Этика 11 класс 1 вариант

Тема Кол-во часов Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень
1. Этика и этические ценности.

Правила регулирующие отдельные поступки людей

1 Изучение понятий «этика» и «этические ценности».

Ознакомление с важностью соблюдения моральных норм в повседневной жизни.

Изучение примеров из реальной жизни, отражающих правила этического поведения.

Обсуждение правил вежливого общения, помощь окружающим, правила поведения в конфликтных ситуациях.

Практическое упражнение: «Как поступить правильно?»

Слушают объяснение.

Повторяют известные правила поведения.

Узнают примеры этического поведения.

Участвуют в коллективном обсуждении ситуаций.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текстовые и визуальные материалы

Слушают объяснение и фиксируют основные понятия.

Называют известные правила поведения.

Приводят примеры этического поведения.

Самостоятельно составляют правила для конкретных ситуаций.
Участвуют в ролевых играх, показывающих сложные этические ситуации.
Формулируют собственное мнение о значении этических норм в обществе.
Анализируют примеры нарушения правил и предлагают решения

2. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми 1 Изучение основных принципов вежливости и уважения в общении (приветствие, обращение, прощание).

Понимание значения доброжелательности, тактичности и умения слушать собеседника.

Ознакомление с правилами разрешения конфликтных ситуаций.

Формирование представления о необходимости соблюдения этических норм в отношениях с близкими, друзьями и незнакомыми людьми.

Игра «Что можно, а что нельзя», «Допиши диалог».

Чтение и обсуждение притч или историй про дружбу, доброту и уважение

Слушают объяснение учителя, запоминают основные правила.
Приводят примеры простых этических правил из жизни (помощь друзьям, вежливое поведение).
Выполняют задания на распознавание правильного и неправильного поведения.
Участвуют в обсуждении конфликтных ситуаций, предлагают решения с помощью подсказок.

Определяют, какие поступки соответствуют этическим нормам.

Составляют вежливые и доброжелательные ответы на заготовки фраз

Участвуют в дискуссии о значении этических норм.
Формулируют примеры правил поведения в сложных ситуациях (например, помощь в конфликте между друзьями).
Выполняют творческие задания: составляют памятку «Правила доброго общения».
Участвуют в ролевых играх на тему разрешения конфликтов и обсуждают стратегии поведения.

Определяют, какие поступки соответствуют этическим нормам.
Анализируют поступки героев из реальных историй

3. Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время. 1 Знакомство с историей возникновения основных этических правил (приветствие, уважение к старшим, помощь нуждающимся).

Квест «Найди правильное правило».

Работа с текстом – анализ цитат и высказываний философов об этике.

Разбор простых примеров соблюдения норм в разные эпохи

Слушают объяснение учителя.

Отвечают на простые вопросы по теме.

Работают с иллюстрациями или схемами, отмечая изменения в этических нормах.

Выполняют задания на выбор правильного ответа.

Разбирают простые примеры соблюдения норм в разные эпохи

 

 

Слушают объяснение учителя.

Обсуждают значение этических норм в разные исторические эпохи.

Находят соответствие между историческим временем и его характерными этическими нормами.

Анализируют исторические примеры.

Участвуют в ролевой игре, моделируя этическую ситуацию определенной эпохи и высказывают аргументированное мнение

4. Тестирование по теме «Этика. Этические ценности и правила» 1 Обобщение и систематизация знаний по теме через тестирование.

Выполнение теста

Читают задание теста и выбирают правильный ответ на задание с кратким ответом Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Пишут развернутые ответы на проблемные вопросы теста.

Проводят анализ ошибок

5. Основные понятия этики.

Легко ли быть честным

1 Понятия «мораль», «честность», «нравственность».

Обсуждение значения честности в повседневной жизни.

Анализ ситуаций, где требуется честность: в семье, школе, обществе.

Роль честности в установлении доверительных отношений.

Чтение коротких этических историй или отрывков, в которых герои сталкиваются с выбором между честностью и лжи.

Задания на выбор правильного ответа по теме «Честность и мораль».

Создание плакатов с этическими правилами для разных ситуаций

Слушают объяснение учителя о понятиях «мораль», «честность», «нравственность».

Записывают определения. Повторяют основные понятия, называя их примеры. Моделируют ситуации, когда необходимо быть честным и разыгрывают их.

Читают короткие истории. Отвечают на вопросы.

Выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

Создают плакаты с этическими правилами для разных ситуаций из готовых заготовок

Называют основные понятия «мораль», «честность», «нравственность».

Объясняют значение честности и ее роль в обществе, приводя собственные примеры из жизни.

Разыгрывают ситуации и принимают в них разные роли.

Обсуждают ситуации, где честность может быть сложной или неудобной, и разрабатывают рекомендации по честному поведению в таких ситуациях.

Читают истории или отрывки.

Дают анализ, как бы они поступили в такой ситуации, и объяснение выбора.

Выбирают правильные ответы.

Создают плакаты с этическими правилами для разных ситуаций

6. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду 1 Понятия «лжи», «ситуаций, когда не нужно говорить правду», «моральной этики».

Изучение ситуаций, в которых молчание о правде может быть оправдано.

Обсуждение на основе реальных примеров из жизни или кинофильмов (книг).

Различие между добросовестной ложью и морально оправданным умолчанием – разыгрывание ситуаций

Повторяют понятия.

Приводят примеры ситуаций, где не нужно говорить правду.

Проигрывают простые ситуации, когда нужно промолчать, чтобы избежать ненужных переживаний для другого.

Приводят примеров из реальной жизни

Объясняют понятия.

Приводят несколько примеров, когда молчание или неготовность сказать правду может быть оправдано.

Проигрывают ситуации и обсуждают, когда можно или нельзя сказать правду.

Приводят примеров из книг, фильмов или реальной жизни.

Обсуждение сложных ситуаций, где молчание может быть морально оправдано

7. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время 1 Описание концепций добра и зла в античной философии.

Влияние религиозных учений на понятие добра и зла.

Этические учения эпохи Просвещения.

Изучение и анализ отрывков из простых текстов философов разных эпох.

Современные взгляды на добро и зло.

Заполнение таблицы с примерами философских и религиозных учений, связанных с добром и злом

Слушают объяснение учителя.

Вспоминают основные понятия добра и зла.

Кратко отвечают на вопросы по текстам.

Приводят примеры из прочитанных отрывков, указывающие на различия в понимании добра и зла в разные эпохи.

Заполняют таблицу: «Добро и зло в разные исторические эпохи» с помощью учителя

Слушают объяснение учителя.

Называют основные понятия добра и зла.

Отвечают на вопросы по текстам.

Представляют изменения взглядов на добро и зло в определенный исторический период.

Сравнивают концепции добра и зла у разных философов и религий.

Заполняют таблицу: «Добро и зло в разные исторические эпохи»

8. Влияние поступков человека на его характер, отношение к нему других людей 1 Изучение понятия «поступок» и его значимости в жизни каждого человека.

Составление таблицы «Поступок и его последствия».

Анализ  жизненных ситуаций или примеров поступков, влияющих на отношение окружающих людей.

Создание буклета на тему «Поступки, которые нас формируют»

Читают текстовые материалы и приводят простые примеры различных поступков.

Записывают примеры положительных и отрицательных поступков.

Рассматривают предложенные педагогом поступки  и определяют, какие черты характера проявились в каждом из поступков.

Различают положительные и отрицательные поступки по их последствиям.

Выбирают поступки, формирующие положительные черты характера (например, доброту, честность, ответственность)

Читают текстовые материалы и приводят примеры различных поступков.

Объясняют, как конкретный поступок влияет на формирование характера человека и изменение отношения окружающих.

Записывают примеры положительных и отрицательных поступков, добавляя краткое описание возможных последствий для человека.

Рассматривают предложенные педагогом ситуации и определяют, какие черты характера проявились в каждом из поступков.

Анализируют, как эти поступки влияют на отношение окружающих.

Выбирают поступки, формирующие положительные черты характера, и иллюстрируют их примерами из жизни или литературы

9. Доброжелательность как черта характера человека 1 Понятия «доброжелательность» и его значимость в формировании личности.

Характеристика доброжелательного поведения в различных ситуациях (семья, школа, общество)- чтение текста

Просмотр короткого видеоролика или мультфильма о доброжелательности. Создание памятки «Как развить в себе доброжелательность».

Карта эмоций доброжелательности

Перечисляют признаки доброжелательности.

Читают текст о ситуации, где проявляется доброжелательность.

Отвечают на вопросы по сюжету видеоролика или мультфильма: кто проявил доброжелательность? Как это помогло другим?

Записывает 3–4 рекомендации для человека, который хочет стать более доброжелательным.

Рисуют «схему», на которой изображают эмоции, возникающие у людей, когда к ним проявляют доброжелательность  с помощью учителя

Слушают рассказ о ситуации, в которой проявляется доброжелательность. Отвечают на вопрос: «Что значит быть доброжелательным в современном мире?»

Анализируют примеры из короткого видеоролика или мультфильма о доброжелательности. Объясняют, как доброжелательность влияет на характер человека и его взаимоотношения.

Составляют подробную инструкцию о том, как развивать доброжелательность, и объясняет, почему каждый пункт важен.

Рисуют «карту» или «схему», на которой изображают эмоции, возникающие у людей, когда к ним проявляют доброжелательность

10. Совесть.

Что такое совесть?

1 Определение понятия «совесть» как моральной категории

Роль совести в жизни человека, её связь с самоконтролем и самооценкой.

Кейсы: «Голос совести в разных ситуациях».

Чтение и обсуждение: «Примеры совести в литературе»

«Совесть в пословицах»

Читают текст о совести.

Перечисляют признаки, характеризующие совестливого человека.

Отвечают на вопросы учителя о значении совести.

Предлагают простое решение: как поступить в  той или иной ситуации.

Отвечают на вопросы учителя по тексту: кто проявил совесть и в чём это выражалось?

Переводят смысл пословицы на понятный современный язык

Дают определение понятия «совесть».

Объясняют, как поступки, продиктованные совестью, влияют на взаимоотношения.

Предлагают решение: как поступить в той или иной ситуации.

Анализируют поведение героя, оценивают последствия его поступка и связь с совестью.

Переводят смысл пословицы на понятный современный язык.

Приводят примеры из жизни, доказывающие актуальность пословицы

11. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из просмотренных кинофильмов 1 Просмотр отрывков из фильмов, выполнение заданий на определение этических норм.

Разбор выражений через примеры из кинофильмов, анализ поступков героев с точки зрения совести и нравственных норм.

Изучение поступков героев, анализ их мотивов, объяснение их действий через призму этических норм.

Составление таблиц «Поступки героев».

Моделирование ситуаций из фильма, где обучающиеся могут попробовать «встать на место» героя и решить, как бы они поступили в аналогичной ситуации

Называют отрывки, где герои сталкиваются с моральными дилеммами или проявляют совесть, доброту или злобу.

Обсуждают простых выражений и их значений.

Определяют простые поступков героев.

Заполняют таблицу, где сопоставляют поступки героев с выражениями и нормами с помощью наводящих вопросов.

Принимают участие в моделировании ситуаций из фильма

Обсуждают, в какой степени поступки героев соответствуют этическим нормам, как можно интерпретировать их действия.

Описывают поступки героев,  анализируют их мотивы.

Заполняют таблицу, где сопоставляют поступки героев с выражениями и нормами.

Моделируют ситуации из фильма.

Подробный разбирают поступки, обсуждают их последствия, связывают с реальной жизнью

12. Тестирование по теме «Основные понятия этики» 1 Обобщение и систематизация знаний по теме через тестирование.

Выполнение теста

Читают задание теста и выбирают правильный ответ на задание с кратким ответом Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Пишут развернутые ответы на проблемные вопросы теста.

Проводят анализ ошибок

13. Семья.

Родственники и родственные отношения

1 Понятия  «семья» и «родственники».

Виды родственных отношений.

Составление схемы своей семьи.

Роль  семьи в жизни человека и в обществе.

Работа с иллюстрациями — рассмотрение и анализ изображений семейных сцен.

«Семейные праздники» — роль членов семьи.

Буклет «Семейные ценности»

Вспоминают, кто такие родственники.

Приводят примеры семейных отношений.

Составляют краткий список членов своей семьи.

Рассматривают и анализируют изображения семейных сцен, обсуждение, что на них изображено, какие отношения между людьми в семье.

Рассказывают о традициях своей семьи.

Участвуют в создании буклета с помощью учителя

Рассказывают о разных типах семей и родственных связей.

Объясняют важность разных типов родственных отношений.

Составляют полную схему родственных связей в своей семье.

Рассматривают и анализируют изображения семейных сцен.

Обсуждают, что на них изображено, какие отношения между людьми в семье.

Рассказывают о традициях своей семьи и роли каждого члена семьи в семейных праздниках.

Создают буклет, в котором перечисляют основные принципы, которые важны для их семьи

14. Ролевые и социальные функции членов семьи 1 Понятия «социальные роли» и «социальные функции».

Роль каждого члена семьи: отец, мать, дети, бабушка, дедушка и их социальные функции.

Примеры взаимодействия различных членов семьи в типичных ситуациях.

Семейные обязанности и права каждого члена.

Прочтение рассказов о семейных ситуациях, в которых каждый член семьи выполняет свою роль.

Составление схемы «Кто в семье за что отвечает» или заполнение таблицы о функциях разных членов семьи «Кто в семье что делает»

Слушают объяснение учителя, обращают внимание на примеры.

Читают краткие описания функций членов семьи.

Участвуют в ролевых играх, где нужно выполнять простые обязанности членов семьи (например, «помощь родителям»).

Выполняют простой анализ конкретных ситуаций, обсуждая, какие функции выполняют члены семьи.

Заполняют таблицу о функциях разных членов семьи «Кто в семье что делает».

В группах обсуждают, что должно входить в обязанности каждого члена семьи

Анализируют примеры социальных ролей в семье.

Составляют краткие характеристики ролей каждого члена семьи на основе прочитанного.

Разрабатывают и разыгрывают сложные ситуации, где нужно учитывать социальные функции членов семьи в разных условиях.

Обсуждают взаимосвязь ролей и функций в разных ситуациях.

Составляют схему «Кто в семье за что отвечает».

В группах работают над созданием «идеальной семьи», обсуждают роли и обязанности

15. Стили внутрисемейных отношений 1 Понятие «внутрисемейные отношения».

Основные  стили взаимоотношений родителей с детьми: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский.

Влияние различных стилей отношений на развитие личности обучающегося.

Обсуждение примеров семейных ситуаций, где применяются различные стили внутрисемейных отношений.

Работа с ситуациями: анализ примеров, иллюстрирующих каждый стиль взаимоотношений

Слушают объяснение учителя о стилях внутрисемейных отношений.

Запоминают определения стилей: авторитарный, демократический и попустительский.

Читают примеры семейных ситуаций с разными стилями взаимоотношений.

Выполняют простые ролевые задания, где изображают общение в семье с авторитарным или попустительским стилем.

Приводят примеры из жизни, где использовались разные стили отношений.

Заполняют таблицу, где классифицируют примеры семейных ситуаций по стилям отношений

Слушают объяснение учителя о стилях внутрисемейных отношений.

Участвуют в обсуждении, высказывают мнение о влиянии стилей отношений на семейные отношения.

Дают примеры из личного опыта или кинофильмов для иллюстрации каждого стиля отношений.

Обсуждают, что могло бы быть сделано по-другому в этих ситуациях, если бы стиль отношений был другим.

Применяют демократический стиль в ролевых играх, анализируют последствия различных стилей для отношений в семье.

Создают и описывают семейные ситуации, в которых можно применить разные стили отношений, анализируют их последствия

16. Ребенок в жизни семьи 1 Роль ребёнка в семье, его обязанности и права.

Этапы развития ребёнка в семье, влияние на развитие личности.

Обсуждение значимости ребёнка для гармоничных отношений в семье.

Практическая работа «Семейное древо».

Постер «Моя роль в семье».

Этикет в семье.

Создание памятки «Как я могу помочь семье»

Слушают объяснение учителя.

Рассматривают примеры обязанностей и прав ребёнка в семье.

Отвечают на вопросы, выполняют простые задания на распознавание ролей ребёнка в семье.

Заполняют шаблон семейного древа с помощью учителя.

Создают постер из фотографий, показывающие обязанности, хобби, время, проводимое с родителями.

Разыгрывают ситуации, где ребёнок проявляет вежливость, помогает взрослым или младшим членам семьи.

Записывают несколько пунктов о том, как они могут поддерживать гармонию дома

Обсуждают вопросы: «Какие права и обязанности есть у детей в семье?

Как ребёнок может улучшить отношения в семье?»

Обсуждают роль ребёнка в гармоничной семье, приводят примеры из своей жизни.

Заполняют шаблон семейного древа

Создают постер из фотографий, показывающие обязанности, хобби, время, проводимое с родителями.

Моделируют ситуации, где ребёнок проявляет вежливость, помогает взрослым или младшим членам семьи.

Создают памятку, как они могут поддерживать гармонию дома

17. Правила поведения в семье, с родными и близкими.

Тестирование по теме: «Семья»

1 Базовые правила поведения в семье.
Основы уважительного и заботливого отношения.
Разбор примеров ситуаций взаимодействия с родными и близкими.
Составление памятки «Правила поведения дома».

Обсуждение кейсов: «Сложные ситуации в семье».

Проведение тестирования

Слушают объяснение правил.
Повторяют основные правила поведения в семье.
Выполняют простые задания (выбор правильного поведения из предложенных вариантов).

Составляют памятку «Правила поведения в семье», включают в памятку основные пункты.

Предлагают базовые решения: что можно сделать в такой ситуации.

Выполняют тест с выбором ответов

Читают текст о семейных правилах.

Перечисляют основные правила поведения в семье.

Обсуждают последствия нарушения семейных норм.

Создают список правил, важных для своей семьи.

Добавляют примеры ситуаций, когда эти правила могут быть применены, и объясняют их значение.

Анализируют, как выполнение или нарушение правил влияет на отношения между членами семьи.

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах

18. Дружба.

Как возникает дружба

1 Понятие «дружба»: что такое дружба и почему она важна.

«Как начинается дружба?»- этапы формирования дружбы: знакомство, доверие, общие интересы.

Творческое задание: «Портрет друга».

Игра «Найди качества друга»

Читают текст о дружбе.

Формулируют простые определения дружбы.

Перечисляют качества, которые важны для дружбы

Делятся своими представлениями о дружбе.

Перечисляют основные этапы дружбы.

Называют основные качества друга.

Рисуют рисунок своего друга, называют его качества.

Из предложенного списка характеристик выбирают те, которые подходят под описание хорошего друга

Читают текст о дружбе.

Дают определение понятию «дружба».

Описывают, почему дружба важна для каждого человека.

Называют основные этапы дружбы.

Создают или описание, отражающее качества, которые они ценят в друзьях.

Объясняют, как эти качества помогают строить дружбу.

Из предложенного списка характеристик выбирают те, которые подходят под описание хорошего друга

19. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважения, доверия и преданности – основа настоящей дружбы 1 Разъяснение понятий «согласие интересов», «убеждения», «взаимоуважение», «доверие», «преданность».

Анализ пословиц о дружбе.

Обсуждение примеров из жизни и литературы, иллюстрирующих основы дружбы.

Роль доверия и преданности в дружеских отношениях.

Моделирование ситуаций, раскрывающих значение взаимоуважения и согласия.

Написание мини-сочинения «Мой друг-мой союзник»

Читают и объясняют понятия, связанные с дружбой.

Называют основные качества, на которых строится дружба.

Разбирают пословицы.

Объясняют значение пословиц с помощью наводящих вопросов.

Приводят примеры из жизни.

Узнают примеры дружбы из жизни и литературы.

Участвуют в простых ситуационных заданиях (узнавание ошибок в поведении).

Обсуждают предложенные учителем примеры.

Описывают друга и его лучшие качества

 

Слушают объяснение понятий.

Повторяют значения основных терминов.

Разбирают пословицы.

Объясняют значение пословиц.

Анализируют предложенные примеры дружбы, выделяя её основу.

Приводят примеры из собственной жизни.

Обсуждают, как можно построить доверительные отношения.

Участвуют в моделировании сложных дружеских ситуаций (разрешение конфликтов).

Пишут мини-сочинение, рассматривая вопрос, как дружба помогает достигать целей, справляться с трудностями

20. Для чего человеку нужна дружба 1 Повторение понятия «дружба».

значимости дружеских отношений в жизни человека.

Формирование представления о качествах, необходимых для построения дружбы.

Заполнение таблицы «Хороший друг — плохой друг».

Рефлексия «Дерево дружбы».

Ролевые игры, направленные на развитие навыков общения и взаимопонимания «Как найти друга»

 

Слушают объяснения учителя.

Запоминают основные качества хорошего друга.

Узнают, какие действия укрепляют дружбу.

Участвуют в простых ролевых играх

Заполняют таблицу с подсказками.

Инсценируют ситуацию знакомства двух людей.

Участвуют в игре, используя стандартные фразы

Дают определению понятию «дружба»

Перечислят, зачем людям нужна дружба.
Анализируют, почему дружба важна в сложных жизненных ситуациях.

Рисуют дерево, на котором каждый листочек — это качество друга или значение дружбы.

Подписывают листья словами-качествами.

Подробно объясняют, почему выбрали эти качества.

Инсценируют ситуацию знакомства двух людей.

Усложняют диалог: обсуждают общие интересы и особенности общения

21. Понятие о межличностных отношениях.

Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. Тестирование по теме «Дружба»

1 Изучение понятия «межличностные отношения».

Различие понятий «дружба» и «взаимоотношения в коллективе».

Раскрашивание схемы «Дружба и коллектив».

Анализ примеров взаимодействия в коллективе и дружбы.

Коллаж на тему «Дружба и коллектив».

Проведение тестирования по теме «Дружба»

Слушают объяснение учителя.

Узнают основные понятия (дружба, коллектив, отношения).

Выполняют задания на различение дружбы и рабочих отношений.

Отвечают на простые вопросы по материалу.

Создают групповой коллаж на основе вырезок из журналов, интернета или рисунков.

Выбирают  правильный ответ в тесте с иллюстрациями

Читают текст о межличностных отношениях.

Определяют понятие межличностных отношений.

Отвечают на вопросы о различиях дружбы и коллективных отношений.

Заполняют схему «Дружба и коллектив»

Перечисляют возможные изменения в отношениях, анализируя предложенные примеры взаимодействия в коллективе т дружбы.

Выделяют основные особенности дружеских отношений и отношений в коллективе.

Создают коллаж на основе вырезок из журналов, интернета или рисунков.

Участвуют в тестировании с пояснением своих ответов

22. Любовь.

Кого и за что можно любить?

1 Понятия «любовь», типы любви.

Обсуждение примеров любви в жизни

Значение  любви в жизни человека.

Сравнение различных типов любви.

Чтение статьи или рассказа на тему любви.

Разбор высказываний известных людей о любви

Слушают и повторяют определение «любовь».

Принимают участие в обсуждении  реальных примеров из жизни, фильмов или книг, где человек демонстрирует любовь к окружающим.

Приводят примеры и объясняют, кого и за что можно любить.

Сравнивают  романтическую любовь, дружескую любовь и любовь к родственникам.

Выписывают, к кому в тексте проявляется любовь, и за что.

Объясняют смысл цитаты простыми словами

 

 

Дают определению понятию «любовь».

Обсуждают реальные примеры из жизни, фильмов или книг, где человек демонстрирует любовь к окружающим.

Приводят примеры и объясняют, кого и за что можно любить.

Сравнивают  романтическую любовь, дружескую любовь и любовь к родственникам.

Понимают, чем отличается любовь к друзьям и родителям.

Анализируют текст, выделяя причины, по которым герой испытывает чувство «любви».

Объясняют смысл цитаты, приводят примеры из жизни или литературы, подтверждающие это высказывание

23. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки) 1 Введение в тему восприятия противоположного пола.

Различие восприятия юношей и девушек, их интересов, личных отношений и социальных ролей.

Таблица «Чем мы похожи и чем мы отличаемся».

Социальные стереотипы, влияющие на восприятие.

Ролевая игра «Диалог между юношей и девушкой»

Приводят простые примеры поведения противоположного пола в различных контекстах.

Заполняют таблицу: общее у юношей и девушек / различия с помощью наводящих вопросов.

Знакомятся  с простыми стереотипами и их последствиями.

Разыгрывают  простые ситуаций, например, о том, как юноша и девушка могут поговорить о школьных делах

Приводят  примеры различий восприятия между юношами и девушками в разных ситуациях.

Заполняют таблицу: общее у юношей и девушек / различия.

Разбирают и анализируют социальные стереотипы, влияющих на восприятие противоположного пола (например, стереотипы о внешности, поведении, обязанностях).

Моделируют более сложных ситуаций, где юноша и девушка обсуждают личные интересы или важные для них темы

24. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение 1 Представления о качествах, которые ценятся в партнёре: внешность, характер, ценности, интересы, социальный статус и др.

Анкета «Как я представляю идеального партнера?»

Анализ различий между идеальными ожиданиями и реальной жизнью, столкновение идеалов с реальностью.

Дискуссия «Могут ли идеальные требования совпадать с реальностью?»

Таблица «Идеал и Реальность»

Кейс-анализ — разбор ситуаций из жизни, когда требования к партнеру не совпадают с реальными обстоятельствами

 

Перечисляют качества, которые считают важными в партнёре.

Заполняют анкету на тему «Идеальный партнёр».

Выбирают из предложенного списка самые важные качества.

Отвечают «да» или «нет» с коротким объяснением.

Читают кейс и отвечают на вопросы: Какие требования были завышенными? Чем они помешали отношениям?

 

Называют качества, которые считают важными в партнёре.

Заполняют анкету на тему «Идеальный партнёр».

Пишут комментарии, почему эти требования для них важны.

Участвуют в дискуссии, приводят аргументы или примеры из фильмов, книг, жизни

Заполняют таблицу с качествами «идеального» партнёра и реальными качествами человека, который обучающемуся симпатичен.

Читают кейс и отвечают на вопросы: Какие требования были завышенными? Чем они помешали отношениям?

Предлагают, как изменить подход к ожиданиям, чтобы избежать конфликтов

25. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь 1 Различие между влюблённостью и любовью: эмоциональные и психологические аспекты.

Характерные черты романтической любви.

Тест: «Влюбленность или любовь?».

Анализ литературных и киноперсонажей — испытывают ли герои влюблённость или любовь?

 

Перечисляют признаки влюблённости и любви.

Выполняют задания теста с опорой на наглядность.

конкретного персонажа.

Участвуют в обсуждении примеров.

Отвечают «влюблённость» или «любовь» на примере конкретного персонажа

Определяют, какие признаки относятся к влюблённости, а какие — к любви.

Выполняют тестирование.

Добавляют свои примеры к характеристикам.

Отвечают «влюблённость» или «любовь» на примере конкретного персонажа.

Аргументируют свой выбор и выделяют ключевые черты чувств персонажа.

Сравнивают романтические чувства из фильмов или книг

26. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки) 1 Особенности восприятия юношей и девушек друг другом.

Обсуждение: «Как я воспринимаю противоположный пол?»

Роль уважения и понимания в формировании гармоничных отношений.

Составление диалога между юношей и девушкой, где они решают спорную ситуацию уважительно и конструктивно.

Рекомендации по уважительному общению с противоположным полом

Перечисляют стереотипы о юношах и девушках.

Приводят примеры уважительного общения.

Участвуют в обсуждении «Как я воспринимаю противоположный пол».

Составляют простой диалог.

Составляют рекомендации по уважительному общению с противоположным полом

Называют стереотипы о юношах и девушках.

Приводят примеры уважительного общения.

Делятся своими мнениями о том, что они думают о представителях противоположного пола.

Составляют диалог.

Включают в диалог элементы аргументации и примеры уважительного общения

27. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни 1 Понятие «молодая семья» и её основные особенности.

Таблица: «Что важно для молодой семьи?»

Основные этапы семейной жизни и их особенности.

Ответственность в молодой семье  «Как разделить обязанности в семье».

Совместные решения и построение гармоничных отношений в молодом браке.

Практическая работа составление семейного бюджета и распределение  бытовых обязанностей между супругами в молодой семье

Опрос «Готовы ли вы к семейной жизни?»

 

Читают информацию о жизни молодой семьи.

Перечисляют основные обязанности членов молодой семьи.

Называют этапы семейной жизни.

Заполняют таблицу с пунктами, которые важны для успешной семейной жизни.

Обсуждают, как можно разделить обязанности по дому.

Выполняют практическую работу — делят расходы на категории, составляют список обязанностей с помощью учителя.

Проходят тест, в котором оценивают свою готовность к самостоятельной жизни в семье с помощью учителя

Дают определению понятию «молодая семья» и называют ее особенности.

Анализируют возможные трудности молодой семьи.

Пишут краткий поэтапный план организации семейной жизни.

Составляют таблицу с пунктами, которые важны для успешной семейной жизни.

Рассуждают, как можно разделить обязанности по дому, составляют план по разделению обязанностей в семье.

Выполняют практическую работу — делят расходы на категории, составляют список обязанностей.

Проходят тест, в котором оценивают свою готовность к самостоятельной жизни в семье

28. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка.

Общность взглядов на воспитание ребенка

1 Понятия «ответственность», «воспитание», «забота».

Роль молодых родителей в обеспечении физического и психического здоровья ребенка.

Работа с текстами о задачах родителей по уходу за ребенком.

Основы формирования единых подходов к воспитанию ребенка.

Значение согласия между родителями в воспитательном процессе.

Просмотр видео о воспитании, где родители демонстрируют пример заботы или несоответствия своим обязанностям.

Составление памятки «Ответственные родители: основные правила заботы о ребенке»

Слушают объяснение учителя.

Читают и обсуждают информацию о базовых обязанностях родителей.

Перечисляют примеры действий, направленных на заботу о здоровье ребенка.

Читают тексты из социальной литературы о задачах родителей по уходу за ребенком.

Просматривают видеоматериалы, обсуждают поведение родителей в контексте ответственности.

Перечисляют правила в простой форме

Слушают объяснение учителя.

Называют обязанности родителей.

Отвечают на вопросы и задают вопросы.

Участвуют в дискуссии о воспитании.

Читают тексты из социальной литературы о задачах родителей по уходу за ребенком.

Делают краткие выводы о том, что входит в обязанности родителей, какие аспекты их ответственности важны для здоровья ребенка.

Просматривают видеоматериалы, обсуждают и анализируют поведение родителей в контексте ответственности.

Составляют памятку с помощью наводящих вопросов

29. Взаимоотношения молодой семьи с родителями (законными представителями) 1 Типы взаимоотношений молодой семьи с родителями.

Роль родителей в жизни молодой семьи.

Положительные и отрицательные аспекты влияния родителей на молодую семью.

Причины и способы предотвращения конфликтов между поколениями.

Анализ конфликтных ситуаций.

Этические нормы общения между молодыми супругами и их родителями — составление «Этического кодекса молодой семьи»

 

 

 

Слушают объяснение учителя.

Отвечают на простые вопросы.

Читают текст о проблемах поколений.

Приводят примеры типичных взаимоотношений молодой семьи с родителями.

Определяют основные проблемы в отношениях молодой семьи с родителями.

Прочитывают предложенную ситуацию, определяют основные причины конфликта.

Формулируют основные правила взаимодействия молодой семьи и родителей, предлагая 3-4 пункта

Слушают объяснение учителя, анализируют примеры из жизни.

Приводят примеры и объясняют, какие последствия могут быть при разных видах взаимоотношений с родителями.

Формулируют основные правила взаимодействия молодой семьи и родителей, обосновывают значимость каждого правила.

Разбираются в причинах конфликтов и поддержке в семье, предлагают возможные решения.

Читают предложенную ситуацию, определяют основные причины конфликта.

Предлагают способы разрешения с учетом интересов обеих сторон.

Дают рекомендации по улучшению отношений с родителями

30. Конфликты в молодой семье.

Причины распада семьи

1 Основные причины конфликтов в молодой семье (недопонимание, финансовые проблемы, воспитание детей, несоответствие ожиданий).

Признаки, по которым можно распознать семейный конфликт на ранней стадии.

Возможные последствия конфликта для семейных отношений.

Составление «Карты конфликтов».

Роль взаимопонимания, компромиссов и работы над собой в сохранении семьи.

Разбор примеров конфликтных ситуаций и их решение.

Работа с пословицами

Слушают объяснение учителя.

Перечисляют причины конфликтов в молодой семье.

Заполняют таблицу с причинами.

Приводят примеры типов конфликтов, возникающих в молодой семье.

Знакомятся с последствиями распада семьи.

Отвечают на вопросы учителя по теме.

Определяют главную причину конфликта конфликтной ситуации в молодой семье

Читают пословицы, связанные с семейной жизнью.

Определяют смысл пословиц

Слушают объяснение учителя, дают определение понятия «конфликт».

Составляют список возможных причин конфликтов в молодой семье.

Объясняют, почему возникают конфликты в семье, предлагают пути их решения.

Анализируют конкретные примеры распада семьи, оценивают влияние на членов семьи.

Предлагают способы разрешения, учитывая интересы обеих сторон. Обсуждают пословицы, связанные с семейной жизнью

31. Материальная и духовная связь с родителями. Тестирование по теме: «Межличностные отношения» 1 Понимание значимости материальной и духовной поддержки в отношениях с родителями.

Роль традиций и семейных ценностей в укреплении связи между поколениями.

Составление «Древа семейных ценностей»

Примеры заботы и уважения к родителям в повседневной жизни — ролевая игра: «Как помочь родителям?».

Творческое задание: «Письмо благодарности родителям»

Выполнение  тестирования по теме

Читают текст о семейных ценностях.

Перечисляют формы помощи родителям.

Указывают ключевые ценности в составлении древа.

Формулируют простые предложения благодарности.

Участвуют в разыгрывании ситуации, в которой дети помогают родителям с выполнением задачи (например, ремонт, финансовая поддержка). Читают задание теста и выбирают правильный ответ на задание с кратким ответом

 

Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы.

 

Составляют схему «Древа семейных ценностей», в которой указаны ценности, объединяющие семью (например, помощь, забота, традиции).

Пишут письмо, где выражают благодарность своим родителям.

Разыгрывают ситуацию, в которой дети помогают родителям.

Объясняют, почему предложенная помощь важна для укрепления семейных связей.

Отвечают на вопросы теста

32. Деловая этика.

Этикет и культура поведение делового человека

1 Деловой этики и её значения в профессиональной сфере.

Основы делового общения: приветствие, представление, вежливость.

Этикет в разных деловых ситуациях (собрания, переговоры, звонки, письма).

Обсуждение примеров из жизни, в которых проявляется деловой этикет и культура общения.

Создание памятки «Правила делового этикета».

Примеры ситуаций, требующих соблюдения этикета и культуры поведения — ролевая игра: «Деловая встреча».

Анализ цитат известных людей о культуре поведения

Важность соблюдения делового дресс-кода

Слушают объяснение учителя, знакомятся с основами делового общения.

Повторяют основные положения делового общения.

Определяют, какие правила нарушены.

Приводят примеры вежливых и невежливых ситуаций в деловой среде.

Перечисляют базовые правила.

Пересказывают смысл высказываний известных людей.

Обсуждают плюсы и минусы дресс-кода

 

Перечисляют основные правила поведения делового человека.

Обсуждают примеры ситуаций с нарушением делового этикета, предлагают решения.

Разрабатывают краткую памятку, включающую основные правила делового поведения

Разбирают конкретные примеры.

Участвуют в ролевых играх, моделируя реальные деловые ситуации.

Рассуждают, как высказывания применимы в жизни.

Выражают свое мнение и обосновывают свою точку зрения о важности соблюдения делового дресс-кода

33. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения 1 Определение делового разговора и целей общения.
Роль общения в профессиональной деятельности.

Вербальное и невербальное общения с руководителем.

Организация ролевой игры, в которой один ученик играет роль руководителя, а другой — подчинённого.

Просмотр видео с примером делового разговора с руководителем

Слушают объяснение учителя.

Читают основные понятия.

Составляют список слов и фраз, которые можно использовать в деловом разговоре с руководителем.

Изучают примеры вежливых формул для завершения разговора с руководителем.

Проигрывают деловую беседу, используя паузы и контролируя эмоции.

Просматривают видео, отмечают, какие невербальные сигналы использует собеседник

Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы.

Называют основные понятия.

Составляют список вопросов, которые можно было бы задать на встрече с руководителем.

Моделировать деловой разговор с руководителем, обращая внимание на правильное использование вербальных и невербальных средств общения, завершают деловой разговор, используя слова благодарности и прощания.

Просматривают видео, отмечают, какие невербальные сигналы использует собеседник, как выражаются уважение и внимание

34. Итоговое занятие – выполнение тестирования по пройденным за учебный год темам

 

1 Повторение ключевых понятий и тем, изученных в ходе курса.

Просмотр презентации с кратким обзором тем, пройденных в учебном году.

Анализ результатов тестирования и определение успешности усвоения материала.

Разбор сложных вопросов и разбор ошибок, возникших при тестировании

Читают вопросы теста и выбирают правильный ответ.

Корректируют ошибки с помощью учителя.

Принимают участие в обсуждении трудных вопросов.

Отвечают на общие вопросы по теме

Самостоятельное выполняют тестирование на основе пройденных тем.

Аргументируют выбор правильных ответов в тестах. Объясняют ошибочные решения с помощью наводящих вопросов учителя.

Участвуют в групповых обсуждениях результатов тестов, разборе сложных вопросов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *