линия горизонта. Выделяют на иллюстрации линию горизонта |
Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта |
7. |
Стороны горизонта |
1ч. |
Формирование умений пользоваться компасом, определять основные стороны горизонта |
Называют основные стороны горизонты, опираясь на схему. Рисуют схему сторон горизонта совместно с учителем |
Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради |
8. |
Компас и правила пользования им |
1ч. |
Знакомство с компасом. Устройство. Правила пользования. Формирование умений ориентироваться по компасу |
Определяют стороны горизонта по компасу, используя помощь учителя. Наклеивают картинку компаса в тетрадь |
Рассказывают, что такое компас и правила пользования компасом пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют стороны горизонта с помощью компаса в классе, школьном холле, на пришкольном участке |
9. |
Ориентирование по местным признакам природы |
1ч. |
Формирование умений ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации
|
Определяют стороны горизонта по признакам природы, изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога |
Рассказывают, что такое компас, для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью компаса по местным признакам природы |
10. |
Ориентирование на местности |
1ч. |
Закрепление сформированных навыков ориентирования с пользованием компаса. Продолжение формирования умений наблюдать за окружающей действительностью, обобщение своих наблюдений |
Наблюдают за окружающей действительностью. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, принимая помощь учителя |
Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, по компасу |
Формы поверхности Земли – 4часов |
|||||
11. |
Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о формах поверхности земного шара |
Называют основные формы земной поверхности. Зарисовывают строение холма по образцу с указанием его частей. Называют и показывают горы и равнины на иллюстрациях |
Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают, чем отличаются плоские и холмистые равнины. Определяют виды равнин по иллюстрациям и схеме. Показывают части холма на схеме |
12. |
Знакомство с формами рельефа своей местности (своего края). (Экскурсия для обучающихся, проживающих в сельской местности) |
1ч. |
Обобщение и закрепление сведений обучающихся о родном крае. Продолжение формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения |
Определяют форму рельефа своей местности, опираясь на схемы и иллюстрации, совместно с учителем |
Определяют форму рельефа своей местности. Составляют рассказ о форме рельефа своей местности
|
13. |
Овраги, их образование |
1ч. |
Формирования представлений об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле |
Показывают на иллюстрации овраг, называют подписанные части оврага, делают макет оврага из сырого песка и глины
|
Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства с опорой на иллюстрации, зарисовывают схему оврага и подписывают его части. Делают макет оврага из сырого песка и глины |
14. |
Горы. Землетрясения. Извержения вулканов |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о разновидностях рельефа земного шара. Знакомство со стихийными явлениями природы (землетрясение, извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения |
Составляют рассказ о горах из предложенных учителем предложений. Лепят макет горы из пластилина. Отвечают на наводящие вопросы о стихийных явлениях в природе |
Рассказывают о горах и горных системах. Зарисовывают схему вулкана. Выполняют макет горного хребта из пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана) |
Вода на Земле – 10 часов |
|||||
15 |
Вода в природе |
1ч. |
Закрепление полученных на уроках природоведения знаний о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека |
Приводят примеры, где встречается вода в природе с опорой на иллюстрации. По схеме рассказывают о круговороте воды в природе |
Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают как происходит круговорот воды в природе по схеме
|
16
|
Родник, его образование |
1ч. |
Формирование элементарных представлений об образовании родника |
Составляют рассказ по опорным словам об образование родника |
Рассказывают как накапливается вода под землёй. Объясняют как образовалось слово «источник». Называют, из каких горных пород состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои |
17 |
Колодец, водопровод |
1ч. |
Формирование элементарных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека |
По рисунку рассказывают о строении водопровода. Из пластилина делают макет колодца |
Рассказывают о работе водопровода. Называют правила охраны воды при пользовании водопроводом |
18 |
Река, ее части. Горные и равнинные реки |
1ч. |
Знакомство с горными и равнинными реками, их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности |
Составляют предложения как образуются реки по опорным словам. Называют части реки, обозначенные на схеме. Определяют по иллюстрации горную и равнинную реку |
Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление реки, левые и правые притоки. Сравнивают горную и равнинную реки по плану. Рассказывают как образуется водопад |
19 |
Использование рек |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека |
Составляют рассказ об использование рек по схеме с опорой на иллюстрации
|
Рассказывают об использовании пресной воды рек в хозяйственной деятельности человека |
20 |
Озера. Водохранилища. Пруды |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара. Обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека |
По иллюстрациям и опорным словам рассказывают, где образуются озера. Называют различия пруда от озера, принимая помощь учителя |
Называют характерные особенности озера. Рассказывают, в каких местах образуются озёра. Зарисовывают схему озера. Рассказывают, как образуются водохранилища. Сравнивают пруд и озеро. Приводят примеры искусственных водоемов
|
21 |
Болота, их осушение |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании |
Составляют рассказ по серии картинок «Образование болот» |
Рассказывают об образовании болот по схеме. Рассказываю, для чего осушают болота и где используется торф
|
22 |
Океаны и моря |
1ч. |
Формирование понятий «океан», «море». Знакомство обучающихся со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган)
|
Составляют рассказ по иллюстрациям об использовании морей и океанов человеком |
Называют характерные особенности морей и океанов. Сравнивают и показывают на схеме окраинные и внутренние моря. Называют отличия морской воды от пресной. Рассказывают, что такое цунами. По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и океанов в хозяйственной деятельности человека |
