Биология 9 класс 1 вариант

№     Тема урока   К-во часов Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень Достаточный уровень
Введение – 1час  
1 Роль и место человека в природе 1 Формирование представления об анатомии, физиологии и гигиене как науках. Сравнение человека с млекопитающими, признаки сходства человека и других млекопитающих Находят ответы в учебнике на вопрос «что изучают науки анатомия, физиология, гигиена». По рисункам определяют черты сходства и отличия человека от животных, используя помощь учителя Рассказывают об организме человека как едином целом, что изучают науки. Сравнивают строение человека с млекопитающими по ведущим признакам, называют черты сходства и отличия, результаты сравнения заносят в таблицу рабочей тетради, используя слова для справок
Общее знакомство с организмом человека -2 часа
2 Строение клеток и тканей организма 1 Формирование представления о том, что человек состоит из клеток Рассматривают на рисунках строение клетки и тканей организма, называют ткани по рисункам, используя помощь учителя Находят на рисунках основные части клетки, виды тканей, вписывают их название в таблицу рабочей тетради, используя опорные буквы Рассказывают о строении клетки, работают со словарем, находят определение ткани, называют виды тканей и их функции. Пользуясь текстом учебника, дополняют таблицу в рабочей тетради о видах тканей, месте расположения и выполняемой функцией  
3 Основные системы органов человека   Формирование представления об органах и системах органов Рассматривают на рисунках строение органов и тканей организма, называют ткани и органы по рисункам, заранее обозначенным учителем. Вписывают в рабочую тетрадь названия систем органов человека, используя опорные буквы   Рассказывают о строении клетки, работают со словарем. Устанавливают взаимосвязь между органом и тканью, которая его образует. Называют органы и системы органов, устанавливают взаимосвязь между строением органа и выполняемой функцией. Пользуясь текстом учебника, дополняют таблицу в рабочей тетради «Системы органов и органы, входящие в состав системы органов»
Опора и движение – 10 часов    
  4 Скелет человека. Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Основные части скелета 1 Формирование представления об опорных системах в жизни живых организмов, значении скелета, основных частях скелета Рассказывают об опорных системах в жизни живых организмов (растений, животных, человека), с опорой на иллюстративный материал, предложенный учителем. Показывают по рисункам учебника части скелета, подписывают их название на схеме в рабочей тетради Составляют рассказ о значении опорных систем в жизни живых организмов (растений, животных, человека) по опорным понятиям. Называют основные части скелета. Записывают в рабочую тетрадь, из чего состоит опорно- двигательная система. Подписывают на схеме части скелета.  Показывают части скелета на таблице, макете и схеме. Называют основные функции скелета, отмечают его значение в жизни человека. Рассказывают, как осуществляется развитие и рост костей, опираясь на схему их строения
  5 Череп 1 Формирование представлений о строении черепа, его отделах и выполняемых функциях                   Находят на рисунках  и называют отделы скелета черепа и кости, их образующие,   с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Рассказывают, какую функцию выполняет череп. Дополняют схему в рабочей тетради: вписывают название двух отделов скелета головы человека; распределяют кости черепа на две группы и записывают их название в таблицу. Показывают кости черепа на скелете человека, используя помощь учителя Называют отделы черепа по таблице, скелету человека.  Выписывают из учебника в тетрадь названия костей мозгового и лицевого отделов. Заполняют схему в рабочей тетради «Название костей черепа». Составляют рассказ по плану: значение черепа. Изучают внешний вид костей черепа по скелету человека, устанавливают взаимосвязь строения и выполняемой функции  
   6 Скелет туловища. Практическая работа   Формирование представлений о скелете туловища, строении позвоночника и грудной клетки Называют отделы скелета туловища, позвоночника и грудной клетки,  опираясь на схемы и опорные предложения. Выполняют практическую работу «Определение правильной осанки», изучают внешний вид позвонков и ребер по скелету человека, опираясь на помощь учителя. Делают вывод под руководством учителя о влиянии физических упражнений на формирование правильной осанки Называют отделы скелета туловища, позвоночника, грудной клетки по таблице. Изучают внешний вид позвонков и ребер по скелету человека.  Рассказывают об особенностях их строения, устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемой функцией.  Выписывают в рабочую тетрадь из учебника названия отделов позвоночника. Называют меры предупреждения искривления позвоночника, правила здорового образа жизни. Выполняют практическую работу «Определение правильной осанки», делают вывод о необходимости соблюдения правил здорового образа жизни для формирования правильной осанки человека
  7 Кости верхних и нижних конечностей. Соединение костей 1 Формирование представлений о строении верхних и нижних конечностей, типах соединения костей   Называют кости верхних и нижних конечностей на рисунках и макете скелета человека, используя опорные предложения и помощь учителя. Подписывают названия частей верхних и нижних конечностей на схемах в рабочей тетради, используя рисунки учебника и помощь учителя. Выписывают из учебника в рабочую тетрадь названия типов соединения костей, используя предложенные учителем предложения Называют и показывают на рисунках и макете (скелете человека) кости верхних и нижних конечностей.  Изучают по скелету внешний вид косей рук и ног, устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемой функцией. Называют по рисункам и показывают на макете скелета человека типы соединения костей (подвижный, полуподвижный и неподвижный). Дополняют схему и вписывают названия типов соединения костей в рабочую тетрадь
   8 Сустав, его строение. Связки и их значение   Расширение представлений о типах соединения костей, особенностях строения сустава и связок Рассказывают о строении сустава по рисунку учебника, используя предложенные учителем предложения. Составляют рассказ о связках и их значении, используя опорные предложения. Подписываю части сустав на рисунке в рабочей тетради, используя текст учебника Составляют рассказ о строении сустава по рисунку учебника, показывают и называют части сустава на макете скелета человека. Рассказывают о строении и функциях связок, их значении в укреплении сустава.  Показывают  суставы на скелете человека, устанавливают взаимосвязь между строением сустава и выполняемой функцией. Относят сустав к подвижному типу соединения костей
9 Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная  помощь при этих травмах 1 Формирование представления о растяжениях связок, переломах костей, вывихах суставов. Формирование представлений об оказании доврачебной помощи при растяжениях, вывихах и переломах костей Рассказывают о причинах растяжениях связок, вывихах сустава, переломах костей, используя помощь учителя. Дописываю предложения в рабочей тетради, подписывают рисунки с названиями типов повреждения, используя слова для справок. Называют по описанию типы повреждения костей. Выполняют практическую работу с помощью учителя: накладывают  шины и повязки. Под руководством учителя делают вывод о причинах травм, необходимости здорового образа жизни и безопасного поведения Рассказывают о типах повреждения суставов по рисункам и макетам, записывают в тетрадь их определения.  Подписывают рисунки в рабочей тетради с типами повреждения, используя слова для справок. Называют признаки отличия между закрытым и открытым переломом; какую помощь следует оказывать при переломе, вывихе и растяжении. Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради «Повреждение опорно- двигательной системы», используя текст учебника. Выполняют практическую работу по оказанию доврачебной помощи при переломах, вывих, растяжении связок: накладывают шины и повязки. Делают вывод о причинах травм, необходимости здорового образа жизни и безопасного поведения
