Этика 10 класс 1 вариант

Тема Кол-во часов Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень
1. Введение. Что такое этика?

Этические ценности. Роль этических норм и правил в жизни человека.

Культура общения и поведения в общественных местах.

1 Формирование понятий «этика» и «этические ценности».

Повторение правил поведения в общественных местах (школа, транспорт, культурные учреждения).

Обсуждение роли этических норм в жизни человека и их влияния на отношения с окружающими.

Ознакомление с основными правилами этикета в различных ситуациях.

Проведение ролевых игр для отработки этических ситуаций (общение в очереди, помощь старшему).

Анализ ситуаций нарушения этических норм

Слушают объяснение учителя.

Повторяют основные понятия.

Приводят примеры правил поведения в общественных местах.

Узнают и называют примеры ситуаций, требующих соблюдения этических норм.

Отвечать на простые вопросы, выполнять задания на распознавание правильного и неправильного поведения

Обсуждают значение этических норм в жизни.

Приводят собственные примеры правил поведения.

Разрабатывают краткие правила для поведения в конкретных общественных местах.

Участвуют в ролевых играх, моделируя сложные этические ситуации.

Анализируют поведение героев в учебных материалах, высказывать свое мнение о соответствии этическим нормам|

2. Поведение и поступки, как проявление личности.

История происхождение некоторых этических правил

1 Рассмотрение связи между поступками и личностными качествами человека.

Обсуждение примеров положительных и отрицательных поступков.

Знакомство с историей возникновения основных этических правил (приветствие, уважение к старшим, помощь нуждающимся).

Разбор значимости этических норм в обществе.

Анализ конкретных ситуаций, требующих выбора между правильным и неправильным поведением

Слушают объяснение учителя и участвуют в обсуждении.

Узнают и называют примеры поступков и их последствий.

Выполняют простые задания на классификацию поступков (положительные/

отрицательные).

Повторяют ключевые этические правила, знакомятся с их историей

Приводят примеры из личного опыта, анализируют свои поступки.

Участвуют в дискуссиях о том, какие качества формируют личность.

Составляют небольшой рассказ о значимом поступке, который привёл к положительным изменениям.

Выполняют ролевые игры, моделируя ситуации морального выбора.

Проводят обсуждение исторических примеров соблюдения или нарушения этических норм

3. Честность.

Что значит быть честным?

1 Разговор о честности.

Значение честности в отношениях между людьми.

Обсуждение примеров честного и нечестного поведения.

Разбор ситуаций, в которых нужно проявить честность.

Последствия нечестного поведения для человека и окружающих.

Формирование навыков анализа ситуаций на предмет честности.

Укрепление мотивации к честному поведению в повседневной жизни

Слушать объяснения учителя и повторять основные понятия.

Узнавать и называть примеры честного поведения.

Выполнять простые задания на определение честности в предложенных ситуациях.

Давать односложные ответы на вопросы о честности

Участвуют в обсуждениях о значении честности в жизни.

Приводят примеры из личного опыта, где честность сыграла важную роль.

Разбирают ситуации морального выбора, обсуждают возможные последствия честного и нечестного поведения.

Составляют небольшие рассказы о честных поступках.

Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации, где нужно принять решение о честности

4. Честность и ложь 1 Виды лжи и её последствия для личности и общества.

Обсуждение ситуаций, в которых люди сталкиваются с выбором между правдой и ложью.

Анализ последствий честности и лжи в различных ситуациях.

Формирование навыков критического мышления при анализе моральных ситуаций.

Укрепление нравственных установок на честность

Слушают объяснения учителя.

Повторяют ключевые понятия и примеры.

Определяют, где правда, а где ложь в предложенных учителем ситуациях.

Соотносят поступки, вступают в коммуникацию.

Приводят простые примеры из жизни.

Участвуют в коллективном обсуждении

 

Обсуждают значения честности и лжи, приводят свои примеры.

Анализируют последствия обмана в конкретных ситуациях.

Участвуют в ролевых играх, моделируя выбор между правдой и ложью.

Составляют небольшие рассказы о честности и её значении в жизни.

Обсуждают, как ложь может повлиять на отношения между людьми

Правильно соотносят поступки, вступают и поддерживают коммуникацию в разных

ситуациях социального взаимодействия

5. Ложь во спасение.

Просмотр видеофильма

«Ложь во спасение»

 

1 Разговор о лжи.

Этические и моральные аспекты оправданной лжи.

Работа с текстом.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Ложь во спасение»:

— Можно ли оправдать ложь, если она приносит пользу?

— Как отличить ложь во спасение от манипуляции?

Примеры из собственного опыта обучающихся, когда приходилось принимать трудные решения.

Анализ сложных ситуаций выбора.

Формирование умений критически оценивать поступки людей.

Развитие навыков аргументации своей точки зрения

Слушают объяснения учителя.

Просматривают фильм и выделяют основные моменты.

Отвечают на простые вопросы по содержанию фильма.

Делятся краткими впечатлениями

Анализируют поведение героев фильма.

Обсуждают моральные дилеммы, приведённые в фильме.

Высказывают собственное мнение о ситуации выбора между правдой и ложью.

Приводят примеры из жизни или литературы.

Аргументируют свою позицию, участвуют в дискуссии

6. Честность и порядочность 1 Взаимосвязь этих качеств в жизни человека.

Значение порядочности в отношениях с людьми.

Обсуждение ситуаций, где важно проявить честность и порядочность.

Формирование нравственных ориентиров через анализ жизненных ситуаций.

Выполнение практического задания на нравственных дилемм (Вернуть ли найденный предмет владельцу?

Сообщить ли правду другу, если она может его огорчить? И т.п.)

Обсуждение и аргументирование ответов

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные понятия.

Отвечают на вопросы по содержанию урока.

Определяют честные и порядочные поступки в предложенных ситуациях

Обсуждают значение честности и порядочности на примерах.

Анализируют сложные ситуации и предлагают варианты поведения.

Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации с выбором.

Аргументируют свою точку зрения в дискуссиях.

Пишут эссе на тему: «Почему честность и порядочность важны в жизни каждого человека»

7. Тестирование по теме «Честность» 1 Проверка усвоения понятий «честность», «порядочность» и их важности для формирования моральных ценностей.

Закрепление знаний о значении честности в личных и общественных отношениях через тестирование.

Выполнение теста

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Обсуждают простые ситуации, где нужно проявить честность, с поддержкой учителя

Выбирают правильные ответы в предложенных тестах.

Отвечают на вопросы, аргументируя собственное мнение по ситуации, требующей проявления честности.

Проводят анализ ошибок

8. Добро и зло. Представление людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло

 

 

1 Определение понятий «добро» и «зло»: философские и нравственные аспекты этих понятий.

Взаимосвязь добра и зла в жизни человека.

Представления людей о добре и зле в разных культурах и религиях.

Примеры проявления добра и зла в повседневной жизни, в литературе и истории.

Размышления о важности выбора между добром и злом.

Обсуждение жизненных ситуаций, где важно проявить добро или зло, а также о последствиях этих выборов.

Слушают объяснение учителя, запоминают основные понятия.

Отвечают на вопросы по содержанию урока (например, что такое добро и зло, как они проявляются в жизни).

Определяют добрые и злые поступки в предложенных ситуациях.

Используют примеры из повседневной жизни (например, помочь ли другу или игнорировать его беду).

Рассуждают о том, что такое добро и зло, используя простые примеры из жизни

Обсуждают значение добра и зла на примерах из литературы, кино или истории.

Анализируют ситуации и предлагают возможные варианты поведения, объясняя выбор между добром и злом.

Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации с выбором между добром и злом.

Аргументируют свою точку зрения в дискуссиях по поводу разных моральных дилемм.

Пишут эссе на тему: «Почему важно делать добро?» или «Какие последствия могут быть от злоупотребления злом?»

9. Доброжелательность как черта характера человека 1 Понятие «доброжелательность».
Влияние доброжелательности на отношения с людьми.
Проявление доброжелательность в жизни человека.
-Обсуждение примеров доброжелательных поступков в повседневной жизни.
Решение ситуационных задач
Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные понятия.

Определяют доброжелательные поступки на примерах.

Приводят примеры из личного опыта доброжелательных действий

Участвуют в обсуждении, что такое доброжелательность.
Обсуждают примеры проявления доброжелательности в жизни.
Аргументируют, как доброжелательность влияет на взаимоотношения с окружающими.
Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации, где важна доброжелательность.

Анализируют различные варианты поведения и делают выводы о важности доброжелательности для разрешения конфликтов

10. Добрый поступок — легко ли его совершить?

Значение доброты в жизни человека

1 Понятие «доброта» и «добрый поступок».
Обсуждение примеров добрых поступков из жизни и литературы.
Роль доброты в отношениях между людьми. Значение уважения, сочувствия и взаимопомощи.
Формирование моральных ценностей и установок.
Анализ ситуаций, требующих проявления доброты.
Моделирование поведения в ситуациях нравственного выбора.
Осознание значимости добрых дел в повседневной жизни.

Решение практических задач

Слушают объяснения учителя.
Повторяют понятия «доброта» и «добрый поступок».
Определяют добрые поступки в простых ситуациях.
Отвечают на вопросы учителя.

Решают практические задачи, дают простые ответы, объясняя свои действия.

Обсуждают значение доброты на примерах.
Анализируют ситуации и предлагают добрые решения.
Аргументируют, почему важно проявлять доброту в жизни.
Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации, где необходимо проявить доброту.
Составляют мини-сочинение: «Что для меня значит доброта».

Обсуждают сложные моральные ситуации, предлагают варианты действий, анализируя их с позиции доброты

11. Зло как этическая категория 1 Понятие «зло» как философская и этическая категория.

Исторические представления о зле в культуре и религии.

Виды и проявления зла в жизни человека.

Последствия злых поступков и их влияние на общество.

Осмысление понятий добра и зла через примеры из литературы и истории.

Обсуждение жизненных ситуаций

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные понятия (зло, злые поступки).

Называют примеры злых поступков из жизни и сказок.

Отвечают на вопросы по текстам и ситуациям

Обсуждают примеры зла и его последствия на конкретных примерах.

Анализируют нравственные дилеммы в небольших группах.

Выдвигают идеи о том, как можно предотвратить злые поступки.

Составляют небольшой рассказ или эссе на тему «Как бороться со злом в повседневной жизни»

12. Отчего зло на свете.

Оценка собственных действий, действий других людей с точки зрения нравственности и морали.

Тестирование по теме «Добро и зло»

1 Размышления о природе зла в контексте человеческого выбора и ответственности.

Осмысление причин злых поступков через анализ литературных и жизненных ситуаций.

Принципы нравственной

оценки действий.

Формирование осознанного отношения к последствиям своих и чужих поступков.

Подготовка к самостоятельной нравственной оценке в различных жизненных ситуациях.

Проведение итогового тестирования для закрепления знаний по теме «Добро и зло»

Слушают объяснения учителя.

Приводят простые примеры злых и добрых поступков.

Выполняют задания на сопоставление понятий.

Участвуют в обсуждении и дают короткие ответы на вопросы.

Проходят тестирование с помощью наводящих вопросов учителя

Обсуждают моральные и нравственные проблемы на конкретных жизненных ситуациях.

Делают выводы о причинах и последствиях злых поступков.

Проводят анализ собственного поведения в групповых дискуссиях.

Аргументируют свою точку зрения в письменных заданиях.

Выполняют итоговое тестирование с развернутыми ответами на вопросы

13. Семья.

Что такое семья?

1 Понятие семьи как социального института.

Роль и значение семьи в жизни человека.

Основные функции семьи: воспитательная, поддерживающая, эмоциональная.

Типы семей и семейные ценности.

Формирование умений анализировать семейные отношения и роли членов семьи.

Мини-интервью «Моя семья — моя опора»

Слушают объяснения учителя.

Отвечают на вопросы о значении семьи.

Приводят примеры членов семьи и их ролей.

Выполняют задания на классификацию типов семей.

Рассматривают простые ситуации из семейной жизни и дают краткие ответы

Участвуют в обсуждении роли семьи в жизни человека.

Анализируют семейные ситуации и предлагают решения конфликтов.

Обсуждают семейные ценности и их важность.

Аргументируют свои суждения о значении семьи в групповой работе.

Проводят интервью с родителями или старшими родственниками, задавая вопросы о семейных ценностях и традициях, представляя в виде устного рассказа

14. Значение семьи в жизни человека 1 Понятие семьи и её функции.
Влияние семьи на формирование личности и нравственных ценностей.
Виды семейных отношений и их особенности.

Составление схемы своей семьи, указывая имена родственников и их роли.
Ролевая игра «Семейный совет» Просмотр и обсуждение фильма /мультфильма о семье

Слушают объяснения учителя. Повторяют основные термины.
Отвечают на вопросы по содержанию урока.
Приводят примеры семейных традиций.

Играют роли членов семьи, учатся аргументировать и находить компромисс

Обсуждают значение семьи для человека.

Описывают примеры из своей жизни.
Анализируют семейные ситуации.
Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации взаимодействия в семье.

Обсуждают, какие семейные ценности были показаны в фильме/мультфильме.

Пишут короткие истории о членах семьи, рассказывают об их увлечениях и традициях

15. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские (традиции, общность взглядов, привычки) 1 Понятие семейных связей и их виды.
Материальные связи: поддержка и помощь.
Духовные связи: общие ценности и традиции.
Дружеские связи: доверие, уважение, общность взглядов и привычек.
Обсуждение семейных традиций.
Составление карты семейных ценностей.

Ситуационное задание

Слушают объяснения учителя.
Повторяют ключевые понятия.
Определяют примеры материальной и духовной поддержки.
Отвечают на вопросы по теме.

Рассказывают о традициях в их семьях (например, совместные праздники, обычаи) по заранее подготовленному материалу.

Рисуют ключевые ценности и привычки, которые есть в их семьях (уважение, забота, помощь).

Предлагают вариант решения ситуационного задания

Обсуждают значение семейных связей на примерах из жизни.
Анализируют ситуации с точки зрения влияния семейных ценностей. Участвуют в обсуждении традиций и привычек своих семей.

Рассказывают о традициях в их семьях (например, совместные праздники, обычаи).

Записывают ключевые ценности и привычки, которые есть в их семьях (уважение, забота, помощь).

Предлагают вариант решения ситуационного задания, способы действий и обсуждают, как это укрепляет семейные связи

16. Семейное право.

Место и роль ребенка в семье.

Отношение детей к родителям. Обучающийся и родитель (законный представитель)

1 Понятие семейного права.
Права и обязанности детей в семье.

Обсуждение прав и обязанностей.
Роль ребенка как члена семьи: уважение, сотрудничество, поддержка.
Взаимоотношения с родителями и законными представителями.
Ролевые диалоги между родителем и ребенком в разных ситуациях: просьба о помощи, обсуждение обязанностей, разрешение конфликта и т.п.

Решение практических заданий

Слушают объяснения учителя.
Определяют права и обязанности ребенка в семье.
Отвечают на вопросы по содержанию урока.
Разбирают простые ситуации по взаимоотношениям в семье.

Разыгрывают диалоги между родителем и ребенком в разных ситуациях с помощью учителя

Составляют таблицу «Права и обязанности ребенка в семье» и обсуждают, почему соблюдение баланса важно для гармонии в семье.

Обсуждают реальные примеры прав и обязанностей ребенка в семье.
Анализируют сложные семейные ситуации и предлагают варианты их решения.
Моделируют ролевые ситуации: взаимодействие ребенка и родителя

17. Влияние семьи на формирование личности ребенка.

Тестирование по теме «Семья»

 

1 Роль семьи в воспитании ребенка.
Влияние семейных ценностей на развитие личности.
Эмоциональная поддержка и ее значение.

Создание «дерева семейных ценностей», где каждая ветвь символизирует важное качество или традицию их семьи
Примеры положительного и негативного влияния семьи — анализ ситуаций
Выполнение тестового задания

Слушают объяснения учителя.
Отвечают на вопросы по материалу урока.
Определяют позитивные и негативные примеры влияния семьи.
Выполняют простые задания по выявлению ценностей в семье.

Создают «дерево семейных ценностей» с помощью наводящих вопросов.

Выполняет задания теста с краткими ответами

Обсуждают личный опыт и примеры влияния семьи.
Анализируют различные типы семей и их воздействие на детей.
Участвуют в обсуждении сложных ситуаций (конфликты, поддержка, традиции).

Составляют список ценностей, которые они видят в своих семьях, и обсуждают, как эти ценности помогают им в жизни.

Выполняют тестирование

18. Дружба.

Дружба — чувство, присущее человеку

1 Понятие и значение дружбы в жизни человека.
Признаки истинной дружбы: доверие, взаимопонимание, поддержка.
Отличие дружбы от приятельских отношений.
Роль друзей в жизни личности- определение качеств друга.
Разыгрывание ситуаций.

Творческое задание «Символ дружбы»

Слушают объяснения учителя.
Отвечают на вопросы по содержанию урока.
Определяют признаки дружбы по предложенным примерам.
Выполняют задания на определение качеств друга.

Рисуют символ дружбы (или создать плакат), который отражает их понимание этого чувства

Обсуждают важность дружбы на личных примерах.

Участвуют в диалогах о значении поддержки и взаимопомощи.

Пишут небольшое эссе «Что для меня значит дружба».

Участвуют в ролевых играх на тему решения конфликтов между друзьями.

Рисуют символ дружбы (или создать плакат), который отражает их понимание этого чувства

19. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство 1 Понятие дружбы и её роль в жизни человека.
Различие между истинной дружбой и поверхностными отношениями.
Характеристика дружбы-соперничества и её возможные последствия.
Особенности дружбы-компанейства и её краткосрочный характер.
Обсуждение значимости выбора друзей и построения здоровых отношений.

Анализ историй о дружбе (на основе литературы или видеоматериалов)

Слушают объяснение учителя.
Отвечают на вопросы по тексту.
Узнают признаки истинной дружбы.
Распознают типы дружбы в простых ситуациях.

Принимают участие в разыгрывании сценок о дружбе

Обсуждают примеры из жизни.
Анализируют ситуации, выявляя тип дружеских отношений.

Участвуют в дискуссии на тему «Что важнее: качество или количество друзей?».
Оценивают плюсы и минусы разных типов дружбы.
Составляют рекомендации для укрепления дружеских связей.

Разыгрывают сценки, иллюстрирующие разные типы дружбы, обсуждают, какие действия помогли бы улучшить отношения

20. Для чего человеку нужна дружба 1 Рассказ «Значение дружбы для эмоционального и психологического благополучия».
Игра «Качества друга»

Анализ литературных и медийных примеров — короткие рассказы или притчи о дружбе, например, «Два друга и медведь»

Изготовление браслетов дружбы

Слушают рассказ учителя.
Приводят простые примеры дружбы из своей жизни.
Определяют основные качества друга.

Отвечают на вопросы по теме.

Пишут на карточках качества, которые они считают важными для дружбы.

Создают совместные символические подарки для друзей

Обсуждают пользу дружбы для человека.
Проводят анализ поступков героев и их дружеских отношений.
Составляют список качеств, необходимых для поддержания дружбы.
Пишут на карточках качества, которые они считают важными для дружбы. Сортируют карточки на «обязательные» и «желательные» качества.

Создают символические подарки для друзей.

21. Понятие о межличностных отношениях.

Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. Тестирование по теме «Дружба»

1 Понятие межличностных отношений.
Виды межличностных отношений: дружеские, деловые, семейные.
Сравнение дружеских и деловых отношений: цели, эмоциональный фон, обязательства.
Роль коллектива и правила взаимодействия в нем.
Значение дружбы и взаимопомощи в коллективе.
Разбор типичных ситуаций из школьной жизни, где важны дружба и коллективное взаимодействие.

Проведение теста для самопроверки понимания дружбы и межличностных отношений

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные термины и понятия.

Отвечают на простые вопросы по теме.

Определяют типы отношений в предложенных ситуациях.

Выполняют задания теста с помощью учителя.

Обсуждают примеры межличностных отношений из личного опыта

Сравнивают дружеские и коллективные отношения на конкретных примерах

Предлагают решения конфликтных ситуаций в коллективе

Участвуют в ролевых играх по моделированию ситуаций взаимодействия.

Выполняют тестирование

 

22. Любовь.

Что такое любовь и счастье?

1 Понятие «любовь» и его многообразие (к семье, друзьям, Родине).
Взаимосвязь любви и счастья.

Прослушивание стихов о любви.
Важность любви в жизни человека — коллаж «Что такое любовь?»
Различные проявления любви и заботы.
Обсуждение ситуаций, где любовь является мотивацией к действиям.

Короткое письмо близкому человеку с выражением благодарности и заботы

Слушают объяснения учителя

Повторяют ключевые понятия

Отвечают на простые вопросы

Приводят примеры проявления любви в своей жизни.

Создают коллаж из картинок или фотографий, которые, по их мнению, символизируют любовь и счастье помощью учителя.

Рисуют символ любви

Участвуют в обсуждении личных примеров и историй

Обсуждают, как любовь влияет на счастье и поступки людей

Анализируют художественные тексты или фильмы, выделяя примеры любви.

Создают коллаж из картинок или фотографий, которые, по их мнению, символизируют любовь и счастье.

Пишут короткое письмо близкому человеку с выражением благодарности и заботы

23. Многозначность понятий «любовь» и «счастье»

 

1 Определение понятий «любовь» и «счастье».

Различные виды любви: семейная, дружеская, к Родине, к труду.

Многогранность понятия счастья: внутренние и внешние аспекты.

Коллективное создание кластера в виде схемы, отражающей виды любви и компонентов счастья.

Работа с иллюстрациями и отрывками из литературы, где показаны разные виды любви и счастья.

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные понятия.

Отвечают на простые вопросы по теме.

Определяют ситуации, в которых проявляются любовь и счастье. Составляют кластер с помощью учителя.

Принимают участие в обсуждении текстов и произведений искусства с помощью наводящих вопросов

Обсуждают примеры любви и счастья из личного опыта.

Анализируют литературные и жизненные ситуации.

Формулируют свои представления о счастье. Выступа

ют с мини-сообщениями на тему: «Что для меня значит счастье».

Составляют кластер.
Участвуют в обсуждении текстов и произведений искусства, высказывают свое мнение

24. Разные представления о счастье: карьера, семья, материальный достаток 1 Понятие счастья и его субъективный характер.

Основные аспекты счастья: карьера, семья, материальный достаток.

Влияние ценностей и жизненных приоритетов на восприятие счастья.

Формирование представлений о личных целях и их значимости.

Обсуждение жизненных ситуаций, связанных с поиском счастья и смысла жизни.

Решение практических ситуаций

Слушают объяснение учителя.
Повторяют основные понятия о счастье.
Участвуют в обсуждении простых ситуаций.
Называют собственные примеры факторов счастья

 

Обсуждают примеры различных жизненных целей.
Участвуют в ролевых дискуссиях о выборе жизненных ценностей.
Анализируют примеры из жизни, оценивают, что приносит счастье.

Высказывают свое мнение и обсуждают плюсы и минусы каждой ситуации, аргументируя свой выбор

25. Брак и молодая семья. Экскурсия в ЗАГС 1 Понятие брака: юридические и нравственные аспекты.
Роль семьи в обществе.

Дискуссия: «Что важно для создания крепкой семьи?»
Обязанности и права супругов.

Подготовка к экскурсии в ЗАГС: цели и вопросы для обсуждения.

Экскурсия.
Ролевая игра «Моделирование свадебной церемонии или заключения брака с акцентом на соблюдение этических и правовых норм».

Творческое задание

Слушают объяснения учителя.

Участвуют в обсуждении понятий брака и семьи. Формулируют вопросы для экскурсии.

Заполняют анкету по итогам экскурсии.

Участвуют в смоделированной свадебной церемонии.

С помощью учителя выполняют творческое задание

Обсуждают юридические и моральные аспекты брака.

Анализируют примеры из жизни и литературы.

Выступают с устными сообщениями о значении семьи.

Составляют мини-отчеты об экскурсии в ЗАГС.

Моделируют свадебную церемонию или заключение брака.

Создают «Семейный герб», символизирующего ценности и традиции

26. Брак и его мотивы 1 Понятие брака: моральные, социальные и правовые аспекты.
Основные мотивы вступления в брак: любовь, ответственность, социальный статус, материальное положение.
Влияние мотивов на качество семейной жизни.

Разбор случаев из литературы и фильмов, где представлены разные мотивы вступления в брак.

Творческое задание: создание «Древа семьи».

Анкетирование «Мои представления о браке и его целях»

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные понятия.

Отвечают на простые вопросы по теме.

Определяют мотивы вступления в брак на примерах.

Создают «Древа семьи».

Отвечают кратко на вопросы анкеты

 

Обсуждают разные мотивы вступления в брак.

Сравнивают примеры браков с разными мотивами и их последствиями.

Участвуют в дискуссии о значимости искренности и ответственности в браке.

Создают «Древа семьи», где обучающиеся указывают важные мотивы для себя.

Заполняют анкету, отвечают на вопросы распространенным предложением

27. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни 1 Понятие молодой семьи и ее особенности.
Первые трудности и вызовы: финансовые вопросы, разделение обязанностей, взаимопонимание.
Планирования бюджета и распределения времени.

Практическое задание «Составление семейного бюджета на месяц»
Роль поддержки друг друга в преодолении сложностей – ролевая игра.

Эссе «Какими должны быть супруги»

 

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные термины.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Определяют основные проблемы молодой семьи на примерах.

Составляют семейный бюджет на месяц с помощью учителя и наглядности.

Участвуют в ролевой игре.

Называют качества супругов для успешной жизни молодой семьи

Обсуждают личные примеры и ситуации из жизни.

Предлагают пути решения проблем молодой семьи.

Составляют план семейного бюджета.

Участвуют в ролевой игре «Разделение обязанностей в семье».

Разбирают совместно с учителем примеры семейных конфликтов и предлагают пути по их решению.

Распределяют обязанности  в молодой семье и обсуждают результаты.

Пишут эссе «Какими качествами должны обладать супруги для успешной жизни молодой семьи?

28. Социальные роли молодоженов.

Мой будущий дом.

Моя будущая семья

1 Определение социальных ролей в браке: роль мужа и жены.
Равенство и партнерство в семейных отношениях.
Обязанности и права каждого в семье.

Дискуссия: «Какие качества важны для счастливой семейной жизни?»
Согласование ролей в процессе совместной жизни – ролевая игра «Мои обязанности в семье».
Изменения в социальной роли после брака.

Планирование оформления пространства будущего дома- чертеж мечты «Мой будущий дом».

Семейные традиции и уютная атмосфера в доме – фотоколлаж «День из жизни молодой семьи»

 

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные понятия.

Отвечают на вопросы по теме.

Определяют социальные роли на примерах из жизни.

Повторяют ключевые моменты о важности семейного дома.

Определяют, что нужно для создания уюта в доме.

Представляют в рисунках, каким они видят свою будущую семью.

Составляют плана обустройства будущего дома по опорным словосочетаниям.

Распределяют обязанности в семье и участвуют в ролевой игре.

Создают из  серию рисунков или фотографий, иллюстрирующих типичный день молодой семьи коллаж

Обсуждают примеры изменений социальных ролей в браке.

Предлагают варианты решения конфликтов ролей в семье.

Составляют модель семейных ролей на основе предложенных реальных ситуаций.

Обсуждают, что делает дом уютным.

Разрабатывают план по организации семейного пространства.

Предлагают идеи для создания комфортной атмосферы в доме.

Разрабатывают модель идеальной семьи с учетом ролей, обязанностей и взаимопомощи

29. Взаимопомощь в молодой семье. Материнство и отцовство 1 Понятие взаимопомощи в семье.
Значение поддержки супругов друг для друга.
Роли матери и отца в воспитании детей.
Ответственность родителей за развитие и благополучие ребенка.
Эмоциональная и практическая поддержка в семье.
Распределения обязанностей в семье.

Работа в парах: «Составление семейного бюджета».

Инсценировка: «Семейные обязанности без конфликтов».

Просмотр видеофрагмента на тему родительских обязанностей и поддержки в семье с последующим обсуждением

Слушают объяснение учителя.
Отвечают на вопросы кратко.

Определяют роли родителей в семье.
Называют примеры взаимопомощи.

Планируют семейный бюджет помощью учителя и наглядности.

Просматривают видеофрагмент и отвечают на вопросы по его содержанию

 

 

 

Обсуждают конкретные примеры семейных ситуаций.
Распределяют роли и обязанности в ролевой игре.
Анализируют примеры материнства и отцовства.
Высказывают мнение о важности взаимопомощи и поддержки.

Моделируют ситуацию с планированием семейных расходов на месяц, учитывая разные категории (питание, одежда, развлечения, образование детей).

Обсуждают увиденное в просмотренном видеофрагменте и делают выводы

30. Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов 1 Понятие семейного конфликта.
Основные причины конфликтов в семье: бытовые вопросы, финансовые трудности, воспитание детей, личные амбиции.
Виды конфликтов: открытые и скрытые.
Этапы развития конфликта.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Кейс -ситуации «Разбор ситуаций, иллюстрирующих семейные конфликты, и поиск решений».
Чтение и обсуждение коротких рассказов о семейных конфликтах и их разрешении

Слушают объяснение учителя.
Повторяют понятие «семейный конфликт».
Отвечают на вопросы по теме.
Определяют причины конфликтов в предложенных ситуациях.
Участвуют в обсуждении примеров.

Составляют список причин конфликтов и способов их предотвращения с помощью учителя

Анализируют причины конфликтов на примерах из жизни.
Предлагают способы урегулирования конфликтов.
Обсуждают значимость взаимного уважения и компромисса.
Участвуют в ролевых играх, моделируя конфликтные ситуации и варианты их разрешения.

Анализируют притчи или истории о семейных конфликтах.

Составляют список причин конфликтов и способов их предотвращения

31. Знакомство с некоторыми положениями гражданского законодательства.

Тестирование по теме: «Межличностные отношения»

1 Понятие гражданского законодательства.
Основные права и обязанности граждан.
— Ответственность за нарушение гражданских норм.
Роль законодательства в защите прав человека.

Проверка знаний по теме с использованием теста.

Разработка кратких рекомендаций по правам и обязанностям граждан.

Правовая викторина

Слушают объяснения учителя.
Повторяют основные правовые термины.
Отвечают на простые вопросы по теме.
Распознают ситуации, связанные с правами и обязанностями.

Участвуют в викторине по правовым вопросам.

Выполняют задания по тесту

Обсуждают примеры правовых ситуаций из жизни.
Составляют памятку о правах и обязанностях граждан. Анализируют предложенные кейсы, выявляют правовые нарушения и предлагают решения.
Отвечают на вопросы викторины по правовым вопросам.

Выполняют тестовое задание

32. Деловая этика

Правила делового разговора по телефону

1 Значение вежливости и уважения в деловых отношениях.

Правила делового общения по телефону: приветствие, представление, четкость речи, соблюдение делового тонуса, завершение разговора – составление памятки.

Ролевая игра «Деловой разговор по телефону»

Решение проблемных ситуаций., возникающих при разговоре по телефону.

Творческое задание «Деловое письмо и звонок по телефону»

Слушают объяснения учителя.

Повторяют основные правила общения по телефону.

Отвечают на вопросы о значении делового общения.

Объясняют, почему важно соблюдать вежливость в деловом разговоре.

Принимают участие в ролевой игре

Участвуют в ролевых играх по моделированию деловых разговоров.

Разбирают ситуации с ошибками в деловом разговоре.

Обсуждают способы улучшения качества телефонных переговоров.

Составляют памятку — правила для успешного делового разговора по телефону.

Пишут деловое письмо и «делают» последующий звонок по телефону, обсуждая детали по письму

33. Этика взаимоотношений в коллективе Тестирование по теме «Деловой этикет» 1 Понятие этики взаимоотношений в коллективе.

Принципы взаимоотношений в коллективе: уважение, доверие, ответственность, сотрудничество.

Роль общения и взаимодействия для эффективной работы коллектива.

Этикет в деловых отношениях и его значение в коллективе — ситуационный анализ.

Правила и нормы поведения в коллективе, включая вежливость, внимание к коллегам, соблюдение личных границ.

Дискуссия «Правила уважения в коллективе».

Проведение короткого теста на знание основ делового этикета и норм взаимодействия в коллективе

Слушают объяснение учителя.

Повторяют основные термины, такие как «этика», «взаимоотношения», «коллектив».

Отвечают на вопросы по содержанию урока.

Понимают, что такое деловой этикет и как он влияет на отношения в коллективе.

Определяют этичные и неэтичные действия в предложенных ситуациях.

Выполняют тестирование

Обсуждают важность этики в коллективе.

Приводят примеры из жизни, где этика взаимодействия в коллективе сыграла ключевую роль.

Анализируют примеры и ситуации, когда соблюдение или нарушение норм делового этикета повлияло на атмосферу в коллективе.

Предлагают способы улучшения взаимодействия в коллективе.

Участвуют в ролевых играх, моделируя ситуации общения в рабочем коллективе.

Объясняют важность честности, уважения и ответственности в межличностных отношениях на рабочем месте.

Отвечают на вопросы теста

34. Итоговое занятие – выполнение тестирования по пройденным темам

 

1 Повторение ключевых понятий и тем, изученных в ходе курса (деловой этикет, межличностные отношения, моральные ценности, семейные отношения и т.д.).

Просмотр презентации с кратким обзором тем, пройденных в учебном году.

Анализ результатов тестирования и определение успешности усвоения материала.

Разбор сложных вопросов и разбор ошибок, возникших при тестировании

Читают вопросы теста и выбирают правильный ответ.

Корректируют ошибки с помощью учителя.

Принимают участие в обсуждении трудных вопросов.

Отвечают на общие вопросы по теме

Самостоятельное выполняют тестирование на основе пройденных тем.

Аргументируют выбор правильных ответов в тестах. Объясняют ошибочные решения с помощью наводящих вопросов учителя.

Участвуют в групповых обсуждениях результатов тестов, разборе сложных вопросов

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *