№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов учебной деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Устное народное творчество – 9 часов | |||||
1 | Образное отражение жизни в литературе.
Устное народное творчество как отражение культурных и этических ценностей народов. Языковые особенности жанра |
1 | Беседа (что такое жанр, какие жанры знакомы).
Выявление знаний обучающихся по теме «Жанры устного народного творчества». Отличительные черты жанров (сказка от рассказа). Работа с текстом: — чтение текста; -анализ текста (определение жанра с обоснованием); -сравнение текстов разных жанров; -работа с языковыми особенностями жанра (метафоры, пословицы, присказки). Выполнение практических работ (творческих заданий): — сочинение сказки, загадки (в заданном жанре); — придумывание продолжения к прочитанному тексту |
Слушают сообщение учителя.
Участвуют в беседе с педагогом. Отвечают на вопросы учителя. Называют отличительные черты жанров с помощью учителя. Работают с текстом: — читают тексты; — сравнивают тексты разных жанров с помощью учителя; — находят в текстах языковые особенности жанра (метафоры, пословицы, присказки). Используют помощь учителя. Выполняют с помощью учителя практические работы (творческие задания): придумывают продолжение к прочитанному тексту |
Слушают сообщение учителя.
Участвуют в беседе с педагогом. Отвечают на вопросы учителя. Называют отличительные черты жанров (сказка от рассказа). Работают с текстом: — читают тексты; — анализируют текст (определяют жанр с обоснованием); — сравнивают тексты разных жанров; -работают с языковыми особенностями жанра (находят метафоры, пословицы, присказки), используют помощь взрослого. Выполняют практические работы (творческие задания): сочиняют сказки, загадки (в заданном жанре)
|
2 | Устное народное творчество.
Песни, частушки, сказки, былины, баллады, пословицы, поговорки. Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл |
1 | Изучение песен, частушек, сказок, былин, баллад, пословиц, поговорок, потешек, загадок. Обсуждение красоты и доброты народных песен, юмора частушек.
Рассмотрение народной мудрости пословиц и поговорок, их меткости и точности, краткости и выразительности. Подробное обсуждение прямого и переносного смысла слов |
Обращают внимание на особенности текста фольклорной песни с помощью наводящих вопросов педагога.
Учатся находить и подбирать пословицы и поговорки по разной тематике с помощью учителя |
Разбирают народные песни с опорой на вопросы учителя, музыку, произведения искусства.
Уделяют внимание особенностям текста фольклорной песни (с помощью аудиозаписи). С помощью учителя обращают внимание на особенность народных произведений малых форм. Находят и подбирают пословицы по разной тематике. Объясняют смысловое значение пословиц и поговорок, используют помощь взрослого
|
3 | Народные сказки. Виды народных сказок | 1 | Выявление знаний обучающихся о народных сказках.
Беседа (презентация). Повторение видов народных сказок: — по содержанию и тематике (волшебные сказки); — бытовые сказки; — сказки о животных; — социально-бытовые сказки (сатирические); — по происхождению и региональной принадлежности (русские, украинские, белорусские, сказки других народов мира) |
Смотрят презентацию.
Участвуют в беседе с учителем. Называют знакомые сказки. Приводят примеры борьбы добра со злом в русских народных сказках. Различают особенности сказки, видов сказок с помощью учителя
|
Смотрят презентацию.
Участвуют в беседе с педагогом. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают и называют виды народных сказок. Различают и называют особенности сказки, видов сказок с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме. Работают с иллюстрациями по сказкам. Вспоминают сказки, кратко передают их содержание, используют помощь взрослого |
4 | Народные сказки | 1 | Беседа (презентация).
Работа обучающихся с народными сказками. Выделение особенностей этого жанра. Работа с текстом. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Выяснение главной идеи произведения. Работа с иллюстративным материалом. Составление плана пересказа по сказкам |
Участвуют в обсуждении, называют особенности жанра с помощью учителя.
Находят ответы на вопросы учителя в презентации. Работают над текстом сказки, называя прочитанные произведения. Объясняют смысл непонятных слов и выражений с опорой на иллюстративный материал и с помощью педагога. Участвуют в составлении плана пересказа. Кратко пересказывают с направляющей помощью учителя |
Участвуют в обсуждении, называют особенности жанра.
Отвечают на вопросы учителя по содержанию презентации. Выделяют особенности жанра. Отличают сказки от других произведений, указывают признаки с помощью педагога. Работают над текстом сказки. Называют прочитанные ранее сказки. Выделяют в ней главную мысль. Составляют характеристику главных героев с помощью учителя. Пересказывают по составленному плану |
5 | Русский героический эпос.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
|
1 | Предварительное чтение былины.
Определение признаков былины. Проведение словарной работы. Анализ былины. Определение темы былины. Выявление главных героев. Определение средств, с помощью которых создаётся образ героя. Составление характеристики героя |
Учатся выяснять идею былины.
Находят признаки былины с помощью наводящих вопросов педагога. Находят в тексте сложные для понимания слова и выражения, объясняют их (с помощью учителя). Рассматривают иллюстрации, находят в тексте соответствующий отрывок |
Проводят анализ былины с помощью вопросов учителя. Выясняют идею былины, находят в тексте признаки былины.
Определяют тему и главных героев былины. Находят в тексте устаревшие и сложные для понимания слова и выражения с помощью учителя. Сопоставляют пословицы и поговорки с текстом былины. Характеризуют главного героя, дают оценку его поступкам, используют помощь педагога |
6 | Обобщающий урок к разделу «Устное народное творчество».
Заключительная беседа. Тестовые задания |
1 | Беседа о прочитанных произведениях.
Работа над пониманием фольклорного текста, изучением жанров народного творчества, пониманием происхождения устного народного творчества. Выполнение тестовых заданий |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают отрывки из сказок, доступные
обучающимся. Рассматривают иллюстративный материал к сказкам, передавая содержание данного сюжета. Выполняют задания интерактивного теста. Работают в парах, группах. Выполняют тестовые задания, используют помощь учителя.
|
Принимают участие в обсуждении прочитанных произведениях.
Высказывают свое мнение о прочитанном. Рассказывают отрывки из сказок. Понимают фольклорный текст, изучают жанры народного творчества, понимают происхождение устного народного творчества. Выполняют тестовые задания |
7 | Обзор литературных сказок (А.С. Пушкин, Ю.К. Олеша, Г.Х. Андерсен и др.) | 1 | Выборочное чтение отрывков из произведения.
Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей сказки. Пересказ сказки (краткий, подробный) |
Отвечают на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами.
Выборочно читают текст произведения. Делят текст на части, озаглавливают их с помощью учителя. Кратко пересказывают часть сказки по наводящим вопросам, плану, наглядному материалу. Используют иллюстративный материал для ответов по содержанию произведения
|
Высказываются устно по теме произведения.