10 Мышцы. Движение- важнейшая особенность живых организмов   Формирование понятий о движении, как важнейшей особенности живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека) По иллюстрациям рассказывают о двигательных реакциях растений, о движении разнообразных видов животных, о движении человека. Показывают по рисункам, где расположены мышцы человека. Называют основное свойство мышц.  Складывают из букв название разных видов мышц. Заполняют пропуски в предложении в рабочей тетради о скелетных мышцах, пользуясь текстом учебника, используя помощь учителя Рассказывают об особенностях движения живых организмов по рисункам и иллюстрациям. Вписывают в рабочую тетрадь название ткани, образующей мышцы. Дополняют текст таблицы в рабочей тетради о расположении основных групп мышц в организме. Складывают из букв название разных видов мышц.  Заполняют пропуски в предложении  о скелетных мышцах в рабочей тетради, пользуясь текстом учебника. Подписывают основные части мышцы на рисунке рабочей тетради. Называют основное свойство мышц
11 Основные группы мышц в теле человека 1 Формирование представлений о группах мышц у человека   Выписывают в тетрадь из учебника основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица, названия основных мышц на торсе человека. Выполняют движения, демонстрируют работу разных групп мышц, используя помощь учителя Называют и показывают на рисунках основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Называют значение разных групп мышц, устанавливают взаимосвязь между строением и функцией разных групп мышц. Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради «Основные группы мышц». Подписывают названия групп мышц на рисунке  
12 Работа мышц. Утомление мышц 1 Формирование представления о работе мышц.  Наблюдение за работой мышц: сгибание, разгибание, удерживание Называют и показывают на рисунках мышцы- сгибатели и мышцы- разгибатели, чем мышцы прикреплены к костям. Рассказывают о работе мышц по плану и опорным предложениям (сгибание, разгибание, удержание). Выполняют движения, демонстрируют работу разных групп мышц, используя помощь учителя Рассказывают и показывают в ходе самонаблюдения как работают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, как выполняется сгибание, разгибание, удерживание. Выполняют практические опыты  по демонстрации работы мышц и их утомлении, результаты записывают в рабочую тетрадь. Устанавливают зависимость между работой мышц и утомлением, называют причины утомления мышц. Записывают в тетрадь рекомендации по укреплению мышц. Выполняют движения, демонстрируют работу разных групп мышц, под руководством учителя
13 Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц 1 Формирование понятий о влиянии физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц, значении физического труда в правильном формировании опорно- двигательной системы   Рассказывают по рисункам, с опорой на предложения и иллюстрации о важности занятий физкультурой, спортом и физическим трудом для формирования и развития мышц. Записывают в тетрадь упражнения для утренней гимнастики. Рассказывают о пластике и красоте человеческого тела. Определяют по рисункам, какие упражнения надо выполнять для развития разных групп мышц, сохранении пластики и красоты, используя помощь учителя Рассказывают о важности занятий физкультурой, спортом и физическим трудом для формирования и развития мышц. Проводят опыты и наблюдения для профилактики мышечного утомления, делают вывод, когда утомление наступает быстрее. Называют правила здорового образа жизни. Записывают в тетрадь упражнения для утренней гимнастики, для формирования правильной осанки. Называют причины нарушения пластики и красоты человеческого тела.  Определяют по рисункам, какие упражнения надо выполнять для развития разных групп мышц, сохранении пластики и красоты    
                                                                        Кровообращение – 8 часов    
14 Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека   Формирование представлений о передвижении веществ  в организме растений и животных; о кровеносной системе человека Рассказывают о передвижении веществ в организме растений и животных по рисункам с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Показывают по таблице общий план строения кровеносной системы.  Называют сосуды, по которым перемещается кровь с питательными веществами Составляют рассказ о способах передвижения питательных вещества по сосудам растений и животных, делают вывод о единстве строения и выполняемых функций данных систем. Показывают на рисунках и таблицах сосуды растения и животных.  Рассказывают, как осуществляется транспорт веществ в организме животных. Показывают на таблице схему кровеносной системы человека, пути передвижения питательных веществ с кровью по сосудам кровеносной системы. Записывают определения в тетрадь. Зарисовывают клетки и сосуды, участвующие в передвижении веществ
15 Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды 1 Формирование представлений о значении и  составе  крови, кровеносных сосудах   Называют функции крови, клетки крови по рисункам учебника, описывают их значение в организме человека, используя заранее выделенные понятия учителем. Выполняют задание: рисуют условные знаки, которыми обозначают название сосудов. Выполняют совместно с учителем практическую работу: чтение анализа крови, запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Под руководством учителя делают вывод о состоянии своего организма, самочувствии Рассказывают о значении крови и кровообращения, ее составе. Узнают и называют клетки крови по рисункам, какие функции они выполняют. Выписывают названия клеток крови в тетрадь. Называют и показывают по таблице виды сосудов (капилляры, вены, артерии). Рассказывают об особенностях строения разных видов сосудов. Устанавливают взаимосвязь между их строением и выполняемыми функциями. Рассказывают по схеме о значении  крови, называют ее функции: перенос кислорода и питательных веществ, воды, выведение углекислого газа, выведение вредных и ненужных веществ, защита организма. Выполняют практическую работу: чтение анализа крови, запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Делают вывод о состоянии своего организма
16  Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс 1 Формирование представлений о внешнем виде, величине, положении сердца в грудной клетке; о  работе сердца и пульсе   Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о внешнем виде, величине, положении сердца в грудной клетке. На рисунке обозначают место сердца в организме человека, подписывают отделы сердца. Под руководством учителя выполняют практическую работу по подсчету своего пульса в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений; делают вывод о состоянии своего организма, его самочувствии Рассказывают по рисунку, макету о строении сердца: внешний вид, величина, положении сердца в грудной клетке. Подписывают на рисунке рабочей тетради отделы сердца. Дорисовывают рисунок: обозначают место сердца в организме человека. Выполняют практическую работу: проводят подсчет пульса с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Делают вывод об учащении пульса при физической нагрузке. Описывают особенность состояния своей кровеносной системы: частоту пульса
17 Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови 1 Формирование представлений о кровяном давлении, движении крови по сосудам, группе крови Знакомятся с понятием кровяное давление по словарю учебника, выписывают в тетрадь определение «кровяное давление». По рисунку учебника и таблице рассказывают о движении крови по сосудам; выписывают в тетрадь новые термины (название видов крови, кровеносных сосудов). Под руководством учителя выполняют практическую работу: записывают в «Блокноте на память» свою группу крови, резус-фактор, кровяное давление Знакомятся с понятием кровяное давление по словарю учебника, выписывают в тетрадь определение «кровяное давление».  По рисунку учебника и таблице рассказывают о движении крови по сосудам; какую функцию выполняет артериальная и венозная кровь, чем отличается по составу и выполняемым функциям. Выписывают в тетрадь новые термины (название видов крови, кровеносных сосудов). Под руководством учителя выполняют практическую работу: записывают в «Блокноте на память» свою группу крови, резус-фактор, кровяное давление. Делают вывод о состоянии своего самочувствия, соблюдении правил здорового образа жизни и безопасного поведения
18 Заболевания сердца. Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний 1 Формирование представлений о сердечно- сосудистых заболеваниях и их профилактике   Перечисляют заболевания сердечно- сосудистой системы (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность), используя помощь учителя.  Рассказывают по плану и опорным предложениям о профилактике сердечно- сосудистых заболеваний Называют сердечно-сосудистые заболевания и их причины (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Заполняют таблицу «Сердечно- сосудистые заболевания, причины возникновения, состояние самочувствия человека». Записывают в тетрадь рекомендации по профилактике заболеваний