23 |
Острова и полуострова |
1ч. |
Формирование понятий «остров» и «полуостров» |
Зарисовывают в тетради вместе с учителем остров, полуостров и подписывают их, делают макеты из пластилина |
Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке находят и показывают острова, полуострова, заливы и проливы. Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги |
24 |
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения |
1ч. |
Продолжение формирования представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании. Охрана водоемов |
Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают иллюстрации и фотографии с изображением водоемов |
Называют водоемы, которые есть в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для охраны водоёмов. Составляют альбом «Вода на Земле» |
План и карта – 7 часов |
|||||
25 |
Рисунок и план предмета |
1ч. |
Формирование первоначальных представлений обучающихся о плане, его значении. |
Знакомятся с понятием «план». Зарисовывают план предметов (ластик, кубик) по контурным линиям. Называют отличия плана от рисунка, используя помощь учителя |
Рассказывают, что такое план и для чего он нужен. Сравнивают изображенные предметы на плане и на рисунке, называя отличия. Зарисовывают в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик) |
26 |
План и масштаб |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о плане, закрепление представления о масштабе. |
Знакомятся с понятием «масштаб». Составляют рассказ «Люди каких профессий используют масштаб в своей работе», по опорным словам, и иллюстрациям |
Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии людей, которым необходим план местности |
27 |
Условные знаки плана местности |
1ч. |
Развитие умения читать простейшие планы, знакомство с условными знаками плана местности |
Называют условные знаки плана местности с опорой на иллюстрации. Вычерчивают простейшие знаки плана местности по образцу |
Называют характерные особенности изученных понятий. Читают рассказ, используя условные знаки плана местности |
28 |
План и географическая карта |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека |
Называют отличия плана от карты, используя помощь учителя |
Сравнивают план города и карту. Называют отличия плана от карты. Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных) |
29 |
Условные цвета физической карты |
1ч. |
Знакомство с условными цветами физической карты. Обучение показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой на условный цвет, которым обозначены различные формы поверхности и водоемы |
По иллюстрации называют формы земной поверхности. С помощью учителя называют основные цвета физической карты |
Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные знаки плана, цвета и условные знаки физической карты
|
30 |
Условные знаки физической карты |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о географической карте. Знакомство с условными знаками физической карты |
Соотносят условный знак физической карты с изображением |
Называют условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные цвета и условные знаки физической карты |
31 |
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей |
1ч. |
Обобщение и систематизация представлений обучающихся о физической карте и ее значении. Формирование умений показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков
|
Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных учителем предложений. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя |
Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с опорой на план. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты
|
Земной шар – 17 часов |
|||||
32 |
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне
|
1ч. |
Формирование у обучающихся элементарных представлений о телах Солнечной системы |
Составляют рассказ о Земле, Солнце и Луне из рекомендованных учителем предложений |
Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с понятиями «астрономия», «планеты» |
33 |
Планеты
|
1ч. |
Расширение круга элементарных представлений о планетах Солнечной системы |
Знают название 2-3 планет. Составляют рассказ об одной из планет, используя опорные слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по отношению к Солнцу, используя помощь учителя |
Показывают и называют планеты (обозначенные и подписанные) на схеме Солнечной системы. Знают названия до 4 планет. Называют отличительные признаки Земли от других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной системы. Располагают на макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу |
34 |
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли |
1ч. |
Формирование у обучающихся представлений о форме Земли. Продолжение закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону) |
Приводят примеры доказательства шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как менялись представления о форме и размерах Земли с опорой на иллюстрации |
35 |
Современные исследования космоса
|
1ч. |
Продолжить формирование представлений обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках |
Называют первого космонавта. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о первом полете в космос |
Рассказывают о первом полете Ю. А. Гагарина в космос |
36 |
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе
|
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о форме Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об условных цветах физической карты |
Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора. Лепят макет глобуса из пластилина |
Рассказывают о строении глобуса. Показывают на глобусе полюса, линию экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные формы поверхности (с опорой на цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков |
37 |
Физическая карта полушарий |
1ч. |
Повторение и закрепление знаний обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях. Знакомство с картой полушарий. Обучение показу на физической карте полушарий, названных выше объектов |
Называют основные цвета карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на физической карте полушарий полюса, линию экватора, материки, океаны |
Определяют, какими цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на карте полушарий и глобусе полюса, линию экватора, материки, океаны |
38 |
Распределение воды и суши на Земле |
1ч. |
Знакомство обучающихся с распределением воды и суши на Земле. Формирование представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на территории нашей планеты |
Определяют по карте, что занимает большую часть земного шара: вода или суша. Показывают воду и сушу на карте, опираясь на таблицу условных знаков |
