Этика 12 класс 1 вариант

Тема Кол-во часов Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень
1. Этика.

Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время

1 Понятие этики и её происхождение.
Этические нормы в Древнем мире: античная философия.
Средневековые этические идеалы: влияние религии и христианства.
Эпоха Возрождения и гуманистические ценности.

Историческая ролевая игра — особенности этических норм каждой эпохи
Этика Нового времени: рационализм и моральные законы.
Коллаж по эволюции этики

Участвуют в обсуждении ключевых понятий.
Отвечают на вопросы по содержанию материала.
Перечисляют этапы развития этики и их характеристики.

С помощью учителя

Принимают участие в создании коллажа

Анализируют различные исторические периоды с точки зрения изменения этических норм.
Работают в группах: обсуждают и представляют ключевые изменения в этике.

Понимают особенности этических норм каждой эпохи.
Участвуют в мини-дебатах, отстаивая взгляды своей эпохи на мораль и этику.

Создают коллаж, который иллюстрирует изменения в этике от древности до наших дней

2. Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества 1 Понятие этических правил и норм.
Историческое развитие моральных норм во взаимодействии личности и общества.
Современные этические принципы: права человека, свобода, ответственность, толерантность.
Этические ситуации в повседневной жизни
Создание кодекса поведения.

Анализ этических норм в искусстве и литературе

Определяют основные моральные нормы и правила.
Приводят примеры взаимодействия личности и общества.
Объясняют значение социальных ролей.

Обсуждают возможные решения этических ситуаций.

Составляют список правил.

Анализируют отрывки из литературных произведений или фильмов, где показаны моральные дилеммы, описывают поступки героев

Анализируют влияние этических норм на общественное поведение.
Сравнивают этические принципы разных эпох и культур.
Формулируют и обосновывают лучший вариант поведения в этической ситуации.

Создают кодекс поведения для общественных мест (школа, транспорт, парки), включая правила, регулирующие отношения между людьми, и объясняя их необходимость.

Анализируют отрывки из литературных произведений или фильмов, где показаны моральные дилеммы.

Оценивают поступки с точки зрения морали и предлагают альтернативные решения

3. История происхождения некоторых этических правил.

История этических правил родного края

1 Происхождение моральных норм: обычаи и традиции.
Влияние религии, мифов и народного творчества на формирование правил.
Эволюция этических правил в разных культурах.
Взаимосвязь этики с законами и обычаями.

«Путешествие по времени» – выбор одного этического правила (например, гостеприимство, уважение к старшим) и исследование его происхождения.

Обычаи и традиции родного региона.

Этическая карта региона.

Народная мудрость – работа с пословицами

Определяют происхождение этических правил.
Приводят примеры моральных норм из истории.

Собирают информацию и рассказывают о правиле.

Перечисляют традиции и обычаи региона.

Наносят на карту ключевые обычаи.

Перечисляют пословицы и их значение

Анализируют изменения моральных норм.
Сравнивают этические принципы разных культур.

Выбирают одно этическое правило (например, гостеприимство, уважение к старшим) и исследуют его происхождение. Затем представляют материал в виде презентации или рассказа от лица жителя прошлого.

Создают карту родного края, отмечая на ней обычаи и традиции с объяснением их этического значения.

Собирают и анализируют пословицы и поговорки родного края, связанные с этическими нормами

4. Этика и мораль. Этические ценности 1 Понятие этики и морали.
Различие между этикой и моралью.
Формирование этических ценностей в обществе.
Роль морали в жизни человека и общества.
Составление «Словаря этики и морали»

Ролевая игра «Дилемма»

Объясняют, что такое этика и мораль.
Перечисляют основные этические ценности.

Составляют словарь, в который включают определения и примеры для таких понятий как этика, мораль, нравственность, этические ценности.

Называют и объясняют основные термины словаря.

Участвуют в ролевой игре, в которой решают этическую дилемму, выбирая между двумя сложными моральными выборами (например, выбор между личной выгодой и общим благом).

Рассматривают и объясняют свои решения с помощью учителя

Различают этику и мораль, дают примеры.
Обосновывают значимость этических ценностей в жизни общества.

Составляют словарь, в который включают определения и примеры для таких понятий как этика, мораль, нравственность, этические ценности.

Объясняют их различия с примерами.

Участвуют в ролевой игре, аргументируя выбор с учетом этических ценностей

5. Основные понятия этики.

Правила взаимоотношений

1 Понятие этики, моральных норм и правил — «Этика в примерах»
Основные этические принципы: честность, доброта, ответственность, справедливость.
«Правила взаимоотношений»
Роль этических норм в жизни человека.

Ролевая игра «Правила общения»

Определяют основные понятия этики.

Составляют список правил для различных ситуаций: поведение в семье, в коллективе, в общественных местах., определяют их важность
Приводят примеры этических правил, регулирующих поведение.

Принимают участие в ролевой игре

Различают этические принципы и правила.

Составляют список правил для различных ситуаций: поведение в семье, в коллективе, в общественных местах.

Обосновывают каждое правило, объясняя его влияние на отношения.
Оценивают значимость этики для гармонии в обществе.

Принимают участие в ролевой игре, демонстрируя правильное поведение в разных социальных ситуациях (в магазине, на улице, в школе)

6. Нужно ли говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его 1 Понятие честности как моральной ценности.
Почему важно говорить правду?
Влияние честности на доверие и отношения.

Разбор практических ситуаций «Когда правда может навредить».

«Правда с заботой: как выразить это тактично?» — тактичные способы сказать правду в сложных ситуациях

Определяют понятие честности.
Приводят примеры ситуаций, где важна честность.

Объясняют, когда правду лучше не говорить.
Перечисляют ситуации, когда молчание предпочтительнее.

Придумывают простые способы мягко выразить правду.
Объясняют, как такие фразы помогают избежать конфликта

Объясняют важность честности в отношениях.
Анализируют последствия нечестности.

Понимают, как скрытие правды может защитить чувства другого человека.
Приводят примеры, где молчание может быть более полезным.

Создают несколько вариантов выражений в зависимости от ситуации и анализируют, почему они могут быть эффективными

7. Как нужно говорить правду человеку, чтобы не обидеть его 1 Изучение мягких формулировок для передачи правды.

Примеры того, как говорить правду, не раня чувства собеседника.

Применение принципа такта в разговоре – разбор практических ситуаций, где нужно сказать правду, не обидев собеседника.

Письмо другу «Правда с заботой» (в котором должны честно выразить свое мнение о его поведении или внешности)

Приводят примеры мягких выражений правды.
Поясняют, почему такт важен в общении.

Приводят один пример из жизни, обсуждают, как можно было бы поступить.

Пишут письмо с учетом тактичности и мягкости в выражениях

Применяют тактичные формулировки на примерах.
Разбирают ситуации, где важно использовать мягкие слова.

Предлагают разные варианты решения.

Пишут письмо, используя различные тактичные выражения, разрабатывают несколько вариантов ответа

8. Добро и зло. Доброжелательность 1 Объяснение понятий «добро» и «зло», их взаимосвязь.

Примеры из истории и повседневной жизни.

Составление словаря «Добро и Зло»

Картинки эмоций «Добро и зло».

Объяснение понятия доброжелательности, как формы проявления добра.

Анализ литературных произведений, где противостояние добра и зла является центральной темой.

Обсуждение моральных дилемм, связанных с проявлением доброжелательности.

Описывают, что такое добро и зло.

Составляют список из 5–7 слов и кратко объясняют их значения.

Описывают чувства, которые вызывает каждая картинка.
Приводят примеры добрых и злых поступков.

Определяют, что такое доброжелательность.
Приводят примеры доброжелательного поведения.

Приводят примеры из произведений, где проявляется добро и зло.
Описывают влияние этих понятий на героев

Анализируют, как различия между добром и злом могут влиять на личные и общественные отношения.

Составляют более развернутый список и сравнивают добрые и злые поступки в контексте различных ситуаций.

Сравнивают и объясняют, как добрые и злые поступки влияют на общество в целом и на людей, участвующих в этих ситуациях.

Обсуждают примеры доброжелательности в жизни.
Объясняют, почему важно быть доброжелательным.

Оценивают, как различные произведения показывают влияние добра и зла на судьбы героев литературных произведений

9. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика) 1 Определение доброжелательности как важной составляющей межличностных отношений.

Обсуждение «Что такое доброжелательность?»

Роль доброжелательности в общении.

Составление списка признаков доброжелательности.

Внешние признаки доброжелательности: тон речи, сила голоса, мимика, жесты и поза.

Мимическая практика: передача эмоций

 

Описывают, что такое доброжелательность.
Объясняют, почему важно быть доброжелательным.

Составляют список из 3–5 признаков доброжелательности.

Определяют признаки доброжелательности и приводят примеры.

Участвуют в обсуждении, определяют признаки доброжелательности.

Изображают одну эмоцию с использованием мимики, которая выражает доброжелательность

Анализируют внешние признаки доброжелательности и обсуждают, как они влияют на общение и отношения с другими людьми.

Приводят примеры доброжелательных поступков и объясняют, как внешние признаки влияют на восприятие людей.

Составляют более развернутый список, включая жесты и позу, объясняют, как эти признаки действуют в общении.

Обсуждают, как различные внешние признаки доброжелательности влияют на отношения и коммуникацию в разных ситуациях.

Изображают несколько эмоций, объясняют, как мимика и другие признаки помогают передать доброжелательность

10. Доброжелательность, как черта характера человека 1 Введение в понятие «доброжелательность».
Значение доброжелательности для межличностных отношений.

Разбор примеров поведения в различных ситуациях.
Практические упражнения на развитие доброжелательности — мини-сценки «Как быть доброжелательным?»

Игра «Комплимент по кругу»

Анализ эмоциональных ситуаций по просмотренному видеосюжету.

«Дерево добрых дел» — плакат

Прослушивают рассказ учителя.
Отвечают на простые вопросы.

Заполняют таблицу с примерами ситуаций.
Просматривают  видеосюжет.

Работают в парах или группах и разыгрывают небольшие сценки, где один из участников проявляет доброжелательность в различных ситуациях.

Говорят комплименты своим одноклассникам с помощью готовых фраз.

Заполняют готовые шаблоны «добрых дел» и прикрепляют их к дереву

Самостоятельное формулируют примеры доброжелательного поведения.
Участвуют в обсуждении.

Работают в парах или группах и разыгрывают небольшие сценки, где один из участников проявляет доброжелательность в различных ситуациях.

Говорят комплименты своим одноклассникам.

Пишут на «листе» или «яблоке» свое доброе дело и прикрепляют его к дереву

11. Недоброжелательность, как черта характера человека 1 Введение в понятие «недоброжелательность».
Основные причины и формы проявления.

Кейс «Как ответить на недоброжелательность?»

«Паутина слов» — ассоциативная карта, где в центре слово «Недоброжелательность», а от него расходятся понятия и чувства, связанные с этим словом.

Игра «Стоп-негатив»

Слушают объяснение учителя.

Отвечают на вопросы по тексту.

Выбирают ответ из предложенных вариантов кейса.

Создают ассоциативную карту с помощью подсказок.

Называют негативные фразы или действия, а затем трансформируют их в позитивные с помощью учителя

Обсуждают причины недоброжелательности.
Анализируют предложенные ситуации кейса.

Самостоятельно заполняют карту.

Называют негативные фразы или действия, а затем трансформируют их в позитивные

12. Внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика) 1 Изучение внешних проявлений доброжелательности: тон речи, сила голоса, мимика по видеосюжетам
Роль невербальных сигналов в общении.

Упражнения на развитие контроля над тоном голоса и мимикой.

Игра «Угадай интонацию».

Создание памятки «Доброжелательный собеседник»

Просматривают видеосюжеты.

Слушают объяснение учителя.
Повторяют за учителем примеры интонаций и жестов.

Читают текст с разными интонациями.
Исполняют простые упражнения на мимику.

составляют памятку с правилами доброжелательного общения, включая тон, мимику и жесты с помощью наводящих вопросов.

Записывают правила по образцу

Просматривают видеосюжеты.

Анализируют видеосюжеты.
Формулируют правила доброжелательного общения.

Придумывают и озвучивают свои примеры фраз с разной интонацией.

Составляют и разыгрывают диалоги с использованием доброжелательной интонации и мимики.

Составляют памятку с правилами доброжелательного общения, включая тон, мимику и жесты
Формулируют собственные правила и обосновывают их

13. Внешние признаки недоброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика) 1 Исследование признаков недоброжелательности: резкий тон, громкость, мимика.
Анализ негативных невербальных сигналов.

Упражнение «Поймай настроение» по коротким видеоклипам или фотографии.

Игра «Правильная реакция» на конфликтные ситуации

Читают диалоги с разными интонациями.
Повторяют примеры с заданным тоном.

Определяют эмоции по фотографии или видео.
Слушают рекомендации учителя.

Смотрят короткие видеоклипы или фотографии.

Определяют эмоции по заданным вариантам.

Из предложенных конфликтных ситуаций выбирают правильную реакцию, чтобы снизить напряжение с помощью учителя

Обсуждают примеры проявлений недоброжелательности.
Анализируют видеосюжеты с невербальной агрессией.

Смотрят короткие видеоклипы или фотографии и определяют, какие эмоции и намерения передаются через мимику и тон голоса.

Объясняют, какие невербальные признаки помогли сделать вывод.

Из предложенных конфликтных ситуаций выбирают правильную реакцию, чтобы снизить напряжение

14. Проявление доброжелательности в повседневной жизни 1 Понятие доброжелательности в быту и обществе.
Примеры доброжелательного поведения(видео/литература).

Роль вежливости и уважения в отношениях.
Формы вежливого общения.

Игра «Скажи это вежливо».

Ролевая игра «Доброжелательное общение».

Мини — сочинение «Мой доброжелательный день»

Слушают примеры из повседневной жизни.
Перечисляют способы проявления доброжелательности.

Читают диалоги и выделяют примеры вежливых фраз.
Повторяют вежливые обращения.

Преобразуют нейтральные или грубые фразы в вежливые и доброжелательные с помощью учителя.

Пишут по плану как они проявляли доброжелательность в течение одного дня

Обсуждают ситуации и приводят примеры из личного опыта.
Анализируют действия героев рассказов или видео.

Составляют диалоги с использованием вежливых фраз.
Обсуждают важность уважения в общении.

Преобразуют нейтральные или грубые фразы в вежливые и доброжелательные.

Описывают, как они проявляли доброжелательность в течение одного дня

15. Совесть.

Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из личного опыта («чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести»

1 Объяснение понятия «совесть».
Роль совести в принятии решений.

Анализ выражений в контексте жизненных ситуаций.
Разбор личных примеров.

Игра «Угадай выражение» — учитель объясняет каждое выражение в контексте конкретной ситуации, а ученики должны угадать, какое из выражений подходит к данному случаю (например, ситуация, когда человек не может успокоиться после плохого поступка — «совесть замучила»).

Обсуждение крылатых выражений

Слушают объяснение учителя.

Принимают участие в объяснении примеров из жизни.

Объясняют выражения на основе примеров из текста.
Обсуждают, что они значат для них.

Повторяют выражения и объясняют их значение

Разбирают ситуации, когда совесть помогала принять важное решение.
Формулируют выводы.

Приводят примеры из личного опыта для каждого выражения.
Обсуждают, как совесть влияет на их поведение в разных ситуациях. Придумывают собственные ситуации, объясняют их с использованием выражений «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести»

16. Тестирование по пройденным темам «Добро и зло. Доброжелательность» 1 Проверка усвоения понятий «добро», «зло», «доброжелательность» и их важности для формирования моральных ценностей.

Закрепление знаний о значении этих ценностей в личных и общественных отношениях через тестирование.

Выполнение теста

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Обсуждают простые ситуации, где нужно проявить доброжелательность, с поддержкой учителя

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Отвечают на вопросы, аргументируя собственное мнение по ситуации, требующей проявления добра и доброжелательности.

Проводят анализ ошибок

17. Этика родительских отношений.

Дети и родители. Ребенок в жизни семьи

1 Права и обязанности родителей.
Влияние родительского воспитания на ребенка.

Чтение утверждений и выбор правильного.

Права и обязанности ребенка.
Ребенок как важная часть семьи и общества.

Способы создания комфортной семейной атмосферы.

Причины семейных конфликтов – анализ практических ситуаций

Методы разрешения конфликтов в семье

Изучают права и обязанности родителей.
Объясняют роль родителей в воспитании.

Читают утверждение и выбирают правильное из предложенных.

Изучают права и обязанности ребенка в семье.
Рассказывают, как ребенок влияет на жизнь семьи.

Изучают основные принципы этики в отношениях с детьми.

Называют причины конфликтов в семье.

Читают ситуации и отвечают на вопрос.
Приводят примеры разрешения конфликтов

Рассказывают о влиянии родительских решений на развитие ребенка.
Разбирают примеры воспитания в разных семья.

Читают утверждение и выбирают правильное из предложенных.

Анализируют поведение детей в разных семейных условиях.
Описывают роли детей в семейных отношениях.

Читают ситуации, анализируют их и отвечают на вопрос.
Приводят примеры правильных и неправильных действий родителей

18. Просмотр социального ролика «Отношения детей и родителей».

Обсуждение детско-родительских отношений

1 Роль детей и родителей в семье.
Этика и основы взаимопонимания в семейных отношениях.
Проблемы, возникающие в отношениях детей и родителей.

Интерактивное задание: «Модель идеальной семьи»

Разбор ролика, подчеркивающего важность общения в семье.
Анализ конкретных ситуаций: как родительское поведение влияет на поведение детей.

Ролевая игра: «Решение семейного конфликта»

Изучают основные принципы взаимоотношений между детьми и родителями.
Объясняют роль уважения и поддержки в семье.
Просматривают социальный ролик о детско-родительских отношениях и отвечают на простые вопросы.

Создают простую модель семьи и кратко описывают роли (мама, папа, ребенок).

Разыгрывают простые ситуации и предлагают базовые решения

Называют положительные и отрицательные примеры семейных отношений, рассмотренные в ролике.
Оценивают важность уважения, терпения и поддержки в отношениях между детьми и родителями.
Разрабатывают рекомендации для улучшения детско-родительских отношений, основываясь на конкретных примерах из ролика и личного опыта.

Создают простую модель семьи, описывают роли в семье, добавляют детали о том, какие действия и поступки укрепляют семейные отношения (поддержка, уважение, доверие).

Предлагают несколько вариантов решения конфликта и обсуждают, какое из них наиболее конструктивное

19. Особенности воспитания ребенка в разные периоды 1 Основы воспитания ребенка в раннем возрасте: развитие навыков общения, любознательности, самостоятельности.
Роль родителей в формировании первых привычек и норм поведения.

Развитие дисциплины и ответственности.
Поддержка в учебе и социальной адаптации в школе.

Проблемы и особенности воспитания в подростковый период: поиск себя, конфликты с родителями.
Ситуационное задание: «Поддержка ребенка в трудные моменты».

Творческое задание: «Письмо будущему родителю»

Читают текст о воспитании дошкольников.
Выделяют ключевые действия родителей (учат говорить, поддерживают любопытство).
Составляют список важных навыков для ребенка дошкольного возраста.

Составляют краткий план дня для школьника.
Определяют, как родители могут поддержать ребенка в учебе.

Читают текст о воспитании подростков и выделяют основные трудности.
Предлагают простые решения для каждой ситуации.

Составляют простые советы

Рассказывают, как поддержка родителей влияет на развитие самостоятельности у ребенка.
Обсуждают примеры из жизни, когда правильное воспитание в дошкольный период способствовало успеху ребенка в будущем.

Предлагают способы мотивации ребенка к учебе и объясняют их эффективность.
Обсуждают, как родители могут помочь ребенку справиться с первыми трудностями в школе.

Анализируют ситуацию и предлагают несколько вариантов решения с обоснованием.

Пишут развернутое письмо с примерами и обоснованиями

20. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь 1 Рассмотрение основных стилей воспитания (авторитарный, демократический, попустительский, индифферентный).

Анализ семейных ситуаций.

Создание памятки для родителей

Читают текст о стилях воспитания.
Заполняют таблицу с характеристиками каждого стиля.

Определяют стиль воспитания.

Составляют список правил для родителей в рамках одного стиля

Выполняют упражнение на соответствие черт характера и стилей воспитания.

Приводят примеры из жизни или литературы, сравнивают стили и делают выводы. Предлагают разные подходы к решению семейных ситуаций.

Создают памятку с рекомендациями для родителей по каждому стилю воспитания и их последствиям

21. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили общения 1 Рассмотрение стилей общения (агрессивный, пассивный, ассертивный): их особенности, примеры ситуаций, последствия.

Работа с ситуациями, отражающими разные стили общения: выявление особенностей, анализ поведения участников.

Работа с текстами и диалогами.

Ролевая игра: «Выбор стиля»

 

 

Читают текст о стилях общения.
Определяют основные характеристики каждого стиля.

Соотносят стили общения с предложенными примерами.

Определяют, какой стиль общения использован в каждом диалоге.

Разыгрывают ситуации (например, просьба начальнику, конфликт с другом, выражение благодарности), используя конкретный стиль общения и показывают его последствия.

 

Определяют, как каждый стиль общения влияет на взаимоотношения между людьми.

Выявляют причины использования стиля в примере и предлагают альтернативные подходы к общению.

Анализируют, как стиль общения в диалоге повлиял на исход ситуации, и предлагают альтернативный стиль общения.

Разыгрывают ситуации (например, просьба начальнику, конфликт с другом, выражение благодарности), объясняя, какой стиль общения наиболее эффективен, и объясняют, почему

22. Стиль внутрисемейных отношений

 

1 Рассмотрение стилей отношений в семье: авторитарный, демократический, либеральный, конфликтный.

Анализ различных семейных ситуаций, отражающих стили внутрисемейных отношений.

Дискуссия: «Какой стиль внутрисемейных отношений лучше?»

Создание памятки «Здоровый стиль отношений»

 

 

Читают описание стилей.
Определяют ключевые признаки каждого стиля.

Заполняют таблицу «Как стиль отношений влияет на детей».

Определяют стиль отношений в каждой ситуации.

Обсуждают плюсы и минусы каждого стиля, формулируют аргументы в пользу одного из стилей.

Перечисляют основные правила здорового общения.

Показывают различия между стилями, обсуждают их сильные и слабые стороны.

Обсуждают примеры из жизни, где стиль отношений повлиял на семейную атмосферу.

Обсуждают плюсы и минусы каждого стиля, приводят примеры из реальной жизни или литературы, чтобы обосновать свою точку зрения.

Составляют памятку для семьи с рекомендациями по улучшению отношений

23. Общий взгляд на воспитание детей 1 Рассмотрение ключевых подходов к воспитанию (авторитетное, мягкое, директивное, демократическое).

Анализ известных цитат о воспитании. Составление схемы «Цели воспитания».

Обсуждение: «Что значит быть хорошим родителем?».

Ролевое упражнение: «Разные подходы к воспитанию» — разыгрывание сценок, где демонстрируются различные подходы (авторитарный, демократический)

Читают текст о подходах к воспитанию.
Определяют признаки каждого подхода.

Определяют смысл цитаты.
Создают схему, где отражены главные задачи воспитания, включая только ключевые цели (например, развитие ответственности).

Участвуют в круглом столе, обсуждая, какие качества и действия делают родителя успешным.

Формулируют простые идеи (например, забота, поддержка).

Показывают заданный подход при разыгрывании сценки

Читают текст о подходах к воспитанию.

Рассматривают и анализируют сходства и различия подходов.

Приводят примеры из жизни, литературы или фильмов, которые подтверждают цитату.

Создают схему, где отражены главные задачи воспитания. Добавляют примеры методов, которые помогают достичь этих целей.

Участвуют в круглом столе, обсуждая, какие качества и действия делают родителя успешным.

Приводят примеры конкретных поступков родителей, которые они считают правильными.

Разыгрывают сценки. Обсуждают последствия выбранного подхода и предлагают улучшения

24. Конфликты между родителями 1 Основные причины конфликтов: разногласия в воспитании детей, финансовые вопросы, отсутствие взаимопонимания.

Анализ влияния конфликтов на эмоциональное состояние детей и атмосферу в семье.

Способы разрешения конфликтов: диалог, компромисс, привлечение стороннего медиатора.

Создание памятки: «Как предотвратить конфликты?»

Ролевая игра: «Разрешение конфликта»

 

Читают текст о причинах конфликтов.

Перечисляют основные причины.

Определяют основные последствия конфликтов.

Перечисляют основные способы разрешения конфликтов.

Перечисляют 3–5 советов, которые можно использовать  для  создания памятки.

Участвуют в разыгрывании семейных конфликтов (например, спор о финансах или воспитании детей) и ищут пути их разрешения

Читают текст о причинах конфликтов.

Обсуждают, как каждая причина может повлиять на возникновение конфликта в семье.

Предлагают возможное решение конфликта.

Приводят примеры из жизни или знакомых кинофильмов, где конфликты между родителями негативно сказались на детях.

Разрабатывают памятку для родителей с рекомендациями по предотвращению конфликтов.

Разыгрывают семейные конфликты (например, спор о финансах или воспитании детей) и ищут пути их разрешения

25. Конфликты детей и родителей.

Видеоролик «Конфликт в семье»

1 Просмотр и анализ видеоролика «Конфликт в семье».

Рассмотрение основных причин конфликтов между детьми и родителями: различие взглядов, несогласие, контроль.

Обсуждение эффективных способов решения конфликтов: взаимное уважение, активное слушание, компромисс.

Создание памятки: «Как избежать конфликта»

 

Смотрят видеоролик.

Определяют причины конфликта.

Перечисляют предложенные в видеоролике способы решения.

Принимают участие в составлении рекомендаций для детей и родителей по предотвращению конфликтов.

Указывают несколько универсальных советов (например, «слушайте друг друга»)

Смотрят видеоролик.

Анализируют поведение участников, выявляют, какие действия усугубили ситуацию.

Обсуждают примеры из видеоролика, анализируя влияние конфликта на семью.

Предлагают собственные предложения на основе просмотренного материала.

Составляют рекомендации для детей и родителей по предотвращению конфликтов

26. Причины конфликтов в семье 1 Основные причины конфликтов в семье: разногласия в воспитании, бытовые проблемы, нехватка общения.

Анализ причин конфликтов.

Стратегии преодоления конфликтов – рассмотрение методов преодоления: компромисс, медиация, конструктивный диалог.

Работа с видеороликом или текстом о методах предупреждения конфликтных ситуаций в семье

 

Перечисляют основные причины конфликтов на основе примеров.

Определяют причину конфликта.

Приводят примеры способов предотвращения конфликтов.

Называют решения конфликтов в предложенных примерах.

Составляют краткий список методов

Анализируют взаимосвязь между причинами и последствиями конфликтов.

Предлагают конкретные шаги, как избежать конфликта.

Обсуждают эффективность методов на предложенных ситуациях.

Разрабатывают собственные решения для разрешения заданных конфликтных ситуаций

27. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье 1 Причины семейных конфликтов.

Методы и способы предупреждения: установление правил общения, уважение мнений, активное слушание.

Создание памятки: «Как избежать семейного конфликта».

Обсуждение: «Почему важно предупреждать конфликты?»

Разыгрывание ситуаций по предупреждению и решению конфликта

 

Называют основные причины конфликтов в семье.

Определяют стратегии решения конфликтов.

Составляют памятку для членов семьи с помощью учителя.

Перечисляют универсальные правила (например, уважать мнение других).

Обсуждают значимость профилактики семейных конфликтов, формулируют простые выводы

 

Анализируют основные причины конфликтов: разногласия в воспитании, бытовые проблемы, нехватка общения.

Составляют памятку для членов семьи.

Добавляют примеры конкретных действий для предотвращения конфликтов.

Обсуждают значимость профилактики семейных конфликтов.

Приводят аргументы о долгосрочных преимуществах предупреждения конфликтов

28. Правила поведения в семье, с родными и близкими 1 Обсуждение значимости правил поведения в семье.

Уважение к членам семьи.

Упражнение: «Уважительное поведение».

Создание постера: «Золотые правила поведения в семье»

Читают примеры правил поведения в семье.
Перечисляют основные принципы уважительного поведения.

Перечисляют действия, которые демонстрируют уважение к близким (например, выслушать, помочь, сказать «спасибо»).

Рисуют или записывают 5-7 простых правил, которые должны соблюдать все члены семьи

Объясняют, почему важно соблюдать правила поведения в семье.
Приводят примеры ситуаций, демонстрируя влияние правил на отношения.

Рассматривают примеры поведения, выявляя, какие из них соответствуют уважительным нормам.

Составляют постер с пояснением, почему эти правила важны, и приводят примеры их применения

29. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье 1 Рассмотрение важности заботы, внимания и уважения для формирования крепких отношений в семье.

Изучение различных способов проявления заботы и внимания к близким (эмоциональная поддержка, помощь, забота).

Обсуждение высказываний известных людей о заботе и уважении или пословицы о семье (например, «Забота — это не просто дар, а обязанность»). Создание плаката «Моя заботливая семья»

Определяют значение заботы и уважения в семье.

Определяют, что такое уважение в семье.

Перечисляют формы проявления заботы в семье.

Определяют смысл высказывания, объясняют его на основе собственных наблюдений.

Составляют коллаж, на котором изображены различные способы заботы и уважения, применяемые в их семьях

Определяют значение заботы и уважения в семье.
Анализируют, как эти качества влияют на отношения и атмосферу в семье.

Приводят примеры ситуаций, когда уважение помогает укрепить отношения.

Приводят примеры из жизни, где эти слова имеют особое значение, или анализируют, как забота и уважение помогают укрепить отношения.

Рисуют коллаж, на котором изображены различные способы заботы и уважения, применяемые в их семьях

30. Обобщение знаний по теме «Дети и родители»

 

1 Обзор основных понятий, связанных с семейными отношениями: забота, уважение, ответственность.

Роли детей и родителей в семье, их ответственности и обязанностей.

Обязанности детей и родители в семье.

Кроссворд по теме «Дети и родители».

Работа с текстом: «Семейные отношения»

 

Называют основные понятия, связанные с отношениями в семье.

Перечисляют обязанности детей и родителей в семье.

Перечисляют несколько обязанностей.

Решают кроссворд, включающий ключевые слова по теме семейных отношений, ориентируюсь на подсказки и находят ответы, используя понятия, связанные с темой (например, «забота», «любовь», «ответственность»).

Отвечают на вопросы, включающие простое понимание текста

Определяют основные понятия, связанные с отношениями в семье.

Обсуждают, как соблюдение или несоблюдение этих ролей влияет на отношения в семье.

Перечисляют обязанности детей и родителей в семье.

Решают кроссворд, включающий ключевые слова по теме семейных отношений.

Отвечают на вопросы по тексту.

Анализируют текст с выявлением причин и последствий конфликтов в семье, предложением путей их решения

31. Тестирование по теме «Дети и родители» 1 Проверка усвоения понятий по теме.

Закрепление знаний о значении этих ценностей в личных и общественных отношениях через тестирование.

Выполнение теста

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Обсуждают простые ситуации, где нужно проявить доброжелательность, с поддержкой учителя

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Отвечают на вопросы, аргументируя собственное мнение по ситуации.

Проводят анализ ошибок

32. Этика межличностных отношений

Дружба.

Что такое настоящая дружба?

 

1 Рассмотрение понятия настоящей дружбы: качества настоящих друзей, роль доверия, поддержки и взаимопомощи.

Качества настоящего друга.

Основные характеристики дружбы: искренность, честность, поддержка, умение слушать, уважение.

Составление «Дружеского кодекса».

Творческая работа: «Мой лучший друг»

 

Определяют, что такое дружба, приводят примеры друзей из своей жизни.

Перечисляют качества, которые делают человека хорошим другом.

Перечисляют основные способы поддержания дружбы.

Перечисляют несколько простых правил для сохранения дружбы.

Создают коллаж о своем лучшем друге, описывая его качества

Дают определение, что такое дружба, приводят примеры друзей из своей жизни.

Перечисляют качества, которые делают человека хорошим другом.

Описывают, как эти качества проявляются в реальной жизни и как они помогают укреплять дружбу.

Перечисляют основные способы поддержания дружбы.

Составляют список правил для сохранения дружбы.

Пишут эссе о своем лучшем друге, описывая его качества, как они проявляются в их дружбе, и что для них важно в дружбе

33. Для чего нужна дружба? 1 Понимание роли дружбы в жизни каждого человека, её влияние на эмоциональное состояние и личностный рост.

Роль дружбы в обмене позитивными эмоциями опытом и радостью от совместных переживаний.

Обсуждение «Что такое дружба?», как ее понимать, какие чувства и эмоции она вызывает.

Ситуации, когда друзья помогают друг другу

Рассказывают, что такое дружба, почему она важна.

Перечисляют, какие виды поддержки можно получить от друга.

Объясняют, как друзья помогают друг другу радоваться жизни.

Рассматривают различные ситуации (например, когда кто-то переживает разрыв с другом, потерю близкого, неудачи) и предлагают, как друг может поддержать в этих ситуациях

Объясняют, что такое дружба, почему она важна.

Рассматривают, как дружба помогает преодолевать трудности и стресс.

Разыгрывают ситуации, когда друг помогает другому, например, поддерживает в трудный момент, делится радостью.

Описывают, как дружеская поддержка помогает преодолеть трудности и как это влияет на личное восприятие ситуации

34. Виды отношений.

Типы дружеских отношений

1 Рассмотрение дружбы как социального явления: понятие дружбы, её основные характеристики.

Типы дружбы и их особенности.

Роль дружеских отношений в формировании личных качеств и успешных межличностных взаимодействий

Определяют, что такое дружеские отношения.

Перечисляют основные типы дружбы.

Рисуют схему, на которой изображены основные типы дружбы и примеры каждого типа с помощью учителя.

Определяют роль дружбы в личностном развитии

Объясняют, какие особенности отличают дружеские отношения от других видов межличностных связей.

Перечисляют основные типы дружбы.

Рисуют схему, на которой изображены основные типы дружбы и примеры каждого типа.

Описывают каждый тип дружбы, приводя примеры из реальной жизни.

Рассматривают влияние различных типов дружбы на развитие личности и эмоциональное состояние

35. Возникновение конфликтов в отношении друзей. Причины их возникновения, способы разрешения 1 Рассмотрение основных причин конфликтов между друзьями: недопонимание, разные интересы, недостаток общения.

Обсуждение признаков конфликтов: ссоры, молчание, избегание общения, а также последствия этих конфликтов для отношений.

Способы разрешения конфликтов в дружбе.

Ролевая игра: «Ссора между друзьями»

 

Перечисляют основные причины конфликтов в дружбе.

Выделяют признаки конфликтов и их последствия.

Называют способы разрешения конфликтов.

В группах обсуждают и записывают очевидные причины конфликтов, которые могут возникнуть между друзьями

Перечисляют основные причины конфликтов в дружбе и анализируют какие конкретные ситуации могут привести к конфликтам между друзьями.

Описывают, как последствия конфликта могут изменить отношения в дружбе, какие могут быть долгосрочные эффекты.

Называют способы разрешения конфликтов. Предлагают конкретные решения для различных типов конфликтов и рассматривают, как их применить в реальной жизни.

В группах обсуждают и записывают причины конфликтов, которые могут возникнуть между друзьями.

Объясняют, как эти причины могут проявляться в реальной жизни, приводят примеры из своего опыта

36. Этические правила в отношениях друзей 1 Базовые этические правила, которые важны в дружеских отношениях: уважение, честность, поддержка.

Роль уважения в отношениях друзей: принятие различий, границ другого человека, его точек зрения.

Обсуждение этических правил в дружбе.

Значение честности и доверия в дружбе, а также важность открытого общения и поддержки.

Тест: «Как ты соблюдаешь этические правила в дружбе?»

Перечисляют основные этические правила в дружбе.

Объясняют, что такое уважение в дружбе.

Описывают значение честности и доверия в дружбе с помощью учителя.

Составляют список этических правил, которые важны для сохранения дружбы.

Отвечают на вопросы теста, выбирая правильные этические решения

Перечисляют основные этические правила в дружбе и объясняют, почему эти правила важны для поддержания дружеских отношений.

Рассматривают, как проявляется уважение в разных ситуациях дружбы.

Описывают значение честности и доверия в дружбе.

Составляют список этических правил, которые важны для сохранения дружбы, рассказывают о важности этих правил.

Отвечают на вопросы теста, выбирая правильные этические решения, объясняют, почему выбрали этот ответ

37. Любовь.

Что такое любовь?

 

1 Рассмотрение понятия любви: разные виды любви (родительская, дружеская, романтическая, любовь к себе, любовь к жизни).

Создание схемы: «Виды любви»

Обсуждение роли любви в жизни человека.

Любовь и взаимоотношения.

Любовь в разных культурах и эпохах.

Мини-сочинение «Что такое любовь для меня?»

Дают простое определение любви.

Составляют карту, на которой изображены разные виды любви: родительская любовь, дружеская любовь, романтическая любовь, любовь к себе, любовь к природе и т.д. с помощью учителя.

Рассказывают, как любовь помогает в дружбе или семье.

Имеют основные представления о любви в разных культурах.

Описывают, что для них важнее всего в любви

Дают простое определение любви, делятся своим пониманием этого чувства.

Составляют карту, на которой изображены разные виды любви: родительская любовь, дружеская любовь, романтическая любовь, любовь к себе, любовь к природе и т.д.

Рассматривают разные виды любви и объясняют, как они проявляются в отношениях между людьми.

Обсуждают, как любовь влияет на отношения: как любовь помогает строить доверие, уважение и понимание, а также как она укрепляет дружбу и семейные отношения.

Знают основные представления о любви в разных культурах.

Пишут мини-сочинение, в котором объясняют, что для них означает любовь и как они проявляют любовь в своей жизни

38. Представление о любви у разных людей 1 Восприятие любви разными людьми в зависимости от их культурных, социальных и личных особенностей.

Культурные и социальные различия в восприятии любви по данному описанию.

Анализ представлений о любви в литературных произведениях или фильмах

 

 

Описывают свое собственное представление о любви.

Перечисляют, как любовь изображена в их культуре.

Анализируют с помощью наводящих вопросов, как в произведениях/фильмах представлена любовь

Называют различные представления о любви.

Сравнивают восприятие любви в различных культурах и социальных группах.

обсудить различия и сходства, как любовь воспринимается в разных культурах.

Анализируют с помощью наводящих вопросов, как в произведениях/фильмах представлена любовь. Описывают, что они узнали о любви из прочитанного или увиденного

39. Ссоры влюбленных.

Почему ссорятся влюбленные?

1 Причины ссор влюбленных.

Как ссоры влияют на отношения?

Стратегии разрешения конфликтов, роль честности, уважения, готовности идти на компромисс и открытого общения.

Ролевая игра: «Ссора и её разрешение».

«Как избежать ссор?» — способы предотвращения ссор в отношениях

Перечисляют основные причины ссор влюбленных.

Определяют, как ссоры могут повлиять на отношения.

Перечисляют основные причины ссор (например, разные взгляды на жизнь, недопонимания).

Разыгрывают простую ссору и попытку её разрешения через извинения или объяснения.

Обсуждают, как они могут разрешить конфликт мирным путем.

Перечисляют способы, как можно избежать ссор

Перечисляют причины ссор влюбленных.

Анализируют причины ссор и приводят примеры из жизни или литературы.

Обсуждают различные причины ссор в отношениях. Разыгрывают сценку, где двое влюбленных ссорятся по какому-либо поводу. Вырабатывают возможные способы предотвращения ссор в отношениях

40. Обиды.

Как прощать обиды

1 Определение понятия обиды, причины возникновения обид, психологические аспекты переживания обиды.

Как прощать обиды? — различные методы прощения обид: осознание, прощение через осознанность, изменения восприятия, принятие ситуации.

Тест: «Как прощать обиды?»

Составление «Письма прощения»

 

 

Дают определение обиды.

Перечисляют способы прощения обид.

Отвечают на вопросы теста, выбрав правильные варианты ответа.

Пишут письмо, в котором извиняются за свое поведение или прощают другого человека

Дают определение обиды и объясняют, как она возникает.
Перечисляют способы прощения обид.

Дают оценку эффективности различных методов прощения в разных ситуациях.

Отвечают на вопросы теста, выбирая правильные ответы на вопросы, связанные с прощением обид.

Пишут письмо, в котором подробно рассматривают свои эмоции и объясняют, почему они решили простить, а также, как это влияет на их отношения с этим человеком

41. Какие поступки непростительны для человека 1 Разбор понятий: «непростительные поступки», анализ этических норм и стандартов, примеры непростительных поступков.

Причины и последствия непростительных поступков.

Анализ литературных примеров

 

Называют поступки, которые считаются непростительными.

Перечисляют возможные причины непростительных поступков.

Читают отрывок из книги, в которой один из героев совершает непростительный поступок.

Описывают поступок героя и его последствия

Называют поступки, которые считаются непростительными.

Приводят примеры поступков и объясняют, почему они непростительны с точки зрения морали и этики.

Перечисляют возможные причины непростительных поступков и анализируют последствия этих поступков.

Читают отрывок из книги, в которой один из героев совершает непростительный поступок и обсуждают, почему этот поступок нельзя простить.

Оценивают моральный выбор персонажа, объясняют, как этот поступок нарушает общечеловеческие ценности

42. Кого и за что можно любить.

Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение

1 Рассмотрение понятий любви, привязанности и уважения.

Обсуждение качества, которые ценятся в партнёре.

Анализ разницы между реальными ожиданиями и идеальными представлениями о партнёре.

Ситуационная задача: «Ожидания и реальность».

Анализ пословиц: «О любви и ожиданиях»

Читают текст с описанием качеств партнёра.

Перечисляют качества, которые ценятся в партнёре.

Определяют, как бы они отреагировали на несоответствие ожиданий в партнере.

Выбирают пословицы о любви и объясняют их смысл

Читают текст с описанием качеств партнёра.

Объясняют, почему определённые качества важны.

Анализируют примеры ожиданий и реальности в отношениях.

Объясняют, как важно учитывать реальность при выборе партнера и искать компромиссы.

Применяют пословицы к конкретным примерам отношений, обсуждают их актуальность

43. Взаимные уступки 1 Понятие «взаимные уступки».

Разбор примеров, почему важно идти на уступки в отношениях, на работе, в семье.

Ролевые игры, упражнения на разрешение конфликтов через взаимные уступки

 

Дают определение понятия «взаимные уступки».

Приводят примеры из личного опыта.

Перечисляют способы, как делать уступки, не теряя при этом своих интересов.

Участвуют в ролевой игре, показывают ситуацию, где происходит взаимная уступка.

Разыгрывают простую ситуацию и находят решение, где каждый немного уступает

 

Определяют, что такое взаимные уступки, перечисляют примеры таких ситуаций.

Приводят примеры из литературы.

Участвуют в ролевой игре, показывают ситуацию, где происходит взаимная уступка.

Анализируют ролевую игру, обсуждают, как удалось достичь компромисса и что можно было бы улучшить.

Обсуждают, какие уступки были сделаны, насколько они были справедливыми для обеих сторон, и как компромисс повлиял на результат

44. Этика  взаимоотношений юноши и девушки 1 Объяснение понятий «этика», «уважение», «доброжелательность» в отношениях между юношей и девушкой.

Обсуждение правил уважительного общения, доверия и ответственности.

Ролевая игра: «Как разрешить конфликт в отношениях?»

Практическое задание: как проявлять уважение и заботу?

 

Определяют, что такое этика в отношениях, перечисляют основные принципы уважения и доверия в отношениях.

Разыгрывают конфликтную ситуацию, находят решение через компромисс.