19 Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.   Продолжение формирования представлений о профилактике сердечно- сосудистых заболеваний Рассказывают о строении стенок сердца, выполняемой им работе, используя помощь учителя. Рассматривают в таблице и на рисунках сердце тренированного и нетренированного человека, называют отличия. Рассказывают по опорным предложениям о правилах тренировки сердца, о постепенном увеличении нагрузки Рассказывают о строении сердца, устанавливают взаимосвязь между работой сердца и состоянием мышц стенок сердца. Сравнивают по рисункам, слайдам и таблице сердце тренированного и нетренированного человека, делают вывод об отличительных признаках его строения.  Составляют памятку «Правила тренировки сердца». Формулируют вывод о постепенном увеличении нагрузки при проведении тренировки сердца
20 Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно- сосудистую систему   Формирование представления о вреде никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно- сосудистую систему Работают с карточкой: определение вредных привычек, записывают правила здорового образа жизни. По иллюстрациям определяют вред, наносимый человеку никотином, спиртными напитками, наркотическими средствами. Смотрят видеофильм о последствиях наркотиков на внешность человека с последующим обсуждением Называют вредные привычки человека, используя иллюстративный материал, предложенный учителем. Называют причины алкоголизма, вред наркотиков; к каким болезням приводят вредные привычки; как действует на организм человека никотин, спиртные напитки, наркотические вещества. Определяют   совместно с учителем пути избавления от вредных привычек. Смотрят видеофильм о последствиях наркотиков на внешность человека в очень короткие сроки с последующим обсуждением
21 Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно   Формирование представлений о первой помощи при кровотечении Зачитывают по учебнику характеристику видов кровотечений, что характерно для каждого вида. Рассказывают по рисункам и опорным предложениям какую помощь оказывают при разных видах кровотечений. Выписывают из словаря определение термина «донор», обсуждают его значение. Под руководством учителя выполняют практические работы: обработка царапин йодом; наложение повязок на раны при порезах, кровотечении. Делают вывод о необходимости оказания первой помощи при кровотечениях Выписывают в рабочую тетрадь виды кровотечений, зачитывают из учебника их характеристику. Выполняют задание: описывают и определяют по описанию вид кровотечения.  Подписывают на рисунках в рабочей тетради виды кровотечений; сравнивают, определяют отличительные признаки; называют виды оказания первой помощи. Выписывают из словаря определение термина «донор», обсуждают его значение. Выполняют практические работы: обработка царапин йодом; наложение повязок на раны при порезах, кровотечении.  Делают вывод о необходимости и важности своевременной помощи при кровотечениях
                                                                      Дыхание — 8 часов    
22 Значение дыхания для растений, животных, человека 1  Формирование представлений о значении дыхания для растений, животных, человека Дают характеристику дыхания по опорным предложениям. Читают по опорным карточкам, что дыхание — это процесс окисления органических соединений с высвобождением энергии; что при дыхании всех живых организмов происходит поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Под руководством учителя делают вывод о значении дыхания для всех живых организмов Рассказывают о значении дыхания для растений, животных, человека. Выписывают в тетрадь определение процесса дыхания (дыхание это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма).  Называют типы дыхания у разных живых организмов, через какие структуры дышат живые организмы. Делают вывод о необходимости дыхания для получения энергии и обеспечения жизнедеятельности живых организмов
23 Органы дыхания человека 1 Формирование представлений об  органах дыхательной системы   Называют органы дыхания по таблице, выписывают названия в тетрадь опираясь на текст учебника и используя помощь учителя. Работают с карточками: записывают путь воздуха при вдохе, используя рисунки учебника; расставляют цифры в нужном порядке, определяя путь воздуха при выдохе по органам дыхания, используя помощь учителя Знают и называют по таблице органы дыхания человека (носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие).  Устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями, названием и значением органов. Подписывают названия органов дыхания на рисунках в рабочих тетрадях. Выполняют задания: заполняют пропуски в тексте; записывают путь воздуха при вдохе и выдохе, заполняя пропуски в тексте и расставляя цифры в нужном порядке; дополняют таблицу, пользуясь текстом учебника и рисунком о процессах вдоха и выдоха
24 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. 1 Формирование представлений  о составе вдыхаемого и выдыхаемого  воздуха Рассказывают о составе воздуха по рисунку, используя помощь учителя. Работают со словарем: выписывают определение  термина «газообмен». Наблюдают опыт «Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа», рассказывают о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, используя помощь учителя Рассказывают о составе воздуха по диаграмме.  Работают со словарем: выписывают и объясняют значение нового биологического термина «газообмен». Рассказывают, как происходит газообмен в легких и тканях. Наблюдают опыт «Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа», делают вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
25 Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания 1 Формирование представлений о гигиене дыхания, необходимости чистого воздуха для дыхания Составляют рассказ по плану, используя текст учебника и помощь учителя о необходимости для дыхания чистого воздуха. Рассказывают, что с человеком происходит, если он дышит загрязненным воздухом. Работают с карточкой, выбирают правильные ответы: что необходимо для того, чтобы дышать чистым воздухом, используя помощь учителя Составляют рассказ по плану, используя текст учебника о необходимости для дыхания чистого воздуха. Описывают состояние человека при дыхании загрязненным воздухом.  Работают с карточкой, выбирают правильные ответы: что необходимо для того, чтобы дышать чистым воздухом. Называют меры, принимаемые в городе для охраны воздуха
26 Болезни органов дыхания и их предупреждение 1 Формирование представлений  о простудных и инфекционных заболеваниях органов дыхания, их профилактике Читают в учебнике названия  заболевания органов дыхания. Рассказывают с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем,  о правилах предупреждения заболеваний. Рассматривают рисунки в рабочей тетради, обозначают предметы, необходимые для людей, заболевших простудными и инфекционными заболеваниями. Подчеркивают в тексте   названия болезней органов дыхания. Под руководством учителя выполняют практическую работу: измеряют температуру тела; делают вывод о необходимости здорового образа жизни Называют простудные и инфекционные заболевания органов дыхания, причины их возникновения, правила предупреждения заболеваний. Подчеркивают в тексте   названия болезней органов дыхания. Заполняют таблицу в рабочей тетради, используя слова для справок «Инфекционные и простудные заболевания». Выписывают из словаря значение термина «вакцина». Называют болезни, при которых используется. Называют правила здорового образа жизни, методы, средства лечения и профилактики заболеваний. Выполняют практическую работу: измеряют температуру тела. Делают вывод о мерах профилактики простудных заболеваний, необходимости здорового образа жизни