Определяют по карте, в каком полушарии больше воды, а в каком островов и материков
|
39 |
Океаны на глобусе и карте полушарий
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе |
Показывают на физической карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с опорой на карту. Подписывают названия океанов на контурной карте |
Называют Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по схеме или иллюстрациям. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости (например, почему Северный Ледовитый океан получил такое название). Находят на глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте |
40 |
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) |
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе |
Называют материк, на котором мы живем. На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с опорой на карту, используя предложения, предложенные учителем |
Находят и называют на глобусе и физической карте полушарий материки, подписывают названия материков на контурной карте. Сравнивают материки и части света
|
41 |
Кругосветные путешествия. Плавание экспедиции под командованием Ф. Магеллана |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о значении первого кругосветного путешествия под командованием Ф. Магеллана
|
Составляют из предложений, предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф. Магеллана. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое кругосветное путешествие |
Рассказ по плану и карте о первом кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф. Магеллана |
42 |
Первое русское кругосветное плавание
|
1ч. |
Знакомство с первым русским кругосветным плаванием и его значением
|
Составляют из предложенных учителем предложений рассказ о русском кругосветном плавании. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут Крузенштерна, шлюп «Нева») |
Составляют рассказ по плану и карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике) Рассказывают как происходило первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку |
43 |
Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с климатом земного шара |
С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг Солнца. Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя |
Рассказывают о значении солнца для жизни на земле с опорой на схему или рисунки. Составляют рассказ с опорой на схему, от чего зависит климат и от чего зависит погода |
44 |
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий |
1ч. |
Продолжение формирования первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре |
Составляют рассказ об одном из поясов освещенности из предложенных учителем предложений. Раскрашивают в контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему пояса освещенности |
Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между географическим положением, солнечной радиацией, подстилающей поверхностью. Называют основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют устный рассказ об одном из поясов освещенности с опорой на схему/ план. Чертят в тетради схему «Пояса освещенности» |
45 |
Природа тропического пояса. Тропические леса |
1ч. |
Расширение круга представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса |
Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический пояс в тетради. Узнают изображения типичных животных тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей) |
Называют, с опорой на схему «пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса. Узнают изображения типичных животных тропического леса и называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя |
46 |
Природа тропического пояса. Саванны и пустыни |
1ч. |
Знакомство с природными зонами саванн и пустынь тропического пояса |
Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей) |
Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь, называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» природные зоны саванн и пустынь с помощью учителя |
47 |
Природа умеренных и полярных поясов
|
1ч. |
Знакомство обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов |
Называют и показывают умеренные и полярные пояса освещенности, выделенные учителем на карте. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о природе умеренных или полярных поясов (Арктика, Антарктика) |
Называют материки и океаны, расположенные в пределах умеренного и полярного поясов. Составляют рассказ о природе умеренных и полярных поясов по плану |
48 |
Обобщающий урок |
1ч. |
Обобщение изученного материала по разделу Земной шар. Работа с картой полушарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на печатной основе |
Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник, с помощью учителя |
Выполняют контрольное тестирование по разделу «Земной шар» |
Карта России-20 часов |
|||||
49 |
Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны |
1ч. |
Знакомство обучающихся с положением России на глобусе, карте. Формирование представлений о площади государства, повторение символики РФ |
Показывают на карте и настольной карте Россию, используя помощь учителя. Выделяют среди других изображений флаг и герб РФ. Зарисовывают вместе с учителем флаг РФ |
Составляют описание географического положения России (с опорой на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в каких поясах лежит Россия
|
50 |
Столица России – Москва
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о Москве как главном городе (столице) России |
С помощью находят на карте столицу нашей Родины. Рассматривают иллюстрации достопримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания |
Находят на карте столицу нашего государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по приложению к учебнику). Находят улицы, о которых говорится в тексте учебника |
51 |
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге |
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте |
Показывают границы России на физической карте, обводят по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы |
Показывают на карте сухопутные границы, их протяженность. Называют государства, с опорой на политическую карту, с которыми РФ граничит на западе и юге. Выделяют сухопутные границы РФ на контурной карте |
52 |
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте |
Показывают границы России на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан Показывают на карте за Северный Ледовитый океан, омывающий берега России, и читают названия морей. Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя о природе морей (не выделяя конкретных названий) , омывающих берега России на севере. |
Показывают на карте морские границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега России (не выделяя конкретных названий). Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по плану
|
53 |
Моря Тихого и Атлантического океанов
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных границах России. Закрепление знаний об условных обозначениях и условных цветах физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте |
Показывают на карте Тихий и Атлантический океан, читают названия морей. Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России |
Называют и показывают на карте моря Тихого и Атлантического океанов. Наносят океаны, моря на контурную карту. Составляют описания одного из морей с опорой на план
|
54 |
Острова и полуострова России
|
1ч. |
Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте |
Показывают и называют острова и полуострова, заранее выделенные учителем |
Называют и показывают острова и полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Составляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия островов и полуостров России на контурную карту
|
55 |
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья
|
1ч. |
Формирование представлений о поверхности РФ, ее разнообразии. Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте |
Закрашивают в контурной карте обозначенные равнины (низменности, плоскогорья). Составляют описание равнины по плану, используя помощь учителя |
Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России. Составляют описание равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план в учебнике
|
56 |
Работа с контурными картами
|
1ч. |
Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами
|
Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты, используя помощь учителя |
Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты
|
57 |
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ |
Называют и показывают на настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают горы в контурной карте, используя помощь учителя |
Называют и показывают на настенной карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания гор России с опорой на план в учебнике
|
58 |
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа)
|
1ч. |
Закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений обучающихся о богатстве недр РФ. Повторение условных обозначений полезных ископаемых |
Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых. Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте |
Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, добываемые на территории России. Рассказывают об использовании полезных ископаемых. Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте |
59 |
Работа с контурными картами
|
1ч. |
Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами |
Наносят на контурную карту названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в местах их добычи |
Наносят на контурную карту названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в местах их добычи
|
60 |
Река Волга
|
1ч. |
Формирование представлений обучающихся о реке Волге как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека |
Показывают на настенной карте реку Волгу, используя помощь учителя. Составлять из предложенных учителем предложений рассказ-описание реки Волги |
Показывают по карте реку Волгу, ее притоки Оку и Каму. Находят ее по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы, соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги с опорой на план |
61 |
Реки: Дон, Днепр, Урал
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны |
Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя
|
Показывают на настенной карте изученные реки, крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу. Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на берегу реки Днепр. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину |
62 |
Реки Сибири: Обь, Енисей
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны |
Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя
|
Называют равнину по которой протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По условным знакам находят крупные ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и Енисей по рисунку в учебнике |
63 |
Реки Лена и Амур
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны |
Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя |
Показывают на карте реки Лену, Амур и их притоки. Сравнивают по протяженности изучаемые реки с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки |
64 |
Озера Ладожское, Онежское, Байкал
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об использовании озер в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны |
Показывают на настенной карте заранее обозначенные озера. Составляют из предложенных учителем предложений об озерах России. Подписывают название озер на контурной карте, используя помощь учителя |
Называют и показывают озера России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях. Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем. Наносят на контурную карту названия изученных озер
|
65 |
Крупные города России
|
1ч. |
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии городов России, знакомство с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение знаний о столице России |
Показывают на карте столицу России, родной город (с помощью). Рассказывают о достопримечательностях столицы и своего города, опираясь на иллюстрации и опорные слова |
Показывают на карте столицу России, города-миллионеры, родной город. Составляют рассказа о столице России с опорой на план. Перечисляют достопримечательности родного города (поселка)
|
66 |
Работа с контурными картами
|
1ч. |
Закрепление представлений обучающихся о городах РФ, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, навыками работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивость |
Отмечают на контурной карте заранее отмеченные учителем условные изображения столицы. Подписывают на контурной карте родной город |
Наносят на контурную карту условные знаки изображения столицы, названий городов-миллионеров, родного города
|
67 |
Наш край на физической карте России
|
1ч. |
Расширение представлений обучающихся о родном крае. Формирование умений находить нашу страну на карте, показ столицы РФ |
Составляют рассказ о родном крае по плану, используя опорные слова и предложения |
Составляют рассказ о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Пишут письмо другу, в котором содержится описание родного края |
68 |
Повторение начального курса физической географии
|
1ч. |
Повторение и обобщение представлений обучающихся, формируемых в начальном курсе физической географии |
Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник |
Выполняют контрольное тестирование по начальному курсу географии |