Выборочно читают текст произведения. Находят в тексте сказки строки, в которых заключены мораль сказки, признаки волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул, используют помощь взрослого. Работают с иллюстративным материалом. Подробно пересказывают содержание сказки. Различают главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием |
8 | Литературные сказки.
Сказка Ю. Олеши «Три толстяка» |
1 | Совершенствование техники выразительного чтения отрывков из сказки (по ролям).
Ответы на вопросы по содержанию. Проведение словарной работы. Выяснение морали сказки, признаков бытовой сказки, поэтики сказки. Анализ образов героев Просмотр фрагмента фильма. Пересказ текста |
Читают правильно и осознанно в темпе, приближенном к темпу устной речи.
Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя. Объясняют смысл устаревших слов и выражений с опорой на иллюстративный материал. Определяют главных героев сказки, дают им характеристику с помощью учителя. Передают краткое содержание отдельных эпизодов сказки с использованием сказочных слов и выражений (по наводящим вопросам педагога) |
Читают правильно, бегло и осознанно по ролям.
Отвечают на вопросы по тексту. Объясняют смысл незнакомых слов и выражений. Анализируют сказку по вопросам учителя. Доказывают, что это бытовая сказка. Выделяют незнакомые слова и дают им объяснение. Определяют главных героев сказки, дают им характеристику, используют помощь учителя |
9 | Внеклассное чтение.
Сказки народов Мира |
1 | Предварительная работа: чтение сказок народов Мира (по группам, на выбор).
Знакомство со сказками народов Мира. Выделение особенностей этого жанра. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Определение главной мысли произведения. Выяснение морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул |
Читают отрывки из сказок.
Находят ответы на вопросы учителя в тексте Участвуют в составлении плана пересказа С помощью учителя объясняют смысл непонятных слов и выражений с опорой на иллюстративный материал. Кратко пересказывают сказку по цепочке |
Зачитывают отрывки из сказок.
Отвечают на вопросы по содержанию Выделяют особенности жанра, доказывая примерами из текста. Отличают сказки от других жанров, называют признаки. Выделяют главную мысль прочитанной сказки, используют помощь учителя. Составляют характеристику главных героев. Пересказывают сказку по цепочке
|
Из произведений литературы ХIХ века – 27 часов | |||||
10 | Обзорный урок. Русские поэты и писатели XIX века.
Тестовые задания |
1 | Рассказ учителя с опорой на иллюстративный или видеоматериал.
Зачитывание отрывков из биографии писателей и поэтов XIX века. Соотнесение произведений и авторов. Определение, из какого произведения данный отрывок. Угадывание иллюстраций к произведениям. Выполнение тестового задания |
Слушают сообщение учителя.
Зачитывают доступные по содержанию отрывки из биографии автора. Пересказывают доступные по содержанию отрывки из произведений писателей XIX века с опорой на иллюстрации. Отвечают на вопросы учителя Выполняют тестовые задания дифференцированно |
Читают отдельные отрывки из биографии писателей и поэтов XIX века.
Пересказывают отрывки из произведений писателей XIX века своими словами. Отвечают на вопросы учителя Выполняют тестовые задания |
11 | И.А. Крылов. Жизнь и творчество.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр презентации по биографии И.А. Крылова. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества И.А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Повторение особенностей басни как жанра литературы. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают презентацию по биографии. Читают биографию и основные факты из жизни и творчества И.А. Крылова. Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал, помощь педагога. Отвечают на вопросы по тексту с помощью учителя. Выполняют тест |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают презентацию по биографии. Читают биографию И.А. Крылова. Обсуждают с учителем основные этапы творчества И.А. Крылова. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Выборочно читают текст. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста. Пересказывают биографию. Выполняют тест |
12 | И.А. Крылов.
Басня «Собака, человек, кошка и сокол» |
1 | Работа над выразительным чтением.
Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Чтение по ролям. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Словесное рисование. Использование элементов драматизации. Определение морали басен |
Читают басню правильно, выразительно, целыми словами.
Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя. Читают по ролям. Характеризуют персонажей с помощью учителя, с опорой на иллюстративный материал. Соотносят поступки и черты характера героев басен с поступками и чертами характера людей с направляющей помощью учителя
|
Читают басню выразительно.
Используют иллюстративный материал. Работают над сложными для понимания словами и выражениями. Читают по ролям. Характеризуют персонажей. Соотносят поступки и черты характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Делят басню на логические части. Прослеживают, как развиваются события, как меняется тон повествования. Используют элементы драматизации. Определяют мораль басни |
13 | Мастерство диалога в басне И.А. Крылова «Две собаки» | 1 | Работа над выразительным чтением.
Совершенствование техники выразительного чтения. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Словесное рисование. Использование элементов драматизации. Заучивание отрывка басни наизусть. Определение морали басни |
Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.
Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя). Учат отрывок басни наизусть (объём текста подбирается с учётом особенностей обучающихся)
|
Читают басню выборочно, выразительно, по ролям.
Используют иллюстративный материал. Анализируют произведение по вопросам учителя. Характеризуют персонажей. Соотносят поступки и черты характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Используют элементы драматизации. Определяют мораль басни. Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения (с помощью учителя). Заучивают отрывок басни наизусть |
14 | А.С. Пушкин. Жизненный путь.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр видеофильма по биографии А.С. Пушкина. Работа с электронными ресурсами (использование интерактивных материалов, онлайн-энциклопедий, виртуальных экскурсий). Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества А.С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм по биографии. Читают биографию и основные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина. Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал и помощь учителя. Отвечают на вопросы к биографии А.С.Пушкина с помощью учителя. Выполняют тестовые задания |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм по биографии. Читают биографию А.С. Пушкина. Обсуждают основные этапы творчества А.С. Пушкина. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Выборочно читают текст. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста. Пересказывают биографию. Выполняют тест |
15 | А.С. Пушкин.
Роман «Евгений Онегин» |
1 | Творческая история романа.
Обзор содержания романа. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Определение структуры текста. Выделение основной сюжетной линии и лирических отступлений по тексту романа |
Слушают сообщение учителя об истории создания романа, его прототипах.
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов. Выразительно читают фрагменты романа в стихах. Устно исправляют выразительное чтение одноклассников. Формулируют вопросы по тексту романа с помощью учителя. Устно или письменно отвечают на вопросы педагога с использованием цитирования. Участвуют в коллективном диалоге. Характеризуют сюжет романа, его тематику с помощью учителя. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя |
Слушают сообщение учителя об истории создания романа, его прототипах.
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов. Выразительно читают фрагменты романа в стихах. Устно исправляют выразительное чтение одноклассников. Формулируют вопросы по тексту романа. Устно или письменно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Характеризуют сюжет романа, его тематику с направляющей помощью педагога. Работают со словарём |
16 | А.С. Пушкин.
Роман «Евгений Онегин». Главные мужские образы романа |
1 | Разбор типического и индивидуального в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского.
Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе |
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.
Выразительно читают фрагменты романа в стихах. Выявляют характерные для романа в стихах темы, образы и приёмы изображения человека с помощью учителя. Устно отвечают на вопросы. Участвуют в коллективном диалоге. Составляют план сравнительной характеристики Онегина и Ленского с помощью учителя
|
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.
Выразительно читают фрагменты романа в стихах. Выявляют характерные для романа в стихах темы, образы и приёмы изображения человека. Устно или письменно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Составляют план сравнительной характеристики Онегина и Ленского (в том числе цитатный) с направляющей помощью педагога. Подбирают цитаты на тему «Сопоставление Онегина и Ленского» и составляют цитатную таблицу |
17 | А.С. Пушкин.
Роман «Евгений Онегин». Главные женские образы романа |
1 | Разбор образа Татьяны – «милый идеал» А.С.Пушкина.
«Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Составление сопоставительной характеристики Татьяны и Ольги |
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.
Выразительно читают фрагменты романа в стихах. Выявляют характерные для романа в стихах темы, образы и приёмы изображения человека с помощью учителя. Устно отвечают на вопросы. Участвуют в коллективном диалоге. Составляют план сравнительной характеристики Ольги и Татьяны с помощью учителя
|
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.
Выразительно читают фрагменты романа в стихах. Выявляют характерные для романа в стихах темы, образы и приёмы изображения человека с направляющей помощью педагога. Устно или письменно отвечают на вопросы учителя (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Составляют план сравнительной характеристики Ольги и Татьяны (в том числе цитатный) с направляющей помощью педагога. Рисуют словесные портреты героинь |
18 | А.С. Пушкин.
Роман «Евгений Онегин». Взаимоотношения главных героев |
1 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Анализ двух писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Определение значения писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны |
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.
Выразительно читают фрагменты романа в стихах (письма героев друг другу). Устно отвечают на вопросы педагога. Участвуют в коллективном диалоге. Прослеживают эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина. Разбирают два письма: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне с помощью учителя |
Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.
Выразительно читают фрагменты романа в стихах (письма героев друг другу). Устно или письменно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Прослеживают эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина с направляющей помощью педагога. Разбирают два письма: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Определяют значение писем в раскрытии внутреннего мира героев, используют помощь педагога |
19 | А.С. Пушкин.
Роман «Евгений Онегин». Сочинение на заданную тему |
1 | Написание сочинения по одной из тем на выбор:
«Образ Онегина в романе», «Образ Татьяны в романе», «Два письма (сравнительная характеристика)», «Как относится автор к своему главному герою?» |
Пишут небольшие по объему сочинения на одну из тем на выбор:
«Образ Онегина в романе», «Образ Татьяны в романе», «Два письма (сравнительная характеристика)», «Как относится автор к своему главному герою?» |
Пишут сочинения на одну из тем на выбор:
«Образ Онегина в романе», «Образ Татьяны в романе», «Два письма (сравнительная характеристика)», «Как относится автор к своему главному герою?» |
20 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М. Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Подтверждение ответов на вопросы примерами из текста. Беседа о знакомых обучающимся произведениях М. Ю. Лермонтова. Самостоятельное составление вопросов к тексту Выполнение теста |
Слушают сообщения учителя, используя опорные схемы и наглядный материала.
Читают текст биографии М.Ю. Лермонтова. С помощью учителя пересказывают биографию М.Ю. Лермонтова, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют тестовые задания |
Читают текст биографии М.Ю. Лермонтова.
Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Выборочно читают текст. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая их примерами из текста. Пересказывают биографию М.Ю. Лермонтова. Называют наиболее значительные произведения поэта Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях Выполняют тест |
21 | М.Ю. Лермонтов Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | Краткое вступительное слово учителя о Лермонтове как поэте, умеющем глубоко передать одиночество и внутреннюю борьбу.
Знакомство обучающихся со стихотворениями «Молитва» и «Нет, я не Байрон…» как важными примерами философской лирики Лермонтова. Выявление основных тем и идей стихотворений. Анализ художественных средств в стихотворениях. Выделение ключевых образов, прослеживание их развития и значения в лирическом произведении. Воспитание чувства сопереживания героям. Совершенствование выразительности чтения обучающихся |
Слушают вступительное слово учителя о Лермонтове.
Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами. Выявляют основные темы и идеи стихотворений с направляющей помощью учителя. Выделяют ключевые образы, прослеживают их развитие с помощью учителя. Читают выборочно по заданию учителя. Отвечают на вопросы |
Слушают вступительное слово учителя о Лермонтове.
Выразительно читают стихотворения. Выявляют основные темы и идеи стихотворений. Рассматривают темы одиночества и вольности. С направляющей помощью учителя разбирают художественные средства в стихотворениях: символику, метафоры, эпитеты, которые помогают раскрыть замысел автора. Выделяют ключевые образы, прослеживают их развитие и значение в лирическом произведении. Отвечают на вопросы учителя |
22 | А.Н. Островский.
Биография. Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Н. Островского. Выборочное чтение. Подтверждение ответов на вопросы примерами из текста. Беседа о знакомых обучающимся. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Выполнение теста |
Слушают сообщения учителя, используя опорные схемы и наглядный материала.
Читают текст биографии А.Н. Островского. Пересказывают биографию А.Н. Островского, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют тестовые задания |
Читают текст биографии А.Н. Островского.
Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Выборочно читают текст. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая их примерами из текста. Пересказывают биографию А.Н. Островского. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них с направляющей помощью учителя. Выполняют тест |
23 | А.Н. Островский.
Пьеса-сказка «Снегурочка» |
1 | Совершенствование техники чтения.
Выразительное чтение. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Герои пьесы. Выделение нравственной основы композиции пьесы. Выражение своего отношения к героям. Выяснение отношения автора к событиям. Определение главной мысли. Высказывание собственной точки зрения, коллективное обсуждение |
Выразительно читают отдельные части произведения.
Находят в тексте незнакомые слова и выражения, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя. Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении. Выражают свое отношение к героям с помощью вопросов учителя. Выясняют отношение автора к событиям. Определяют главную мысль с помощью учителя |
Выразительно читают отдельные части произведения.
Находят трудные для понимания слова и выражения. Выражают своё отношение к героям. Прогнозируют события с помощью педагога. Выясняют отношение автора к событиям. Выражают свое отношение к героям. Прогнозируют события. Выясняют отношение автора к событиям. Определяют главную мысль с помощью учителя. Высказывают собственную точку зрения |
24 | А.Н. Островский.
Пьеса-сказка «Снегурочка» |
1 | Горячее сердце Снегурочки.
Совершенствование техники чтения. Указание на характерные черты образа Снегурочки. Демонстрация эволюции Снегурочки от холодной, бездушной девушки к обладательнице горячего сердца. Обоснование своего отношения к судьбе героини. Словесное рисование, показывающее каким видит окружающий мир Снегурочка сначала, каким – после обретения дара любви
|
Совершенствуют технику чтения.
Указывают на характерные черты образа Снегурочки. Показывают эволюцию Снегурочки от холодной, бездушной девушки к обладательнице горячего сердца с помощью учителя. Обоснование своего отношения к судьбе героини с помощью вопросов учителя
|
Выразительно читают отдельные главы.
Указывают на характерные черты образа Снегурочки, подтверждая примерами из текста с помощью учителя. Показывают эволюцию Снегурочки от холодной, бездушной девушки к обладательнице горячего сердца. Обосновывают своё отношение к судьбе героини с направляющей помощью педагога. Словесное рисование, показывающее каким видит окружающий мир Снегурочка сначала, каким – после обретения дара любви |
25 | Н.В. Гоголь.
Жизнь и творчество. Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр презентации по биографии Н.В. Гоголя. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Ответы на вопросы по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают презентацию по биографии. Читают биографию и основные факты из жизни и творчества Н.В. Гоголя. Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют тест |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают презентацию по биографии. Читают биографию Н.В. Гоголя. Обсуждают основные этапы творчества Н.В. Гоголя. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них с направляющей помощью учителя. Выборочно читают текст. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста. Пересказывают биографию. Выполняют тест |
26 | Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством» |
1 | Просмотр фрагмента фильма.
Отражение народного быта, народных преданий и поверий в повести. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Соотнесение событий произведения с реальной исторической эпохой. Работа с иллюстративным материалом. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Словесное рисование |
Смотрят фрагмент фильма.
Читают рассказ выразительно, целыми словами. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя. Соотносят события произведения с реальной исторической эпохой с направляющей помощью учителя Работают с иллюстративным материалом. |
Смотрят фрагмент фильма.
Читают рассказ бегло, выразительно. Разбирают произведения по вопросам учителя. Выборочно читают по ролям. Соотносят события произведения с реальной исторической эпохой. Читают по ролям отрывки текста. Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения (с помощью учителя) Разбирают текст: работают с отдельными эпизодами (приезд Хлестакова, банкет у городничего), используют помощь взрослого |
27 | Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством» |
1 | Просмотр фрагмента фильма.
Совершенствование техники чтения. Пересказ отрывка по плану. Разбор текста: работа с отдельными эпизодами. Анализ языка и стиля Гоголя: сатира, юмор, гипербола, гротеск, ирония, использование народных выражений и диалектизмов. Выявление роли языка в создании комического эффекта |
Смотрят фрагмент фильма.
Читают отрывок вслух, выразительно, целыми словами. Составляют характеристику главных героев с помощью учителя. Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации, узнают по приметам действующих лиц
|
Смотрят фрагмент фильма.
Читают отрывок выразительно, бегло, по ролям. Составляют портрет героев, используя наводящие вопросы учителя. Высказывают своё отношение к Оксане и Вакуле. Пересказывают отрывок по плану, используя иллюстрацию.
|
28 | Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством» |
1 | Переплетение реального и фантастического в повести. Понятие юмора.
Просмотр фрагмента фильма. Составление характеристики героя по плану. Оценивание поступков героев. Выяснение позиции автора. Высказывание собственного отношения к прочитанному, обмен мнениями, коллективное обсуждение Темы и проблемы произведения |
Читают отрывок вслух, выразительно, целыми словами.
Просматривают фрагмент фильма. Пересказывают отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям. Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя. Объясняют сложные для понимания выражения с помощью учителя
|
Читают отрывок выразительно, бегло.
Просматривают фрагмент фильма. Объясняют сложные для понимания выражения по наводящим вопросам педагога. Выясняют позицию автора. Высказывают собственное отношение к прочитанному, обмениваются мнениями, коллективно обсуждают |
29 | И.С. Тургенев. Певец русской природы.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр видеофильма по биографии И.С. Тургенева. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества И.С. Тургенева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выполнение тестовых заданий |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм по биографии. Читают биографию и основные факты из жизни и творчества И.С. Тургенева. Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы по тексту с помощью учителя
|
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм по биографии. Читают биографию И.С. Тургенева. Обсуждают с учителем основные этапы творчества И.С. Тургенева. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Выборочно читают текст. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста, используют помощь педагога. Пересказывают биографию |
30 | И.С. Тургенев
«Бирюк» |
1 | Совершенствование техники чтения.
Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Соотнесение событий произведения с реальной исторической эпохой. Работа с иллюстративным материалом. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Словесное рисование. Работа со словарем: объяснение незнакомых слов и выражений, встречающихся в тексте Прогнозирование: на основе названия и предварительной беседы предположить, о чем пойдет речь в рассказе |
Читают рассказ выразительно, целыми словами.
Работают со словарем с помощью учителя. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя. При помощи педагога проводят сравнение с другими произведениями: о природе, детстве, народной жизни |
Читают рассказ бегло, выразительно.
Прогнозирование: на основе названия и предварительной беседы предположить, о чем пойдет речь в рассказе… Анализируют произведения по вопросам учителя. Выборочно читают. Соотносят события произведения с реальной исторической эпохой с направляющей помощью учителя. Читают по ролям отрывки текста. Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения с помощью педагога |
31 | И.С. Тургенев «Бирюк»
|
1 | Совершенствование техники чтения.
Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение и пересказ отрывка. Работа с иллюстративным материалом. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Словесное рисование. Чтение по ролям, выразительное чтение Выполнение работы после чтения: беседа по содержанию (обсуждение сюжета, характера героев, их взаимоотношений; анализ композиции) |
Читают отрывок вслух, выразительно, целыми словами.
Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию, узнают по приметам действующих лиц. Кратко пересказывают отрывок. После чтения: Принимают участие в беседе по содержанию (обсуждение сюжета, характера героев, их взаимоотношений; анализ композиции) с помощью учителя |
Читают отрывок выразительно, бегло.
Составляют характеристику героев по плану. Делят отрывок на части по плану, используют помощь педагога. Рассматривают иллюстрацию, узнают по приметам действующих лиц. Пересказывают отрывок по плану, используя иллюстрацию. После чтения: Участвуют в беседе по содержанию (обсуждение сюжета, характера героев, их взаимоотношений; анализ композиции с направляющей помощью взрослого |
32 | М.Е. Салтыков-Щедрин.
Слово о писателе. Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм. Читают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина. Кратко пересказывают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Вспоминают ранее прочитанные рассказы автора. Выполняют тест |
Слушают сообщение учителя.
Читают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина. Просматривают видеофильм. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них, подкрепляя свои ответы фактами из текста. Кратко пересказывают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вспоминают ранее прочитанные рассказы автора. Выполняют тест |
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин.
Сатирическая сказка «Дикий помещик» |
1 | Совершенствование техники чтения.
Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Краткий пересказ текста с опорой на иллюстративный материал. Разбор текста: выявление ключевых событий, определение темы и идеи повести, поиск авторских средств выразительности (сатира, юмор, гипербола, ирония). Поиск цитат: нахождение цитат, иллюстрирующих основную идею произведения, характер героев. Работа со словарем: объяснение непонятных слов и выражений. Характеристика героя: составление характеристики главного героя, используя цитаты из текста |
Читают сказку вслух правильно, выразительно, целыми словами.
Кратко пересказывают, используя иллюстрации и наводящие вопросы учителя. Работают со словарем: объясняют непонятные слова и выражения с направляющей помощью учителя. Составляют характеристику помещика с помощью педагога |
Читают сказку бегло, выразительно, выборочно.
Определяют, где происходит действие сказки. Отвечают на вопросы, подкрепляя свои ответы примерами из текста. Пересказывают содержание по плану. Разбирают текст: выявляют ключевые события, определяют тему и идею сказки, отмечают авторские средства выразительности (сатира, юмор, гипербола, ирония). Находят цитаты, иллюстрирующие основную идею произведения, характер героя, используя помощь учителя. Составляют характеристику помещика по плану |
34 | А.П. Чехов.
Основные этапы жизни. Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр видеофильма по биографии А.П. Чехова. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества А.П. Чехова. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых обучающимся произведениях А.П. Чехова. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм. Читают биографию А.П. Чехова. Кратко пересказывают биографию А.П. Чехова, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Вспоминают ранее прочитанные рассказы писателя по наводящим вопросам учителя. Пишут тест |
Слушают сообщение учителя.
Читают биографию А.П. Чехова. Просматривают видеофильм. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них, подкрепляя свои ответы фактами из текста. Кратко пересказывают биографию А.П. Чехова. Вспоминают ранее прочитанные рассказы автора. Пишут тест |
35 | А.П. Чехов.
Рассказ «О любви» |
1 | Совершенствование техники чтения.
Работа над выборочным чтением. Проведение анализа текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц |
Читают рассказ бегло, выразительно.
Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст с помощью учителя. Выделяют главную мысль произведения, участвуют в обсуждении с помощью учителя |
Читают рассказ бегло, выразительно.
Рассматривают иллюстрацию. Характеризуют главных действующих лиц. Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения. Выделяют главную мысль произведения. Выясняют, что мешает счастью героев. Почему герои не говорили друг другу о своей любви? Используют помощь педагога. Делают выводы о том, что счастье человека зависит от него самого с направляющей помощью учителя |
36 | Итоговое занятие по теме «Из произведений русской литературы XIX века».
Тестирование |
1 | Обсуждение произведения русской литературы XIX века.
Рассказывание отрывков из произведений. Выполнение итогового тестирования |
Участвуют в обсуждении произведений русской литературы XIX века.
Зачитывают отрывки из произведений выборочно. Выполняют итоговый тест |
Участвуют в обсуждении произведений русской литературы XIX века.
Пересказывают отрывки из произведений. Выполняют итоговый тест |
Из произведений литературы ХХ века – 28 часов | |||||
37 | Обзорный урок. Русские поэты и писатели XX века. Презентация | 1 | Рассказ учителя с опорой на иллюстративный или видеоматериал.
Зачитывание отрывков из биографии писателей и поэтов XX века. Соотнесение произведений и авторов. Определение, из какого произведения данный отрывок. Угадывание иллюстраций к произведениям |
Слушают сообщение учителя.
Зачитывают доступные по содержанию отрывки из биографии автора. Пересказывают доступные по содержанию отрывки из произведений писателей XX века с опорой на иллюстрации и помощь учителя. Отвечают на вопросы учителя |
Читают отдельные отрывки из биографии писателей и поэтов XX века.
Пересказывают отрывки из произведений писателей XX века своими словами. Отвечают на вопросы учителя |
38 | В.В. Маяковский. Основные этапы жизни.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр презентации. Знакомство обучающихся с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского. Беседа о знакомых обучающимся произведениях В.В. Маяковского Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией писателя, используя опорные схемы и наглядный материал. Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора. Пишут тест |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского. Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях В.В. Маяковского. Читают и пересказывают биографию, основные факты из жизни и творчества, используют помощь педагога. Составляют вопросы к биографии и ответы на них. Пишут тест
|
39 | В.В. Маяковский. Стихотворение
«Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
1 | Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
Совершенствование техники чтения. Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по содержанию произведения В.В. Маяковского «Необыкновенное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Определение основной мысли произведения. Пересказ содержания стихотворения. Определение жанра стихотворения |
Слушают чтение стихов.
Выразительно читают текст. Объясняют незнакомые слова и выражения при помощи учителя. Отвечают на вопросы учебника по содержанию. Определяют основную мысль произведения после предварительной подготовки с помощью учителя. Пересказывают стихотворение с опорой на развёрнутый план, используют помощь взрослого. Читают стихотворение выразительно |
Слушают чтение стихов.
Выразительно читают текст. Объясняют незнакомые слова и выражения. Отвечают на вопросы учебника по содержанию. Определяют основную мысль произведения. Пересказывают стихотворение. Читают стихотворение выразительно |
40 | С.А. Есенин. Воспоминания современников о поэте. Жизненный и творческий путь.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя.
Просмотр видеофильма по биографии. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества С. А. Есенина. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых обучающимся произведениях С. А. Есенина. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Обсуждение известных обучающимся произведений С. А. Есенина Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Читают биографию С. А. Есенина. Просматривают видеофильм по биографии С. А. Есенина. Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют тест |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают видеофильм по биографии С. А. Есенина. Читают биографию С. А. Есенина. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая свои ответы фактами из текста. Кратко пересказывают биографию. Выполняют тест
|
41 | Лирика С.А. Есенина:
«Мой путь». |
1 | Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Прослушивание аудиозаписей. Работа над совершенствованием техники и выразительным чтением. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа над средствами художественной выразительности. Раскрытие темы переживаний поэта о жизни, творческой судьбе, России и её народе |
Читают стихотворение правильно, выразительно, целыми словами.
Прослушивают аудиозаписи. Учат стихотворение наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся). Выделяют незнакомые выражения и дают им объяснения с помощью учителя. Находят в тексте строки, в которых выражены переживания поэта о жизни, творческой судьбе, о России и её народе |
Участвуют в беседе с опорой на иллюстративный материал
Читают стихотворение правильно, выразительно, целыми словами, выборочно. Прослушивают аудиозаписи. Выделяют незнакомые выражения и дают им объяснения по наводящим вопросам учителя. Находят в тексте строки, в которых выражены переживания поэта о жизни, творческой судьбе, о России и её народе. Выполняют словесное рисование. Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы строками из стихотворения, используют помощь педагога. Заучивают отрывок стихотворения наизусть |
42 | Сочинение «Связь человека с природой в творчестве С.А. Есенина» | 1 | Сочинение на тему «Связь человека и природы в творчестве С.А. Есенина» | Пишут небольшое по объему сочинение | Пишут сочинение с учетом всех возрастных требований |
43 | А.А. Ахматова. Жизнь и судьба.
Тестовые задания |
1 | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.А. Ахматовой.
Просмотр презентации. Беседа о знакомых произведениях А.А. Ахматовой. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Выполнение теста |
Знакомятся с биографией поэтессы, используя опорные схемы и наглядный материал.
Смотрят презентацию. Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора. Выполняют тестовые задания |
Знакомятся с биографией и основными этапами творчества А.А. Ахматовой.
Смотрят презентацию. Участвуют в беседе с учителем о знакомых обучающимся произведениях А.А. Ахматовой. Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора. Выполняют тест |
44 | Тема героизма, патриотизма, самоотверженности народа в годы войны в стихотворениях А.Ахматовой, О.Бергольц, Ю.Друниной | 1 | Совершенствование техники чтения.
Выразительное чтение стихотворений А.А. Ахматовой «Клятва», О. Бергольц «Был день как день…», Ю. Друниной «Зинка» Ответы на вопросы учителя по содержанию стихотворений. Заучивание стихотворения наизусть (на выбор) |
Выразительно читают стихотворения.
Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям под руководством учителя. Отвечают на вопросы педагога по содержанию стихотворений. Заучивают стихотворения наизусть (на выбор), (объем заучивания с учетом возможностей обучающихся) |
Читают стихотворение выразительно и с соблюдением интонации.
Используют средства художественной выразительности. Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям по наводящим вопросам учителя. Отвечают на вопросы педагога по содержанию стихотворений. Заучивание стихотворения наизусть (на выбор) |
45 | Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество | 1 | Знакомство обучающихся с биографией и основными этапами творчества Н.А. Заболоцкого (презентация).
Беседа о знакомых произведениях Н.А. Заболоцкого. Выполнение теста Вступительная беседа учителя. Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии писателя и ответы на них. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Просматривают презентацию.
Знакомятся с биографией поэта, используя опорные схемы и наглядный материал. Зачитывают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора. Выполняют тестовые задания |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией и основными этапами творчества Н.А. Заболоцкого. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Пересказывают биографию. Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях Н.А. Заболоцкого. Выполняют тестовые задания |
46 | Тема внешней и внутренней красоты в стихотворении Н.А. Заболоцкого
«О красоте человеческих лиц» |
1 | Совершенствование техники выразительного чтения.
Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Раскрытие темы внешней и внутренней красоты в стихотворениях Н.А. Заболоцкого. Заучивание стихотворения наизусть |
Читают выразительно текст стихотворений.
Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст. Участвуют в беседе, используя иллюстративный материал. Заучивают стихотворения наизусть (объем заучивания с учетом возможностей обучающихся) |
Выразительно читают стихотворение Н.А. Заболоцкого.
Объясняют значение непонятных слов и выражений. Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения. Раскрывают тему внешней и внутренней красоты в стихотворениях Н.А. Заболоцкого. Заучивают стихотворение наизусть |
47 | Внеклассное чтение.
Строки, опалённые войной». Л.С. Соболев «Батальон четверых». А.В. Митяев «Мешок овсянки». Ю.Яковлев «Как Серёжа на войну ходил» |
1 | Работа по рассказам.
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Работа с пословицами. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Работа в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения. Высказывание впечатления от прочитанного, выражение своего отношения к героям |
Участвуют в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
Зачитывают отрывки из рассказов. Отвечают на вопросы учителя по тексту произведений
|
Выразительно читают отрывки из произведений.
Пересказывают содержание произведений. Работают с иллюстративным материалом, в том числе с выставкой книг, дневником внеклассного чтения. Отвечают на вопросы по содержанию произведений. Высказывают впечатление от прочитанного, выражают свое отношение к героям |
48 | Б.Васильев
Жизнь и творчество. Тестовые задания |
1 | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Б. Васильева (презентация).
Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией писателя, используя опорные схемы и наглядный материал. Зачитывают отрывки из текста. Отвечают на вопросы после предварительного разбора текста. Выполняют тестовые задания |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией и основными этапами творчества Б. Васильева. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них, используют помощь взрослого. Выполняют тест |
49 | Внеклассное чтение.
Б. Васильев «А зори здесь тихие» |
1 | Просмотр фрагментов видеофильма.
Совершенствование техники выразительного чтения. Чтение по ролям. Поисковое чтение. Характеристика героев, определение их типажа. Составление плана пересказа. Пересказ отдельных глав |
Просматривают фрагменты видеофильма.
Совершенствуют технику выразительного чтения. Находят в тексте ответы на поставленные вопросы. Составляют характеристику героев, определяют их типаж с помощью учителя. Участвуют в составлении плана пересказа. Кратко пересказывают отдельные главы произведения |
Просматривают фрагменты видеофильма.
Совершенствуют технику выразительного чтения. Читают по ролям. Составляют характеристику героев, определяют их типаж с направляющей помощью учителя. Составляют подробный план пересказа. Пересказывают отдельные главы повести по плану |
50 | Сочинение-отзыв на повесть Б.Васильева
«А зори здесь тихие» |
1 | Написание сочинения-отзыва на повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» | Пишут небольшие по объему сочинения на повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» | Пишут сочинения на повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» |
51 | А.Т. Твардовский Жизнь и творчество поэта.
Тестовые задания |
1 | Просмотр презентации.
Знакомство обучающихся с биографией и основными этапами творчества А.Т. Твардовского. Беседа о знакомых произведениях А.Т. Твардовского. Составление вопросов по биографии поэта. Выполнение теста |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией поэта, используя опорные схемы и наглядный материал. Участвуют в беседе. Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы после предварительного разбора. Выполняют тестовые задания |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией и основными этапами творчества А.Т. Твардовского. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них с направляющей помощью учителя. Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях А.Т. Твардовского. Выполняют тест |
52 | А.Т. Твардовский.
Тема долга перед мёртвыми и живыми. Стихотворения «В тот день, когда закончилась война…», « Я знаю, никакой моей вины…».
|
1 | Слушание аудиозаписи стихотворений (или чтение учителя).
Беседа по стихотворениям с опорой на иллюстративный материал. Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по стихотворениям. Заучивание отрывка из стихотворения А.Т. Твардовского «В тот день, когда закончилась война…» наизусть |
Слушают аудиозапись (или чтение учителя).
Читают выразительно стихотворения. Объясняют значение непонятных слов и выражений с помощью учителя. Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст. Участвуют в беседе, используя иллюстративный материал. Заучивают стихотворение наизусть «Я знаю, никакой моей вины…», используют помощь педагога |
Слушают аудиозапись (или чтение учителя).
Читают стихотворения выразительно с соблюдением интонации. Объясняют значение непонятных слов и выражений. Используют средства художественной выразительности. Участвуют в беседе с опорой на иллюстративный материал. Раскрывают позицию автора. Заучивают отрывок из стихотворения «В тот день, когда закончилась война…» наизусть |
53 | К.М. Симонов. Жизнь и творчество.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя (презентация): краткая биография К.М. Симонова, его участие в ВОВ как военного корреспондента, особенности его стиля и тематики.
Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Беседа о теме войны (обсуждение личного опыта, знаний о Великой Отечественной войне, ее героях и трагедии). Составление вопросов к биографии и ответы на них. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией писателя, используя опорные схемы и наглядный материал. Зачитывают отрывки из текста. Отвечают на вопросы учителя после предварительного разбора. Принимают участие в беседе по теме войны (обсуждение знаний о Великой Отечественной войне, ее героях и трагедии). Выполняют тестовые задания |
Смотрят презентацию.
Знакомятся с биографией и основными этапами творчества К.М. Симонова. Составляют вопросы к биографии и отвечают на них. Участвуют в беседе о теме войны (обсуждение знаний о Великой Отечественной войне, ее героях и трагедии). Выполняют тест |
54 | К.М. Симонов. «Живые и мёртвые» | 1 | Знакомство с текстом романа (чтение отрывков).
Совершенствование техники чтения. Выполнение работы с текстом: Выборочное чтение вслух по ролям. Комментированное чтение текста. Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы учителя по содержанию произведения «Живые и мёртвые». Составление характеристики героев. Раскрытие основной мысли данной части романа |
Выразительно читают текст вслух, соблюдая интонацию. Комментируют свое чтение.
Отвечают на вопросы педагога по содержанию произведения. Составляют характеристику героев с опорой на план. Раскрывают основную мысль произведения после предварительного разбора произведения с помощью учителя |
Выразительно читают текст по ролям.
Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения. Составляют характеристику героев, записывают её по составленному плану. Раскрывают основную мысль данной части романа |
55 | К.М. Симонов. «Живые и мёртвые» | 1 | Совершенствуют технику чтения.
Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы учителя по содержанию произведения. Пересказ содержания произведения. Раскрытие основной мысли. Анализ образов героев (выделение главных и второстепенных персонажей, мотивов поступков, взаимоотношений) |
Читают выразительно отрывки из произведения.
Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении. Кратко пересказывают произведение после предварительного разбора с опорой на развёрнутый план. Разбирают с учителем образы героев (выделяют главных и второстепенных персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношений) |
Читают выразительно с соблюдением интонации.
Участвуют в беседе с опорой на иллюстративный материал. Выделяют главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя. Проводят разбор образов героев (выделяют главных и второстепенных персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношений) |
56 | В.М. Шукшин. Жизнь и творчество.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя (презентация).
Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии и ответы на них. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту. Выполнение теста |
Смотрят презентацию.
Участвуют в беседе после просмотра презентации по биографии писателя. Читают и кратко пересказывают биографию с помощью учителя. Отвечают на вопросы педагога с опорой на текст. Выполняют тест |
Смотрят презентацию.
Принимают участие в беседе. Читают и пересказывают биографию, называют основные факты из жизни. Составляют вопросы к биографии писателя. Отвечают на вопросы учителя по тексту статьи. Выполняют тест |
57 | В.М. Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин» | 1 | Совершенствуют технику чтения.
Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Пересказ содержания. Раскрытие основной мысли. Анализ образов героев (выделение главных и второстепенных персонажей, мотивов поступков, взаимоотношений) |
Выразительно читают текст вслух, соблюдая интонацию. Комментируют свое чтение.
Объясняют значение непонятных слов и выражений с помощью учителя. Отвечают на вопросы педагога по содержанию произведения. Составляют характеристику героев с опорой на план. Раскрывают основную мысль произведения после предварительного разбора произведения (с помощью учителя) |
Выразительно читают текст по ролям.
Объясняют значение непонятных слов и выражений. Отвечают на вопросы по содержанию произведения. Составляют характеристику героев, записывают её по составленному плану. Раскрывают основную мысль рассказа. Анализируют текст, находят в нём признаки сатиры и авторской позиции. Оценивают поведение героев через призму нравственных ценностей |
58 | В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик» | 1 | Развитие умения анализировать текст, находить в нём признаки сатиры и авторской позиции.
Развитие умения оценки поведения героев через призму нравственных ценностей. Совершенствование техники чтения. Работа с текстом. Выборочное чтение вслух по ролям. Комментированное чтение текста. Объяснение значения непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление характеристики героев. Раскрытие основной мысли рассказа |
Читают выразительно отрывки из произведения.
Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении. Кратко пересказывают произведение после предварительного разбора с опорой на развёрнутый план. Разбирают образы героев (выделяют главных и второстепенных персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношений) |
Читают выразительно с соблюдением интонации.
Участвуют в беседе с опорой на иллюстративный материал. Выделяют главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя. Проводят разбор образов героев (выделяют главных и второстепенных персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношений) |
59 | М. Шолохов. Жизнь и творчество.
Тестовые задания |
1 | Вступительная беседа учителя (презентация).
Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества. Составление вопросов к биографии писателя и ответы на них. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выполнение теста |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают презентацию по биографии. Читают биографию, знакомятся с основными фактами из жизни и творчества М.Шолохова. Кратко пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал, помощь учителя. Отвечают на вопросы педагога, обращаясь к тесту статьи. Выполняют тест |
Слушают сообщение учителя.
Просматривают презентацию по биографии. Читают статью о биографии М.Шолохова. Обсуждают основные этапы творчества. Составляют вопросы к биографии писателя и отвечают на них. Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста. Пересказывают биографию писателя, используют помощь учителя. Выполняют тест |
60 | М. Шолохов.
«Судьба человека»
|
1 | Просмотр фрагмента фильма по рассказу.
Совершенствование техники чтения. Чтение отдельных эпизодов по ролям. Выделение ключевых эпизодов. Анализ прочитанного текста: — объяснение устаревших слов и выражений; — определение темы и идеи рассказа; Составление плана пересказа отдельных эпизодов рассказа и пересказ |
Смотрят фрагменты фильма по рассказу.
Совершенствуют технику чтения. Читают отдельные эпизоды бегло, выразительно. Выделяют ключевые эпизоды. С помощью учителя разбирают прочитанный текст: — объясняют устаревшие слова и выражения (со словарем); — определяют тему и идею рассказа. Составляют план пересказа отдельных эпизодов рассказа с помощью учителя. Кратко пересказывают по плану |
Просматривают фрагменты фильма по рассказу.
Совершенствуют технику чтения по ролям. Выделяют ключевые эпизоды. Разбирают с учителем прочитанный текст: — объясняют устаревшие слова и выражения; — определяют тему и идею рассказа. Составляют план пересказа отдельных эпизодов рассказа. Пересказывают отдельные главы по плану, используют помощь взрослого |
61 | М. Шолохов.
«Судьба человека»
|
1 | Просмотр фрагментов фильма.
Дальнейшее совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Анализ прочитанного текста: — объяснение устаревших слов и выражений; — анализ образов персонажей: (характеристика главных и второстепенных героев, мотивы их поступков, взаимоотношения). Выявление проблемы: обсуждение вопросов о жизни и смерти, о нравственных ценностях, о важности семейных отношений |
Смотрят фрагменты фильма.
Совершенствуют технику чтения. Читают по ролям. Объясняют устаревшие слова и выражения с помощью педагога. Разбирают с учителем образы персонажей: (составляют характеристику главных и второстепенных героев, объясняют их поступки с помощью взрослого). Участвуют в обсуждении вопросов о жизни и смерти, о нравственных ценностях, о важности семейных отношений, опираясь на текст рассказа |
Смотрят фрагменты фильма.
Выразительно читают по ролям отдельные эпизоды. Разбирают прочитанные главы текста: — объясняют устаревшие слова и выражения; — анализируют образы персонажей (характеристика главных и второстепенных героев, мотивы их поступков, взаимоотношения). Выявляют проблемы: обсуждают вопросы о жизни и смерти, о нравственных ценностях, о важности семейных отношений, используют помощь взрослого |
62 | М. Шолохов.
«Судьба человека»
|
1 | Обсуждение ключевых событий.
Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Анализ поступков и переживаний персонажей. Составление плана пересказа рассказа, выделение основных событий. Основная идея рассказа. Написание письма от лица героя (постановка себя на место героя и описание его переживаний) |
Принимают участие в обсуждении ключевых событий.
Отвечают на вопросы педагога по содержанию рассказа с опорой на иллюстрации (сюжеты фильма). Разбирают с учителем поступки и переживания персонажей с опорой на текст рассказа. Составляют план пересказа рассказа, выделяют основные события с помощью учителя. Пишут письмо от лица героя (от имени главного героя описывают его переживания), используют помощь взрослого |
Обсуждают ключевые события.
Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Анализируют поступки и переживания персонажей. Составляют план пересказа рассказа, выделяют основные события. Выделяют основную идею рассказа. Пишут письма от лица героя (ставят себя на место героя и описывают его переживания), используют помощь учителя |
63 | Тестирование по произведениям русской литературы ХХ века | 1 | Выполнение итогового тестирования по произведениям русской литературы ХХ века | Выполняют итоговое тестирование по произведениям русской литературы ХХ века после предварительного разбора | Выполняют итоговое тестирование по произведениям русской литературы ХХ века самостоятельно |
64 | Внеклассное чтение.
Творчество современных писателей |
1 | Чтение стихотворений, отрывков из произведений современных писателей.
Просмотр презентации. Выборочное чтение, отрывков из произведений. Работа в парах, группах. Работа с выставкой книг. Высказывание впечатления от прочитанного |
Читают стихотворения, отрывки из произведений современных писателей.
Просматривают презентацию. Выборочно читают отрывки из произведений. Работают в парах, группах. Работают с выставкой книг. Высказывают впечатления от прочитанного по наводящим вопросам педагога |
Читают стихотворения, отрывки из произведений современных писателей.
Просматривают презентацию. Выборочно читают отрывки из произведений. Работают в парах, группах. Работают с выставкой книг. Высказывают впечатления от прочитанного |
Из произведений зарубежной литературы – 4 часа | |||||
65 | Зарубежная литература. Обзорный урок (Ф. Купер, Р. Брэдбери, Д. Лондон) | 1 | Рассказ учителя с опорой на иллюстративный или видеоматериал.
Зачитывание отрывков из биографии зарубежных писателей. Соотнесение произведений и авторов. Определение, из какого произведения данный отрывок. Подбор иллюстраций к произведениям |
Слушают сообщение учителя.
Зачитывают доступные по содержанию отрывки из биографии писателей. Пересказывают доступные по содержанию отрывки из произведений зарубежных писателей с опорой на иллюстрации, с помощью учителя. Определяют, из какого произведения данный отрывок. Подбирают иллюстрации к произведениям. Отвечают на вопросы учителя |
Смотрят видеоматериалы. Слушают сообщение учителя.
Принимают участие в обсуждении произведений. Читают отдельные отрывки из биографии зарубежных писателей. Пересказывают отрывки из произведений зарубежных писателей своими словами, используют помощь учителя. Определяют, из какого произведения данный отрывок. Называют иллюстрации к произведениям. Отвечают на вопросы учителя |
66 | Джек Лондон «Белый клык» | 1 | Просмотр фрагмента фильма по повести Дж. Лондона.
Комментированное чтение отрывка текста. Выделение в тексте трудных для понимания и незнакомых слов и выражений. Чтение текста по ролям. Ответы на вопросы учителя по содержанию повести. Пересказ отдельных глав повести |
Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.
Рассматривают иллюстрации, находят в тексте отрывки, соответствующие им. Выделяют в тексте незнакомые слова с помощью учителя. Кратко пересказывают отдельные главы с направляющей помощью учителя
|
Читают вслух правильно, выразительно, бегло.
Выделяют незнакомые слова в тексте, правильно их объясняют с помощью учителя. Читают текст по ролям. Отвечают на вопросы учителя по тексту. Пересказывают прочитанные главы повести с помощью учителя |
67 | Джек Лондон «Белый клык» | 1 | Просмотр фрагмента фильма по повести Дж. Лондона.
Чтение вслух по ролям. Составление сравнительной характеристики героев повести, условий их жизни. Ответы на вопросы учителя по содержанию. Выделение и разбор ключевых слов и выражений для понимания основной идеи |
Смотрят фрагменты фильма по повести Дж. Лондона.
Выразительно читают отрывки из повести вслух. Составляют сравнительную характеристику героев рассказа, условий их жизни с помощью учителя. Отвечают на вопросы педагога по содержанию произведения, используя помощь учителя. Выделяют ключевые слова и выражения для понимания основной идеи с направляющей помощью педагога |
Смотрят фрагменты фильма по повести Дж. Лондона.
Читают отрывки из рассказа вслух по ролям. Составляют сравнительную характеристику героев повести, условий их жизни, используют помощь взрослого. Отвечают на вопросы по содержанию. Выделяют и разбирают ключевые слова и выражения для понимания основной идеи с помощью учителя |
68 | Джек Лондон «Белый клык».
Итоговый урок |
1 | Просмотр фрагмента фильма по повести Дж. Лондона.
Обсуждение проблемных вопросов: 1) Почему одну из последних глав автор назвал «Голос крови»? 2) Какие нравственные уроки можно извлечь из этой повести? Ответы на вопросы контрольных и тестовых заданий |
Просматривают фрагменты фильма по повести Дж. Лондона.
С помощью педагога участвуют в обсуждении проблемных вопросов: 1) Почему одну из последних глав автор назвал «Голос крови»? 2) Какие нравственные уроки можно извлечь из этого рассказа? Отвечают на вопросы контрольных и тестовых заданий |
Смотрят фрагменты фильма по повести Дж. Лондона.
Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов: 1) Почему одну из последних глав автор назвал «Голос крови»? 2) Какие нравственные уроки можно извлечь из этого рассказа? Отвечают на вопросы контрольных и тестовых заданий |