27 Влияние никотина на органы дыхания 1 Формирование представлений о влиянии никотина  на органы дыхания Слушают рассказ учителя о вредном влиянии курения на органы дыхания. Слушают сообщения обучающихся, откуда произошел табак, как действует табак на органы дыхания. Рассматривают фотографии легких курящего и некурящего человека, делают вывод о необходимости здорового образа жизни. Знают и называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения (занятия физкультурой и спортом; отсутствие вредных привычек, чистый воздух). Смотрят видеофильм о вреде никотина для органов дыхания с последующим обсуждением Слушают рассказ учителя, работают с презентацией о происхождении никотина, его содержании в разных видах растений, приносимом вреде организму человека и заболеваниях органов дыхания при курении; Слушают сообщения обучающихся, откуда произошел табак, как действует табак на органы дыхания.  Рассматривают фотографии легких курящего и некурящего человека, делают вывод о необходимости здорового образа жизни. Знают и называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения (занятия физкультурой и спортом; отсутствие вредных привычек, чистый воздух). Смотрят видеофильм о вреде никотина для органов дыхания с последующим обсуждением
28 Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы 1 Формирование представлений о гигиенических требованиях к составу воздуха в жилых помещениях, о загрязнении атмосферы Работают с презентацией «Охрана воздуха». Называют, что может находиться в воздухе: дым заводов, выхлопные газы, дым костров.  Называют причины загрязнения воздуха в атмосфере и жилых помещениях, о вредном влиянии запыленности и загазованности воздуха на организм человека. Работают с таблицей: «Какими действиями человек загрязняет воздух». Рисуют в тетради природоохранные знаки; рассматривают рисунки и рассказывают с помощью учителя, что загрязняет и что очищает воздух Рассказывают о гигиенических требованиях к составу воздуха в жилых помещениях; о причинах загрязнения атмосферы.  Работают с презентацией «Запыленность и загрязненность воздуха, их вредное влияние».  Рассматривают иллюстрации о  загрязнении воздушной среды, источниках загрязнения воздуха в жилых помещениях. Составляют совместно с учителем рекомендации как получить свежий воздух, какие меры нужно применять по очистке воздуха.  Знакомятся с экологическими проблемами окружающей среды. Устанавливают взаимосвязь между природными компонентами, природой и человеком. Рисуют в тетради природоохранные знаки; рассматривают рисунки и рассказывают, что загрязняет и что очищает воздух
29 Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для человека 1 Формирование представлений об озеленении городов, значении зеленых насаждений, комнатных растений для человека Рассказывают о значении зеленых насаждений для чистоты воздуха, необходимости озеленения городов. Рассказывают с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем, о роли комнатных растений в обеспечении чистоты воздуха в жилых помещениях. Под руководством учителя решают кроссворд: выписывают названия деревьев, которые сажают в городе Рассказывают о значении зеленых насаждений для чистоты воздуха, необходимости озеленения городов. Рассказывают о роли комнатных растений в обеспечении чистоты воздуха в жилых помещениях. Решают кроссворд: выписывают названия деревьев, которые сажают в городе. Объясняют значение пословиц о необходимости охраны лесов и зеленых насаждений
                                                                         Питание и пищеварение- 10 часов  
30 Особенности питания растений, животных, человека   Формирование представлений об особенностях питания растений, животных, человека По рисункам рассказывают об особенностях питания растений, животных, человека. Называют способы питания растений и животных по опорным предложениям.  По иллюстрациям называют и показывают хищников и растительноядных животных. Рассказывают об особенностях питания человека, его значении для жизнедеятельности организма Рассказывают по рисункам и слайдам об особенностях питания растений, животных, человека. Называют способы питания растений: воздушное и минеральное. Рисуют схему всасывания и передвижения растворенных минеральных солей корнями, образование органических веществ листьях растений, называют условия протекания этих процессов. Называют способы питания животных. На рисунках показывают хищников и растительноядных животных. Рассказывают об особенностях питания человека, его значении для жизнедеятельности организма
31 Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи   1 Формирование представлений о питании и пищеварении. Закрепление знаний о пищевых продуктах, и питательных веществах.  Назначение  витаминов Рассказывают о значении питания для человека с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем.  Называют продукты растительного и животного происхождения по рисункам , принимая помощь учителя. Выписывают в тетрадь названия питательных веществ (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли). Находят на рисунках и подписывают продукты, содержащие белки, жиры и углеводы Находят в словаре и объясняют значение терминов «питание», «пищеварение». Рассказывают, для чего человеку нужна пища; какая пища называется растительной и животной. По рисункам и слайдам называют питательные вещества, которые содержатся в пище (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли), в каких продуктах содержаться и какое значение их для человека.  Находят на рисунках и подписывают продукты, содержащие белки, жиры и углеводы. Записывают в тетрадь  правила разнообразного питания
32 Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека   Формирование представлений о витаминах, значении овощей и фруктов для здоровья человека Работают со словарем, выписывают в тетрадь значение термина «витамины». Выписывают в тетрадь по рисункам название витаминов. Называют по рисункам продукты, содержащие разные витамины. Рассказывают о витаминах по плану, используя опорные предложения и помощь учителя. Рассказывают о значении овощей и фруктов для здоровья человека по предложенным учителем предложениям Читают в словаре значение термина «витамины», выписывают в тетрадь. Объясняют, почему организму необходимы витамины, что такое авитаминоз.  Называют по рисункам группы витаминов, продукты питания, в которых они содержатся.  Составляют рассказ о витаминах по плану (название, где содержится, чем полезен). Заполняют таблицу в рабочей тетради: название витамина, в каких продуктах содержится. Делают вывод о значении овощей и фруктов для здоровья человека
33 Органы пищеварения 1 Формирование знаний об органах пищеварения Называют по слайдам и рисункам, используя помощь учителя,  органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень,  кишечник.  Выполняют задания в рабочей тетради. Подчёркивают в тексте правильные ответы, какие органы относятся к органам пищеварения; подписывают органы пищеварения на рисунке; обозначают на схеме последовательность прохождения пищи по пищеварительному тракту Называют и показывают по таблице органы пищеварения (ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник). Рассказывают, что происходит с пищей в каждом органе. Устанавливают взаимосвязь между строением органов и выполняемой функцией.  Выполняют задания в тетради: подчеркивают в тексте правильные ответы, какие органы относятся к органам пищеварения. Пописывают органы пищеварения на рисунке. Обозначают последовательность прохождения пищи по пищеварительному тракту по схеме рабочей тетради. Соединяют стрелками органы пищеварения и выполняемые ими функции
34 Здоровые зубы- здоровое тело. Строение и значение зубов, уход, лечение 1 Формирование  представлений о строении и значении зубов. Расширение знаний о правилах ухода за зубами, их  лечении Называют части зуба по таблице и рисунку учебника.  Сравнивают зубы, отмечают их различие по форме и функциям. Составляют рассказ по плану и с опорой на предложения о правилах здорового образа жизни и правильного питания,  ухода за ротовой полостью, своевременным лечением зубов. Называют заболевания зубов, десен и ротовой полости, используя помощь учителя Обводят рисунки в рабочей тетради с предметами, необходимыми для ухода за зубами   Называют по рисунку виды зубов у млекопитающих животных, сравнивают с зубами человека по таблице. Называют части зуба по таблице и рисунку учебника. Устанавливают взаимосвязь между видом зуба и выполняемой функцией. Называют правила ухода за ротовой полостью, своевременным лечением зубов. Отрабатывают правила чистки зубов, выполняя задание в рабочей тетради: расставляют цифры в правильном порядке.  Называют заболевания зубов, десен и ротовой полости, записывая их названия  в тетради.  Дополняют предложения в тексте рабочей тетради, закрепляя правила ухода за зубами и ротовой полостью. Обводят рисунки с предметами, необходимыми для ухода за зубами в рабочей тетради.
35 Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание.  Изменение пищи в желудке   Формирование представлений об изменении пищи во рту под действием слюны, глотании,  изменении пищи в желудке Рассказывают, что происходит в ротовой полости под действием слюны, какую роль в пищеварении играет язык с опорой на предложения и иллюстрации, предоставленные учителем. Наблюдают за опытом по обнаружению крахмала в хлебе, в картофеле.  Делают вывод под руководством учителя, как действует слюна на крахмал. Находят и подписывают на схеме желудок, рисуют, где расположен желудок в организме человека, дополняют предложения, что происходит с пищей в желудке Рассказывают о строении ротовой полости как переднего отдела пищеварительной системы (слизистая оболочка, зубы, язык, слюнные железы); о процессах измельчения пищи, смачивания слюной, глотании, начальной стадии пищеварения под действием слюны. Наблюдают демонстрационный опыт. Обсуждают результаты опыта по обнаружению крахмала в хлебе, картофеле. Делают вывод: объясняют, как действует слюна на крахмал. Находят и подписывают на схеме в рабочей тетради желудок. Дополняют предложения в тексте рабочей тетради, что происходит с пищей в желудке
36 Пищеварение  в кишечнике. 1 Расширение представления о функциях отделов пищеварительной системы. Формирование представлений о пищеварении в кишечнике Рассказывают, что происходит с пищей в кишечнике, называют и показывают кишечник на таблице, рисунках, на примере своего организма, используя помощь учителя. Рассматривают рисунок в тетради, подписываю печень, кишечник, аппендикс. Дополняют предложения в тетради об изменении пищи в органах пищеварения Рассказывают о строении  кишечника, находят его на схеме, показывают, где расположен кишечник в организме человека. Устанавливают взаимосвязь между его строением и выполняемой функцией. В рабочей тетради рассматривают рисунок, подписываю печень, кишечник, аппендикс; дополняют предложения об изменении пищи в органах пищеварения
37 Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания 1 Формирование представлений о гигиене питания, значении приготовления пищи, о нормах питания   Выписывают из учебника правила гигиены питания. Выполняют задания в рабочей тетради: читают правила гигиены питания, находят ошибки, зачеркивают неверные утверждения. Знакомятся с нормами питания, составляют меню на день. По слайдам знакомятся с пищей народов разных стран. Рассказывают о культуре поведения во время еды. Демонстрируют правила поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво под руководством учителя. Рассказывают о режиме питания, используя помощь учителя Называют правила здорового образа жизни, гигиены питания.  Знакомятся с правилами составления меню, рассказывают о режиме питания.  По слайдам знакомятся с пищей народов разных стран. Выполняют задания в рабочей тетради: читают правила гигиены питания, находят ошибки, зачеркивают неверные утверждения; подчеркивают правила гигиены питания в стихотворении; записывают правила гигиены питания в тетрадь; составляют меню. Рассказывают о культуре поведения во время еды. Демонстрируют правила поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво
38 Заболевания пищеварительной системы и их профилактика 1 Формирование представлений о заболеваниях пищеварительной системы и их профилактике Называют заболевания органов пищеварения, находят на рисунке и называют продукты, которые могут вызвать заболевания органов пищеварения. Называют правила гигиены, которые необходимо соблюдать при приготовлении пищи и во время еды.  Рассказывают о правилах профилактики заболеваний, используя помощь учителя.  Выполняют задания в тетради: подчеркивают названия заболеваний органов пищеварения в предложенном перечне; рассматривают рисунки и зачеркивают продукты, которые могут вызвать заболевания органов пищеварения. Рассказывают о доврачебной помощи при нарушениях пищеварения Выписывают в тетрадь заболевания пищеварительной системы, используя текст учебника (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Подчеркивают названия заболеваний органов пищеварения в предложенном перечне на карточке. В рабочей тетради рассматривают рисунки и зачеркивают продукты, которые могут вызвать заболевания органов пищеварения; дополняют таблицу «Названия заболеваний и возможная причина». Знают и называют правила здорового образа жизни и правильного питания (правила хранения пищевых продуктов, правила обработки пищи, правила предупреждения инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний). Выписывают из словаря определение значения «инфекционные болезни». Объясняют, какие болезни называют инфекционными.  Называют признаки инфекционных заболеваний, причины заражений, меры профилактики и доврачебной помощи при нарушениях пищеварения
39 Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему 1 Формирование представлений о причинах и признаках пищевых отравлений; влиянии вредных привычек на пищеварительную систему Называют виды и причины отравлений, что необходимо делать при отравлении. Называют правила сбора и хранения грибов и ягод, хранения и употребления в пищу продуктов питания, используя помощь учителя. Под руководством учителя рассказывают о доврачебной помощи при нарушениях пищеварения. Проводят исследование качества продуктов питания по таблице в рабочей тетради под руководством учителя. Рассказывают о вредном влиянии алкоголя и курения на пищеварительную систему по плану и опорным предложениям  Называют правила гигиены питания, хранения пищевых продуктов, обработки пищи.  Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради «Пищевые отравления: отравления бактериями, грибами, ядовитыми растениями». По презентации, рисункам знакомятся и называют ядовитые грибы и растения, описывают их особенности внешнего вида. Работают с таблицей учебника: называют причины и признаки пищевых отравлений, первую помощь и правила гигиены. Проводят исследование качества продуктов питания по таблице в рабочей тетради.  Рассказывают о вредном влиянии алкоголя и курения на пищеварительную систему по плану
                                                                                                     Выделение — 3час  
40 Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи 1 Формирование представлений об органах образования и выделения мочи, роли выделения в процессе жизнедеятельности организма Называют органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) по рисункам и таблице, используя помощь учителя.  Рассказывают по плану и опорным предложениям о роли выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Разгадывают ребусы с названием органов и выполняемыми функциями. В рабочей тетради рассматривают рисунок, подписывают почки, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал, используя помощь учителя Называют органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) по рисункам и таблице. Устанавливают взаимосвязь между строением органов и выполняемой функцией. Описывают особенность состояния своей мочевыделительной системы (отсутствие болей в области поясницы, длительность удержания мочи, цвет мочи). В рабочей тетради разгадывают ребусы с названием органов и выполняемыми функциями;  рассматривают рисунок, подписывают почки, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал
41 Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи 1 Формирование представлений о внешнем виде почек, их расположении в организме человека, значении выделения мочи Показывают на рисунках органы образования и выделения мочи; расположение почек в организме человека на таблице и на примере собственного организма.  Описывают внешний вид почек по рисунку, предложенному учителем плану и опорным предложениям. Зарисовывают почку в тетради. По иллюстрациям и опорным предложениям рассказывают о значении выделения мочи Показывают и называют по таблице органы образования и выделения мочи; Показывают расположение почек в организме человека по таблице и на примере собственного организма.  Описывают внешний вид почек по рисунку и предложенному учителем плану. Зарисовывают почку в разрезе в тетради. Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают правильный ответ, как образуется и выделяется моча. Составляют рассказ по плану о значении выделения мочи
42 Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита 1 Формирование представлений о почечных заболеваниях, профилактике цистита Описывают особенность состояния своей мочевыделительной системы (наличие либо отсутствие болей в области поясницы, длительность удержания мочи, цвет мочи), используя помощь учителя. Рассказывают о предупреждении почечных заболеваний, профилактике цистита с опорой  на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Читают с помощью учителя результаты анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар), делают вывод о своем самочувствии. Рассматривают рисунки, рисуют на них разрешающие или запрещающие знаки по профилактике почечных заболеваний. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения Описывают особенность состояния своей мочевыделительной системы (наличие либо отсутствие болей в области поясницы, длительность удержания мочи, цвет мочи). Рассказывают о предупреждении почечных заболеваний, профилактике цистита по плану и вопросам учителя. Читают с помощью учителя результаты анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар), делают вывод о состоянии своего организма, самочувствии. Рассматривают рисунки в рабочей тетради, рисуют на них разрешающие или запрещающие знаки по профилактике почечных заболеваний. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения
Размножение и развитие — 9 часов
43 Особенности мужского и женского организма 1 Формирование представлений об особенностях строения мужского и женского организма Рассматривают иллюстрации: мужчина и женщина.  Называют биологическую и социальную природу человека, в чем ее разница для мужчины и женщины. Сравнивают мужчину и женщину по параметрам: внешний вид, поведение, одежда, телосложение, физические и физиологические особенности, особенности психики; находят и называют  общие черты и черты отличия. Работают с презентацией «Любовь, жизнь, семья» с последующим обсуждением, используя помощь учителя Рассматривают иллюстрации: мужчина и женщина.  Называют биологическую и социальную природу человека, в чем ее разница для мужчины и женщины. Сравнивают мужчину и женщину по параметрам: внешний вид, поведение, одежда, телосложение, физические и физиологические особенности, особенности психики; первичные половые признаки. Находят и называют общие черты и черты отличия, делают вывод. Работают с презентацией «Любовь, жизнь, семья» с последующим обсуждением  
44 Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека 1 Формирование представлений о биологическом значении размножения, размножении растений, животных, человека Называют виды и способы размножения растений и животных по рисункам с опорой на предложения и иллюстрации. Рассказывают,  в чем преимущество полового размножения; какое биологическое значение имело возникновение у животных внутреннего размножения.  Отмечают особенность размножения человека: чем половые клетки отличаются от соматических; почему каждому человеку нужно знать свою родословную. Что такое наследственная информация Называют виды и способы размножения растений и животных по рисункам; в чем преимущество полового размножения. Какое биологическое значение имело возникновение у животных внутреннего размножения.  Отмечают особенность размножения человека: чем половые клетки отличаются от соматических; почему каждому человеку нужно знать свою родословную. Что такое наследственная информация
45 Система органов размножения человека 1 Формирование представлений о системе органов размножения человека Называют по таблице системы органов размножения мужчины и женщины, используя помощь учителя.  Составляют рассказ по плану с опорой на предложения о гигиене юношей и девушек в подростковом возрасте. Зачитывают в учебнике, находят в таблице и показывают на рисунках половые железы и половые клетки мужчины и женщины Называют по таблице системы органов размножения мужчины и женщины: особенности строения и выполняемой функции.  Составляют рассказ по плану о гигиене юношей и девушек в подростковом возрасте. Зачитывают в учебнике, находят в таблице и на рисунках половые железы и половые клетки мужчины и женщины, рассказывают о их строении и выполняемой функции
46 Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие 1 Формирование представлений об    оплодотворении,  беременности и  внутриутробном развитии Читают в учебнике что такое оплодотворение, где происходит, каковы условия осуществления. Как и когда наступает беременность. Заполняют таблицу: условия внутриутробного развития ребенка. Называют правила здорового образа жизни матери новорожденного ребенка, используя помощь учителя Читают в учебнике что такое оплодотворение, где происходит, каковы условия осуществления. Как и когда наступает беременность. Заполняют таблицу: условия внутриутробного развития ребенка. Называют правила здорового образа жизни. Устанавливают взаимосвязь между здоровьем матери и правильным внутриутробном развитии ребенка.  Называют условия протекания правильной беременности
47 Роды. Материнство. Уход за новорожденным 1 Формирование представлений о родах, материнстве, уходе за новорожденным Читают в учебнике и составляют рассказ о родах, материнстве, особенностях ухода за новорожденным по плану и опорным предложениям Читают в учебнике и составляют рассказ о родах, материнстве, особенностях ухода за новорожденным
48 Рост и развитие обучающегося 1 Формирование представлений о росте и развитии обучающегося Читают значение нового термина в словаре: что такое развитие. Называют по рисункам этапы развития обучающегося; каковы особенности развития на каждом этапе. Дают характеристику по плану и с опорой на предложения особенностей  развития детей и подростков в школьный период. Называют условия, которые необходимо создать для правильного развития обучающегося   Читают значение нового термина в словаре: что такое развитие. Называют, используя рисунки, этапы развития обучающегося; каковы особенности развития на каждом этапе. Дают по плану характеристику особенностей развития детей и подростков в школьный период. Называют условия, которые необходимо создать для правильного развития обучающегося  
49 Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности 1 Формирование представлений о  последствия ранних половых связей, вреде ранней беременности Составляют рассказ по плану и опорным предложениям об опасности внебрачных связей, об угрозе венерических болезней; отрицательной нравственной оценке половой распущенности; необходимости соблюдения половой гигиены.  Называют современные средства контрацепции, вредные последствия аборта   Составляют рассказ по плану и опорным предложениям об опасности внебрачных связей, об угрозе венерических болезней; отрицательной нравственной оценке половой распущенности; необходимости соблюдения половой гигиены.  Называют современные средства контрацепции, вредные последствия аборта Отвечают на вопросы: почему людям репродуктивного возраста важно держать процесс размножения под контролем и для чего это нужно
50 Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействия инфекционных и вирусных заболеваний 1 Формирование представлений о пороках развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействия инфекционных и вирусных заболеваний               Рассказывают по презентации о вредном влиянии алкоголя на развитие плода ребенка; называют отклонения в развитии, приводят примеры аномалий. Заполняют схему: воздействие алкоголя, наркотиков, инфекционных и вирусных заболеваний на человека. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения, используя помощь учителя Рассказывают по презентации о вредном влиянии алкоголя на развитие плода ребенка; называют отклонения в развитии, приводят примеры аномалий. Работают в группах по инструктивным карточкам с описанием негативных факторов воздействия (лекарственные препараты, алкоголь, наркотики) на развитие плода и мерах их устранениях.  В рабочей тетради заполняют схему: воздействие алкоголя, наркотиков, инфекционных и вирусных заболеваний на человека.  Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения
51 Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика 1 Формирование представлений о венерических заболеваниях, СПИДе, их профилактике Составляют рассказ, по заранее выделенным понятиям, о половом пути передачи венерических заболеваний, СПИДа.  Называют правила здорового образа жизни, меры профилактики заболеваний Составляют рассказ о половом пути передачи венерических заболеваний, СПИДа.  Называют правила здорового образа жизни, меры профилактики заболеваний
Покровы тела -6 часов
52 Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи 1 Формирование представлений о коже и ее роли в жизни человека, значении кожи Называют и показывают, чем покрыто тело человека, из каких слоев состоит кожа; рассказывают, используя таблицу и помощь учителя, о значении кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Называют, какое значение имеет выделение пота и кожного жира для человека, как нужно следить за чистотой кожи. Описывают особенность состояния своей кожи (чувствительность к холоду, потоотделение, наличие или отсутствие жжения, зуда, запаха), состояние своего самочувствия, используя помощь учителя. Записывают функции кожи в тетрадь по заранее выделенным учителем опорным предложениям. Рассматривают через микроскоп или лупу кожу на предмет обнаружения пор Рассказывают о строении кожи, называют по рисунку и таблице слои кожи и ее части. Устанавливают взаимосвязь между строение и выполняемыми функциями.  Рассказывают о значении кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Описывают особенность состояния своей кожи (чувствительность к холоду, потоотделение, наличие или отсутствие жжения, зуда, запаха). Делают вывод о состоянии своего организма, о своем самочувствии. Выполняют задания в рабочей тетради: соединяют стрелками названия слоя кожи и его описание; записывают функции кожи, используя текст учебника. Рассматривают через микроскоп или лупу кожу на предмет обнаружения пор, делают вывод о значении кожи
53 Производные кожи: волосы и ногти 1 Формирование представлений о волосах и ногтях как видоизмененного верхнего слоя кожи. Рассказывают по рисункам и заранее выделенным учителем понятиям  для чего нужны человеку волосы и ногти, из чего состоит волос и ноготь. Дополняют пропуски в таблице рабочей тетради: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют. Дописывают предложения о строении волос и ногтей. Рассказывают о строении волос и ногтей,  для чего человеку нужны волосы. Называют виды волос по рисункам и иллюстрациям, презентации.  Дополняют пропуски в таблице рабочей тетради: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют. Дописывают предложения о строении волос и ногтей.  
54 Закаливание организма 1 Формирование представлений о закаливании организма Работают со словарем: выписывают значение термина «закаливание», используя помощь учителя. Рассматривают рисунки и называют виды закаливания (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Называю, с опорой на иллюстративный материал, правильный ответ в тексте рабочей тетради «Требования к закаливанию водой» Работают со словарем: выписывают и объясняют значение термина «закаливание»; рассматривают рисунки и называют виды закаливания (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Выбирают правильный ответ в тексте рабочей тетради «Требования к закаливанию водой».  Записывают в тетрадь правила и принципы разных видов закаливания. Устанавливают взаимосвязь между природными компонентами и человеком
55 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током 1 Формирование представлений об оказании первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током Записывают в тетрадь, опираясь на текст учебника и предложения, предложенные учителем, признаки теплового и солнечного ударов, термических и химических ожогов, обморожения, поражения электрическим током. Записывают в тетрадь, используя помощь учителя, виды первой помощи при полученных травмах. Знают правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Под руководством учителя, выполняют практические работы: выполняют различные приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Делают вывод о необходимости оказания первой помощи, правилах здорового образа жизни, безопасного поведения Записывают в тетрадь, опираясь на текст учебника, признаки теплового и солнечного ударов, термических и химических ожогов, обморожения, поражения электрическим током. Рассказывают, используя слайды и иллюстрации, о причинах травм. Записывают в тетрадь виды первой помощи при полученных травмах. Знают и называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Выполняют практические работы: оказание доврачебной помощи при ожогах; выполняют различные приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Делают вывод о необходимости оказания первой помощи, правилах здорового образа жизни, безопасного поведения
56 Кожные заболевания и их профилактика 1 Формирование представлений о кожных заболеваниях и их профилактике  Называют по рисункам, слайдам виды кожных заболеваний (педикулез, чесотка, лишай, экзема), используя помощь учителя; называют причины возникновения; правила здорового образа жизни. Рассказывают о гигиене кожи, правилах ухода за кожей, профилактике появления угрей по плану и опорным предложениям. Смотрят видеофильм «Гигиеническая и декоративная косметика» с последующим обсуждением ее влияния на здоровье человека Узнают и называют по рисункам, слайдам виды кожных заболеваний (педикулез, чесотка, лишай, экзема).  Описывают их внешние отличительные признаки.  Называют причины возникновения и меры профилактики заболеваний; правила здорового образа жизни. Рассказывают о гигиене кожи, правилах ухода за кожей; профилактике появления угрей. Устанавливают взаимосвязь между состоянием кожи и влиянием внешних факторов.  Смотрят видеофильм «Гигиеническая и декоративная косметика» с последующим обсуждением ее влияния на здоровье человека
57 Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви 1 Формирование представлений об уходе за волосами и ногтями, гигиенических требованиях к одежде и обуви     По рисункам рассказывают о правилах ухода за волосами и ногтями; гигиеническими требованиями к одежде и обуви. В рабочей тетради заполняют пропуски в таблице: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют, используя помощь учителя. Вписывают пропущенные слова в текст карточки о правилах ухода за волосами и ногтями, используя опорные предложения и слова для справок Называют по рисункам и иллюстрациям правила ухода за волосами и ногтями; называют причины необходимости ухода; устанавливают взаимосвязь между строением волос и ногтей и выполняемыми ими функциями.  Заполняют пропуски в таблице рабочей тетради: виды волос, где расположены, какую функцию выполняют.  Вписывают пропущенные слова в текст карточки о правилах ухода за волосами и ногтями
Нервная система — 4часа
58 Значение и строение нервной системы 1 Формирование представления о строении нервной системы, функциях головного, спинного мозга и нервов Подписывают на рисунках спинной и головной мозг. Рассказывают, где расположены нервы, какое основное их свойство.  Рассказывают, используя иллюстрации и помощь учителя, о значении нервной системы. В рабочей тетради дополняют схему: название отделов нервной системы; подписывают на рисунке торса человека расположение головного и спинного мозга; заполняют таблицу: где находятся отделы головного мозги и какую функцию выполняют, используя помощь учителя Рассказывают по таблице о строении и расположении в организме человека нервной системы, головного и спинного мозга, нервов.  Узнают и показывают части нервной системы на таблице. Устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями отделов нервной системы; между внутренними органами человека и нервной системой. Выписывают в тетрадь функции отделов нервной системы. Составляют рассказ по плану о значении нервной системы. В рабочей тетради заполняют таблицу: где находятся отделы головного мозги и какую функцию выполняют; дополняют схему: значение нервной системы
59 Гигиена умственного и физического труда 1 Расширение и закрепление представления о правилах здорового образа жизни, значении нервной системы для жизни человека Называют правила здорового образа жизни (соблюдение режима дня, смена видов деятельности, чередование работы и отдыха); рассказывают  о значении сна и гигиене сна по плану и опорным предложениям, называют правила здорового образа жизни. Составляют свой режим дня; записывают в тетрадь названия физических упражнений для утренней зарядки Записывают в тетрадь, какие правила гигиены умственного и физического труда необходимо соблюдать; Выписывают в тетрадь названия физических упражнений для утренней зарядки; рекомендации для сохранения работоспособности организма. Выбирают правильные ответы в тексте в рабочей тетради: что необходимо для хорошего сна.  Объясняют значение сна и сновидений. Разрабатывают и записывают рекомендации по предупреждению перегрузок, чередованию труда и отдыха. Составляют свой режим дня
60 Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему 1 Формирование представлений о вреде спиртных напитков и курения на нервную систему Рассказывают о правилах здорового образа жизни, называют привычки, которые разрушают нервную систему.  Называют врачей специалистов: нарколог, невропатолог Рассказывают, как влияют на нервную систему спиртные напитки и курение, что происходит с людьми, употребляющими наркотики. Описывают особенности состояния своего самочувствия: сон, сновидения, режим дня, вредные привычки, состояние памяти, работоспособности
61 Заболевания нервной системы. Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы 1 Формирование представлений о заболеваниях нервной системы,  профилактике травматизма и заболеваний нервной системы Выписывают в тетрадь названия заболеваний нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Называют болезни по описанию признаков протекания. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения; правила профилактики травматизма и заболеваний нервной системы, используя помощь учителя Выписывают в тетрадь названия заболеваний нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Называют болезни по описанию признаков протекания, изменений состояния организма человека; называют причины заболеваний; устанавливают взаимосвязь между протеканием болезни и влиянием внешних факторов. Называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения; правила профилактики травматизма и заболеваний нервной системы  
Органы чувств – 6 часов
62 Значение органов чувств у животных и человека 1  Формирование представлений о значении органов чувств у животных и человека Называют органы чувств животных и человека, рассказывают об их значении; какие ощущения помогают воспринимать, как помогают ориентироваться в окружающей среде, защищаться от неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды. Выписывают названия органов чувств у человека в тетрадь. В рабочей тетради подписывают на рисунках названия органов чувств человека Называют органы чувств животных и человека, рассказывают об их значении; какие ощущения помогают воспринимать, как помогают ориентироваться в окружающей среде, защищаться от неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды. Выписывают названия органов чувств у человека в тетрадь. В рабочей тетради подписывают на рисунках названия органов чувств человека. Устанавливают взаимосвязи между природными компонентами и человеком
63 Орган зрения человека. Строение, функции и значение 1 Формирование представления о строении и функциях органа зрения Показывают по таблице и в натуре орган зрения.  Рассказывают о его строении; показывают и называю части глаза по таблице; Составляют рассказ по плану  и опорным предложениям о  значении органа зрения. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа зрения Показывают по таблице и в натуре орган зрения.  Рассказывают о его строении; показывают и называю части глаза по таблице; устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями. Составляют рассказ по плану о значении органа зрения. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа зрения  
64 Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения   Формирование представлений о болезнях органов зрения, их профилактике и  гигиене Выписывают из учебника в тетрадь название болезней органа зрения. Записывают в тетрадь правила гигиены зрения. Под руководством учителя проводят самонаблюдения, описывают состояние зрения; называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Называют, с помощью учителя, приемы оказания первой помощи при повреждении глаза Выписывают из учебника в тетрадь название болезней органа зрения.  Называют по рисункам и слайдам причины их возникновения, меры профилактики. Записывают в тетрадь правила гигиены зрения. Под руководством учителя проводят самонаблюдения, описывают состояние зрения; называют правила здорового образа жизни и безопасного поведения; перечисляют правила личной гигиены. Называют приемы оказания первой помощи при повреждении глаза, Разрабатывают памятку по оказанию первой помощи при повреждении глаза
65 Орган слуха человека. Строение и значение 1 Формирование представления о строении и значении органа слуха Показывают по таблице и в натуре орган слуха. Рассказывают о его строении; показывают и называю части уха на таблице; Составляют рассказ по плану  и опорным предложениям о  значении органа слуха. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа слуха, используя слова для справок Показывают по таблице и в натуре орган слуха. Рассказывают о его строении; показывают и называю части уха на таблице; устанавливают взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями. Составляют рассказ по плану о значении органа слуха. Подписывают на рисунке в рабочей тетради части органа слуха, используя слова для справок  
66 Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений  слуха. Гигиена 1 Формирование представлений о  заболеваниях органа слуха, предупреждение нарушений  слуха. Гигиена   Выписывают в тетрадь, используя заранее выделенные учителем опорные понятия, факторы нарушения слуха; подчеркивают предложения в тексте карточки, которые относятся к правилам гигиены слуха. Рассматривают рисунки, определяют разрешающие и запрещающие знаки гигиены слуха.  Под руководством учителя проводят самонаблюдение, описывают особенность своего состояния: состояние слуха. Делают вывод о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения. Называют по опорным предложениям правила гигиены слуха Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, факторы нарушения слуха. Подчеркивают предложения, которые относятся к правилам гигиены слуха в рабочей тетради.  Рассматривают рисунки, определяют разрешающие и запрещающие знаки гигиены слуха.  Под руководством учителя проводят самонаблюдение, описывают особенность своего состояния: состояние слуха. Делают вывод о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения. Составляют и записывают в тетрадь правила гигиены слуха
67 Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана всех органов чувств 1 Формирование представления об органах  осязания, обоняния, вкуса. Называют по опорным предложениям органы осязания, обоняния и вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Под руководством учителя проводят самонаблюдения, определяют, как работают органы чувств. Рассказывают, где они расположены; какую роль играют в жизни человека. Рассказывают по рисункам об охране всех органов чувств Называют и показывают по таблице и на рисунке органы осязания, обоняния и вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Называют и показывают на примере своего организма, где расположены органы осязания, обоняния и вкуса. Рассказывают о ох значении в жизни человека, проводят самонаблюдения под руководством учителя. Устанавливают взаимосвязь органа вкуса с органом обоняния. Составляют рассказ о взаимосвязи всех органов чувств и необходимости их охраны  
68 Повторение «Взаимосвязь работы органов и систем органов организма человека». 1 Обобщение и закрепление знания о строении организма человека, взаимосвязи органов, работы организма как единого целого Работают в группах, выполняют задания в рабочих тетрадях Выполняют тестовые задания