Перечисляют способы проявления заботы и внимания (помощь, поддержка в трудные моменты)

Объясняют, что такое этика в отношениях между юношей и девушкой, какие принципы взаимного уважения важны для их успешных отношений.

Обсуждают, как эти принципы проявляются в реальных отношениях и как они помогают избежать проблем в отношениях.

Разыгрывают конфликтную ситуацию.

Решают, как поступить, чтобы сохранить уважение и доверие.

Обсуждают, как такие действия укрепляют отношения и делают их гармоничными, делая акцент на эмоциональном благополучии партнера

45. Выбор спутника жизни 1 Рассмотрение факторов, влияющих на выбор спутника жизни.

Критерии, которые важны для успешных отношений.

Ситуация «Как понять, что человек подходит для серьезных отношений?»

Анализ ситуаций: «Какие качества должны быть у спутника жизни?»

Перечисляют факторы, которые важны при выборе спутника жизни (внешность, характер, общие интересы).

Определяют, что такое ответственность и зрелость в отношениях.

Разыгрывают простую ситуацию знакомства и задают вопросы о внешности, интересах и хобби.

Читают отрывки или обсуждают примеры, в которых персонажи выбирают спутников жизни по внешности или интересам

Перечисляют факторы, которые важны при выборе спутника жизни (внешность, характер, общие интересы) и обсуждают, как эти факторы влияют на качество отношений в долгосрочной перспективе, обсуждают важность совместимости.

Дают определение, что такое ответственность и зрелость в отношениях.

Разыгрывают ситуацию знакомства и задают вопросы о внешности, интересах и хобби.

Обсуждают, как важны общие взгляды на жизнь, ответственность и взаимные ожидания от отношений.

Разбирают различные истории из жизни или литературных произведений, в которых один из героев выбирает спутника жизни. Разбирают, какие качества стали решающими для выбора

46. Принятие решения вступления в брак юношей и девушкой 1 Осознание важности обдуманного подхода к вступлению в брак.

Анализ факторов, влияющих на принятие решения.

Обсуждение взаимных ожиданий и обязанностей супругов.

Упражнение: «Составь портрет готовности к браку».

Анализ примеров: «Брак по любви или расчёту?»

 

Читают информацию о факторах, влияющих на принятие решения о браке.

Перечисляют основные требования к партнёру для брака.
Участвуют в обсуждении простых вопросов.

Составляют список качеств, которые, по их мнению, показывают готовность человека к браку.

Читают или слушают описание примеров браков, отвечают на вопросы

Называют факторы, влияющие на принятие решения о браке.

Перечисляют основные требования к партнёру для брака.
Формулируют выводы о значении взаимных ожиданий и обязанностей супругов. Составляют список качеств, которые, по их мнению, показывают готовность человека к браку, оценивают их важность и объясняют, почему они необходимы.

Читают или слушают описание примеров браков, высказывают своё мнение

47. Принятие и непринятие решения вступления в брак родителями будущих супругов 1 Обсуждение ситуации, когда родители влияют на решение детей о вступлении в брак.

Ролевая игра: «Как обсуждать решение о браке с родителями?»

Разбор причин, по которым родители могут поддерживать или не поддерживать выбор своих детей.

Анализ ситуации: «Как принять решение, если родители против брака?»

Эссе на тему «Что важнее: родители или личный выбор?»

Называют, как родители могут влиять на решение детей вступить в брак и какие факторы при этом играют роль.

Перечисляют причины, по которым родители могут быть за или против брака детей.

Предлагают способы разрешения конфликта, если родители против брака.

Перечисляют основные причины, по которым родители могут быть против брака.

Называют возможные способы убедить родителей (например, показать финансовую стабильность, показать свою ответственность).

Пишут о важности уважения к родителям и принятия самостоятельных решений с помощью педагога

Определяют, как родители могут влиять на решение детей вступить в брак и какие факторы при этом играют роль.

Обсуждают, как влияние родителей может отразиться на личных отношениях, рассматривают возможные конфликтные ситуации и способы их решения.

Рассуждают, какие причины могут стоять за решением родителей быть против брака своих детей.

Перечисляют возможные способы убедить родителей (например, показать финансовую стабильность, показать свою ответственность).

Приводят аргументы, как важно сохранить гармоничные отношения с родителями и при этом быть уверенным в своем решении.

Пишут эссе или делают презентацию на тему «Что важнее: родители или личный выбор?» и делятся своими мыслями с классом

48.

 

Брак и молодая семья.

Экономика и быт молодой семьи. Понятие «Экономика семьи»

1 Понятие «экономика семьи».

Принципы финансового планирования и распределения семейного бюджета, роли трудовой деятельности в жизни семьи.

Перечисляют основные элементы экономики семьи.

Роль труда в экономике молодой семьи.

Организация быта молодой семьи, распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства.

Практическая ситуация «Как составить семейный бюджет?»

 

 

Читают и называют понятие «экономика семьи», объясняют роль бюджета и трудовой деятельности в жизни семьи с помощью наводящих вопросов.

Перечисляют виды деятельности членов семьи, которые влияют на семейное благосостояние.

Разыгрывают простую ситуацию распределения бюджета.

Перечисляют возможные трудности, такие как недостаток денег на что-то важное или разногласия по поводу трат.

Разрабатывают план распределения обязанностей по дому

Определяют понятие «экономика семьи», объясняют роль бюджета и трудовой деятельности в жизни семьи.

Делятся своими мыслями о том, что включает в себя понятие «экономика семьи», как важно грамотно распределять ресурсы и планировать семейный бюджет.

Разыгрывают ситуацию, когда молодая семья (или два партнера) должны составить семейный бюджет. Учитывают доходы, расходы, сбережения на будущее.

Перечисляют возможные трудности, такие как недостаток денег на что-то важное или разногласия по поводу трат.

Обсуждают, как совместно планировать расходы, учитывать экономию и личные предпочтения каждого члена семьи, чтобы создать комфортную атмосферу

49. Взаимопомощь в молодой семье 1 Роль взаимопомощи в жизни молодой семьи.

Распределение обязанностей в семье.

Ролевая игра: «Как справиться с трудной ситуацией в семье?»

Рекомендации для молодой семьи, как поддерживать друг друга в трудные моменты

 

Определяют, что такое взаимопомощь в семье и какие виды помощи существуют.

Перечисляют виды взаимопомощи.
Перечисляют, какие обязанности можно разделить в семье и как это помогает.

Разыгрывают ситуацию оказания помощи в домашних делах.

Предлагают простые способы поддержки

Перечисляют виды взаимопомощи.

Рассказывают, как взаимопомощь влияет на развитие гармоничных отношений в семье и на семейное благополучие.

Обсуждают, как правильно распределить обязанности, чтобы не возникло чувства перегрузки и недовольства в отношениях.

Разыгрывают ситуацию, когда один из партнеров переживает трудный момент (например, проблемы на работе или болезнь), и другой партнер оказывает ему эмоциональную или практическую помощь.

разрабатывают рекомендации для молодой семьи, как поддерживать друг друга в трудные моменты

50. Потребности семьи.

Понятие «быт семьи»

1 Основные потребности семьи: материальные, социальные, духовные. Дискуссия «Как семья решает свои потребности?»

Практическая ситуация «Распределение бюджета».

Рекомендации для молодой семьи

 

 

 

 

Перечисляют основные потребности семьи и способы их удовлетворения.

.Разыгрывают ситуацию, когда семья должна решить, как распределить свои ресурсы на базовые потребности (например, деньги на еду и жилье).

Разрабатывают рекомендации для молодой семьи.

Перечисляют возможные способы помощи в решении материальных потребностей

Называют основные потребности семьи.

Рассуждают, как различные потребности влияют на взаимоотношения в семье и как они могут быть удовлетворены.

Обсуждают, как удовлетворение материальных потребностей влияет на эмоциональное состояние и стабильность семьи.

Разыгрывают ситуацию, когда семья должна решить, как распределить свои ресурсы для удовлетворения потребностей.

Разрабатывают рекомендации для молодой семьи, как можно помочь друг другу в удовлетворении потребностей, особенно в трудные моменты (например, когда возникают финансовые или социальные проблемы)

51. Организация домашнего хозяйства.

Распределение обязанностей в моей семье»

1 Организация домашних дел в семье, анализ различных подходов к распределению обязанностей, их влияние на атмосферу в семье и взаимоотношения между членами семьи.

Подходы и принципы распределения обязанностей в семье.

«Распределение домашних обязанностей в семье» — ролевая игра

 

 

Перечисляют обязанности в домашнем хозяйстве.

Дают определение, что такое равенство и справедливость при распределении обязанностей в семье.

Перечисляют возможные подходы, такие как чередование обязанностей или закрепление определенных задач за каждым членом семьи.

Разыгрывают простую ситуацию распределения обязанностей по дому (например, приготовление ужина и уборка)

Перечисляют обязанности в домашнем хозяйстве и их важность для семьи.

Обсуждают, как важно учитывать возможности и предпочтения каждого члена семьи при распределении обязанностей.

Анализируют, как правильное распределение обязанностей способствует гармонии в семье и улучшению взаимопонимания между членами семьи.

Определяют, что такое равенство и справедливость при распределении обязанностей в семье.

Разрабатывают подходы и принципы распределения обязанностей в семье, основываясь на принципах равенства, справедливости и уважения.

Разыгрывают ситуацию, когда семья должна решить, как распределить обязанности по дому (например, кто будет отвечать за уборку, кто — за приготовление пищи, кто — за уходом за детьми)

52. Организация и ведение домашнего хозяйства 1 Организации и ведения домашнего хозяйства: составление планов, управление временем, эффективное распределение задач, учет финансов. Влияние правильной организации хозяйства на благополучие семьи.

Составление планов домашних дел и бюджета семьи на неделю -практическое упражнение.

Семейный бюджет на месяц

Называют, что такое ведение домашнего хозяйства.

Перечисляют основные этапы составления плана домашних дел.

Определяют основные статьи расходов семейного бюджета.

Перечисляют задачи, которые выполняются в домашнем хозяйстве.

Планирует свои дела на неделю, распределяют домашние обязанности между членами семьи, составляют расписание, учитывая все потребности с помощью алгоритма.

Составляют пример семейного бюджета на месяц

Дают определение, что такое ведение домашнего хозяйства и какие задачи включает в себя.

Перечисляют основные этапы составления плана домашних дел.

Обсуждают, как распределение задач и бюджета помогает поддерживать порядок в доме и гармонию в семье.

Рассказывают, как грамотное распределение бюджета и планирование покупок помогают избежать финансовых трудностей и повысить качество жизни.

Планирует свои дела на неделю, распределяют домашние обязанности между членами семьи, составляют расписание, учитывая все потребности.

Составляют пример семейного бюджета на месяц, перечисляют основные статьи расходов

53. Отдых и развлечения в семье 1 Совместный семейный отдых.

Виды досуга в кругу семьи.

Упражнение: «Календарь семейного отдыха».

Ситуационная задача: «Планируем отпуск».

Проект: «Семейные традиции отдыха»

Читают предложенный текст о значении совместного отдыха.
Перечисляют виды семейного досуга.
Обсуждают примеры из своего опыта.

Составляют простой план семейного отдыха на выходные.

Участвуют в выборе одного варианта семейного отпуска из предложенных.

Перечисляют известные им традиции отдыха в семьях, предлагают новую традицию для своей семьи

Рассказывают о семейном отдыхе и видах досуга в кругу семье, приводя собственные примеры из опыта своей семьи.

Сравнивают разные виды развлечений и их пользу для семьи.

Предлагают новые формы отдыха.

Планируют целый месяц досуга с учетом интересов каждого члена семьи, описывают, как это укрепит отношения.

Сравнивают несколько предложенных вариантов отдыха, выбирают оптимальный и обосновывают свой выбор.

Разрабатывают новую традицию для своей (или вымышленной) семьи, объясняют её пользу

54. Этика семейных отношений.

Атмосфера семьи

 

1 Понятие семейной атмосферы: как она влияет на отношения внутри семьи.

Элементы, создающие положительную атмосферу (доверие, поддержка, любовь).

Роль каждого члена семьи в формировании семейной атмосферы.

Влияние негативных факторов (конфликтов, недопонимания) на семейную среду и способы их устранения.

Практическое упражнение «Радуга эмоций».

Творческая работа: «Дом, где царит счастье».

Ситуационная задача: «Как поддержать близкого человека?»

Читают текст о значении семейной атмосферы.

Перечисляют факторы, влияющие на семейную атмосферу.

Обсуждают простые примеры из личного опыта.

Перечисляют эмоции, которые они чаще всего испытывают в семье.

Рисуют идеальный дом, в котором царит гармония.

Предлагают один способ помочь члену семьи в сложной ситуации

Слушают учителя и участвуют в беседе.

Формулируют рекомендации по улучшению семейной атмосферы.

Разрабатывают правила взаимодействия, укрепляющие семейные отношения. анализируют, как разные эмоции (радость, гнев, грусть) влияют на атмосферу в семье, предлагают способы усиления позитивных эмоций.

Описывают идеальный дом, в котором царит гармония.

Разрабатывают несколько стратегий поддержки в зависимости от ситуации, обосновывают выбор

55. Положения Гражданского законодательства в части семейного права 1 Положения Гражданского кодекса РФ, касающиеся семейных отношений: брак, права и обязанности супругов, права детей.

Чтение текста с отрывками из Гражданского кодекса РФ, касающиеся брака, развода, прав и обязанностей родителей и детей.

Кейс «Семейное право»

 

Называют, что такое Гражданский кодекс РФ, знакомятся с основными положениями семейного права, правами супругов и детей.

Перечисляют ключевые моменты, такие как заключение брака, расторжение брака, права супругов.

Решают простую ситуацию развода, где супруги договариваются об опеке над детьми и разделе имущества

Определяют, что такое Гражданский кодекс РФ, знакомятся с основными положениями семейного права, правами супругов и детей.

Выделяют и анализируют основные положения.

Объясняют, как Гражданский кодекс регулирует отношения внутри семьи, какие положения важны для защиты прав супругов и детей.

Решают ситуацию, в которой происходит развод, и обсуждают, как Гражданский кодекс регулирует вопросы, связанные с опекой, алиментами и разделом имущества

56. Знакомство с основными положениями закона о семье 1 Семейный кодекс.

Работа с текстом: «Основные положения Семейного кодекса РФ».

Права и обязанности членов семьи.

Права детей в семье.

Разыгрывание практической ситуации, в которой решается спор по вопросам опеки, алиментов или бракоразводного процесса, используя положения Семейного кодекса

 

Определяют, что такое семейный кодекс.

Выделяют основные права и обязанности членов семьи.

Изучают, какие права у детей согласно Семейному кодексу.

Перечисляют права детей в семье.

Принимают участие в простых практических ситуациях.

 

Обсуждают, что такое семейный кодекс.

Называют его основные положения.

Изучают, какие права у детей согласно Семейному кодексу.

Перечисляют права и обязанности членов семьи, выделяют основные права родителей и детей.

Объясняют, как эти права защищаются в случае нарушения и как право на защиту интересов детей реализуется на практике.

Разыгрывают ситуации

57. Семейный Кодекс РФ, статья 2.

Отношения, регулируемые семейным законодательством

1 Понятие семейного законодательства и его значение.

Перечень отношений, регулируемых статьёй 2 Семейного кодекса РФ: брачные, родственные, опекунские и другие.

Решение правовых задач.

Работа с реальными документами

 

Читают выдержки из статьи 2 Семейного кодекса, отвечают на вопросы по тексту.

Называют основные виды отношений, регулируемых законом.

Отвечают на простые вопросы о понятиях семейного права.

Определяют, к какому виду отношений относится заданная ситуация (например, брачные отношения, опека).

Знакомятся с бланками заявлений и процедур, связанных с семейными отношениями.

Заполняют на выбор по шаблону

Читают выдержки из статьи 2 Семейного кодекса.

Перечисляют основные виды отношений, регулируемых законом.

Формулируют аргументированные ответы о важности соблюдения норм семейного права.

Определяют, к какому виду отношений относится заданная ситуация и предлагают способы разрешения конфликта на основе норм семейного законодательства.

Знакомятся с бланками заявлений и процедур, связанных с семейными отношениями (например, регистрация брака).

Заполняют на выбор

58. Семейное право. Нравственное поведение в ситуации развода 1 Понятие развода с точки зрения семейного права: причины, процедура, последствия.

Дискуссия: «Как развод влияет на детей?»

Обязанности родителей после развода: алименты, воспитание и общение с детьми.

Анализ статьи закона

Ролевая игра: «Этичное поведение в разводной ситуации»

Читают основные положения Семейного кодекса РФ, касающиеся развода.

Рассуждают о возможных последствиях развода для детей.

Называют обязанности родителей после развода.

Читают выдержки из Семейного кодекса РФ о правах и обязанностях родителей после развода.

Отвечают на вопросы.

Разыгрывают простую ситуацию, связанную с обсуждением алиментов или распределением времени общения с ребёнком

Называют основные положения Семейного кодекса РФ, касающиеся развода.

Высказывают своё мнение о возможных последствиях развода для детей.

Перечисляют обязанности родителей после развода.

Изучают выдержки из Семейного кодекса РФ о правах и обязанностях родителей после развода.

Формулируют рекомендации для сохранения нравственного поведения в разводной ситуации.

Инсценируют сложную ситуацию (например, выяснение отношений в присутствии ребёнка), демонстрируя навыки этичного поведения

59. Причины распада семьи 1 Определение понятия «распад семьи».

Основные причины распада семьи:

— психологические (конфликты, несовместимость);

— социальные (финансовые трудности, давление общества);

— личные (измена, нехватка времени на семью).

Последствия распада семьи для детей, супругов, общества — таблица «Причины и последствия»

Способы предупреждения распада семьи: укрепление взаимопонимания, развитие семейных ценностей, умение разрешать конфликты.

Творческая работа

Читают и выделяют причины распада семьи из текста.

Перечисляют основные причины и последствия распада семьи.

Заполняют таблицу с основными причинами распада семьи.

Обсуждают, почему важно предотвращать разводы.

Пишут короткое эссе «Почему семьи распадаются?»

Читают текст о причинах распада семьи.

Анализируют причины распада семьи на примерах.

Заполняют таблицу с основными причинами и последствиями распада семьи.

Формулируют рекомендации для укрепления семьи.

Участвуют в обсуждении мер по предотвращению семейных конфликтов.

Составляют памятку для супругов «Как сохранить семью в сложных условиях?»

60. Способы осуществления развода.

Раздел имущества

1 Понятие развода и его юридическая основа:

— развод через органы ЗАГС;

— развод через суд.

Работа с кейсами

Раздел имущества супругов — изучение законодательства:

— Понятие совместной собственности;

— Порядок раздела имущества;

— Учет интересов несовершеннолетних детей.

Этические аспекты раздела имущества и ответственности перед детьми.

Памятка «Что нужно знать о разделе имущества при разводе?».

Практическое задание

Читают положения Семейного кодекса о разводе и разделе имущества.

Определяют способ развода (через ЗАГС или суд) в предложенном случае.

Перечисляют основные способы осуществления развода.

Обсуждают влияние развода на детей и материальное положение семьи.

Читают основные положения Семейного кодекса РФ о порядке развода и разделе имущества.

Составляют памятку «Что нужно знать о разделе имущества при разводе?» с помощью наглядности.

Заполняют схему «Способы осуществления развода»

Читают положения Семейного кодекса о разводе и разделе имущества.

Определяют способ развода (через ЗАГС или суд) в предложенном случае.

Предлагают решения по разделу имущества в сложных ситуациях (например, споры о недвижимости или долгах).

Читают и подчеркивают основные положения Семейного кодекса РФ о порядке развода и разделе имущества.

Составляют памятку «Что нужно знать о разделе имущества при разводе?»

Заполняют таблицу, сравнивающую плюсы и минусы развода через ЗАГС и суд

61. Тестирование по теме: «Этика семейных отношений»

 

1 Проверка усвоения понятий по теме.

Закрепление знаний о значении этих ценностей в личных и общественных отношениях через тестирование.

Выполнение теста

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Обсуждают простые ситуации, где нужно проявить доброжелательность, с поддержкой учителя

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Отвечают на вопросы, аргументируя собственное мнение по ситуации.

Проводят анализ ошибок

62. Этика производственных (деловых) отношений: Деловой стиль одежды. Внешний облик делового человека. Визитная карточка 1 Понятие делового стиля одежды. Основные требования к внешнему виду в профессиональной среде.

Влияние одежды на восприятие личности.

Практическое задание: «Выбираем деловой стиль одежды»

Понятие визитной карточки, её роль в деловых отношениях.

Структура визитной карточки.

Практическая работа «Как создать собственную визитную карточку»

Перечисляют основные требования к деловому стилю одежды.

Перечисляют ключевые элементы делового стиля одежды.

Знакомятся с понятием «визитная карточка» и ее значением.

Заполняют шаблон визитной карточки, соблюдая основные принципы оформления

 

Называют основные требования к деловому стилю одежды.
Объясняют, как внешний вид влияет на успех в профессиональной жизни.

Создают собственный образ делового человека, выбрав подходящие элементы одежды для разных ситуаций. Определяют, что такое визитная карточка и для чего она нужна.

Разрабатывают пример визитной карточки, учитывая деловой стиль

63. Одежда и внешний вид делового человека 1 Введение в понятие делового стиля одежды.

Основные требования к внешнему виду делового человека: уместность, сдержанность, аккуратность.

Ключевые элементы делового стиля одежды.

Практическая работа «Создание делового образа для интервью»

Перечисляют основные требования к деловому стилю одежды с опорой на картинку.

Рассматривают компоненты делового стиля: костюм, обувь, аксессуары, прическа, макияж.

Выбирают одежду для интервью, исходя из общих требований делового стиля

Называют основные требования к деловому стилю одежды.

Рассказывают, как деловой стиль способствует созданию профессионального имиджа.

Перечисляют компоненты делового стиля.

Создают деловой образ для интервью, выбирая одежду с учётом специфики работы, а также обращая внимание на аксессуары и общие правила имиджа

64. Деловой этикет и его влияние на психологию делового общения 1 Понятие делового этикета.

Основные правила и принципы: уважение, сдержанность, такт, корректность, внимание к собеседнику.

Деловой этикет в разных ситуациях.

Ролевая игра: «Деловая встреча».

Практическое задание: «Анализ делового общения в различных ситуациях»

 

Перечисляют основные правила делового этикета.

Определяют основные правила для успешных переговоров (например, уважение к собеседнику, ясность в высказываниях).

Разыгрывают простые ситуации: приветствие, представление, обмен визитками.

Примеряют различные модели общения (формальное, неформальное)

Перечисляют основные правила делового этикета.

Объясняют, как соблюдение делового этикета влияет на успешность взаимодействия в профессиональной среде.

Разыгрывают сложные деловые встречи, применяя все элементы делового этикета, включая невербальное общение, сдержанность, вежливость.

Примеряют различные модели общения (формальное, неформальное) и выделяют, как это влияет на восприятие

65. Что такое имидж? Имидж делового человека

 

1 Понятие имиджа.

Внешние и внутренние составляющие имиджа.

Как имидж влияет на восприятие личности и ее профессиональные качества.

Советы по созданию и поддержанию позитивного имиджа в деловой среде: правильный выбор одежды, грамотная речь, корректное поведение.

Практическое задание «Имидж на собеседовании»

Знакомятся с компонентами имиджа (внешность, поведение, манера общения), называют их.

Перечисляют основные элементы, которые должны быть в образе делового человека (костюм, манера общения, поведение).

Разыгрывают ситуацию собеседования, соблюдая основные принципы делового этикета

 

Перечисляют компоненты имиджа (внешность, поведение, манера общения).

Рассуждают, как имидж помогает формировать мнение о человеке и какие факторы влияют на его восприятие.

Разрабатывают образ делового человека для конкретной профессиональной ситуации.

Разыгрывают собеседование, обращая внимание на детали имиджа (одежда, манера говорить, осанка) и оценивают, как это влияет на восприятие кандидата

66. Тестирование по теме: «Этика деловых отношений» 1 Проверка усвоения понятий по теме.

Закрепление знаний о значении этих ценностей в личных и общественных отношениях через тестирование.

Выполнение теста

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Обсуждают простые ситуации, где нужно проявить доброжелательность, с поддержкой учителя

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Отвечают на вопросы, аргументируя собственное мнение по ситуации.

Проводят анализ ошибок

67. Знакомство с трудовым законодательством.

Соблюдение этических норма при устройстве на работу

1 Введение в трудовое законодательство.

— Понятие, цели и задачи.

Основные источники трудового права (Трудовой кодекс РФ, законы и нормативные акты).

Трудовой договор и его содержание — задание: «Трудовой договор: что важно знать?»

Ролевая игра: «Трудовой спор».

Этические нормы при устройстве на работу.

Составление резюме «Как составить резюме, соблюдая основные этические нормы»

Определяют, что такое трудовое законодательство.

Перечисляют основные права и обязанности работников и работодателей.

Перечисляют обязательные пункты трудового договора.

Читают трудовой договор (примерный образец) и выделяют обязательные для выполнения пункты.

Разыгрывают ситуацию трудового спора и объясняют, какие права были нарушены.

Перечисляют этические нормы, важные при устройстве на работу.

Называют ключевые моменты в составлении резюме.
Составляют резюме, соблюдая основные этические принципы по шаблону

Определяют, что такое трудовое законодательство и его основные цели.

Перечисляют основные права и обязанности работников и работодателей.

Приводят примеры из жизни, как права и обязанности работников и работодателей соблюдаются или нарушаются в реальных ситуациях.

Перечисляют обязательные пункты трудового договора.

Объясняют, как правильно читать и анализировать трудовой договор, какие элементы в нем важны для работника и работодателя.

Разыгрывают ситуацию трудового спора и объясняют, какие права были нарушены.

Моделируют решение трудового спора с использованием разных способов разрешения (мирный путь, обращение в суд).

Перечисляют ключевые моменты в составлении резюме.

Составляют резюме, соблюдая основные этические принципы (правдивость информации, корректность)

68. Итоговое тестирование по пройденным темам 1 Проверка усвоения понятий по пройденным темам учебного предмета «Этика».

Выполнение теста

Выполняют итоговое тестирование.

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах

 

Выполняют итоговое тестирование.

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Отвечают на вопросы, аргументируя собственное мнение по ситуации.

Проводят анализ ошибок

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *