Чтение 10 класс 1 вариант

Тема предмета Кол-во часов Программное содержание Дифференциация видов учебной деятельности обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень
Устное народное творчество – 7 часов
1 Образное отражение жизни в литературе.

Жанры литературы.

Жанры УНТ

1 Беседа (что такое жанр, какие жанры знакомы).

Выявление знаний обучающихся по теме «Жанры устного  народного творчества».

Отличительные черты жанров (сказка от рассказа).

Работа с текстом:

1) чтение текста;

2) анализ текста (определение жанра с обоснованием);

3) сравнение текстов разных жанров;

4) работа с языковыми особенностями жанра (метафоры, пословицы, присказки).

Выполнение практической работы (творческие задания):

1) сочинение сказки, загадки (в заданном жанре);

2) придумывание продолжения к прочитанному тексту

Слушают сообщение учителя.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Называют отличительные черты жанров (с помощью учителя).

Работают с текстом:

1) читают тексты;

2) сравнивают 2 текста разных жанров (с помощью учителя);

3) находят в текстах языковые особенности жанра (метафоры, пословицы, присказки).

Выполняют практические работы (творческие задания):

придумывают продолжение к прочитанному тексту

Слушают сообщение учителя.

Участвуют в беседе с педагогом.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют отличительные черты жанров (сказка от рассказа).

Работают с текстом:

1) читают тексты;

2) разбирают текст (определяют жанр с обоснованием);

3) сравнивают тексты разных жанров;

4) работают с языковыми особенностями жанра (находят метафоры, пословицы, присказки с помощью учителя).

Выполняют практические работы (творческие задания):

сочиняют сказки, загадки (в заданном жанре), используют помощь взрослого

 

 

 

2 Народные сказки. Виды народных сказок 1 Выявление знаний обучающихся о народных сказках.

Беседа (презентация).

Знакомство с видами народных сказок:

1) по содержанию и тематике (волшебные сказки);

2) бытовые сказки;

3) сказки о животных;

4) социально-бытовые сказки (сатирические);

5) по происхождению и региональной принадлежности (русские, украинские, белорусские, сказки других народов мира)

Смотрят презентацию.

Участвуют в беседе с учителем.

Называют знакомые сказки.

Приводят примеры борьбы добра со злом в русских народных сказках с помощью учителя.

Различают особенности сказки, видов сказок (с помощью учителя)

 

 

 

Смотрят презентацию.

Участвуют в беседе с педагогом.

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают и называют виды народных сказок.

Различают и называют особенности сказки, видов сказок, используют помощь взрослого.

Отвечают на вопросы учителя по теме.

Работают с иллюстрациями по сказкам.

Вспоминают сказки, кратко передают их содержание

3 Народные сказки 1 Беседа (презентация).

Работа с народными сказками.

Выделение особенностей этого жанра.

Работа с текстом.

Работа над слож­ными для понимания словами и выражениями.

Выяснение главной идеи произведения.

Работа с иллюстративным материалом.

Составление плана пересказа по содержанию сказок

Участвуют в обсуждении, называют особенности жанра (с помощью учителя).

Находят ответы на вопросы учителя в презентации.

Работают над текстом сказки, называя прочитанные произведения.

Объясняют смысл непонятных слов и выражений с опорой на иллюстративный материал.

Участвуют в составлении плана пересказа с направляющей помощью педагога.

Кратко пересказывают

Участвуют в обсуждении, называют особенности жанра.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию презентации.

Выделяют особенности жанра.

Отличают сказки от других произведений, указывают признаки с помощью учителя.

Работают над текстом сказки.

Называют прочитанные ранее сказки.

Выделяют в ней главную мысль.

Составляют характеристику главных героев с направляющей помощью педагога.

Пересказывают по составленному плану

4 Обобщающий урок к разделу «Устное народное творчество».

Заключительная беседа.

Тестовые задания

1 Беседа о прочи­тан­ных произведениях.

Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими обучающимися.

Выполнение тестовых заданий

Отвечают на вопросы педагога.

Высказывают свое отношение к прочитан­ным произведениям (с помощью учителя).

Рассказывают отрывки из сказок, доступные обучающимся.

Работают с иллюстративным материалом.

Выполняют тестовые задания с помощью учителя

 

Принимают участие в обсуждении прочи­тан­ных произведениях.

Высказывают свое мнение о прочитанном.

Рассказывают отрывки из сказок.

Работают с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими обучающимися.

Выполняют тестовые задания

5 Литературные сказки.

П. Бажов. Жизнь и творчество.

Сказы П. Бажова (обзор по сказкам)

1 Предварительная работа (чтение сказок П. Бажова).

Выборочное чтение отрывков из произведения.

Ра­бота над выяснением морали сказки, признаков вол­шебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул.

Работа с иллюстративным материалом.

Деление текста на части, озаглавливание частей сказки.

Пересказ сказки (краткий, подробный)

Отвечают на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами.

Выборочно читают текст произведения.

Делят текст на части, озаглавливают их (с помощью учителя).

Кратко пересказывают часть сказки по наводящим вопросам учителя, подготовленному плану, наглядному материалу.

Используют иллюстративный материал для ответов по содержанию произведения

 

Высказываются устно по теме произведения.

Выборочно читают текст произведения.

Находят в тексте сказки строки, в которых заключены мораль сказки, признаки вол­шебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул, используют помощь педагога.

Работают с иллюстративным материалом.

Подробно пересказывают содержание сказки.

Различают главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием с помощью учителя

6 Литературные сказки.

Сказы П. Бажова

1 Совершенствование техники выразительного чтения отрывков из сказки (по ролям).

Ответы на вопросы по содержанию.

Объяснение смысла устаревших слов и выражений.

Замена устаревших слов и выражений современными.

Выяснение морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных фор­мул.

Анализ образов героев сказок

Читают правильно и осознанно в темпе, приближенном к темпу устной речи.

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Объясняют смысл устаревших слов и выражений с опорой на иллюстративный материал.

Определяют главных героев сказки, дают им характеристику (с помощью учителя).

Передают краткое содержание отдельных эпизодов сказки с ис­пользованием сказочных слов и выражений (по наводящим вопросам педагога)

Читают правильно, бегло и осознанно по ролям.

Отвечают на вопросы учителя по тексту.

Объясняют смысл устаревших слов и выражений, заменяют современными.

Разбирают содержание сказки по вопросам учителя.

Доказывают, что это волшебная сказка.

Выделяют незнакомые слова и дают им объяснение.

Определяют главных героев сказки, дают им характеристику, используют помощь учителя

7 Внеклассное чтение.

Сказки народов Севера

1 Проведение предварительной работы: чтение сказок народов Севера (по группам, на выбор).

Знакомство со сказками народов Севера.

Выделение особенностей этого жанра.

Работа над слож­ными для понимания словами и выражениями.

Выяснение главной мысли произведения.

Выяснение морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных фор­мул

Читают отрывки из сказок.

Находят ответы на вопросы учителя в тексте

Участвуют в составлении плана пересказа с помощью учителя

Объясняют смысл непонятных слов и выражений с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.

Кратко пересказывают сказку по цепочке

Зачитывают отрывки из сказок.

Отвечают на вопросы педагога по содержанию сказки

Выделяют особенности жанра с помощью учителя, доказывая примерами из текста.

Отличают сказки от других жанров, называют признаки.

Выделяют главную мысль прочитанной сказки.

Составляют характеристику главных героев, используют помощь взрослого.

Пересказывают сказку по цепочке

 

Из произведений литературы ХIХ века – 29 часов
8 Обзорный урок. Русские поэты и писатели XIX века.

(Тест)

1 Рассказ учителя с опорой на иллюстративный или видеоматериал.

Зачитывание отрывков из биографии писателей и поэтов XIX века.

Соотнесение произведений и авторов.

Определение, из какого произведения данный отрывок.

Угадывание иллюстраций к произведениям.

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Зачитывают доступные по содержанию отрывки из биографии автора.

Пересказывают доступные по содержанию отрывки из произведений писателей XIX века с опорой на иллюстрации.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют тестовые задания с помощью учителя

Читают отдельные отрывки из биографии писателей и поэтов XIX века.

Пересказывают отрывки из произведений писателей XIX века своими словами.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют тест

9 И.А. Крылов. Жизнь и творчество.

Тест

1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр презентации по биографии И.А. Крылова.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества И.А. Крылова.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Повторение особенностей басни как жанра литературы.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Просматривают презентацию по биографии.

Читают биографию и основные факты из жизни и  творчества И.А. Крылова.

Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал, помощь педагога.

Отвечают на вопросы педагога.

Выполняют тест (с помощью учителя).

Слушают сообщение учителя.

Просматривают презентацию по биографии.

Читают биографию И.А. Крылова.

Обсуждают с учителем основные этапы творчества И.А. Крылова.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Выборочно читают текст.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста.

Пересказывают биографию И.А.Крылова.

Выполняют тест

10 И.А. Крылов.

Басни «Трудолюбивый медведь».

«Свинья под дубом»

1 Работа над выра­зительным чтением.

Чтение по ролям.

Работа с ил­люстративным материалом.

Анализ произведений по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и вы­ражениями.

Характеристика персонажей.

Соотно­шение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей.

Словесное рисование. Использование элементов драматизации.

Определение морали басен

Читают басню правильно, выразительно, целыми словами.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Характеризуют персонажей с помощью учителя, с опорой на иллюстративный материал.

Соотно­сят поступки и черты характера героев басен с поступками и чертами характера людей с направляющей помощью педагога

 

Читают басню выразительно, по ролям.

Используют иллюстративный материал.

Работают над сложными для понимания словами и вы­ражениями.

Характеризуют персонажей с помощью учителя.

Соотно­сят поступки и черты характера героев басен с поступками и чертами характера людей с направляющей помощью учителя.

Делят басню на логические части с помощью учителя.

Прослеживают, как развиваются события, как меняется тон повествования.

Используют элементы драматизации.

Определяют мораль басни вместе с педагогом

11  Мастерство диалога в басне И.А. Крылова «Собачья дружба» 1 Работа над выра­зительным чтением.

Совершенствование техники выразительного чтения.

Чтение по ролям.

Работа с ил­люстративным материалом.

Анализ произведений по вопросам учителя.

Работа над сложными для понимания словами и вы­ражениями.

Характеристика персонажей.

Соотно­шение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей.

Словесное рисование. Использование элементов драматизации.

Заучивание отрывка басни наизусть.

Определение морали басни

Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Учат отрывок басни наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся).

 

Читают басню выборочно, выразительно, по ролям.

Используют иллюстративный материал.

Разбирают произведение по вопросам учителя.

Характеризуют персонажей.

Соотно­сят поступки и черты характера героев басен с поступками и чертами характера людей.

Используют элементы драматизации.

Определяют мораль басни с помощью педагога.

Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения (с помощью учителя).

Заучивают отрывок басни наизусть

12 А.С. Пушкин. Жизненный путь.

Тест

1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр видеофильма по биографии А.С. Пушкина.

Работа с электронными ресурсами (использование интерактивных материалов, онлайн-энциклопедий,  виртуальных экскурсий).

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества А.С. Пушкина.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоя­тельное составление вопросов к тексту.

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм по биографии.

Читают биографию и основные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина.

Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал.

Отвечают на вопросы (с помощью учителя).

Выполняют тестовые задания, используют помощь педагога

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм по биографии.

Читают биографию

А.С. Пушкина.

Обсуждают с учителем основные этапы творчества А.С. Пушкина.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Выборочно читают текст.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста.

Пересказывают биографию.

Выполняют тест

13 Проза А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1 Совершенствование техники чтения.

Выборочное чтение отрывков из произведения.

Работа со словарем.

Объяснение устаревших слов и выражений, выявление лексических особенностей языка Пушкина А.С.

Составление плана подробного пересказа отдельных глав

Совершенствуют технику чтения.

Выборочно читают отрывки из произведения.

Работают со словарем с помощью учителя.

Объясняют смысл устаревших слов и выражений, выявляют лексические особенности языка А.С.Пушкина с помощью педагога.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст

Совершенствуют технику выразительного беглого чтения.

Выборочно читают отрывки из произведения.

Работают со словарем, используют помощь взрослого.

Объясняют устаревшие слова и выражения, выявляют лексические особенности языка Пушкина А.С.

Составляют план пересказа: создают подробный план произведения или отдельных глав с направляющей помощью учителя

14 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

 

1 Комментированное чтение глав.

Чтение по ролям.

Сопоставление различных эпизодов:

Сравнение характеров главных героев (Гринева, Пугачева, Маши Мироновой).

Анализ их взаимоотношений, прослеживание развития характеров героев в динамике повествования.

Написание писем от имени героев:

письмо от Гринева к родителям, от Маши к Гриневу и т.д.

Комментируют прочитанный текст отдельных глав.

Разбирают с учителем взаимоотношения между героями, прослеживают равитие характеров героев в динамике повествования (с помощью учителя).

Сравнивают характеры главных героев (Гринева, Пугачева, Маши Мироновой) с помощью педагога

 

Выразительно читают по ролям.

Сравнивают характеры главных героев (Гринева, Пугачева, Маши Мироновой).

Разбирают их взаимоотношения, прослеживают развитие характеров героев в динамике повествования с помощью учителя.

Пишут письма от имени героев:

«Письмо от Гринева к родителям», «Письмо от Маши к Гриневу» и т.д. Используют помощь взрослого

15 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

 

1 Комментированное чтение и анализ отдельных фрагментов.  Просмотр экранизаций: сравнение литературного оригинала и экранизации, обсуждение режиссерских решений.

Разбор ключевых эпизодов: штурм Белгородской крепости.

Работа с цитатами.

Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками.

Подтверждение ответов на вопросы примерами из текста.

Коллективное обсуждение, вы­сказывание собственного мнения.

Выражение своего отно­шения к героям, определение главной мысли произведения

Читают отдельные фрагменты повести.

Смотрят экранизацию отдельных эпизодов.

Сравнивают литературного оригинала и экранизацию, обсуждают с педагогом режиссерские решения.

С помощью учителя разбирают ключевые эпизоды: штурм Белгородской крепости.

Работают с цитатами.

Работают над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками под контролем и с помощью педагога.

Подтверждают ответы на вопросы учителя примерами из текста.

Коллективно обсуждают, вы­сказывают собственное мнение

Выразительно читают и анализируют отдельные фрагменты.

Просматривают экранизации: сравнивают литературного оригинала и экранизацию, обсуждают с учителем режиссерские решения.

Разбирают ключевые эпизоды: штурм Белгородской крепости.

Работают с цитатами.

Работают над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками с направляющей помощью учителя.

Подтверждают ответы на вопросы учителя примерами из текста.

Коллективно обсуждают, вы­сказывают собственное мнение.

Выражают свое отно­шение к героям, определяют главную мысль произведения с помощью учителя

16 А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1 Чтение и анализ отдельных фрагментов. Разбор ключевых эпизодов: встреча с Пугачевым, сцена прощания Гринева с Машей.

Выявление темы и идеи произведения: формулировка основной темы, определение авторской позиции, обсуждение проблем, поднятых А.С.Пушкиным (верность, честь, любовь, долг, предательство, бунт, власть)

Читают отдельные отрывки вслух правильно, выразительно, целыми словами.

Определяют отношение автора к главным героям с помощью учителя.

Характеризуют персонажи, внешний вид, поступки, используют помощь педагога.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Разбирают с учителем ключевые эпизоды: встреча с Пугачевым, сцена прощания Гринева с Машей

Пересказывают отрывки из про­читанных глав.

Работают с иллюстративным материалом.

Определяют отношение автора к главным героям с помощью учителя.

Характеризуют персонажи, внешний вид, поступки.

Коллективно обсуждают, вы­сказывают собственное мнение.

Выражают свое отно­шение к героям, определяют главную мысль с помощью педагога.

Разбирают ключевые эпизоды: встреча с Пугачевым, сцена прощания Гринева с Машей

17 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Сочинение на заданную тему

1 Написание сочинения по одной из тем на выбор:

«Образ Пугачева в романе», «Любовь Гринева и Маши», «Проблема бунта в романе», «Честь и долг в понимании Гринева»

Пишут небольшие по объему сочинения на одну из тем на выбор:

«Образ Пугачева в романе», «Любовь Гринева и Маши», «Проблема бунта в романе», «Честь и долг в понимании Гринева», используют помощь педагога

Пишут сочинения на одну из тем на выбор:

«Образ Пугачева в романе», «Любовь Гринева и Маши», «Проблема бунта в романе», «Честь и долг в понимании Гринева»

18 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество 1 Вступительная беседа учителя.

Продолжение знакомства с биографией и основ­ными этапами творчества М. Ю. Лермонтова.

Вы­борочное чтение.

Подтверждение ответов на вопросы учителя примерами из текста.

Беседа о знакомых обучающимся произведениях М. Ю. Лермонтова. Самостоятельное составление вопросов к тексту

Выполнение теста

Слушают сообщения учителя, используя опорные схемы и наглядный материала.

Читают текст биографии М.Ю. Лермонтова.

Пересказывают биографию М.Ю. Лермонтова, используя опорные схемы, даты, наглядный материал.

Отвечают на вопросы (с помощью учителя)

Выполняют тестовые задания

Читают текст биографии М.Ю. Лермонтова.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Выборочно читают текст.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая их примерами из текста.

Пересказывают биографию М.Ю. Лермонтова.

Называют наиболее значительные произведения поэта

Составляют вопросы к био­графии поэта ми отвечают на них.

Участвуют в беседе с учителем о знакомых обучающимся произведениях

Выполняют тест

19 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1 Совершенствование техники чтения по ролям.

Работа с цитатами: анализ ключевых цитат, раскрывающих характер Печорина, его мировоззрение и взаимоотношения с другими персонажами (анализ его монологов, рассуждений о жизни и смерти).

Пересказ отдельных глав.

Соотне­сение текста с реальными историческими собы­тиями

Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.

С помощью учителя определяют, какие события описывается в произведении.

Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении с педагогом.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения.

С помощью учителя кратко пересказывают отдельные главы произведения

Выразительно читают отдельные главы по ролям.

Отвечают на вопросы учителя по тексту.

Соотносят текст с реальными историческими собы­тиями.

Выполняют работу с цитатами: анализ ключевых цитат, раскрывающих характер Печорина, его мировоззрение и взаимоотношения с другими персонажами (анализ его монологов, рассуждений о жизни и смерти) с направляющей помощью педагога.

Пересказывают отдельные главы

20 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1 Совершенствование техники чтения.

Композиционный анализ: рассмотрение хронологии повествования.

Характеристика героев: Печорина, Веры, Бэлы, Максима Максимыча, Грушницкого.

Ответы на вопросы. Определение главной мысли произведения.

Высказывание собственной точки зрения

Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.

Находят в тексте незнакомые слова и выражения, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении с педагогом

 

Выразительно читают.

Разбирают текст по вопросам учителя.

Находят трудные для понимания слова и выражения и выражения.

Выборочно читают.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют главную мысль произведения.

Высказывают собственную точку зрения, коллективно обсуждают содержание

21 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1 Совершенствование техники чтения.

Выразительное чтение.

Работа с трудными для понимания словами и выражениями.

Выражение своего от­ношения к героям романа.

Пейзажи в произведении.

Прогнозирование событий.

Вы­яснение отношения автора к событиям.

Определе­ние главной мысли произведения.

Высказывание собственной точки зрения, коллективное обсуждение содержания романа

Выразительно читают отдельные части произведения.

Находят в тексте незнакомые слова и выражения, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении.

Выражают свое от­ношение к героям романа с помощью вопросов.

Вы­ясняют отношение автора к событиям.

Определяют главную мысль с помощью учителя

Выразительно читают отдельные части произведения.

Находят трудные для понимания слова и выражения.

Выражают своё от­ношение к героям.

Прогнозируют события.

Вы­ясняют отношение автора к событиям в романе.

Выражают свое от­ношение к героям романа.

Прогнозируют события.

Вы­ясняют отношение автора к событиям.

Определяют главную мысль произведения с незначительной помощью учителя. Высказывают собственную точку зрения

22 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1 Совершенствование техники чтения.

Чтение отдельных глав романа.

Сравнительный анализ Печорина с другими героями произведения.

Выявление общих черт и различий.

Темы и проблемы: обсуждение основных тем романа (поиск смысла жизни, одиночество, разочарование, любовь, смерть, отношения человека и общества) и их актуальность в современном мире

Читают отдельные главы.

Характеризуют Печорина (дискуссия с целью выявления разных точек зрения на характер и поступки Печорина) с помощью учителя.

Обсуждают с учителем актуальность темы романа «Остается ли Печорин «героем нашего времени»?

 

Выразительно читают отдельные главы.

Проводят сравнительный анализ Печорина с другими героями с направляющей помощью педагога.

Выявляют общие черты и различия.

Обсуждают с педагогом основные темы романа (поиск смысла жизни, одиночество, разочарование, любовь, смерть, отношения человека и общества) и их актуальность в современном мире.

Дискуссии и дебаты: обсуждают с учителем поступки Печорина

 

23 Н.В. Гоголь. Великий сатирик о себе.

Тест

1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр презентации по биографии Н.В. Гоголя.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Ответы на вопросы по тексту произведения.

Самостоя­тельное составление вопросов к тексту произведения

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Просматривают презентацию по биографии.

Читают биографию и основные факты из жизни и творчества Н.В.Гоголя.

Пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал, помощь учителя.

Отвечают на вопросы (с помощью учителя).

Выполняют тест

Слушают сообщение учителя.

Просматривают презентацию по биографии.

Читают биографию Н.В. Гоголя.

Обсуждают с педагогом основные этапы творчества Н.В. Гоголя.

Составляют вопросы к био­графии с помощью учителя и отвечают на них.

Выборочно читают текст.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста.

Пересказывают биографию, используют помощь взрослого.

Выполняют тест

24 Н.В. Гоголь «Ревизор» 1 Просмотр фрагмента фильма «Ревизор».

Совершенствование техники чтения.

Анализ произ­ведения по вопросам учителя.

Чтение по ролям.

Соотнесение событий произведения с реальной ис­торической эпохой.

Работа с иллюстративным мате­риалом.

Работа над сложными для понимания сло­вами и выражениями.

Словесное рисование.

Анализ текста: работа с отдельными эпизодами (приезд Хлестакова, банкет у городничего)

Смотрят фрагмент фильма.

Читают рассказ выразительно, целыми словами.

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

С помощью педагога соотносят события произведения с реальной ис­торической эпохой.

Работают с иллюстративным мате­риалом.

Вместе с учителем разбирают текст: работают с отдельными эпизодами (приезд Хлестакова, банкет у городничего)

Смотрят фрагмент фильма.

Читают рассказ бегло, выразительно.

Разбирают произ­ведения по вопросам учителя.

Выборочно читают по ролям.

Соотносят события произведения с реальной ис­торической эпохой с направляющей помощью учителя.

Читают по ролям отрывки текста.

Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения (с помощью учителя)

Анализируют текст: работают с отдельными эпизодами (приезд Хлестакова, банкет у городничего) с помощью учителя.

 

25 Н.В. Гоголь «Ревизор» 1 Просмотр фрагмента фильма.

Совершенствование техники чтения.

Пересказ отрывка по плану.

Разбор текста: работа с отдельными эпизодами (сцена разоблачения).

Анализ языка и стиля Н.В. Гоголя: сатира, юмор, гипербола, гротеск, ирония, использование народных выражений и диалектизмов.

Выявление роли языка в создании комического эффекта

Смотрят фрагмент фильма.

Читают отрывок вслух, выразительно, целыми словами.

Составляют характеристику главных героев с помощью учителя.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Рассматривают иллюстрации, узнают по приметам действующих лиц произведения

 

 

Смотрят фрагмент фильма.

Читают отрывок выразительно, бегло.

Составляют характеристику главных героев произведения.

Пересказывают отрывок по плану, используя иллюстрацию и помощь учителя.

Проводят разбор современных аналогий: обсуждают с педагогом актуальность проблем, поднятых в пьесе, в современном обществе

 

26 Н.В. Гоголь «Ревизор» 1 Просмотр фрагмента фильма.

Характеристика героя по плану.

Оценивание по­ступков героев.

Выяснение пози­ции автора.

Высказывание собственного отношения к прочитанному, обмен мнениями, коллективное обсуждение

Обсуждение темы и проблемы произведения: чиновничество, взяточничество, социальная несправедливость, лицемерие, самообман. Их актуальность сегодня

Читают отрывок вслух, выразительно, целыми словами.

Просматривают фрагмент фильма.

Пересказывают отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Объясняют сложные для понимания выражения с помощью учителя

 

Читают отрывок выразительно, бегло.

Просматривают фрагмент фильма.

Объясняют сложные для понимания выражения с помощью учителя.

Выясняют пози­цию автора.

Высказывают собственное отношение к прочитанному, обмениваются мнениями, коллективно обсуждают.

Проводят дискуссии и дебаты с педагогом: обсуждают актуальность проблемы пьесы в современном мире: сравнение чиновничества в 19 в. и 21в.

27 Внеклассное чтение 1 Работа по роману К.М. Симонова «Живые и мертвые».

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из про­изведений.

Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.

Работа в парах, командах.

Ра­бота с выставкой книг, дневником внеклассного чте­ния.

Высказывание впе­чатления от прочитанного, выражение своего отноше­ния к героям романа

Участвуют в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

Зачитывают отрывки из романа.

Отвечают на вопросы учителя по тексту произведения

 

Выразительно читают отрывки из произведения.

Пересказывают содержание произведения.

Работают с иллюстративным материалом, в том числе работают с выставкой книг, дневником внеклассного чтения с помощью учителя.

Отвечают на вопросы педагога по содержанию произведения.

Высказывают впе­чатление от прочитанного, выражают свое отноше­ние к героям, используют помощь взрослого

28 И.С. Тургенев. Певец русской природы 1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр видеофильма по биографии И.С. Тургенева.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества И.С. Тургенева.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Самостоя­тельное составление вопросов к тексту произведения

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм по биографии писателя.

Читают биографию и основные факты из жизни и творчества И.С. Тургенева.

Пересказывают биографию писателя, используя опорные схемы, даты, наглядный материал с помощью учителя.

Отвечают на вопросы по содержанию произведения (с помощью учителя)

 

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм по биографии.

Читают биографию И.С. Тургенева.

Обсуждают с учителем основные этапы творчества И.С. Тургенева.

Составляют вопросы к био­графии писателя и отвечают на них с помощью учителя.

Выборочно читают текст.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста.

Пересказывают биографию с помощью педагога

29 И.С. Тургенев

«Бежин луг»

1 Совершенствование техники чтения.

Анализ произ­ведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Соотнесение событий произведения с реальной ис­торической эпохой.

Работа с иллюстративным мате­риалом.

Работа над сложными для понимания сло­вами и выражениями.

Словесное рисование.

Работа со словарем: объяснение незнакомых слов и выражений, встречающихся в тексте

Прогнозирование: на основе названия и предварительной беседы предположить, о чем пойдет речь в рассказе

Читают рассказ выразительно, целыми словами.

С направляющей помощью учителя работают со словарем.

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Сравнение с другими произведениями: о природе, детстве, народной жизни

Читают рассказ бегло, выразительно.

Прогнозирование: на основе названия и предварительной беседы предположить, о чем пойдет речь в рассказе…

Разбирают произведение по вопросам учителя.

Выборочно читают.

Соотносят события произведения с реальной ис­торической эпохой с направляющей помощью педагога.

Читают по ролям отрывки текста произведения.

Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения с помощью учителя

30 И.С. Тургенев «Бежин луг»

 

1 Совершенствование техники чтения.

Анализ произ­ведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение и пересказ отрывка.

Работа с иллюстративным мате­риалом.

Работа над сложными для понимания сло­вами и выражениями.

Словесное рисование.

Чтение по ролям, выразительное чтение

После чтения: беседа по содержанию (обсуждение сюжета, характера героев, их взаимоотношений; анализ композиции (обсуждение построения рассказа, роли описаний природы)

Читают отрывок вслух, выразительно, целыми словами.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Рассматривают иллюстрацию, узнают по приметам действующих лиц.

Кратко пересказывают отрывок с помощью учителя.

После чтения:

Принимают участие в беседе с учителем по содержанию рассказа (обсуждение сюжета, характера героев, их взаимоотношений; анализ композиции (обсуждение построения рассказа, роли описаний природы)

Читают отрывок выразительно, бегло.

Составляют характеристику героев рассказа по плану.

Делят отрывок на части по плану.

Рассматривают иллюстрацию, узнают по приметам действующих лиц.

Пересказывают отрывок по плану, используя иллюстрацию.

После чтения:

Участвуют в беседе по содержанию (обсуждение сюжета, характера героев, их взаимоотношений; анализ композиции (обсуждение построения рассказа, роли описаний природы)

31 М.Е. Салтыков-Щедрин.

Слово о писателе.

Тест

1 Вступительная беседа учителя.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм.

Читают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Кратко пересказывают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя опорные схемы, даты, наглядный материал.

Отвечают на вопросы (с помощью учителя).

Вспоминают ранее прочитанные рассказы автора.

Выполняют тест

Слушают сообщение учителя.

Читают биографию  М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Просматривают видеофильм.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них, подкрепляя свои ответы фактами из текста.

Кратко пересказывают биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, используют помощь взрослого.

Вспоминают ранее прочитанные рассказы автора.

Выполняют тест

32 М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1 Совершенствование техники чтения.

Просмотр отрывка видеофильма.

Анализ произ­ведения по вопросам учителя.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ текста с опорой на иллюстрацию в учебнике

Разбор текста: выявление ключевых событий, определение темы и идеи повести, поиск авторских средств выразительности (сатира, юмор, гипербола, ирония).

Поиск цитат: нахождение цитат, иллюстрирующих основную идею произведения, характер героев.

Работа со словарем: объяснение непонятных слов и выражений.

Сравнение героев: сравнение характеров и поступков генералов и мужика.

Характеристика героев: составление характеристик главных героев, используя цитаты из текста

Читают рассказ вслух правильно, выразительно, целыми словами.

Просматривают отрывок видеофильма.

Кратко пересказывают содержание данной части, используя иллюстрацию и вопросы учителя.

С помощью учителя работают со словарем: объясняют непонятные слова и выражения.

Сравнивают характеры и поступки генералов и мужика.

Составляют характеристику героев, используют помощь учителя

Читают рассказ бегло, выразительно, выборочно.

Просматривают отрывок видеофильма.

Определяют, где происходит действие рассказа.

Отвечают на вопросы учителя, подкрепляя свои ответы примерами из текста.

Пересказывают содержание данной части.

Разбирают с учителем текст: выявляют ключевые события, определяют тему и идею повести, отмечают авторские средства выразительности (сатира, юмор, гипербола, ирония).

Находят цитаты, иллюстрирующие основную идею произведения, характер героев с помощью взрослого.

Сравнивают характеры и поступки генералов и мужика.

Составляют характеристику героев, используют наводящие вопросы учителя

33 А.П. Чехов – великий гуманист.

Гражданский подвиг писателя.

Тест

1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр видеофильма по биографии А.П. Чехова.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества А.П. Чехова.

От­веты на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знако­мых обучающимся произведениях А.П. Чехова.

Самостоятельное составление вопросов по тексту.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм.

Читают биографию А.П. Чехова.

С помощью педагога кратко пересказывают биографию А.П. Чехова, используя опорные схемы, даты, наглядный материал.

Отвечают на вопросы педагога (с помощью учителя).

Вспоминают ранее прочитанные рассказы писателя, используют помощь взрослого.

Пишут тест

Слушают сообщение учителя.

Читают биографию А.П. Чехова.

Просматривают видеофильм.

С помощью учителя составляют вопросы к био­графии и отвечают на них, подкрепляя свои ответы фактами из текста.

Кратко пересказывают биографию А.П. Чехова.

Вспоминают ранее прочитанные рассказы автора.

Пишут тест

34 А.П. Чехов

«Смерть чиновника»

1 Совершенствование техники чтения.

Работа над выборочным чтением.

Анализ тек­ста по вопросам учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристики глав­ных действующих лиц

Читают рассказ бегло, выразительно.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Рассматривают иллюстрацию и определяют, чем занят приказчик.

Придумывают свою «лошадиную» фамилию с помощью педагога.

Перечисляют комические моменты рассказа

Читают рассказ бегло, выразительно.

Определяют, в чём проявляется юмор писателя в этом рассказе, подкрепляют свои ответы примерами из текста с направляющей помощью учителя.

Перечисляют комические моменты рассказа.

Рассматривают иллюстрацию.

Характеризуют глав­ных действующих лиц по наводящим вопросам педагога.

Выделяют незнакомые слова и дают им объяснения, используют помощь взрослого

35 А.П. Чехов

«Смерть чиновника»

1 Совершенствование техники чтения.

Чтение по ро­лям.

Использование элементов драматизации.

Работа над выборочным чтением.

Нахождение смешного и комичного в рассказе.

Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения

Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.

С помощью учителя определяют, сколько действующих лиц в рассказе и как должен говорить слова каждый.

Выделяют главную мысль произведения, участвуют в обсуждении с помощью учителя

Читают по ролям отрывок рассказа.

Определяют, сколько действующих лиц в рассказе и как должен говорить слова каждый.

Умеют находить смешное и комичное в рассказе.

Коллективно обсуждают, высказывают собственную точку зрения.

Выделяют главную мысль произведения с направляющей помощью педагога.

Используют элементы драматизации

36 Итоговое занятие по теме «Из произведений русской  литературы XIX  века».

Тестирование

1 Обсуждение произведения русской литературы XIX века.

Рассказывание отрывков из произведений.

Выполнение итогового тестирования

Участвуют в обсуждении произведений русской литературы XIX века.

Зачитывают отрывки из произведений выборочно.

Выполняют итоговый тест

Участвуют в обсуждении произведений русской литературы XIX века.

Пересказывают отрывки из произведений.

Выполняют итоговый тест

Из произведений литературы ХХ века – 28 часов
37 Обзорный урок. Русские поэты и писатели XX века. Презентация 1 Рассказ учителя с опорой на иллюстративный или видеоматериал.

Зачитывание отрывков из биографии писателей и поэтов XX века.

Соотнесение произведений и авторов.

Определение, из какого произведения данный отрывок.

Угадывание иллюстраций к произведениям

Слушают сообщение учителя.

Зачитывают доступные по содержанию отрывки из биографии автора.

Пересказывают доступные по содержанию отрывки из произведений писателей XX века с опорой на иллюстрации, используют помощь учителя.

Отвечают на вопросы педагога

Читают отдельные отрывки из биографии писателей и поэтов XX века.

С помощью учителя пересказывают отрывки из произведений писателей XX века своими словами.

Отвечают на вопросы учителя

38 В.В. Маяковский. Основные этапы жизни.

Тест

1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр презентации.

Знакомство обучающихся с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского.

Беседа о знакомых обучающимся произведениях В.В. Маяковского

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией писателя, используя опорные схемы и наглядный материал.

Читают отрывки из текста.

Отвечают на вопросы учителя после предварительного разбора.

Пишут тест, используют помощь взрослого

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского.

Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях В.В. Маяковского.

Читают и пересказывают биографию, основные факты из жизни и творчества с помощью учителя.

Составляют вопросы к био­графии поэта и ответы на них.

Пишут тест

 

39 В.В. Маяковский. Стихотворения:

«Стихи о советском паспорте»;

«Товарищу Нетте – пароходу и человеку»

1 Прослушивание аудиозаписи стихов.

Совершенствование техники чтения.

Объяснение значения непонятных слов и выражений.

Ответы на вопросы учебника по содержанию произведения В.В. Маяковского «Необыкновенное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче».

Определение основной мысли произведения.

Пересказ содержания стихотворения.

Определение жанра стихотворения

Слушают чтение стихов.

Выразительно читают текст.

Объясняют незнакомые слова и выражения при помощи учителя.

Отвечают на вопросы учебника по содержанию.

Определяют основную мысль произведения после предварительной подготовки.

Пересказывают стихотворение с опорой на развёрнутый план с помощью учителя.

Читают стихотворение выразительно

Слушают чтение стихов.

Выразительно читают текст.

Объясняют незнакомые слова и выражения.

Отвечают на вопросы учебника по содержанию стихотворений.

Определяют основную мысль произведения.

Пересказывают стихотворение.

Читают стихотворение выразительно

40 С.А. Есенин. Воспоминания современников о поэте.

(Тест)

1 Вступительная беседа учителя.

Просмотр видеофильма по биографии.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества С. А. Есенина.

От­веты на вопросы учителя по тексту.

Беседа о знако­мых обучающимся произведениях С. А. Есенина.

Самостоятель­ное составление вопросов по тексту.

Обсуждение известных обучающимся произведений С. А. Есенина

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Читают биографию С. А. Есенина.

Просматривают видеофильм по биографии С. А. Есенина.

С помощью учителя пересказывают биографию, используя опорные схемы, даты, наглядный материал.

Отвечают на вопросы (с помощью учителя).

Выполняют тест

Слушают сообщение учителя.

Просматривают видеофильм по биографии С. А. Есенина. Читают биографию С. А. Есенина.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая свои ответы фактами из текста.

Кратко пересказывают биографию, используя помощь взрослого.

Выполняют тест

 

41 Лирика С.А. Есенина:

«Собаке Качалова»;

«Не жалею, не зову, не плачу…».

1 Беседа с опорой на иллюстративный материал, про­изведения искусства, музыку.

Прослушивание аудиозаписей.

Работа над совершенствованием техники и выразительным чтением.

Работа над словами и выражениями, сложными для пони­мания.

Выборочное чтение.

Словесное рисование.

Работа над средствами художественной вырази­тельности.

Раскрытие темы красоты русской при­роды и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина

Читают стихотворение правильно, выразительно, целыми словами.

Просматривают видеоклип с песней на стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…».

Учат стихотворение наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся).

Находят в тексте незнакомые выражения: учатся объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя).

Находят в тексте строки, в которых выражена любовь поэта к Родине

 

Участвуют в беседе с учителем с опорой на иллюстративный материал, про­изведения искусства, музыку.

Читают стихотворение правильно, выразительно, целыми словами, выборочно.

Просматривают видеоклип с песней на стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…».

Выделяют незнакомые выражения и дают им объяснения с помощью учителя.

Находят в тексте строки, в которых выражена любовь поэта к родине.

Выполняют словесное рисование.

Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы строками из стихотворения с направляющей помощью педагога.

Заучивают стихотворение наизусть (на выбор)

42 Сочинение «Тема Родины и русской природы в творчестве С.А. Есенина» 1 Сочинение на тему «Тема Родины и русской природы в творчестве С.А. Есенина» Пишут небольшое по объему сочинение Пишут сочинение с учетом всех возрастных требований
43 А.А. Ахматова. Жизнь и судьба.

Тест

1 Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.А. Ахматовой.

Просмотр презентации.

Беседа о знакомых произведениях А.А. Ахматовой.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Выполнение теста

Знакомятся с биографией поэтессы, используя опорные схемы и наглядный материал.

Смотрят презентацию.

Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора.

Выполняют тестовые задания

Знакомятся с биографией и основными этапами творчества А.А. Ахматовой.

Смотрят презентацию.

Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях А.А. Ахматовой.

Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы учителя после предварительного разбора.

Выполняют тест

44 Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой:

«Ветер Войны»;

«Мужество»

1 Совершенствование техники чтения.

Выразительное чтение стихотворений А.А. Ахматовой «Ветер войны» и «Мужество».

Ответы на вопросы по содержанию стихотворений А.А. Ахматовой «Ветер войны» и «Мужество».

Заучивание стихотворения наизусть (на выбор)

 Выразительно читают стихотворение.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям под руководством учителя.

Отвечают на вопросы по содержанию стихотворений А.А. Ахматовой «Ветер войны» и «Мужество».

Заучивают стихотворения наизусть (на выбор) (объем заучивания с учетом возможностей обучающихся)

Читают стихотворение выразительно и с соблюдением интонации.

Используют средства художественной вырази­тельности.

Выражают свое отношение к поступкам героев и событиям.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию стихотворений А.А. Ахматовой «Ветер войны» и «Мужество».

Заучивание стихотворения наизусть (на выбор)

45 Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество 1 Знакомство обучающихся с биографией и основными этапами творчества Н.А. Заболоцкого (презентация).

Беседа о знакомых произведениях Н.А. Заболоцкого.

Выполнение теста

Вступительная беседа учителя.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Просматривают презентацию.

Знакомятся с биографией поэта, используя опорные схемы и наглядный материал.

Зачитывают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора.

Выполняют тестовые задания

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией и основными этапами творчества Н.А. Заболоцкого.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них, используют помощь учителя.

Пересказывают биографию.

Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях Н.А. Заболоцкого.

Выполняют тестовые задания

46 Н.А. Заболоцкий. Стихи:

«Я воспитан природой суровой»;

«Не позволяй душе лениться»

1 Совершенствование техники выразительного чтения.

Объяснение значения непонятных слов и выражений.

Ответы на вопросы по содержанию произведений Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой» и «Не позволяй душе лениться».

Раскрытие темы Родины, любви к родной земле в стихотворениях Н.А. Заболоцкого

Читают выразительно тексты стихотворений.

Кратко пересказывают отрывки из прочитанных произведений.

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст.

Участвуют в беседе, используя иллюстративный материал

Выразительно читают стихи Н.А. Заболоцкого.

Объясняют значение непонятных слов и выражений с помощью учителя.

Отвечают на вопросы педагога по содержанию произведения.

Раскрывают тему Родины, любви к родной земле в стихотворениях Н.А. Заболоцкого

47 Внеклассное чтение 1 Работа по роману К.М. Симонова «Последнее лето».

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из про­изведений.

Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.

Работа в парах, командах.

Ра­бота с выставкой книг, дневником внеклассного чте­ния.

Высказывание впе­чатления от прочитанного, выражение своего отноше­ния к героям

Участвуют в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

Зачитывают отрывки из романа.

Отвечают на вопросы учителя по тексту произведения

 

Выразительно читают отрывки из произведения.

Пересказывают содержание произведения.

Работают с иллюстративным материалом, в том числе работают с выставкой книг, дневником внеклассного чтения.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения.

Высказывают впе­чатление от прочитанного, выражают свое отноше­ние к героям

48 М.А. Шолохов. Жизнь и творчество.

Тест

1 Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.А. Шолохова (презентация).

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией писателя, используя опорные схемы и наглядный материал. Зачитывают отрывки из текста. Отвечают на вопросы педагога после предварительного разбора.

Выполняют тестовые задания

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией и основными этапами творчества М.А. Шолохова.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях М.А. Шолохова.

Выполняют тест

49 М.А. Шолохов. «Донские рассказы» 1 Совершенствование техники выразительного чтения.

Чтение по ролям.

Поисковое чтение.

Характеристика героев, определение их типажа (положительный/отрицательный)

Составление плана пересказа.

Пересказ отдельных глав произведения

Совершенствуют технику выразительного чтения.

Находят в тексте ответы на поставленные вопросы.

Составляют характеристику героев, определяют их типаж (положительный/отрицательный) с помощью учителя.

Участвуют в составлении плана пересказа.

Кратко пересказывают отдельные главы рассказа

Совершенствуют технику выразительного чтения.

Читают по ролям.

Составляют характеристику героев, определяют их типаж (положительный/отрицательный)Помощь учителя по наводящим вопросам.

Составляют подробный план пересказа.

Пересказывают отдельные главы по плану с помощью учителя

50 Сочинение-рассуждение:

«Тема любви к родине в произведениях М.А. Шолохова»

1 Написание сочинения «Тема любви к родине в произведениях М.А. Шолохова» Пишут небольшие по объему сочинения «Тема любви к родине в произведениях М.А. Шолохова» Пишут сочинения «Тема любви к родине в произведениях М.А. Шолохова»
51 А.Т. Твардовский Жизнь и творчество поэта.

Тест

1 Просмотр презентации.

Знакомство обучающихся с биографией и основными этапами творчества А.Т. Твардовского.

Беседа о знакомых произведениях А.Т. Твардовского.

Составление вопросов по биографии поэта.

Выполнение теста

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией поэта, используя опорные схемы и наглядный материал.

Участвуют в беседе.

Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы учителя после предварительного разбора.

Выполняют тестовые задания

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией и основными этапами творчества А.Т. Твардовского.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Участвуют в беседе о знакомых обучающимся произведениях А.Т. Твардовского.

Выполняют тест

52 А.Т. Твардовский.

«Дом у дороги»

1 Слушание аудиозаписи отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги» (или чтение учителя).

Беседа по произведению А.Т. Твардовского «Дом у дороги» с опорой на иллюстративный материал.

Объяснение значения непонятных слов и выражений.

Ответы на вопросы по произведению А.Т. Твардовского «Дом у дороги».

Обсуждение основных черт характера старой женщины.

Заучивание отрывков наизусть из произведения А.Т. Твардовского «Дом у дороги»

Слушают аудиозапись (или чтение учителя).

Читают отрывок из поэмы А.Т. Твардовского выборочно.

Объясняют значение непонятных слов и выражений с помощью учителя.

Пересказывают отрывки из произведений с помощью развёрнутого плана.

Находят в тексте незнакомые слова, учатся объяснять их, опираясь на текст.

Участвуют в беседе, используя иллюстративный материал.

Заучивают отрывок наизусть (с учетом возможностей обучающихся)

Слушают аудиозапись (или чтение учителя).

Читают отрывок из поэмы выразительно с соблюдением интонации.

Объясняют значение непонятных слов и выражений с помощью учителя.

Используют средства художественной выразительности.

Участвуют в беседе с опорой на иллюстративный материал.

Раскрывают позицию автора при помощи педагога.

Называют основные черты характера героя произведения. Заучивают отрывок из поэмы наизусть

53 К.М. Симонов. Жизнь и творчество.

Тест

1 Вступительная беседа учителя (презентация): краткая биография К.М. Симонова, его участие в ВОВ как военного корреспондента, особенности его стиля и тематики.

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Беседа о теме войны (обсуждение личного опыта, знаний о Великой Отечественной войне, ее героях и трагедии).

Составление вопросов к био­графии писателя и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией писателя, используя опорные схемы и наглядный материал. Зачитывают отрывки из текста. Отвечают на вопросы учителя после предварительного разбора.

Принимают участие в беседе о теме войны (обсуждение личного опыта, знаний о Великой Отечественной войне, ее героях и трагедии).

Выполняют тестовые задания

Смотрят презентацию.

Знакомятся с биографией и основными этапами творчества К.М. Симонова.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Участвуют в беседе о теме войны (обсуждение личного опыта, знаний о Великой Отечественной войне, ее героях и трагедии).

Выполняют тест

54 К.М. Симонов. «Солдатами не рождаются» 1 Знакомство с текстом романа (чтение отрывков).

Совершенствование техники чтения.

Работа с текстом:

Выборочное чтение вслух по ролям.

Комментированное чтение текста.

Объяснение значения непонятных слов и выражений.

Ответы на вопросы педагога по содержанию произведения «Солдатами не рождаются».

Составление характеристики героев.

Раскрытие основной мысли рассказа

Выразительно читают текст вслух, соблюдая интонацию. Комментируют свое чтение.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения.

Составляют характеристику героев с опорой на план.

Раскрывают основную мысль произведения после предварительного разбора произведения с помощью учителя

Выразительно читают текст по ролям.

Отвечают на вопросы по содержанию произведения.

Составляют характеристику героев, записывают её по составленному плану.

Раскрывают основную мысль рассказа

55 К.М. Симонов. «Солдатами не рождаются» 1 Совершенствуют технику чтения.

Объяснение значения непонятных слов и выражений.

Ответы на вопросы по содержанию произведения.

Пересказ содержания произведения.

Раскрытие основной мысли.

Анализ образов героев (выделение главных и второстепенных персонажей, мотивов поступков, взаимоотношений)

Читают выразительно отрывки из произведения.

Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении содержания рассказа.

Кратко пересказывают произведение после предварительного разбора с опорой на развёрнутый план.

Разбирают образы героев (выделяют главных и второстепенных персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношений)

Читают выразительно с соблюдением интонации.

Участвуют в беседе с опорой на иллюстративный материал.

Выделяют главную мысль произведения, используют помощь учителя.

Проводят анализ образов героев (выделяют главных и второстепенных персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношений) по наводящим вопросам учителя

56 Внеклассное чтение 1 Знакомство с творчеством В.С. Высоцкого.

Просмотр презентации.

Прослушивание аудиозаписей стихов и песен.

Выборочное чтение, отрывков из про­изведений.

Работа в парах, командах.

Ра­бота с выставкой книг.

Высказывание впе­чатления от прочитанных стихов поэта

Знакомятся с творчеством В.С. Высоцкого.

Просматривают презентацию.

Прослушивают аудиозаписи стихов и песен.

Выборочно читают отрывки из про­изведений.

Работают в парах, командах.

Ра­ботают с выставкой книг.

Высказывают впе­чатления от прочитанных стихов поэта

Знакомятся с творчеством В.С. Высоцкого.

Просматривают презентацию.

Прослушивают аудиозаписи стихов и песен.

Выборочно читают отрывки из про­изведений.

Работают в парах, командах.

Ра­ботают с выставкой книг.

Высказывают впе­чатления от прочитанных стихов поэта

57 В.М. Шукшин. Жизнь и творчество.

Тест

    1 Вступительная беседа учителя (презентация).

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Смотрят презентацию.

Участвуют в беседе после просмотра презентации по биографии писателя.

Читают и кратко пересказывают биографию.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст.

Выполняют тест

Смотрят презентацию.

Принимают участие в беседе.

Читают и пересказывают биографию, называют основные факты из жизни.

Составляют вопросы к био­графии писателя.

Отвечают на вопросы по тексту статьи.

Выполняют тест

58 В.М. Шукшин. Рассказ «Жатва» 1 Обсуждение понятия «обида».

Просмотр фрагментов фильма.

Совершенствование техники чтения.

Чтение по ролям.

Анализ прочитанного текста:

1) объяснение устаревших слов и выражений;

2) определение темы и идеи рассказа;

3) анализ образов персонажей (характеристика главных и второстепенных героев, мотивы их поступков, ценности).

Составление плана пересказа отдельных эпизодов рассказа и пересказ.

Определение основной идеи рассказа

Принимают участие в обсуждении.

Смотрят фрагменты из фильма.

Совершенствуют технику чтения.

Читают с комментариями отдельные эпизоды.

Разбирают прочитанный текст:

1) объясняют устаревшие слова и выражения (по словарю);

2) определяют тему и идею рассказа (с помощью учителя);

3) разбирают образы персонажей (составляют характеристику главных и второстепенных героев, объясняют мотивы их поступков, ценности), опираются на текст.

Пересказывают отдельные эпизоды рассказа, используют помощь учителя

Участвуют в обсуждении.

Смотрят фрагменты фильма.

Совершенствуют технику чтения.

Выразительно читают отдельные эпизоды, соблюдая интонацию.

Разбирают прочитанный текст:

1) объясняют устаревшие слова и выражения;

2) определяют темы и идеи рассказа;

3) разбирают образы персонажей (составляют характеристики главных и второстепенных героев, объясняют мотивы их поступков, ценности).

Составляют план пересказа отдельных эпизодов рассказа с помощью учителя.

Пересказывают отдельные эпизоды

Обосновывают и доказывают основную идею рассказа

59 В.М. Шукшин. Рассказ «Обида» 1 Совершенствование техники чтения.

Чтение по ролям.

Анализ прочитанного текста:

1) объяснение устаревших слов и выражений;

2) определение темы и сути конфликта;

3) анализ образов персонажей: (характеристика главных и второстепенных героев, мотивы их поступков, взаимоотношения).

Составление плана пересказа отдельных эпизодов рассказа и пересказ.

Основная идея рассказа

Совершенствуют технику чтения.

Читают по ролям отдельные эпизоды.

Разбирают с помощью учителя прочитанный текст:

1) объясняют устаревшие слова и выражения (по словарю);

2) определяют тему и суть конфликта (с помощью учителя);

3) разбирают образы персонажей (составляют характеристику главных и второстепенных героев, объясняют мотивы их поступков, взаимоотношения), опираются на текст.

Пересказывают отдельные эпизоды рассказа

Совершенствуют технику чтения.

Выразительно читают по ролям, соблюдая интонацию.

Разбирают прочитанный текст:

1) объясняют устаревшие слова и выражения;

2) определяют тему и суть конфликта;

3) анализируют образы персонажей (составляют характеристики главных и второстепенных героев, объясняют мотивы их поступков, взаимоотношения).

Составляют план пересказа отдельных эпизодов рассказа, используют помощь педагога.

Пересказывают отдельные эпизоды.

Обосновывают и доказывают основную идею рассказа с помощью учителя

60 В.П. Астафьев. Жизнь и творчество.

Тест

1 Вступительная беседа учителя (презентация).

Чтение и пересказ биографии и основных фактов из жизни и творчества.

Составление вопросов к био­графии и ответы на них.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по тексту.

Выполнение теста

Слушают сообщение учителя.

Просматривают презентацию по биографии писателя.

Читают биографию, знакомятся с основными фактами из жизни и творчества В.П. Астафьева.

Кратко пересказывают биографию писателя, используя опорные схемы, даты, наглядный материал.

Отвечают на вопросы учителя, обращаясь к тесту статьи.

Выполняют тест

Слушают сообщение учителя.

Просматривают презентацию по биографии.

Читают статью о биографии В.П. Астафьева.

Обсуждают основные этапы творчества писателя.

Составляют вопросы к био­графии и отвечают на них.

Отвечают на вопросы учителя по тексту, подтверждая ответы фактами из текста.

Пересказывают биографию писателя.

Выполняют тест

61 В.П. Астафьев «Последний поклон»

 

1 Просмотр фрагмента фильма по рассказу.

Совершенствование техники чтения.

Чтение отдельных глав и эпизодов по ролям.

Выделение ключевых эпизодов.

Анализ прочитанного текста:

1) объяснение устаревших слов и выражений;

2) определение темы и идеи рассказа;

Составление плана пересказа отдельных эпизодов рассказа и пересказ

Смотрят фрагменты фильма по рассказу.

Совершенствуют технику чтения.

Читают отдельные главы и эпизоды бегло, выразительно.

Выделяют ключевые эпизоды.

Разбирают прочитанный текст:

1) объясняют устаревшие слова и выражения (со словарем);

2) определяют тему и идею рассказа с помощью учителя;

Составляют план пересказа отдельных эпизодов рассказа с помощью учителя. Кратко пересказывают по плану

Просматривают фрагменты фильма по рассказу.

Совершенствуют технику чтения по ролям.

Выделяют ключевые эпизоды.

Разбирают прочитанный текст:

1) объясняют устаревшие слова и выражения;

2) определяют тему и идею рассказа;

Составляют план пересказа отдельных эпизодов рассказа.

Пересказывают отдельные главы по плану, используют помощь педагога

62 В.П. Астафьев «Последний поклон» 1 Просмотр фрагментов фильма.

Дальнейшее совершенствование техники чтения.

Чтение по ролям.

Анализ прочитанного текста:

1) объяснение устаревших слов и выражений;

2) анализ образов персонажей: (характеристика главных и второстепенных героев, мотивы их поступков, взаимоотношения).

Выявление проблемы: обсуждение вопросов о жизни и смерти, о нравственных ценностях, о важности семейных отношений

Смотрят фрагменты фильма.

Совершенствуют технику чтения.

Читают по ролям.

Объясняют устаревшие слова и выражения с направляющей помощью учителя.

Разбирают с учителем образы персонажей: (составляют характеристику главных и второстепенных героев, объясняют их поступки) с помощью учителя.

Участвуют в обсуждении вопросов о жизни и смерти, о нравственных ценностях, о важности семейных отношений, опираясь на текст рассказа

Смотрят фрагменты фильма.

Выразительно читают по ролям отдельные эпизоды.

Разбирают прочитанные главы текста:

1)объясняют устаревшие слова и выражения;

2)разбирают образы персонажей (характеристика главных и второстепенных героев, мотивы их поступков, взаимоотношения).

Выявляют проблемы: обсуждают вопросы о жизни и смерти, о нравственных ценностях, о важности семейных отношений

63 В.П. Астафьев «Последний поклон» 1 Обсуждение ключевых событий.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа.

Анализ поступков и переживаний персонажей.

Составление плана пересказа рассказа, выделение основных событий.

Выделение основной идеи рассказа.

Написание письма от лица героя (постановка себя на место героя и описание его переживаний)

Принимают участие в обсуждении ключевых событий.

Отвечают на вопросы педагога по содержанию рассказа с опорой на иллюстрации (сюжеты фильма).

Разбирают с учителем поступки и переживания персонажей с опорой на текст рассказа.

Составляют план пересказа рассказа, выделяют основные события с помощью учителя.

Пишут письмо от лица героя (от имени главного героя описывают его переживания), используют помощь взрослого

Обсуждают ключевые события.

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

Разбирают поступки и переживания персонажей по наводящим вопросам педагога.

Составляют план пересказа рассказа, выделяют основные события.

Выделяют основную идею рассказа.

Пишут письма от лица героя (ставят себя на место героя и описывают его переживания)

64 Тестирование по произведениям русской литературы ХХ века 1 Выполнение итогового тестирования по произведениям русской литературы ХХ века Выполняют итоговое тестирование по произведениям русской литературы ХХ века после предварительного разбора Выполняют итоговое тестирование по произведениям русской литературы ХХ века самостоятельно
Из произведений зарубежной литературы – 4 часа
65 Зарубежная литература. Обзорный урок (Ф. Купер, Р. Брэдбери, Д. Лондон) 1 Рассказ учителя с опорой на иллюстративный или видеоматериал.

Зачитывание отрывков из биографии зарубежных писателей.

Соотнесение произведений и авторов.

Определение, из какого произведения данный отрывок.

Угадывание иллюстраций к произведениям

Слушают сообщение учителя.

Зачитывают доступные по содержанию отрывки из биографии писателей.

Пересказывают доступные по содержанию отрывки из произведений зарубежных писателей с опорой на иллюстрации и помощь учителя.

Определяют, из какого произведения данный отрывок.

Угадывают иллюстрации к произведениям.

Отвечают на вопросы учителя

Смотрят видео материалы. Слушают сообщение учителя.

Принимают участие в обсуждении.

Читают отдельные отрывки из биографии зарубежных писателей.

Пересказывают отрывки из произведений зарубежных писателей своими словами.

Определяют, из какого произведения данный отрывок.

Называют иллюстрации к произведениям.

Отвечают на вопросы учителя

66 Джек Лондон «Любовь к жизни» 1 Просмотр фрагмента фильма по рассказу Дж. Лондона.

Комментированное чтение отрывка текста.

Выделение в тексте трудных для понимания и не­знакомых слов и выражений.

Чтение текста по ро­лям.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа.

Пересказ отдельных глав произведения

Читают вслух правильно, выразительно, целыми словами.

 

Рассматривают иллюстрации, находят в тексте отрывки, соответствующие им.

 

Выделяют в тексте незнакомые слова с помощью учителя.

Кратко пересказывают отдельные главы, используют помощь взрослого

 

Читают вслух правильно, выразительно, бегло.

Выделяют незнакомые слова в тексте, правильно их объясняют (с помощью учителя).

Читают по ро­лям.

Отвечают на вопросы учителя по тексту.

Пересказывают прочитанные главы

67 Джек Лондон «Любовь к жизни» 1 Просмотр фрагмента фильма по рассказу Дж. Лондона.

Чтение вслух по ролям.

Составление сравнительной характеристики героев рассказа, условий их жизни.

Ответы на вопросы учителя по содержанию рассказа.

Выделение и анализ ключевых слов и выражений для понимания основной идеи произведения

Смотрят фрагменты фильма по рассказу Дж. Лондона.

Выразительно читают отрывки из рассказа вслух.

Составляют сравнительную характеристику героев рассказа, условий их жизни (с помощью учителя).

Отвечают на вопросы по содержанию, используя помощь учителя.

Выделяют ключевые слова и выражения для понимания основной идеи с помощью учителя

Смотрят фрагменты фильма по рассказу Дж. Лондона.

Читают отрывки из рассказа вслух по ролям.

Составляют сравнительную характеристику героев рассказа, условий их жизни.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию.

При помощи учителя выделяют и разбирают ключевые слова и выражения для понимания основной идеи

68 Джек Лондон «Любовь к жизни».

Итоговый урок

1 Просмотр фрагмента фильма по рассказу Дж. Лондона.

Обсуждение проблемных вопросов:

1) Почему герой не сдался?

2) Какие нравственные уроки можно извлечь из этого рассказа?

Ответы на вопросы контрольных и тестовых заданий

Просматривают фрагменты фильма по рассказу Дж. Лондона.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов:

1) Почему герой не сдался?

2) Какие нравственные уроки можно извлечь из этого рассказа?

Отвечают на вопросы контрольных и тестовых заданий

Смотрят фрагменты фильма по рассказу Дж. Лондона.

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов:

1) Почему герой не сдался?

2) Какие нравственные уроки можно извлечь из этого рассказа?

Отвечают на вопросы контрольных и тестовых заданий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *